Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

313
зионная передача – не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих ка­
честв выступающего в кадре». Режиссёры телепрограмм не задумывались тогда, как помочь диктору раскрыть свою индивидуальность, их заботило в первую очередь, как он способствует раскрытию общего замысла переда­
чи. В то время было крайне мало книг о телевидении, в которых специаль­
но рассматривалась бы технология создания «внешне привлекательного образа» ведущих телепередачи. Поэтому умение телеведущего создать свой имидж, чтобы проявить свои лучшие индивидуально­личностные и профессиональные качества, было делом самого диктора.
В связи с этим уместно привести строки из книги В. Леонтьевой
«Объяснение в любви», где она рассказывает о своей поездке в Монако на телевизионный фестиваль. Каждый ведущий должен был представить свою телевизионную «визитную карточку», раскрывающую его индивиду­
альную манеру работы на телеэкране.
«Для ведущих ряда телевизионных фирм эта встреча превратилась в конкурс туалетов, косметики, причёсок и экзотики мест действия... Про­
биться к личности, человеческой индивидуальности через изощрённейшие ухищрения модельеров, массажистов, парикмахеров, телевизионных опе­
раторов, демонстрировавших абсолютную победу над возрастом женщин, было немыслимо. Да и улыбки их были как совершенная броня. О, такая улыбка – это высочайшее искусство!.. В ней и лёгкая утомлённость от наслаждения жизнью, красивой, элегантной, и изоляция от бурь и урага­
нов, проносящихся над миром, и, наконец, утверждение собственной по­
пулярности... Высокий профессионализм, конечно».
В «визитной карточке» Валентины Леонтьевой был показан отрывок из передачи «От всей души», имевший в нашей стране масштабный успех, но он в виде отрывочного контекста «даже самому доброжелательному профессиональному взгляду не мог дать элементарной информации о ха­
рактере передачи и о функциях ведущей». Именно этим автор книги и объ­
ясняет свой неуспех как телеведущей на фестивале в Монако.
Это мнение прекрасно иллюстрирует мысль о том, что на телеэкране мало быть великолепным профессионалом, творческой индивидуально­
стью. Чтобы иметь гарантированный привлекательный имидж телеведуще­
го, этого недостаточно. Необходимо уметь создавать с помощью различ­
ных режиссёрских и технических средств антураж привлекательности, который органично вмонтирован в конкретную сценическую ситуацию. В этом и состоит одна из главных особенностей создания имиджа телеведу­
щего.
С развитием телевидения всё чаще возникал вопрос о том, стоит ли использовать диктора в передачах, в которых он не компетентен, о замене его специалистом, выступающим по своей теме. Подобная постановка во­


314
проса объясняется весьма прозаично: на телеэкране нельзя изображать знание предмета. Его нужно основательно знать, иначе пропадает зритель­
ское доверие, ибо на телеэкране всё видно и всё слышно, а потому малей­
шая неуверенность в голосе телеведущего или напряжённость в его лице воспринимается телезрителями как сигнал, что человек взялся не за своё дело.
На телевидение пришли учёные, специальные обозреватели, деятели искусств, педагоги, журналисты. Они не только готовили материал для программ, но и вели передачи. Нередко самостоятельно, но чаще при ак­
тивном участии телеведущих, выступающих в коммуникационном взаимо­
действии со зрительской аудиторией. Так появился новый профессионал на телеэкране – универсальный телеведущий, которого зрители восприни­
мали как необходимого соучастника той или иной телепередачи.
Особенности телевидения сегодняшнего дня: многоканальность, ис­
пользование различных способов телевизионного общения, жанровое раз­
нообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения самых не­
вероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществить. Однако при всём этом по­прежнему успех у зрителей той или иной программы во многом определяется обаянием лич­
ности телеведущего. По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «лич­
ность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, об­
ладающий даром общения».
Каким же должен быть сегодня на экране облик ведущего? По мне­
нию кинорежиссёра Эльдара Рязанова, ведущему сегодня предъявляются такие профессиональные требования, как знание информационного про­
дукта, наличие собственного мнения, умение держаться перед камерой и находить контакт с аудиторией. «Ведущий, – утверждает Э.А. Рязанов, – чем­то сродни актёру, исполняющему роль самого себя. И чем вы есте­
ственнее и органичнее, тем теснее будет ваш контакт со зрителем».
Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром ком- муникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощу­
щение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания. На одном из занятий в Лиге профессиональных имиджмейкеров на вопрос о том, что же является главной составляющей имиджа, известная телеведущая Л. Вербицкая ответила: «Умение общаться с людьми, добро­
желательность и искренность». Затем добавила: «Мне импонируют слова президента Лиги В.М. Шепеля: телеведущий должен не только уметь «све­
титься людям», но и быть неотразимо обаятельной личностью».
Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязатель­
но заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Если это качество присутствует, то он всегда будет ин­


315
тересен зрителям. Н. Анненков, народный артист СССР, говорил: «У теле­
видения есть особое свойство – это разоблачать неискренность».
Телеведущий в первую очередь сам должен профессионально ответ­
ственно подходить к созданию личного имиджа на экране. «Грустно, когда внешний облик, телесность остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации», – пишет П.С. Гуревич. Грустно и тогда, ко­
гда для глубокого и интересного внутреннего содержания личности не находится достойной формы выражения.
ЭТАЛОНЫ СМОТРИБЕЛЬНОСТИ
Особенность телевидения в том, что визуальное изображение прева­
лирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впе­
чатлениями звуковыми. Действительно, при появлении телеведущего прежде всего воспринимаются его внешние данные. Оскар Уайльд писал:
«По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди». Пер­
вое впечатление, как известно, самое яркое и запоминающееся. Через призму этого впечатления зритель потом оценивает всю информацию, пе­
редаваемую ведущим. В книге «Имиджелогия. Секреты личного обаяния»
В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем при­
родным достоянием, которым следует умело распорядиться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино­ или те­
леэкране наш взор выхватывает и запечатляет в памяти образы внешне привлекательных людей. Не однажды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше пер­
воначальное впечатление о других складывается по их внешности».
Каковы же эталоны внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего? Многие специалисты по этому вопросу выделяют следующие эталонные качества:
Здоровый вид.
Гармония черт лица.
Красивые волосы.
Стройная и пропорциональная фигура.
Белые и ровные зубы.
Приятно звучащий голос.
Выразительность жестов.
Живой ум.
Доверительность.
Сразу оговоримся, что последовательность представленных качеств весьма условна. Вместе с тем в ней имеется своя логика – логика зритель­
ского восприятия. В самом деле, когда мы включаем телевизор и видим на экране телеведущего, то прежде всего нам бросаются в глаза такие кон­
кретные атрибуты его внешнего вида, как лицо, причёска, одежда, руки.

316
Часто незаметно для себя мы вслушиваемся в голос ведущего и невольно соотносим тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук. Таким образом, при создании имиджа и в целях по­
вышения эффекта своей смотрибельности на экране телеведущему следует иметь в виду эту логику зрительского восприятия телевидения, а пото­
му придавать должное значение выше названным качествам.
Обратимся к перечисленным качествам телеведущего.
Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привле­
кательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоро­
вье и оптимизм.
Телевидение требует от ведущего большого напряжения эмоцио­
нальных, умственных и физических сил. Поэтому забота о здоровье – обя­
зательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общи­
тельность и чувство юмора. Нездоровый, уставший человек не сможет вы­
глядеть на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его подавленное внутреннее состояние.
Если принять во внимание, что современные люди не только повы­
шенно метеочувствительны, но и телечувствительны, то не трудно предпо­
ложить, насколько важен для многих из них эффект наглядного излучения здоровья и оптимизма с телеэкрана.
Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных програм­
мах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное вни­
мание телезрителей приковано к лицу. Этих телеведущих часто показыва­
ют крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица, работающих в названных жанрах.
Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие – отсутствие явно выраженных недостатков на лице.
Однако во всех случаях при работе на телеэкране полезно ориентироваться в своих физиогномических характеристиках и, используя визаж, подбор причёсок, эффект аксессуаров, проводить необходимые корректировки ли­
ца.
Красивые волосы. Это весьма желательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно компенсировать хорошо уложенной прической, которая, соответствуя типу лица, «работает» на ведущего.
Конечно, если волосы красивы и послушны, то создать причёску не­
сложно, ведь сейчас на телестудиях работают стилисты­парикмахеры. Но если есть проблемы с волосами, можно воспользоваться помощью пости­
жёра, который не только подберёт парик, исходя из возраста клиента, осо­


317
бенностей его лица и рабочей необходимости, но и научит, как его пра­
вильно носить.
Стройная и пропорциональная фигура. Далеко не все наделены хорошей фигурой. Но это не должно быть предметом особых пережива­
ний. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего. Поэтому честолюбивому телеведущему следует уделять больше времени поддержанию своей физи­
ческой формы, заниматься шейпингом, верховой ездой, игрой в теннис, чтобы эффектно смотреться на экране.
Между тем любую фигуру можно научиться подавать достойно, де­
лая её дефекты и недостатки менее заметными. Имиджелогия предлагает человеку, который хочет выглядеть красиво, способы и приёмы, как этого достичь. Например, выбирать соответствующие ракурсы своего представ­
ления на телеэкране, подбирать одежду, использовать такие отвлекающие средства, как демонстрационные стенды, «закадровое» сопровождение текста, присутствие рядом с телеведущим других людей. Как пример при­
ведём передачи о погоде. Даже беглый взгляд на разные каналы ТВ убеж­
дает в том, насколько эффективно использовать указанные средства в за­
тенении не лучших телесных данных телеведущих.
Белые, ровные зубы. Это категорическое требование. Если у теле­
ведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. Вспомним пре­
словутый «эффект смайла», широко используемый в американской и япон­
ской практике деловых людей и средствах массовой информации. А люди, как известно, тянутся к тем, кто излучает улыбку, за которой им видится оптимизм и радость человека. Писатель и журналист Н.И. Новиков писал:
«Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека».
Приятно звучащий голос. Вокал – это главнейшее вербальное сред­
ство телеведущего. Он играет важную роль в создании имиджа. Облада­
тель резкого, визгливого, «деревянного» голоса профессионально исклю­
чается звучать в кадре. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной тепло­
той. Следует всегда помнить, что люди воспринимают весьма чувстви­
тельно его тембровые оттенки, индивидуальность того лица, которое про­
износит речь.
Выразительная речь телеведущего предполагает основательную от­
работку дикции и специально поставленное дыхание. К сожалению, на нашем экране мы часто видим ведущих, которые не уделяют должного внимания технике дыхания и своей дикции. В этой связи укора заслужи­
вают руководители ведущих каналов ТВ, которые допускают к работе в эфире захлёбывающихся дикторов, не соблюдающих правила словарных


318
ударений, проглатывающих слова и невыразительно зачитывающих тексты важных сообщений. Ведь есть замечательные упражнения, благодаря ко­
торым довольно быстро можно добиться результатов.
Еженедельник «АиФ» в марте 2002 г. опубликовал интересные дан­
ные «Кто из телеведущих­мужчин хуже всех говорит по­русски?». Указы­
вались такие персоны и цифры 16% – В. Комиссаров, 13% – В. Познер,
14% –Д. Дибров, 10% – М. Галкин, 8% – С. Шустер.
И такой вывод: «Язык сейчас бурно развивается, ломаются стереоти­
пы, появляются новые формы. Но... Спряжения, падежи и ударения пока никто не отменял! И если влез в телевизор – будь эталоном стиля не только в одежде...»
Выразительность жестов. Жесты так же, как и лицо, активно участвуют в создании имиджа. Они несут огромное количество информа­
ции. В своей книге П.С. Гуревич вспоминает о А. Вертинском: «Он обла­
дал искусством выразительного жеста. Руки его могли мгновенно дать представление и о бальных оборках маленькой балерины, и о луне, встаю­
щей над розовым морем, и о голубом тюльпане, что растёт на острове, и, кажется, обо всём».
Если говорить о значении невербальных средств в работе телеведу­
щего, то следует обратить внимание на такие весьма важные обстоятель­
ства.
Жесты – это необходимый коммуникативный инструмент телеведу­
щего, а потому владеть техникой жеста – обязательное требование к работе таких профессионалов.
Специфика телевидения требует особой технологичности использо­
вания жестов в работе телеведущих. Например, дистанция показа телеве­
дущего обусловливает различную меру активности жестикуляции, выбор жестов, используемых в процессе сюжета. Ведь на различных расстояниях жесты воспринимаются с большим или меньшим интересом со стороны телезрителей.
Главное в использовании жестов – это безгласное подчёркивание и образное подкрепление речи, поэтому надо остерегаться отвлекать внима­
ние зрителей от того, что говорится с телеэкрана, чрезмерным жестикули­
рованием.
Живой ум. Человек, обладающий живым умом, всегда интересен и собеседнику и зрителю. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие во­
круг, – великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.
Вспомним радиокомментатора В. Синявского или телекомментатора
Н. Озерова. Их обращение к людям приковывало внимание именно необы­
чайной живостью ума, мыслительные результаты которого чётко и образно переводились в речь. Они обладали необычайным даром – сделать каждо­
го, кто их слушал или смотрел, соучастниками конкретных ситуаций и со­