Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

346
хочется?» Такой тип вопроса может быть с успехом использован при про­
дажах: он оставляет возможность выбора и вместе с тем направляет выбор клиента.
3. Направленный вопрос
В вопросе переформулируется только что сказанное или предлагают­
ся некоторые элементы ответа, чтобы: уточнить смысл слова или мысль; обобщить сказанное; приступить к анализу проблемы; наметить ориентир для ответа.
«Если я вас правильно понял, вы предлагаете изменить расписание работы?» «Не думаете ли вы, что стоит уделять больше внимания разбору жалоб?».
4. Закрытый вопрос
Это вопрос, требующий ответа «да», нет» для того, чтобы ускорить принятие решения.
«Итак, подходит ли нам такое решение?». «Согласны ли вы с подоб­
ной идеей?».
5. Вопрос-эстафета
Вопрос переадресовывается одному из членов группы для того, что­
бы: заинтересовать тех, кто принимает мало участия; повысить внимание группы.
«Итак, что вы думаете о моём предложении?».
6. Вопрос-эхо
Вопрос переадресовывается тому, кто его задал для того, чтобы чле­
ны группы были конструктивными.
«На каком решении вы настаиваете?». «А сами вы что об этом дума­
ете?».
7. Вопрос-зеркало
На него отвечает вся группа для того, чтобы повысить степень уча­
стия в группе: «Что нужно ответить клиенту в данном случае?»; «Что вы думаете о том, что сказала сейчас Марина?».
Упражнение на различные типы вопросов
Охарактеризуйте каждый из приведённых ниже вопросов, используя один из четырёх ответов.


347 1. Вы совершеннолетний?
2. Что вы думаете об этой статье?3. Куда вы идёте?

4. Согласны ли вы с решением группы?
5. Почему вы приняли такое решение?
6. Не думаете ли вы, что мы должны действовать таким обра­
зом?

7. Что вы думаете о решении, принятом группой?
8. Нужно ли назначать на этот пост некомпетентного че­

ловека?
9. Что вы думаете об этом немыслимом увеличении расхо­
дов?

10. Стараетесь ли вы все делать вовремя?
11. Не следует ли подвергать цензуре книги, ввозимые из­за границы?

12. Почему вы повели себя так непристойно?
13. Вы идете к врачу?
14. Вы хоть до десяти­то счи­

тать умеете?
15. Думаете ли вы, что вам по­

нравится с нами работать?
16. Почему вы всегда предлага­
ете какие­то невыполнимые ре­
шения?
17. Что вы думаете о предло­

жениях, которые мы получили?
18. Вы спрашивали у Джона его мнение?
19. Что вы думаете о допущен­

ных ошибках?
20. Не стоит ли нам завершить на этом упражнение?
ОТКРЫТЫЙ
ЗАКРЫТЫЙ нейтральный с подсказ­
кой нейтральный с подсказ­
кой
ПЕРЕФОРМУЛИРОВКА
Переформулировка – это передача основного содержания высказы­
вания другими словами, но без искажения смысла.


348
Эта методика требует от собеседников готовности выслушать и по­
нять друг друга. Переформулировка – это одна из форм «обратной свя­
зи», подтверждающая, что между собеседниками установился реальный контакт.
Можно использовать переформулировку для того, чтобы: повысить степень участия каждого собеседника; заставить людей реально оценивать собственные слова; выделить наиболее важные моменты как основу для дальней­
шего разговора; выявить разногласия или наметить тему для дискуссии; приступить к поискам конструктивного решения; добиться согласия (с собеседниками) и подвести итоги, прежде чем переходить к следующему вопросу.
Переформулировка должна быть: точной (ничто не должно быть опущено или добавлено к ска­
занному); краткой (только самое важное); простой и доступной (понятной каждому); вовремя использованной (слишком частое употребление за­
трудняет общение).
Используя переформулировку, не следует: выносить какие­либо суждения – одобрительные или неодоб­
рительные по поводу сказанного собеседникам; по­своему интерпретировать сказанное или сводить всё к об­
щему подтверждению; предлагать решение (свое решение, свой ответ) и одновремен­
но с этим переформулировать.
Смысл переформулировки в том, чтобы выразить другими словами только что сказанное таким образом, чтобы говорящий согласился с пред­
ложенной переформулировкой.
Обычно переформулировка начинается словами: «Итак, согласно вашим словам» или «Другими словами, вы говорите, что...»
Вопросы для самопроверки

1. Каковы слагаемые культуры телефонного общения?
2. Какие позиции тренинга вы будете использовать при имиджи­

ровании?
3. Чем можно дополнить этот тренинг?

349
Рекомендуемая литература
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.
М., 1995.
Мицич Предраг. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. М., 1990.

350
ГЛАВА IV.
ПРОФЕССИЯ ИМИДЖМЕЙКЕР: РУССКАЯ ВЕРСИЯ
С возрастанием интереса к имиджу личности и различных социаль­
ных структур нарастает объём издаваемой литературы по проблеме «про­
фессия – имиджмейкер». Такой специалист необходим и службам «паблик рилейшнз» и стилистам, чьё поле деятельности в шоу­бизнесе или в театре, и многим другим работникам, например, врачам, педагогам, управленцам, для которых презентация себя и своих профессиональных услуг имеет де­
ловой смысл, реально­практическое значение. Всё это обусловило рост
«спроса» на имиджмейкеров.
А раз растёт спрос, растёт и предложение: весьма интенсивно изда­
ётся соответствующая литература. Среди зарубежных произведений отме­
тим: Берд II. Продай себя. Тактика совершенствования вашего имиджа,
Минск, 1997.; Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство со­
здания положительного образа. М., 1998. Особняком в ряду зарубежных авторов находятся публикации М. Спиллейн по руководству созданием имиджа для женщин и мужчин.
Среди отечественных авторов обратим внимание на книги Панасюка
В.А. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать свой имидж. М.,
1998.; Почепцова Г.Г. Профессия: имиджмейкер. К., 1999.; серию статей, опубликованных в журнале «Нувель эстетик» в 2000–2001 годах.
В этих и других публикациях авторы определяют профессию имиджмейкера примерно так же, как зарубежные. У меня же – собственная концепция, представленная в имиджелогии. И в этом разделе предлагается русская версия её толкования.
Читатель познакомится с интервью и со статьями, опубликованными в различных средствах массовой информации, что, конечно, нетипично для учебного пособия. Однако, по мнению моих учеников и единомышленни­
ков из Лиги профессиональных имиджмейкеров, студентов факультета по связи с общественностью Института индустрии моды, эти публикации позволяют предметно представить авторскую точку зрения о содержании деятельности имиджмейкера, а потому и лучше понять значение имидже­
логии в профессиональной подготовке имиджмейкера.
Интервью и статьи расположены в порядке, соответствующем вре­
мени их публикации.
4.1. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, ШАРМ, ИМИДЖ
В нашей прошлой беседе, Виктор Максимович, вы упомянули о сво­
ей новой книге «Секреты личного обаяния», и читатели засыпали редак­
цию заинтересованными письмами. Вот характерная выдержка: «Книга необходима, особенно преподавателям, предпринимателям – всем, кто ра­
ботает с людьми. Да и для наших подрастающих дочерей и сыновей она должна стать настольной, ведь и жизненный, и деловой успех впрямую за­


351
висят от имиджа, от того, какое впечатление мы производим на окружаю­
щих».
–Меня очень радует озабоченность людей проблемами имиджело­
гии. Стремление обрести желательный имидж, то есть стать более привле­
кательным, коммуникабельным, приятным в общении можно только при­
ветствовать, ибо это полезно и для человека, и для общества. От нашего неумения нравиться себе и друг другу возникает масса проблем.
Похоже, мы не просто НЕ УМЕЕМ нравиться, мы даже НЕ ОРИ-
ЕНТИРОВАНЫ на это изначально?
–К сожалению, вы правы. В западном мире имидж давно приобрёл ярко выраженный прагматический характер: там нет ни одного серьезного политического деятеля, который не пользовался бы услугами имиджмей­
кера, да и всякий, кто хочет преуспеть в жизни, не обойдётся без этого специалиста. У нас же имиджелогия не преподаётся пока ни в школах, ни в вузах. А надо бы ею заниматься уже в детсадах – вот о чём я мечтаю...
Слышала, вы пробовали это сделать...
–Да, был такой эксперимент в Воскресенском районе Московской области. Жаль, интерес местных властей оказался нестабильным, и их можно понять: текущие проблемы кричат о себе как о более важных, неот­
ложных, хотя что может быть важнее, чем воспитание Мужчины в мальчи­
ке, Женщины в девочке? Убеждён, если с детства научить малышей соот­
ветствовать своему полу, сформировать потребность вырасти располагающими к себе людей, то получим замечательную молодёжь, тот самый ДОСТОЙНЫЙ генофонд нации, об утрате которого не беспричинно сегодня сокрушаемся.
К счастью, есть всё же у нас место, где имиджелогия нашла прак­
тическое применение и, что особенно приятно, служит добрую службу именно педагогам, воспитателям. Я говорю о вашем «кабинете имиджело­
гии», первом в стране, год назад открывшемся в Институте повышения квалификации работников образования Московской области...
–Чем горжусь и чему страшно рад! Объясню, почему. Установлено, что при общении с приятным преподавателем повышается коэффициент интеллектуальной активности ребёнка, он легче и, главное, с радостью усваивает знания. Как раз «имиджевым ликбезом» наших педагогических кадров – воспитателей детских садов, школьных педагогов, директоров
ПТУ и техникумов, а недавно и преподавателей вузов – мы и занимаемся!
Читателям, а многие из них работают с детьми, подростками, мо­
лодёжью, захочется узнать об этом поподробнее.
–Извольте. Девять занятий по шесть часов каждое – такова продол­
жительность разработанного мною курса «Имиджелогия, или Эффект лич­
ной самопрезентации». Мимика лица и косметология, уход за волосами и подбор причёски, манера двигаться, разговаривать, одеваться, поведение во всех ситуациях, какие только может предложить жизнь, – обо всём этом


352
говорят с нашими слушателями визажисты, косметологи, психологи, сти­
листы. Особенность и инновационность нашей технологии имиджирова­
ния в том, что мы преподаём этику, психологию и другие учебные предме­
ты комплексно. Располагая полной свободой творчества в пределах своего курса, каждый специалист опирается на сделанное предыдущим коллегой и учитывает замысел следующего преподавателя нашего предмета. Прин­
ципиально важно и то, что большинство занятий проходит в форме тре­
нинга – поведенческого, речевого, причём видеотренинга! Моделируются самые разные ситуации, допустим, рабочее совещание, где накаляется об­
становка; светская беседа за чашечкой кофе; ожидание возлюбленного под часами. Поведение, речь, внешний облик наших слушателей в предложен­
ных ролях записываются на плёнку, потом они видят себя на видеомони­
торе, анализируют свои недостатки и достижения. И, конечно, учатся вести себя элегантно и достойно в любых обстоятельствах.
Интересно, как люди чувствуют себя, зная, что каждый их шаг и вздох будут зафиксированы, да к тому же ещё и станут предметом обсуж­

1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   35

дения? Должно быть, «зажаты», скованы?
– Ошибаетесь! Женщины (среди преподавателей их, как известно, большинство) раскрепощаются очень быстро, ведут себя непосредственно.
Встречаются, конечно, и «крепкие орешки». Прошу даму подняться на по­
диум: почувствуй ты себя хоть раз в жизни манекенщицей, от которой глаз не оторвать! А она капризничает: «Не хочу, стесняюсь...» Но я твёрд и непреклонен. Простите, говорю, голубушка, а зачем же вы пришли? От этого откажетесь, то не сделаете, а потом скажете: «Только время убила, как была без имиджа, так и осталась...» Впрочем, этот пример нехарактер­
ный. Уже во вводной беседе, предваряющей курс, мне удаётся не только убедить слушателей в его полезности, но и настроить психологически: из того, что хотим вам дать, постарайтесь взять максимум. Это в ваших же интересах!
Вообще, если нет желания стать обаятельным, никакие занятия не помогут. Всё решает самонастрой. Хотите стать удачливее, интереснее, счастливее? Утром, под музыку делая гимнастику, говорите себе: «Я – са­
мая красивая, пленительная, уважаемая, боготворимая!..» Попрактикуйте такой ежеутренний духовный тренаж, и, уверяю, скоро вам захочется это­
му соответствовать. Вы не накричите на собственного ребёнка, не ответите грубостью хаму в транспорте, вы ведь самая­самая, а он Богом обиженный
– пожалейте его, простите и идите от него подальше! Те же заветы неплохо повторять и перед сном, особенно если день был тяжелый. Засыпайте под аккомпанемент собственной лести. Вам обязательно полегчает!
Знаете, Виктор Максимович, рассказала я о вашем удивительном кабинете одной своей знакомой, а она и говорит: «Ну, мне­то это ни к че­

му. У меня уже есть имидж!»! Как бы вы оценили такое высказывание с точки зрения специалиста – имиджмейкера?

353
–Боюсь, ваша знакомая уже остыла как женщина. В любом случае не советую придерживаться такой установки. Даже если имидж найден и уда­
чен, это вовсе не повод почивать на лаврах. Избави Бог! Открою малень­
кий мужской секрет: женское однообразие в поведении, облике, приготов­
лении пищи, сексе – неумолимо провоцирует мужчину к поискам другой.
Меняйтесь, удивляйте нас! Несколько дней подряд быть в одной и той же одежде – грубейшая ошибка! Даже в течение дня есть смысл вно­
сить в свой облик новые штрихи – достаточно иметь в сумочке «лишние» бусы, платочек и вовремя их извлекать. Аксессуары творят чудеса!
Надо ли говорить о необходимости менять свой образ в течение жиз­
ни? Озорная челочка хороша в юности, в зрелые же годы – смешна и не­
уместна. Не живите в «ретрозападне», а учитесь верно ощущать себя во времени и создавать возрастной шарм, изумительный пример которого можно было наблюдать в английском телесериале «Состоятельная женщи­
на». Героиня показана в динамике возраста – вот она уже 80­летняя, а сколько у нее обаяния, достоинства, шарма! И среди наших актрис и актё­
ров таких немало.
Личностных качеств, благодаря которым можно стать авторитетным, уважаемым, желанным в любой компании, достаточно у каждого. Просто кому­то меньше нужно работать над собой, а кому­то больше. Не остроум­
ны? Плохая память? Не можете продекламировать стихи к месту и време­
ни?.. Не сидите сложа руки: читайте больше смешных и умных книг, тре­
нируйте экспромт­память! А внутриличностной самокоррекции хорошую службу могут сослужить специальные тесты.
Ищите имидж! Тот, который работал бы на восприятие вашей лично­
сти в целом. Если он найден удачно, некрасивость лица или излишняя полнота не имеют обычно негативного значения. У известного отечествен­
ного психолога и педагога П.П. Блонского есть такое выражение: красно­
речивы руки, движения пальцев столь же выразительны, как движения черт лица.
Главное – это достигнуть эффекта обаяния. Закреплять же этот эф­
фект предстоит всю жизнь. Чем? Решительно всем.
4.2. ЭФФЕКТ ВЗГЛЯДА
– «Имидж» – английское слово, в переводе означает «образ». По су­
ти, имидж есть самопрезентация, технология самоподачи. Это скорее внешняя сторона образа, в которой просвечиваются наиболее существен­
ные его характеристики. Есть имидж положительный и отрицательный.
Многие наши сограждане, имея имидж под знаком «+» или «–», даже не догадываются об этом.
По правилам «хорошего тона» все люди должны «имиджироваться».
Позиция «принимайте меня таким, какой я есть», примитивна и указывает на невысокую культуру человека.