Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

359
Все занятия проводятся как тренинги. Большой объём домашних за­
даний. Типичное домашнее задание, которое я даю: вечером, когда все до­
машние улягутся спать, подойдите к зеркалу и попробуйте три варианта мимики:
вы в восторге,
вы кому-то сочувствуете,
вы официально приветливы.
В таких упражнениях мы используем видеосъёмку. Наблюдать себя со стороны – зрелище весьма забавное, тем более что сразу хорошо ни у кого не получается. Но упорство и повторение вырабатывают мимическую структуру мышц, которая позволяет в дальнейшем быстро «делать» нуж­
ное лицо.
Разумеется, все приёмы нуждаются в постоянной практической от­
работке. Можно завести папку­накопитель, куда складывать материалы об имидже – из прессы и телепередач, художественной литературы, наблюде­
ний за собой. В дальнейшем это даст результаты при создании своего ими­
джа.
4.3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
– Вам приходится много работать с педагогами, в том числе и с бу­
дущими учителями. Как вы определите главное требование к личности, к образу педагога или воспитателя? Или, может быть, это не слишком важно по сравнению с профессиональными умениями и знаниями?
– Познавательный процесс – это всегда межличностный контакт.
Даже когда читаешь книгу, всегда чувствуешь за ней автора. Что уж гово­
рить о живом учебном или воспитательном процессе! Здесь учитель, вос­
питатель – главная фигура, а его (в большинстве случаев – её) личность – это, если можно так выразиться, главный компонент этого процесса. Если нет личности, способной увлечь, произвести сильное впечатление на детей, все методические пособия можно сдать в макулатуру... Поэтому учитель и воспитатель обязаны быть обаятельными!
Да, собственно, не только учитель и воспитатель. Для родителей это ещё важнее, ведь они проводят с детьми больше времени. Во всяком слу­
чае, должны проводить.
– А что, дети и родителей оценивают по принципу обаяния? Мы как­
то всегда считали, что мама прекрасна и обаятельна, а всех остальных ре­
бёнок сравнивает с этим эталоном.
–Не стоит на это слишком полагаться. Чем старше ребёнок, тем меньше родители для него внешне обаятельны, а важнее реальное содер­
жание их обаяния. По нашим исследованиям, у духовно обаятельных ро­
дителей в три раза меньше проблем с детьми в подростковом возрасте, чем у необаятельных. Но, разумеется, когда дети доросли до подросткового


360
возраста, родителям «вдруг» стать обаятельными почти невозможно.
Начинать нужно значительно раньше.

1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35

– Как можно стать обаятельным?
–Чтобы быть обаятельным, как это ни парадоксально, надо научить­
ся любить себя, свою личность. Это не самодовольство, не самовлюблён­
ность, а радость осознания себя личностью, готовность её высвободить, не зажимать разными комплексами, не унижать равнодушием и пренебреже­
нием к себе и к тому впечатлению, которое ты производишь на окружаю­
щих. И это под силу каждому.
К нам в Центр приезжают на обучение учителя, как правило, это женщины с очень низким коэффициентом «оптимизма»: зарплата низкая, да и ту не платят, с квартирой плохо, директора авторитарные и т.д. При­
езжают мрачные, раздражённые. Проходит 72 часа нашего курса – и их не узнать. Обаятельные и весёлые женщины. Такими остаются и после воз­
вращения в «привычную среду». Они нам говорят, что многое у них в жиз­
ни изменилось к лучшему благодаря учёбе. Стали менее ранимы – «пустя­
ки жизни», которые ранее отнимали так много душевных сил, заняли своё место, высвободив жизненную энергию на решение тех дел, которым раньше не придавалось должного значения. Появилась уверенность в себе.
С ней – ощущение своего значения в глазах других, что очень важно: ведь мы живём признанием других.
Всё в нашей жизни взаимосвязано. Если мы значимы в собственных глазах (не тупой напыщенностью, конечно), то значимы и для тех, чьё мнение нам дорого, важно. Но самое главное – раскрываются какие­то со­
вершенно новые, неожиданные «резервы» любви и уважения к своим вос­
питанникам. И благодарная ответная реакция детей на эту метаморфозу ощущается почти сразу же.

– Можно ли хоть чего­нибудь в этом роде добиться самим – ведь к вам на курсы попадают считанные единицы? Чему вы там учите?
–Если очень кратко – созданию своего привлекательного имиджа.
Мы же ведь часто совершенно не представляем, как выглядим со стороны.
Простой вопрос – задумывались ли вы над тем, какая у вас мимика? Пер­
вые наши занятия по мимике для учителей – это смех сквозь слезы. Мы снимаем их мимику на видеокамеру, а потом, когда «герои» видят себя, они буквально требуют: уберите эту мымру! А ведь это вы! Смотрите и ужасайтесь для своей же пользы. Вот такими вас видят дети. Вы разве имеете право быть такими, занимаясь воспитанием детей? Вы не умеете быть очаровательными... После такой «шоковой терапии» мы начинаем их учить практически, учить трём мимикам. Первая мимика – конфиденци­

альная, деловая. Она не должна быть насупленной или пессимистичной.
Далее – мимика соболезнования. Но без ехидства. И мимика радости. Это самое сложное. Если первые две мимики учителя ещё могут изобразить, то

361
мимика радости у них выглядит как оскал или ухмылка. Радости на лице нет.
Мы вообще разучились радостно улыбаться. Это не только педагоги­
ческая, это наша национальная проблема. Причём и дети наши привыкают к безрадостности, депрессивности и пессимизму. Безрадостные дети – это страшно. Это может у них на всю жизнь остаться: ведь завтрашняя жизнь начинается сегодня с живого общения со старшими, к которым дети, осо­
бенно младшего возраста, испытывают органическое притяжение.
Вот почему мы учим педагогов высвобождать свою энергетику радо­
сти жизни, уметь её выражать невербально и вербально. Говоря имидж­
мейкерским сленгом, мы учим их быть обаятельными. Для педагога быть обаятельным – необходимое профессиональное качество.
– Как научить наших измученных женщин излучать радость, дарить её себе и другим? – вот вопрос.
– Людей долго обманывать трудно. А детей особенно. Нельзя излу­
чать радость, уверенность, благожелательность, если их не испытываешь.
Но есть одна маленькая хитрость. Известна она почти всем, но помнят о ней немногие. Если одеждой, причёской, макияжем, парфюмерией, мими­
кой вы «создадите» свой имидж и постараетесь не выходить из него неко­
торое время, то и сами не заметите, как он перестанет быть чисто внешним проявлением. Вы в него вживётесь и на самом деле почувствуете всё то, что хотите «излучать». А раз «излучать» вы хотите добро, радость, благо­
желательность и ощущение уверенности в себе, то необходимо ещё более основательно вжиться в свой имидж. Подобное состояние обусловит появ­
ление новых деталей имиджа. Например, элегантность поведения, что со­
здаст ещё более сильное ощущение внутреннего комфорта. В общем, как говорят в кибернетике, налицо будет «положительная обратная связь»: вы поддерживаете свой имидж, а он стимулирует вас.
Важен удачный макияж – тот, который менее заметен. Если он не бросается в глаза, значит, он вам подходит. Затем, причёска под тип лица: существуют пять типов лица, и для каждого подойдут только определён­
ные причёски. Элегантные туфли – они сразу преображают фигуру. Одеж­
да, в которой сочетаются последние направления моды и российские тра­
диции. Теперь вы выглядите респектабельно. Да, что ещё желательно – это аксессуары. Всё: вы готовы к выходу. Только перед этим посмотрите на себя в зеркало, чтобы удостовериться, что вы действительно в своей «фор­
ме»: иначе никакие ухищрения не помогут.

– К уроку или занятиям в детском саду тоже нужно так готовиться?
– Да, придётся потратить время на это. Не думаю, чтобы это было для женщины так уж обременительно. Нужно не забывать: чем младше ре­
бёнок, тем он восприимчивее к внешнему облику человека, с которым об­
щается. Так что учительнице и тем более воспитательнице ни в коем слу­
чае нельзя выглядеть как «синий чулок». Только вот с аксессуарами нужно


362
быть осторожнее: эти предметы настолько привлекают внимание детей младшего возраста, что они теряют интерес к тому, чему вы их учите.
– Похоже, что педагогическая профессия – это «человек на подиу­
ме»?
– Да, пусть педагог всё время чувствует себя на подиуме. Это, можно сказать, одно из профессиональных требований к нему. И это требование – приятное. Особенно для женщин. Для «нормальной» женщины «подиум» – это не эшафот, а плацдарм для получения удовольствия!
– Однако долго в одном и том одеянии по «подиуму» не походишь, а зарплата у учителей и воспитателей, как говорится, – одни слезы.
– К сожалению, это правда. Однако профессиональный долг обязы­
вает педагога и при таком материальном положении стремиться быть при­
влекательным. Известно, что многие женщины в одном и том же платье смотрятся каждый день по­разному. Можно прийти на занятие в том же платье, но с другим жестом, другим поворотом головы, другой причёской, другими аксессуарами. Многое компенсируется доброжелательной мими­
кой, теплотой взгляда, голосом. Обо всём этом нужно каждый раз думать: но думать об этом для жизнелюбивой женщины – не работа, а удоволь­
ствие.

– Учитель очень много общается, говорит с детьми. Наверное, его обаяние должно прежде всего проявляться в речи?
– Специалисты утверждают, что имидж на 80% складывается из так называемых невербальных, то есть несловесных, элементов: внешнего ви­
да, жестикуляции, мимики, движений, и лишь на 20% определяется тем, что и как человек говорит. Однако не следует понимать это буквально: слово – такой феномен, который может перекрыть остальные все 80%.
Примеров тому в жизни масса.
Как же этому учить и учиться?
–Начать с риторики. Как утверждал учитель А.С. Пушкина Н.Ф.
Кошанский: «Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убеди­
тельность и желание общего блага». С точки зрения личного обаяния – оно необходимо всем. Хорошо говорит тот, чей слушатель или собеседник чувствует себя комфортно и эмоционально отождествляет себя с говоря­
щим, «заражается» эмоциями. Требования здесь понятны, но научиться со­
блюдать их – непросто. Представлю некоторые из них.
Нужно говорить теми словами, которые понятны данной аудитории, чтобы ваши слушатели не чувствовали себя безграмотными.
По отношению к детям аргументы «из опыта» должны сочетаться с аргументами «из общих соображений». Непременно нужно вызывать у де­
тей ассоциации с тем, что они читали и видели. Тогда образуется общее для учителя и ребёнка «интеллектуальное пространство». Ребёнок начина­
ет чувствовать себя комфортно, ему приятно чувствовать, что он хорошо