Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

!А= !Ао + Н'ш.

 

 

(8.24)

где р. = ------------------------ значение коэффициента

тяговоору-

<?о —06(« — "О v

создаваемое

резервными

женности,

блоками;

,

,

 

(п т) Re.

 

р.= —---------—5------ значение коэффициента тяговоору-

Qo— G o ( n — m) г

при

отключении т бло­

женности

ков.

Ц в уравнение (8. 24) и

Подставив выражения для цо, Цш>

разрешая его относительно т, получим

 

 

 

т = -

 

 

(8.25)

*Д-У

 

 

 

Г-о1'

Для осуществления такого резервирования необходимо знать моменты времени т*, в которые образуется естественный резерв блоков.

Приближенно указанные моменты времени можно определить следующим образом.

После отказа к — 1 двигателя в момент п, масса израсходо­ ванного топлива определяется по зависимости

 

Q/—1= [« — (^Т- Л] ^йХк^Г^й ^

т/>

(8- 26)

где

 

 

 

 

й = 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т,. = т(/ = 0, 1,

2 , . . . , k — \)\

 

т0 =

0;

т; > 0

— момент

отказа

/-го двигателя.

 

 

 

 

 

 

Полагая, что в момент отказа

к — 1 двигателя выполняется

условие ц(т) = цо, после подстановки

уравнения (8.26)

в зави­

симость (8. 25), получим

 

 

 

 

 

 

 

Л)—

(/г — к) R 6

л—1

 

 

 

 

 

 

 

Qo — [и — (* + 1)] ОбЪ — ° б ^

Ъ

 

 

 

 

 

 

*=о

 

Разрешив

последнее уравнение

относительно т/„ получим

 

 

 

 

/г-1

 

 

(8. 27)

 

xk= ak ~ b k V t;,

 

где

 

 

 

/=i

 

 

 

 

 

l

 

.

 

 

 

bk

 

 

 

 

 

п — (А+ 1)

 

 

 

 

 

 

 

ак= ьк

Оо

п — /г

 

 

 

 

 

Н-0

 

 

 

 

 

06

 

 

 

 

354


Уравнение (8. 27) позволяет определить моменты времени Т/;, начиная с которых образуются резервные блоки.

2.Резервирование при Кф>1-

Вмомент запуска все двигатели имеют номинальную тягу. При отказе одного двигателя в остальных тяга увеличивается на

величину, обеспечивающую ту же номинальную тягу двигатель­ ной установки. При отказе второго двигателя до т включитель­ но каждый раз увеличивается тяга работающих и тяга двига­ тельной установки не изменяется.

Величина коэффициента форсирования тяги блоков опреде­

ляется из соотношения

 

К ф= ^ = ^ -

(/-О , 1, 2 , . . . , т).

R 6 n —

i

Величина УСф ограничивается прочностью конструкции и за­ пасами устойчивости рабочего процесса. Для конкретного двига­ теля Лф величина заданная.

При заданном значении Кф можно определить допустимую кратность резервирования

тКф 1

а= — —---------.

п Кф

Всоставных двигательных установках отказавшие двигатели воздействуют на окружающие и могут вызвать отказ последних.

Взависимости от вида отказа воздействие отказавшего двигате­ ля на соседние может проявляться по-разному. Основными воз­ действиями являются: механическое, тепловое, вибрационное, ре­ жимное и комбинированное. Отказы взрывного характера сопро­ вождаются разрушением конструкции и разлетом осколков н элементов, которые, ударяя в окружающие двигатели, могут их разрушить или вызвать недопустимые изменения режима ра­ боты.

При нарушении герметичности полостей, заполненных горя­ чим газом (газогенераторы, камеры двигателя, газоводы и др.), возникает истечение струи газа, обладающей значительной тепло­ вой и кинетической энергией. Воздействие таких струй на окру­ жающие двигатели вызывает прогары элементов конструкции.

При нарушении герметичности жидкостных магистралей воз­ никает истечение компонентов топлива в окружающую среду, что может вызвать пожар в двигательном отсеке и другие по­ следствия.

Таким образом, резервирование двигателями само по себе не может обеспечить надежное выполнение задачи при их отка­ зах. Для обеспечения работоспособности и надежности резерви­ рованной двигательной установки необходимо применять систе­

355


мы аварийной защиты, которые определяют состояния двигате­ лей и при возникновении у них аварийных ситуаций вы­ ключают их, тем самым защищая соседние двигатели от воз­ действия отказавших.

Поэтому в последующем рассматривается теория резервиро­ вания двигательных установок с учетом взаимодействия систе­ мы аварийной защиты с двигателями.

8.3.ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ РЕЗЕРВИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

8.3. 1. Вероятности состояний системы

Совокупность блока с системой аварийной защиты будем на­ зывать о б о б щ е н н о й с и с т е м о й (ОС), а совокупность обоб­ щенных систем — о б ъ е к т о м з а ш и т ы (03). В соответствии с приведенным определением вся резервированная двигательная установка является объектом защиты, а составляющие ее двп-

Рис. 8.4. Модель функционирования обобщенной системы

356

гателп совместно с системами аварийной защиты — обобщенны­ ми системами.

Пусть 03 состоит из п равноправных и одинаковых по своим характеристикам ОС, из которых т резервных. Объект защиты выполняет возложенные на него функции только тогда, когда ра­ ботоспособны п т обобщенных систем, а отказавшие до т си­ стем включительно выключены без разрушения и воздействия их на окружающие системы. Оставшиеся п т обобщенных си­ стем работают на постоянном режиме или переключаются на новый.

Состояние объекта защиты в момент времени т определяется состояниями обобщенных систем. Процесс эволюции состояний объекта защиты во времени представлен на рис. 8. 4 и описы­ вается функциями £;(т);=о,1,2 ш, которые характеризуют фазо­ вое состояние г-й обобщенной системы в момент т. Под фазовым состоянием понимается вероятность исправного состояния неко­

торого числа обобщенных систем, так что

все

!о(т) ■— вероятность

нулевого состояния, когда исправны

п обобщенных систем;

первого фазового состояния, когда

ис­

£i (t) — вероятность

правны п — 1 обобщенных систем, а неисправная обобщенная выключена системой аварийной защиты;

£,„(т)— верятность т-го фазового состояния, когда работа­ ют а т обобщенных систем, а т неисправных отключены си­ стемой аварийной защиты (САЗ). В момент т объект защиты' выполняет заданные функции, если он находится в одном из т фазовых состояний.

Так как перечисленные состояния являются несовместимы­ ми, то вероятность появления ровно т состояний за интервал времени от 0 до ть т. е. вероятность исправного функциониро­ вания объекта защиты, определится зависимостью

т

р ™ о о = 2 *'(*)•

(8- 28)

1=0

 

Рассмотрим подробнее процесс эволюции состояний объекта защиты (см. рис. 8. 4) в течение промежутка времени Дт, к на­ чалу которого он находился в одном из г'-х фазовых состоянии.

За промежуток времени Дт в зависимости от состояния обоб­ щенных систем объект защиты может находиться в г-ом состоя­ нии, перейти в г + 1 состояние или перейти в состояние отказа.

Вероятность того, что объект защиты к моменту времени т +Дт будет находиться в г-ом фазовом состоянии, в котором он. находился к моменту т, определяется зависимостью

£/,-(-г+ лт) = [1 — <7г(т, т +

дт)] [1—г,-(т, т +

дт)]

£,• (т), (8.29)

где <7i (т, т + Дт) — условная

вероятность того,

что

объект защи­

ты за время Дт перейдет из г'-го

состояния в-

357


аварийное при условии, что в момент т он на­ ходился в исправном /-ом состоянии;

г,;(т, т + Дт) — условная вероятность того, что за время Дт произойдет ложное срабатывание системы аварийной защиты и исправная обобщенная система будет выключена.

В /+1 фазовое состояние объект защиты переходит в тех слу­ чаях, когда произойдет ложное срабатывание одной из систем аварийной защиты, или когда система аварийной защиты обна­ ружит возникновение аварийной ситуации в одной из обобщен­ ных систем и выключит двигатель.

Вероятность перехода объекта защиты нз состояния / в со­ стояние /+1 определится зависимостью

S /(/+ u (T - f Дт) = [гДт, т + дт) + ?дт, т -f дт)(1 — <7 „)]Е£(т ), (8.30)

где qH— условная вероятность того, что система аварийной за­ щиты не обнаруживает наступающего аварийного состояния.

Аналогично можно описать эволюцию всех 0, 1,2, ... , т фа­ зовых состояний объекта защиты.

Из фазового состояния т объект защиты переходит в состоя­ ние аварии тогда, когда происходит ложное срабатывание САЗ или когда объект находится в аварийном состоянии.

В этом случае объект становится ненадежным и не выпол­ нит поставленную задачу.

Введем обозначения:

’Ы И

т - f дт) =

[1 —<7,(т, т -f дт)][1 —г,(г, t - f дт)];

j ^

'Wo'+iA'C

т - f дт) =

[г, (т, т -f дт) +<7 ,дт, т - f дт)(1 —?„)].

J

С учетом введенных обозначений вероятности перехода объекта

защиты в разные состояния

(8. 29) — (8. 30) перепишутся в виде

(т-f ДТ)=Ф,7 (т, т - f дт)£,(т);

(8.32)

b(i + l ) (T-f ДТ) —

(т, т - f дт) £;(Т).

 

Вероятность /-го состояния объекта защиты определяется за­ висимостью

S/(т д~ Дт)—■£(/—и /(т ~f AT)_1Sii (т-f дт),

(8.33)

где

 

. S(/—I)/(т-f Дт) = Ф(/_1)/(т, т -f дт)5,-_1(т);

 

Ф(/-1)/(т, т -f дт) = гг_1(т, т -f дт) <7 j- _ 1 ( t , т -f дт) (1

<7Н).

Таким образом, на основании зависимости (8.33) можно так записать систему уравнений, выражающих эволюцию обобщен­ ной системы за промежутки времени Дт:

358


?0 ( Г + Д Т ) = ф„о(Т| t + A T ) S j ( T ) ;

 

е1(Т + ДТ)=

фи1(г, т + дт)*э(т:)+ <|>ц (т,

t - f AT)6i(t);

£m( t + ДТ)=

Ф(„г_ 1)т(Т, T-f A ^ - l W

+ 'W 'K Т+ДТ.) \m(t).

В системе (8.34), произведя предельный переход при Дт=0, получим систему дифференциальных уравнений, подобных урав­ нениям А. Н. Колмогорова [24], которые определяют вероятность исправной работы объекта защиты в момент времени т:

(г)

Фоо (т)£о (^);

 

 

 

dx

 

 

 

 

 

 

 

 

(т)

—Фо1 i1") ^1 ("О “1Фи(Т) “Л

)l

|

dx

 

 

 

 

(8.35)

 

 

 

 

 

I

dim(Т)

 

 

 

 

J

dx

 

 

 

 

где

dijiy)

_ii (t + At)

_

 

d x

д-с-,0

Ат

 

 

 

| o(t) — условная вероятность пребывания объекта защиты в момент т в нулевом фазовом состоянии, т. е. когда исправны все п обобщенных систем, при условии, что при Дт=0 система находилась в этом же состоянии;

|,-(т) — в общем случае условная вероятность пребывания объекта защиты в момент т в состоянии i при усло­ вии, что при Дт—0 система находилась в состоя­ нии i 1;

Ф/i (т)= Пт

<7;(т,

т4-^т)+г/ (т, t-J-Дт)—q-t { т, т-ЬЛт)г/(г, тЧ-Д?)"

 

Д^-*-0

 

 

 

Дтз

 

со

 

 

 

 

 

 

 

со

Ф(/—1)/ =

lim

г-1- 1

(1?, т + ДТ) + <?/-[ (Т, т 4- Дт) (1 — д н)

об

 

Дт-^0

 

 

 

Дт

 

 

являются функциями

перехода объекта

защиты из

состояния

г—1 в состояние i

и

характеризуют

интенсивность

перехода,

которая

зависит от

надежности двигателя и точности работы

системы аварийной защиты.

защиты, показанная на

Таким образом,

эволюция объекта

рис. 8. 4,

состоящего из п обобщенных систем, из которых т ре­

зервных,

описывается системой дифференциальных уравнений с

переменными коэффициентами и является случайным процессом. Этот случайный процесс характеризуется следующими свой­

ствами:

359