PIсходя из сказанного, различают два метода резервирования: общее и раздельное (поэлементное).
При о б ще м р е з е р в и роща н и и резервируется вся си стема подобными ей системами. Например, для выполнения про граммы достаточно иметь двигательную установку, состоящую из I одинаковых двигателей. Для повышения надежности в двига тельную установку включают дополнительно т резервных дви гателей.
При р а з д е л ь н о м р е з е р в и р о в а н и и резервируются отдельные, как правило, обладающие недостаточной надежно стью элементы. В двигателях раздельное резервирование может применяться для обеспечения заданной надежности элементов автоматики (клапанов, пиропатронов, датчиков и реле давления, электроцепей и др.). Очевидно, что раздельное резервирование можно применять только тогда, когда включение резервных эле ментов не изменяет режима работы и выходных параметров и не нарушает работоспособности всей системы.
По способу включения резерва как общее, так и раздельное резервирование может быть с постоянно включенным резервом и с замещением.
При п о с т о я н н о в к л ю ч е н н о м р е з е р в е как основные элементы, так и резервные функционируют одновременно, начи ная с момента включения системы в работу.
Система с постоянно включенным резервом должна проекти роваться таким образом, чтобы отказ элементов не влиял на ее работу. В данном случае все элементы как основные, так и ре зервные включены в схему постоянно п функционально взаимо связаны. Для обеспечения надежного функционирования таких систем иногда применяются специальные системы контроля ра ботоспособности и защиты, которые прогнозируют момент на ступления отказа и выключают элементы, находящиеся в ава
рийном |
состоянии, до момента |
завершения отказа |
в целях |
защиты остальных элементов от воздействия отказавших. |
При |
р е з е р в и р о в а н и и |
з а м е щ е н и е м |
резервные |
элементы включаются в работу только после отказа основных. В зависимости от состояния резервных элементов резервирова ние замещением может быть «холодным» или «горячим». Если до отказа основных элементов резервные элементы находятся в нерабочем состоянии, то резервирование считается «холодным». Если до отказа основных резервные элементы находятся в ра бочем состоянии, то резервирование считается «горячим».
Для осуществления данного метода резервирования необхо димо иметь специальные переключающие системы, которые в необходимый момент должны включать в работу резервные эле менты.
В зависимости от того, в каком соответствии функциональ но взаимосвязаны основные и резервные элементы, резервиро вание может быть закрепленное и скользящее (плавающее).