Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Р(0) =Pi ■Р2 ■Рз • Р4• Р5= 0,2 0,2 ■0,9 • 0,9 -.0,125=0,004,

 

откуда

 

 

0,5249

-0,004 =

0,011;

 

 

 

Р(1) = -

 

 

 

вычисляется значение

0,2000

 

 

 

 

 

С (1)=С (0)+С ,

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С (0) = V

С}°) = 3 + 1 +

2 +

1 + 15 =

23; С/ = С, =

3,

 

откуда С(1) =23 + 3=26.

шагу

№ 2 [максимальная среди

оставшихся улО)

4.

Выбирается у по

для кф1 или у»(2)];

 

 

 

 

величина Р;,(1) или

Р,(2),

по табл. 8.1 отыскивается соответствующая

если шаг j\s 2 имеет у ,(2);

 

 

 

 

 

 

— вычисляется значение

 

 

 

 

 

 

Р (2) =

РП 1) Р(1)

ИЛИ Р( 2) =

Р / ( 2 )

Р ( 1 ) , если шаг № 2

имеет

 

 

РИО)

 

 

Р / ( 1 )

 

 

 

 

вычисляется значение

 

 

 

 

 

 

 

С (2)= С (1)+ С Л[или С(2)=С(1)+С,-.

 

 

если шаг Jx’s 2 имеет

i (2)]-

производятся на последующих шагах.

По ре­

Аналогичные вычисления

зультатам расчета для рассматриваемого примера составлена табл. 8.3, ко­

торая позволяет решить обе поставленные задачи оптимального резервиро­

вания.

1-я задача

(минимум стоимости), то процесс прекращает­

Если решается

ся на таком шаге

М, когда

выполняется условие Р(М—1)<Ртр<Р(А1,)-

Пусть требуемая надежность системы рассматриваемой в примере Ртр>0,47.

Из табл. 8.3 определяем, что оптимальная система

следующая: «^=4; пн —

=3; ш3=1;

т.|=1;

т5= 3 и стоимость ее — 69 единиц.

Таблица 8.3

 

 

 

 

 

 

м

mi

то

т3

 

т5

Р(Л4)

С (/И)

0

0

0

0

0

0

0,004

23

1

0

1

0

0

0

0,011

26

2

0

1

0

0

1

0,026

31

3

1

1

0

0

1

0,048

34

4

1

2

0

0

1

0,072

37

5

1

2

0

0

2

0,115

43

6

2

2

0

1

2

0,156

45

7

2

2

0

1

2

0,171

46

8

2

2

1

1

2

0,187

47

9

3

2

 

1

2

0,226

50

10

3

2

1

1

2

0,300

55

11

3

3

1

1

3

0,356

58

12

4

3

1

1

3

0,400

61

13

4

3

1

1

3

0,472

69

14

5

3

1

1

4

0,518

72

350


Если решается 2-я задача (максимум надежности при ограничении по стоимости), то процесс необходимо закончить на таком шаге М, когда вы­ полняется условие

Стр<С (М +1).

Если, например, стоимость системы не должна превышать СТр = 60 еди­ ниц, то процесс надо! закончить на шаге № II. Характеристики оптимальной системы будут: Р = 0,356, inl =3, m2= 3, т 3= 1 , /7Ц = 1, тъ = 3.

8. 2. РЕЗЕРВИРОВАНИЕ МОЩНЫХ ДВИГАТЕЛ ЬНЫХ УСТАНОВОК

8. 2. 1. Методы резервирования

Существуют различные сложные системы, которые состоят из большого количества идентичных как по устройству, так и по вы­ полняемым функциям подсистем. К подобным системам можно отнести двигательные установки мощных ракет-носителей, напри­ мер, «Сатурн-V» [52].

Такая двигательная установка состоит из п одинаковых бло­ ков, причем блоком является автономный двигатель, имеющий свою систему подачи и регулирования и работающий независи­ мо от других двигателей.

Тяга двигательной установки ракеты-носителя, особенно пер­ вой ступени, в зависимости от решаемых задач может находить­ ся в пределах 10 000—80 000 кН и даже более. Так, тяга первой ступени ракеты-носителя «Сатурн-V» составляет примерно 34000 кН. Поскольку, двигательную установку, состоящую из од­ ного блока, с такой тягой по причинам экономического и техни­ ческого характера создать крайне трудно, то тяга одного блока в настоящее время ограничена по величине. Например, двигатель F-1 имеет тягу 6800 кН.

Рассмотрим двигательную установку с тягой /?д.у, скомпоно­ ванную из п отдельных блоков с меньшими тягами Ra, где

И =zRr.y/Ro.

Если все блоки (двигатели) работают независимо и облада­ ют одинаковой надежностью, то вероятность исправной работы такой двигательной установки определяется зависимостью

Рд.у= П рб,-

(8.20)

;=1

 

где Pq — вероятность исправной работы отдельного двигателя.

Нетрудно убедиться в том, что даже при высокой надежности отдельных блоков и при большом их количестве надежность дви­ гательной установки будет чрезвычайно низкая.

Пример. Пусть необходимо создать двигательную установку носителя с

тягой /?д.у= 100000 кН из двигателей с тягой У?а=5000 кН, обладающих очень высокой надежностью (Рб=0,990).

351


В этом случае количество блоков определится из соотношения

п = — — = 'У*

== 20 и с о г л а с н о ф о р м у л е ( 8 . 2 0 ) Р (.у = 0 , 9 9 0 20 = 0 , 8 1 5 .

Рй оООО

Обеспечить требуемую надежность многоблочной двигатель­ ной установки позволяет метод общего резервирования с дробной кратностью, с постоянно включенным или с «холодным» резер­ вом.

При постоянно включенном резерве все блоки, как основные так и резервные, работают с момента старта ракеты. При хо­ лодном резервировании резервные блоки находятся в нерабочем состоянии до тех пор, пока не откажут основные. Когда отказы­ вает один из основных блоков, он выключается и в работу вклю­ чается один из резервных. Холодное резервирование обладает недостатками:

увеличивается пассивная масса носителя за счет массы ре­ зервных блоков, которые в полете могут не использоваться;

ухудшаются динамические характеристики ракеты из-за резкого изменения перегрузок в моменты выключения отказав­ ших блоков п включения резервных;

усложняется система выключения и запуска двигателей в условиях полета.

Так как из-за указанных недостатков применение холодного резервирования для повышения надежности мощных ракет-носи­ телей следует считать нецелесообразным, то в дальнейшем рас­ сматривается только лишь общее резервирование с постоянно включенным резервом и дробной кратностью.

Общее резервирование с постоянно включенным резервом мо­ жет быть двух видов: с постоянным и с переменным коэффици­ ентами форсирования тяги

Кф= RoI-Rg,

где Яг, — тяга на номинальном режиме работы. Рассмотрим два случая.

1. Резервирование с К ф = 1=const

Все как основные, так и резервные двигатели работают на номинальном режиме, и тяга их в процессе выключения отказав­ ших блоков не изменяется. При отказе от одного до т включи­ тельно блоков в остальных блоках тяга не изменяется, а суммар­ ная тяга двигательной установки будет уменьшаться по ступен чатому закону:

/?д.у(/) = ( л - / ) Я б,

( 8 . 2 1 )

где /= 0 , 1, 2,..., т — количество отказавших блоков. Недостатком данного метода резервирования является зна­

чительное уменьшение тяги двигательной установки при отказе

352


блоков ii, как следствие, снижение коэффициента тяговооруженпости ракеты.

Очевидно, что в этом случае для обеспечения выполнения за­ дачи, если даже уменьшение коэффициента тяговооруженности находится в допустимых пределах, необходимо увеличивать вре­ мя работы двигательной установки.

Разновидностью метода резервирования при /Сф= 1 является использование естественного резерва блоков в установленные моменты времени [68].

В процессе полета из-за израсходования компонентов топли­ ва и уменьшения массы носителя увеличивается коэффициент

тяговооруженности, в результате че­

 

 

го в некоторый момент времени об­

 

 

разуется естественный резерв тяги,

 

 

который равен тяге

одного

блока.

 

 

■Следовательно, с этого момента вре­

 

 

мени двигательная установка будет

 

 

располагать одним резервным

бло­

 

 

ком.

коэффициента

 

 

Текущее значение

 

 

тяговооруженности определяется за­

 

 

висимостью

 

 

 

 

n R 6

 

( 8. 22)

 

 

!ЧТ):

 

 

 

Оо — аь'п

 

Рис. 8.3. Схема

образования

где G6— расход топлива через один

резерва тяговооруженности

блок;

 

 

масса ракеты.

 

 

Qo — стартовая

 

 

Соответственно начальное значение коэффициента тяговоору

женности

 

 

 

 

 

Р(0) = - ^ С .

 

(8.23)

 

 

Qo

 

 

Из-за увеличения

второго

члена

знаменателя в

уравнении

{8.22) (тяга блока считается постоянной) с некоторого момента Т] наступает условие Ajlii= jli(тГ]) —• цо, позволяющее выключить один блок. При выключении блока коэффициент тяговооружен­ ности уменьшится, а затем начинает расти пока не наступит сле­ дующее условие Др,2=р.(т2) — ро, позволяющее выключить вто­ рой двигатель и т. д. Процесс образования резервных двигате­ лей в полете показан на рис. 8. 3.

Количество резервных блоков, которые могут образоваться в процессе полета, приблизительно можно определить следующим образом.

В предположении, что допустимое значение коэффициента тяговооруженности при отключении последовательно от 1 до т двигателей должно быть не меньше начального р0, можно запи­ сать условие

353