Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

319
бытий, активно включать свои эмоции, сопереживать и получать насла­
ждение от общения с такими собеседниками.
Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного обще­
ния. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания. К сожалению, иные наши телеведущие бесце­
ремонны в обращении со своими собеседниками: не дают им высказать свои мысли полностью, часто перебивают встречными вопросами, которые к тому же не умеют чётко сформулировать. Видно, им не ведом совет Ци­
церона: не принимай свой разговор за вотчину, из которой надо вытеснить собеседника.
Вот почему так важно умение телеведущего вызывать доверие к се­
бе, к своим словам у телезрителей. Известные специалисты по телевиде­
нию не однажды говорили о наличии флюидной эмпатичной связи между телеведущим, который находится в телестудии, и зрителями, разбросан­
ными по множеству точек страны. Добиться такого взаимодействия – это и дар Божий, и мастерский класс. Именно такие телеведущие обладают ма­
гией вызывать доверие у телезрителей, а потому велика их роль в форми­
ровании у населения гражданского самочувствия, отношения к действиям представителей власти, к лидерам политических партий.
Как правило, феномен доверия требует не только таланта и профес­
сионализма, но значительного жизненного опыта, ибо только при этом можно признать авторитет телеведущего, меру доверия к нему. Известно, что авторитетные люди располагают людей к искреннему общению с ни­
ми.
«СТРОИТЕЛЬСТВО ВНЕШНОСТИ» ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
В профессии телеведущего приоритетный фактор успеха – умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют персональных консультан­
тов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечения внимания те­
лезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам.
Она помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга. В.М. Шепель в книге «Имиджеоло­
гия: Секреты личного обаяния» пишет: «Чем значительнее замыслы и пре­
тензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой лично­
сти стремление к созданию яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий её на огромную работу над собой, на преодоле­
ние в себе всего того, что мешает быть лидером или звездой... Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям... чем


320
больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются ин­
теллектуальные, художественные, телесные и информационные характе­
ристики личности».
В технологию самопрезентации В.М. Шепеля входят четыре мини­
технологии:
Œ визуализация облика,
коммуникативная механика,
флюидное излучение,
вербальный эффект.
Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отведена на «строительство внешности». В этой части работы акцент делается на то, какие конкретные приёмы используют теле­
ведущие, чтобы сделать свою внешность привлекательной. Выбор их зави­
сит от конкретных задач, которые ставит перед собой ведущий, и от жанра его телепередачи.
Телевидение – это искусство, и чтобы овладеть им, необходимо знать его особенности. Оно требует особого планирования и подготовки, не тер­
пит небрежности и суеты. Для чего нужны специфические профессиональ­

1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   35

ные умения и навыки?
Самая выразительная часть личного имиджа – лицо. Создать привле­
кательную мимику – одна из важных профессиональных проблем телеве­
дущего.
Обозначим основные приёмы решения проблемы «строительства внешности» телеведущего.
Гигиена кожи лица. Лицо любого человека, требует постоянного и тщательного ухода. Телеведущему, как человеку публичной профессии, необходимо следить за кожей лица. Не у каждого есть время и возмож­
ность посещать косметический салон. Поэтому необходимо знать особен­
ности своей кожи и уметь за ней ухаживать. Хорошо использовать ком­
плексное воздействие на кожу (очищение текстуры, тонизирование, увлажнение, защита), которое даёт хороший результат, помогает держать кожу в тонусе, не затрачивая на это много времени.
В связи с этим полезно обратиться ко второй главе учебного посо­
бия, к тем её разделам, в которых об этом рассказывается.
В особом уходе нуждается кожа вокруг глаз, так как она наиболее чувствительна и подвержена заметному старению. Поэтому специалисты рекомендуют обязательно использовать кремы, маски для глаз, которые не только питают, но и снимают напряжение и усталость.
Макияж. Как женщины, так и мужчины на телевидении должны пользоваться косметикой, чтобы хорошо выглядеть. В студию необходимо приезжать заранее. Нельзя появляться перед камерой без профессионально сделанного макияжа. В этом процессе большая роль отводится тонирова­
нию лица. Хорошо, если на студии есть визажист, который поможет веду­

321
щему справиться с этой задачей. Однако многие телеведущие предпочита­
ют это делать сами, зная особенности своей кожи и конфигурацию лица.
Для этого необходимы следующие средства: тональный крем, корректи­
рующие или нейтрализующие маскирующие средства, высветлитель, ком­
пактная или рассыпная пудра.
При нанесении тонального крема нужно учитывать, что в студии всегда жарко и кожа начинает лосниться и блестеть. Поэтому следует ис­
пользовать не просто крем­пудру, а защитный тональный крем, контроли­
рующий жирность. Он не только придаёт коже тон и выравнивает поверх­
ность, но в течение восьми часов маскирует выделения жира кожей.
Благодаря этому она выглядит матовой и ухоженной. Выбор тона – очень важный момент. Один и тот же тон под разным освещением даёт разные оттенки. Тон крема, совпадающий с тоном кожи под ярким светом может дать эффект бледного невыразительного лица. В таком случае можно ис­
пользовать более тёмный оттенок одного тона.
Макияж мужчин­телеведущих также требует обязательного тониро­
вания. При шероховатой структуре кожи требуется более плотно наклады­
вать тон. Телеведущим или гостям передачи, имеющим лысину, необхо­
димо её припудрить, чтобы она под ярким светом не блестела.
Ведущие должны учитывать, что крупный план позволяет увидеть самые незначительные недостатки, подчас даже их усиливая. Так, непра­
вильно поставленный свет буквально на моих глазах состарил обаятель­
ную ведущую канала ТВЦ, высветив все недостатки макияжа неровности кожи. Плюс неудачно подобранная причёска. Всё это отрицательно сказа­
лось на визуальном восприятии ведущей.
Дикторы вечерних новостей канала РТР неудачно подбирают тон пудры. Розовый тон (таким он выглядит на экране) смотрится неестествен­
но, создаёт эффект воспалённой кожи, особенно на общем тёплом фоне одежды и волос. Это бросается в глаза сразу.
Использование маскирующих средств необходимо, когда кожа имеет небольшие дефекты. Если у ведущего быстро краснеет лицо или на его коже расширена сосудистая сетка, то нейтрализующий крем цвета мяты прекрасно скроет эти недостатки. Если есть ярко выраженные пигментные пятна или веснушки – лавандовый оттенок маскирующего крема поможет нейтрализовать их.
Даже если под глазами нет кругов, обязательно нужно сделать кожу светлее. В свете прожекторов круги могут стать ещё темнее, поэтому все­
гда следует наносить немного корректирующего средства светлого оттенка или высветлитель. Высветлитель – замечательное средство, помогающее корректировать форму лица, визуально приближая её к идеальной. Он по­
могает сделать менее заметными носогубные складки, глаза – более рас­
пахнутыми, а нос более прямым.


322
Если в макияже используется защитный крем, контролирующий жирность, то лёгкого припудривания будет достаточно. Если брать обыч­
ный тональный крем, то использовать рассыпную или компактную пудру надо по мере необходимости.
Макияж телеведущего зависит от жанра телепередачи. Если это не яркое шоу и не праздничный выпуск, требующие образного или вечернего макияжа, то общая гамма должна быть пастельной, спокойной. Цвета – ма­
товые, естественные, и никогда не перламутровые и яркие. Макияж при­
зван подчеркнуть достоинства, приглушить недостатки. Сделать его необ­
ходимо профессионально, чтобы он соответствовал контрастному типу личности. Ничто в макияже не должно отвлекать внимания зрителей.
Губы. Чтобы они имели чёткий контур, лучше использовать матовый карандаш средней твёрдости. Корректировать губы обязательно, так как на экране очень заметна природная асимметрия губ. Ведущим, которые нахо­
дятся в эфире долгое время, нужно использовать стойкую помаду и вла­
деть соответствующей техникой её нанесения. Лучше использовать мато­
вые спокойные оттенки, помня, что перламутр и блеск зрительно увеличивают объём.
Причёска. Привлекательная причёска жизненно необходима для со­
здания хорошего имиджа на экране. Ведущему важно уметь оценить, насколько форма, цвет и структура причёски «работают» на него перед глазом телекамеры. Волосы должны быть не только причёсаны «волосок к волоску», но выглядеть естественно и быть к лицу. Нет проблем, если на канале или в передаче работают опытные стилисты и парикмахеры, что сразу становится заметно. Сложнее, когда приходится обходиться своими силами. В этом случае нужна причёска, за которой было бы легко ухажи­
вать между визитами к хорошему парикмахеру. Густые волосы и хорошую стрижку лучше закрепить гелем для волос, причёска будет выглядеть есте­
ственно. Если нанести много лака поверх волос, они будут выглядеть при­
клеенными. Ведущим программы информационных новостей иметь чрез­
мерно сложную причёску не желательно.
Брови. Форма бровей в идеале должна соответствовать типу лица.
Форма, густота определяют общую сбалансированность пропорций лица.
Перед эфиром необходимо чуть подкрасить брови, что лучше сделать ап­
пликатором или щёточкой, причесать с использованием небольшого коли­
чества геля. Брови ведущих­мужчин также необходимо причесать с не­
большим количеством геля.
Глаза. При макияже глаз важно учитывать форму глаз и их цвет.
Лучше не использовать голубые и зелёные оттенки теней. Наиболее есте­
ственно выглядят мягкие коричневые оттенки. Серые тени могут дать эф­
фект «уставших глаз». Карандаши лучше использовать спокойных оттен­
ков, чёрный цвет не рекомендуется.


323
Тушь для ресниц не должна осыпаться. После первого нанесения туши ресницы необходимо расчесать. Хороший зрительный эффект даёт использование сразу двух тонов: чёрного и коричневого. На всю длину ресниц наносится коричневый оттенок, а затем на самые кончики – чёр­
ный. Такой способ нанесения называется «эффектом норки».
Румяна. Для создания здорового цвета лица после нанесения тональ­
ного крема необходимо использовать румяна. Они применяются и в маки­
яже мужчин. Тона румян должны подходить к естественной гамме. Оран­
жево­розовый и приглушённо розовый наиболее подходящие. При их нанесении не следует допускать резких границ. Чтобы переход из одного цвета в другой был незаметен, необходима тщательная растушёвка.
Одежда. При выборе одежды ведущему необходимо исходить из жанра передачи. Если это новости, то одежда должна быть строгой, в то время как ведущие развлекательных программ могут позволить себе сти­
левое и цветовое разнообразие. В одежде имеет значение шейный вырез.
Если у ведущего шея короткая, то лучше не закрывать её высоким ворот­
ником. Идеально подойдёт V­образный вырез. Если шея длинная, то лучше использовать высокие воротники, надевать шарф под жакет, носить более длинные волосы. Важно, чтобы цвет одежды гармонировал с цветом кожи, тоном волос, он должен идти ведущему и не контрастировать с общим оформлением студии. Кстати, обратим внимание на то, как нелегко веду­
щим новостей канала «Культура» вписаться в новое оформление студии, где использованы яркие контрастные тона.
Выбирая цвет одежды, лучше избегать крайностей, например очень светлых и очень тёмных оттенков. Чёрный цвет подавляет, белый – ослеп­
ляет. Насыщенный цвет, от цвета фуксии до красного, в большинстве сту­
дий не поддаётся контрастированию. Такие цвета кажутся «кровоточащи­
ми», ибо контуры расплываются, будто краска.
Самые приятные тона одежды, которые могут использовать мужчи­
ны­телеведущие, это средне­синий, мягкий угольный, серовато­
коричневый и зелёный. Белые рубашки на экране обесцвечивают лица бе­
локожих людей, выглядят на них бледными и неинтересными. Предпочти­
тельны светлые пастельные тона. При выборе галстука надо помнить, что не следует использовать галстуки цветов от насыщенных розовых до крас­
ного.
Язык жестов. По мнению В.М. Шепеля, имидж без выразительного языка взглядов и языка жестов маловыразителен.
Жесты и мимика выдают весьма наглядную информацию о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест и мимика есть опредмеченное проявление чувств и мыслей людей. Телеведущий всегда должен помнить, что поза, жесты говорят часто гораздо больше, чем слова.
Они должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране.
Жесты, мимика, поза могут эффективнейшим образом помочь создать ат­