Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отказ системы регулирования, который приводит к изме­ нению регулируемого параметра;

отказ системы регулирования, который не изменяет со­ стояние регулятора, но оставляет объект неуправляемым, так что регулируемый параметр в силу воздействия возмущений мо­ жет выйти за допустимые пределы;

воздействие внешних и внутренних возмущающих фак­

торов.

Рис. 7.11. Взаимодействие

Рис. 7.12 Структурная схема САР

САР и САЗ

 

В случае отказа системы регулирования для того чтобы объект не оказался неуправляемым, а изменение состояния ре­ гулятора при отказе не привело к развитию аварийного состоя­ ния, осуществляется функциональная связь между системой ав­ томатического регулирования (САР) и системой аварийной защиты (САЗ), которая обеспечивает срабатывание системы защиты при отказе системы регулирования (рис. 7. 11).

Определим функцию распределения А(т) безаварийной ра­ боты объекта совместно с системой регулирования:

 

А (т)= 1— [1— Aj (т i] [ 1—А., ;т)] [ 1— А3(т)],

(7. 88)

где

Ai (t) — функция распределения

интервалов времени между

 

отказами объекта при условии, что система регули­

 

рования исправна;

времени

исправной работы

 

Ао(т)— функция распределения

 

системы регулирования;

времени

между моментами

 

Аз(т)— функция распределения

 

появления выбросов г/Дт) за допустимые

пределы

 

из-за различных воздействий, вызывающих останов­

 

ку объекта.

 

 

 

и точно­

 

Функция А3(т) определяется структурной схемой

стью работы системы регулирования.

 

 

 

 

 

Для определения А3(т) рассмотрим свернутую структурную

схему системы регулирования объекта (рис. 7.

12),

функция

где

ИД^’со) W2{ia) = H'70(/W) — частотная

передаточная

 

объекта;

передаточная

функция

 

Wp(ia) — частотная

 

регулятора;

 

 

330


Уо— управляющее

воздействие;

/(т) •— возмущающее

воздействие, кото­

рое

принимается

стационарной

случайной величииой

Для определения характеристик

функции

распределения

/'з(т) необходимо знать две передаточные

функции:

частотную передаточную функцию системы относительно уп­

равляющего воздействия у0

 

 

 

 

Г о

(/ш ) Г

1 (/со)

 

 

Ф,.'о 1*“)=

 

 

 

 

1 -J- W 1 (/со) W о (/to) W р (/со)

 

частотную передаточную функцию системы относительно возму­ щающего воздействия

Ф7(гш)

_ _ _ _ _ _ _W\ (гм)_ _ _ _ _ _ _

I + \ V { ( ш ) W 2 (гш ) W v ( ш )

 

Характеристиками возмущающего воздействия на входе ли­ нейной системы являются математическое ожидание trif и кор­ реляционная функция р/. Характеристиками стационарного про­ цесса у(т) на выходе системы будут так же математическое ожи­ дание m , j и корреляционная функция q v .

Указанные характеристики связаны между собой соотноше­ ниями

niy= ф/ (i , 0) /гг^Д- Ф у( г, 0 )г/„;

=

( I ® IHI2S / И е' “"</<■>,

где 5/ — стационарная

плотность возмущающего воздействия

f(x), определяемая так:

 

5/ Н = т - \б / (г )е -'ш^ т .

—Л (]

— те

Среднеквадратическое отклонение случайной величины у(т) на выходе системы определяется следующим выражением:

°\ = Ку{0) = 2 J | Ф /( Н ?Sf (<о) </«о.

(7. 89)

о

 

Для стационарного случайного процесса среднее число вы­ бросов регулируемого параметра у(т) за пределы i/min и утах за время т определяется по зависимости [71]

те

О

= x J vw(t/max, v)dv-\-x

f г«р(с?mlnv)dv, (7.90)

0

— CO

331


где v ■— скорость изменения регулируемого параметра у ; ср(у, v) — двухмерная плотность распределения регулируе­ мого параметра и его скорости изменения в один

и тот же момент времени.

Для нормального случайного процесса скорость изменения ординаты случайной функции и ордината случайной функции для одного и того же момента времени являются независимы­ ми случайными величинами.

Поэтому двухмерная плотность распределения

вероятности

Ф (у, о) распадается на произведение нормальных

плотностей

распределения ф(у) и ф(о), т. е.

 

После подстановки уравнения (7.91) в выражение (7.90) и

интегрирования получим

 

 

 

2tj"

("ш1п-ш</)2

JV 1Т)=

(7.92)

У

2 л а у

 

 

Если среднее число выбросов мало и они независимы, то чис­ ло выбросов подчиняется закону распределения Пуассона. Тог­ да вероятность того, что за время т не произойдет ни одного вы­ броса регулируемого параметра за допустимые пределы, выразит­ ся равенством Р(т)=ехр[—ЛДт)], а искомая функция распреде­ ления запишется в виде

Л) (т)= 1— ехр[ — ЛДт)].

(7.93)

Следовательно, для учета влияния взаимодействия систем регулирования и защиты при расчете характеристик объекта по зависимостям (7.69), (7.71) и (7.73) необходимо учитывать зависимость (7. 88).

7.7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ В СОСТАВЕ АВТОНОМНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Рассмотрим случай, когда система контроля (в частном слу­

чае— система аварийной защиты)

применяется

для определе­

ния состояний двигателя в условиях стендовых испытаний.

При отработке вновь создаваемых двигателей

в стендовых

условиях возможны частые отказы,

сопровождаемые взрывом и

332


разрушением материальной части, в том числе и стендового обо­ рудования. Отказы двигателя, сопровождаемые разрушениями, приводят к увеличению длительности и стоимости отработки и усложняют дефектацию, определение причин отказов и назначе­ ние мероприятий по совершенствованию двигателя.

Применение системы аварийной защиты, являющейся состав­ ной частью двигателя в условиях стендовых испытаний, позволя­ ет решить следующие задачи:

сохранить двигатель, несмотря на его аварийное состоя­ ние, для дефектации и анализа причин отказов;

сохранить стендовое оборудование и аппаратуру конт­

роля;

обеспечить возможность повторного использования двига­

теля.

Определим эффективность применения системы аварийной защиты для стендовых условий испытаний двигателя, понимая под эффективностью увеличение какого-либо характерного пока­ зателя. Таких показателей может быть несколько: основные из них — вероятность безаварийных испытаний и стоимость испыта­ ний двигателя.

Вероятностный коэффициент эффективности

 

Эр

Q

 

(7. 94)

 

 

 

 

где

q — вероятность отказа двигателя без применения системы

 

защиты;

 

 

 

 

Ра — вероятность аварий

при

испытании в случае примене­

 

ния системы защиты.

 

 

 

 

Стоимостный коэффициент эффективности

 

 

Эс =

^

,

(7.95)

где

С — стоимость испытаний

без

применения системы

аварий­

 

ной защиты;

 

 

 

С3— стоимость испытаний в случае применения системы за­ щиты.

Для определения показателей эффективности необходимо рассмотреть взаимодействие системы аварийной защиты и двига­ теля. Схема такого взаимодействия показана на рис. 7. 13. В об­ щем случае двигатель может находиться в двух состояниях: А — исправном и А — неисправном, когда двигатель находится в ава­ рийном состоянии, которое может перейти в отказ.

В зависимости от состояния системы аварийной защиты дви­ гатель может находиться в рабочем состоянии, выключен или в состоянии отказа. Из аварийного состояния .4 двигатель может перейти в одно из двух состояний: если система аварийной за­ щиты неисправна и не в состоянии обнаружить отказ (состоя­

333


ние N), то двигатель самопроизвольно переходит в состояние отказа (авария); если система аварийной защиты исправна (со­ стояние N), то двигатель будет выключен до того, как наступит отказ — состояние В. Из исправного состояния А двигатель мо­ жет перейти в состояние В, если система защиты находится в состоянии ложных отказов (L), или продолжать работать, если система защиты в исправном состоянии.

Рис. 7. 13. Схема взаимодействия САЗ и двигателя

Вероятности состояний двигателя совместно с системой ава­ рийной защиты определяются следующим образом:

а) вероятность нормального функционирования

Рр = Р(Л, 1) = Р(Л)Р(1/Л);

(7.96)

б) вероятность безаварийного выключения

 

РВ= Р ( Л , Т) + Р(Л ,

А^) = Р(Л)Р(7/Л)+Р(Л7/Л);

(7.97)

в) вероятность аварии

 

 

Ра = Р(Л ,

N ) = P( A) P( N/ A) .

(7.98)

Так как вероятности указанных событий составляют полную группу,то

Рр+ Р. + Р . = 1-

334

Вероятности отдельных событий Р(/) являются вероятност­ ными характеристиками двигателя и системы аварийной защиты-

и определяются следующим образом:

 

 

Р(А) = РД;

Р (Л)-= 1— РД=«7Д;

Р ( Lj A) =q Jl;

(7.99}

р ( 1 / А ) = \ - д л-, P ( N ; A ) = l - g a; Р (N/A)

= q„.

В двигателе

встречаются два вида аварийных состояний:

прогнозируемые и непрогнозируемые.

состояний ■— qnt

Вероятность

прогнозируемых

аварийных

а непрогнозируемых — qim; соотношение между ними определяет­ ся коэффициентом охвата аварийных состояний

а

Чп

(7. 100)

 

1-Рл

 

Подставив соотношения (7. 99) — (7. 100) в уравнения

состоя­

ний (7. 96) — (7. 98), получим:

 

вероятность работоспособного состояния

 

Рр=Рд(1-<7л);

(7-Ю1)

вероятность безаварийного выключения

 

Ри=Рд7л + (1 — Рл)( 1-<7н)а;

(7- Ю2)

вероятность аварии

 

 

Ра= (1-Рд)?„ +

(1 - Р д )(1 - ? н )(1 - а ) .

(7. 103)

На рис. 7.14 показана зависимость вероятности состояний от величины коэффициента охвата аварийных состояний.

При а— >-1 вероятность аварий сводится к минимуму и опре­ деляется только вероятностью необнаруженных отказов систе­ мы аварийной защиты. Так как для стендовых условий можно путем настройки САЗ обеспечить ^„=0, то применение систе­ мы аварийной защиты позволяет принципиально исключить ис­ пытания двигателей, заканчивающихся аварийным исходом.

Подставив зависимость (7. 103) в равенство (7.94), получим

ЭР= а( 1 <7„).

(7.104)

Следовательно, эффективность применения системы аварий­ ной защиты в стендовых условиях не зависит от надежности двигателя, а определяется вероятностью необнаруженных отка­ зов и коэффициентом охвата аварийных состояний двигателя.

Получим уравнение для стоимостного коэффициента эффек­ тивности. Введем обозначения:

Ссаз — стоимость системы аварийной защиты;

Са= С д+ Сп + Ср — стоимость испытания двигателя, закон­ чившегося аварией;

Сд — стоимость двигателя;

335