Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 245
Скачиваний: 0
mj=sup |
|
—1 |
— наибольшее значение функции |
лг, |
|
|
i-l |
£п/У |
д а |
1 |
Еп i j |
||
|
|
|
/= |
|
В тех случаях когда оценка Р3оказывается слишком зани женной, вероятность Р,- может быть найдена методом статисти ческого моделирования по известным функциям плотности ве роятности случайных величин е,;,
Удобным для использования является также следующее очевидное соотношение:
где |
,= |
min |
г и з2 — среднее и дисперсия е (общее обозначе- |
||||||||||||
нпе); |
1 < |< Л ', |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— функция Лапласа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
F(-) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В этом случае |
вместо выражения |
(5.61) |
можно |
использо |
|||||||||||
вать соотношение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Р { ? i H > 0 ) = n |
F {hj)-r |
|
|
|
Лг, |
|
|
|
|
|
||||
|
F |
|
|
- П ^V'y) |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
y=i |
|
|
|
|
/=1 |
|
|
|
|
|
|
где /?„, — минимальное значение из Л,-; |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
Л\у. |
2 |
\ |
arcsin Qij |
при |
|
|
|
i<^j, |
|
||||
|
|
|
лс |
1<J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
■V (-Vj- I) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Введем обозначения: |
при j — 1 , Л;2, к = 1, N2 |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
i |
|
|
|
|
|
|
Л’1 |
|
|
|
|
|
|
У |
"У ~ |
^ |
="Ч |
“ну |
~}' |
|
“и* |
, £ i S = |
i |
nft |
£*’ |
|
||
|
|
|
1= 1 |
|
|
|
|
|
|
1=1 |
|
|
|
|
|
где |
Л', |
E<y = s;: |
Л', |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
V , „ |
"ft* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
/ - 1 |
|
/ = |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Тогда |
|
|
|
|
|
0 , 0 |
, |
|
|
о ,о , |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
£ |
II |
, |
£ |
|
|
е. |
е • |
|
Qjk= ---- : М [{iij - |
iij) {ик- «*)] |
|
А |
Пу |
|
|
Л |
J |
|
||||||
|
|
|
е.' |
|
|
|
|||||||||
|
JkQj |
~ |
' |
|
|
оуод, |
пу |
|
° У аА’ |
У Л |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(5. 62) |
если случайные величины г' |
и =' |
а также У/, |
и е ! |
независимы. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
11 h |
у |
|
|
|
II у |
|
« |
|
|
|
В выражении (5. 62)
2 1 4
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
| |
2 |
|
|
2 |
|
2 , |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
e ft = |
|
V |
. T |
3e'; |
|
cy = |
3s' |
] |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
nk |
к |
|
|
|
|
II7 |
|
|
|
|||
Q/ |
|
- |
и 0 £' e— коэффициенты |
корреляции |
случайных |
величин |
|||||||||||||||||
л Л |
и у |
|
j |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Еп* |
И ЕпГ |
£/ |
11 |
ей: |
|
|
|
ЛЦ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
o,-' = |
|
|
V |
|
а£ |
а , . 0 Е |
; |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
V 3 2 |
4 - 2 |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
1=1 |
=;/; |
Г |
^ |
|
|
I* |
;A'WEift£AA’ |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/</ |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
, 2, |
|
|
АЦ |
2 |
! |
|
о V |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
------ |
|
V |
|
- ^ Е |
- Q e . - E |
- I |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
-*Е |
; |
^ |
^ |
Ы 1 |
^ |
|
и |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1<v |
Ev;'-EiV£v/’ |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
■М |
ЛЦ |
^ |
, iV, |
% |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
' еЛеу- |
|
а ,а , |
2 |
4 |
|
|
2 |
4 |
|
а |
, а , |
|
|
|||||||
где |
|
|
|
|
|
|
** Еу |
|
|
i-O |
|
|
i=i |
|
|
|
£к е) |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а е 1А-3 е 1 У е е 1Л-Е 1У |
I |
3 e u , 3 e 2 ; - 0 e u |
. e 2 ; - |
! |
■•• |
+ а Е 1 л З Е л ^ ^ 0 Е 1 А ; Е л г ^ . |
, |
||||||||||||
|
|
|
|
|
+ |
|
°*2Л°«I М к 51j + ■■+ |
|
3«2*3V, yC*2*еЛ12/+ |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
1 3eNskJ‘lfiSN.k*lJ |
1 "' |
1 JtNikiN«LfitN»k*Ntj'‘ |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
зе.а- — средние квадратические отклонения, |
опреде |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ляемые с помощью выражения (1.73) |
на ос |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
нове |
приведенных |
выше |
расчетных |
соотно |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
шении; |
|
|
|
корреляции, определяемые по |
|||||||||||
£ > e i / |
' £ |
i a ’ |
0 е2/, е |
|
|
— коэффициенты |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
формуле |
(1.80) |
на основе |
расчетных соотно |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
шений для вычисления деформации |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
~ik |
с ik |
~~ik> |
i i; |
|
|
“i./ |
=iу’ |
“fti |
^ |
[“/*]’ |
с1/ |
|
|
|
||||||
Оценка для Q.' |
|
Е- имеет вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
в ПК |
11/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чк х г |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Н\По |
|
|
|
|
. (-мАч |
=uA’) |
( = пyv |
-п_/)> |
||||||
а , |
а , |
п (п| / 2о — / 2 1 — По - г / О |
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
Е |
. Е . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V=1 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
пя |
ну |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
«1 и « 2 — число |
физико-механических |
испытаний |
по |
определе- |
|||||||||||||||||||
нию |
впк и znJ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/г= min (//•!, /г.4.
Величины snl, а . (l = k , j ) также оцениваются по данным и/
физико-механических испытаний образцов топлива, из которых находят несмещенные оценки
215
|
'Н |
|
|
nl |
— |
£ и/ = |
c n/ v> ®ч1= = {Н'1 |
1 )“ 1 |
^ (=nZv |
=nl) • |
|
|
V— 1 |
|
|
V= 1 |
|
Аналогично может быть определена вероятность Р {.фа(*) > 0 'г- |
|||||
Подставляя |
в выражение для показателя Р3 надежности заряда |
||||
•оценки еп/, |
оп/, • . . величин еп/ н сг„/,.. ., |
находят приближенное |
|||
значение оценки Р3. |
Из формулы |
(2. 65) |
может быть определена |
||
также нижняя граница Р3 доверительного предела для Р3. |
Следует отметить, что методы прочностных расчетов [7] пред полагают заряд изотропным. В действительности, несмотря на контроль в производстве, возможно «просачивание» дефектов в виде раковин, разноплотностп в блоке топлива, влияние кото рых оценить с помощью методов теории проектирования заряда
.[7, 57] еще не удается. Поэтому полученные оценки показателя Р3 важно в последующем сопоставлять н объединять в обоб щенную оценку с данными натурных испытании.
5. 2. 4. Показатель надежности соплового блока
Сопловой блок РДТ'Г представляет собой элемент двигате ля, включающий в себя входную часть, вставку критического се чения сопла, переходные вставки п расширяющуюся часть (рас труб). В ряде случаев с целью регулирования направления тяги сопловой блок пли его часть (например, расширяющаяся часть) изготавливаются в подвижном исполнении с соответству ющей системой уплотнения. Конструктивно сопловой блок представляет собой многослойную составную оболочку, элемен ты которой — короткие толстостенные и тонкостенные оболочки различной формы. Часть из этих элементов выполнена из гра фита пли других термостойких материалов, часть оболочек вы полняет роль ТЗП. Методы проектирования сопловых блоков изложены в работе [7] и позволяют заключить, что целесообраз но рассматривать следующие условия успешного функциони рования.
1. Условие достаточной тепловой и эрозионной стойкости теп лозащитных элементов
ит= 1(х, у, т) > 0,
где /(•) — поверхность изотермы внутри теплозащитных элемен тов соплового блока (подложки, ТЗП расширяющейся части и т. д.) с температурой Т, равной температуре разложения Тр ма териала ТЗП;
2 . Условия достаточной прочности и устойчивости элементов соплового блока
и°= 3* ~ 3* > °: «р = !\<v - р > °>
216
где а* и а* — поле напряжений, вызываемое воздействием дав ления н температуры, и его допустимое значение; р и /;];р — давление на внешнюю поверхность раструба и критическое давление, при котором происходит
потеря устойчивости оболочки раструба. 3. Условие герметичности уплотнительного устройства
Ру»>Рср или ыу1, = />у11 —/7ср > ° , |
(5. 63) |
где рУп н рср — контактное давление на уплотняемой поверхно сти н давление продуктов сгорания (давление уплотняемой сре ды) в районе уплотнения.
4. Условия приемлемости выходных характеристик
Руир > I / ; упр 1 г |
Мг < м Вд; А / < Д /д> |
(5. 64) |
где ру п М у, а ' и (нуп1)]д, |
Мъъ Д/д — управляющее |
усилие, |
суммарный момент на валу рулевой машины, потери удельного импульса при регулировании и их допустимые значения, огово ренные в документации.
Нарушение условия и3 >0 для некоторых элементов может еще не привести к выходу соплового блока из строя. Например, растрескивание входной вставки в конце работы двигателя не во всех случаях приведет к разрушению соплового блока.
Запишем выражение для показателя надежности |
соплового |
||||||
блока в виде, соответствующем (2. 44): |
|
|
|
|
|
||
/=1 |
i< j |
П Й !<7 l . 2 |
..........й 1Ъ , 2 ..........к ------- |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
/=1 |
|
i<j |
|
|
|
|
|
; |
( |
9i.2.....*i 1ll,2.... |
|
|
|
(o.65) |
|
Число k\ включает: k\ \ |
условий вида (5.64) |
на |
входные ха |
||||
рактеристики соплового блока; ki2 условий по прочности |
иа ^> О |
||||||
при / = 1 , /г, 2 в ki 2 точках |
поля и3 (координаты |
которых рас |
|||||
положены на осях х, у, |
z, т ); k\ 3 условий иТ[ > 0 |
при i = 1 , k\$ |
по |
||||
тепловой и эрозионной |
стойкости в k [3 точках поля |
ит\ |
/г14 |
ус |
ловий по герметичности уплотнительного устройства и условие по устойчивости. В числе k — ky случаев учитываемые в пересе-
к |
Л; |
_ |
ченни П |
события Аг однозначно (при этом iii = l , v / = |
|
i=1 |
|
|
= 1, k — ki) |
приводят к невыполнению задач, возложенных на |
ракету, вследствие разрушения соплового блока, заклинивания поворотной части, потери управления и т. д.
217
В ряде случаев условием по прочности может учитываться не поле напряжений, как это сделано выше, а поле деформа ций пли другой критерий физической теории прочности. Это не изменяет общего подхода, изложенного выше, и отражается лишь на исходных соотношениях, используемых в прочностных расчетах.
Методы прочностных расчетов сопловых блоков РДТТ край не скупо представлены в имеющейся литературе, что затрудня ет дальнейшую детализацию приведенного способа оценки пока зателя Рс. о надежности соплового блока на этапе проектирова ния. Вычисление же тех из вероятностей р,-, которые учитывают условия (5.64) и входят в условие (5.65), а именно:
< h = Р [ Р у„р < I />у„ р ) J : Я 2 - Р 1 / И з > A f s 0 ; |
|
<73'-= Р ( л /> л Д ); qi=P(Pyn<Pcp\ |
(5.66) |
напротив, не вызывает затруднений. Действительно, рупр, МЕ, Д/, рСр, руп являются случайными функциями времени т работы двигателя в составе ракеты, определяемыми для каждой кон кретной схемы соплового блока аналитическим путем. Так, для поворотного сопла используются приближенные соотношения
/,yi,p = >P,1sin а(т); М з? аМ т+ М н = В sign ^ - + уИ„ [а(т)]; |
(5.67) |
|
Л / ~ Л / 0- |
/?, [1 — cos а (т)| |
(5. 68) |
|
Здесь R^ — waG-{-Fa(pa — pli) — тяга двигателя;
О: А р Л р — секундный массовый расход про
1 *Т0
дуктов сгорания; Ра 11 Рн — статическое давление на срезе
сопла (площадь среза Fa) и дав ление окружающей среды;
w„ = |/ |
у у о 1 |
* — скорость истечения продуктов |
сгорания в сечении сопла с пло щадью Fa\
g, R, Т0 и рд — ускорение силы тяжести, газовая постоянная, температура п дав ление торможения в камере дви гателя;
у. и А х — показатель адиабаты и завися щий от нее коэффициент;
^ = C?yv- ( ^ ' 2T^
218