Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

354
В деловой сфере есть ряд профессий, где положительный имидж – один из критериев профессиональной пригодности. Например, педагог, врач, управленец или работник сферы сервиса, – всё это профессии, свя­
занные с общением, и тут имидж значит очень многое. Об этом я подробно пишу в своей книге «Секреты личного обаяния».
Существует ли специфика мужского и женского имиджа?
–Конечно, существует. Правда, 99 процентов мужчин этой пробле­
мой не озабочены, их самооценка слишком высока. А ведь общение значит для мужчины не меньше, чем для женщины.
Женщина без привлекательного имиджа? Это печально. Специфика её психики – обострённость эмоционального регистра. Привлекательная женщина пользуется вниманием, её эмоции работают в позитивном режи­
ме, а все физиологические процессы подпитываются «солнечной энерги­
ей» признания её безусловных достоинств. Отсюда вывод – женщина при­
звана быть постоянным конструктором своего имиджа.
Мужской имидж менее вариативен, а потому более однообразен. Что требуется мужчине, чтобы быть привлекательным? Ум, нормальная фигу­
ра, элементы внешней эстетики – причёска, одежда.
Для женского имиджа этого мало. По каждой позиции есть ряд спе­
цифических требований. Нужно ли женщине быть умной? Нужно, но когда дама чересчур умна, я, например, чувствую себя сиротливо рядом с ней.
Она заранее просчитывает все мои движения. Мне кажется, женщина должна быть достаточно умной, чтобы, по крайней мере, не говорить мно­
го глупостей. Но в то же время женщина, которая говорит только «умно­
сти», – неинтересна. Мне, и подавляющему большинству мужчин.
Женщина обязательно должна иметь хорошее здоровье. На неё ло­
жится забот значительно больше, чем на мужчину. Пресс жизни тяжёл, но при этом ей надо оставаться обаятельной и желанной.
Важнейший элемент имиджа женщины – внешний вид: одежда, при­
чёска... Здесь простор для фантазии бесконечен.
Наконец, специфическая черта имиджа женщины – умение плести нить общения. Большинство наших соотечественниц об этом и не думают.
«Плетут» они тогда, когда им хочется, а ведь если в каждом миге общения не тренировать свои навыки, то в момент, когда они понадобятся, ничего не выйдет.
Наконец, великое искусство женщины – создавать эффект взгляда и исходящего от него свечения. Чтобы мужчина чувствовал: вот сейчас ему позволительна только дальняя дистанция общения, теперь – средняя и, наконец, – ближняя... Излучать глазами такие флюиды – очень большое искусство, которое мужчины ценят. Воспитанная и горделивая женщина не всегда может сказать мужчине о своём сокровенном, а потому она должна уметь говорить глазами. Язык взгляда для женщины – высшая форма об­
щения.


355
– Как эти «флюиды», «нити» и «свечения» связать с темой нашего разговора: с волевой хваткой, деловой женщиной, эмансипированностью?
–Ну, это явления не только нашего времени. Вспомните матриархат.
Вот когда уже появились деловые женщины! Классическая социальная си­
стема, где «слабый пол» задавал тон и правила жизни. Правда, потом муж­
чины быстренько сообразили, что к чему, и палицу власти у женщин ото­
брали.
Вообще «Деловая женщина» – понятие очень условное. Хотя в миро­
вой практике это определение относят к женщинам, занятым в бизнесе, в менеджменте или в сервисе. Наших соотечественниц с ломами на желез­
ных дорогах вряд ли можно назвать «бизнесвумен» – они не деловые, а несчастные.
В недалеком прошлом у нас среди руководителей лишь 7% составля­
ли женщины. Скажите, справедливо это? Я категорически возражаю про­
тив такой недооценки организационных способностей женщин!
Мне обидно за то, что жертвами рыночной экономики у нас стали прежде всего женщины. По данным московской биржи труда, из общего числа людей, обратившихся в поисках работы, 79 процентов составляет
«слабый пол». 98 процентов из них становятся безработными из­за сокра­
щения штатов на государственных предприятиях. Причём это женщины в лучшем возрасте – 36–45 лет и, как правило, с высшим образованием.

– Вы не считаете, что это происходит из­за того, что предприятиями руководят мужчины?
– Согласен. Опять же, сошлюсь на статистику: 30% опрошенных ру­
ководителей крупных предприятий откровенно заявили, что при приёме на работу предпочтение они отдают мужчинам – просто как полу. Ещё при­
мер. Мы долгое время твердили, что у нас существует полная справедли­
вость в оплате мужского и женского труда. Неправда. На обследованных нами предприятиях женщины получают в среднем 88,6 процента от зар­
платы мужчин.
Сегодня женщина наиболее разносторонне может себя реализовать в предпринимательской сфере. Поясню. Во­первых, биологически женщина более предрасположена к активной жизни, чем мужчина. Она – носитель уникальных физиологических качеств, сострадания и разумности. Глубоко убеждён, что малый бизнес в нашей стране, если создать соответствующие правовые инвестиционные условия, могут по­настоящему поставить «на ноги» именно женщины.

– Какие качества необходимы женщинам для предпринимательской деятельности?
Прежде всего, женщина психосоматически предрасположена к пере­
напряжению. Мужской организм сильнее, но более хрупкий. В мужчине природой заложена биологическая усталость. Например, по статистике, в


356
возрасте от 45 лет у мужчины в семь раз чаще бывают инфаркты, чем у женщин.
Далее. Женщины практичны. Они любят тратить деньги, но тратят их, когда есть возможность.
У каждой женщины есть инстинкт гнездоустройства. Это помогает ей, занимаясь бизнесом, заботиться о своём трудовом коллективе. Она прекрасно понимает, что условиями работы во многом определяется успех.
Мужчина же скорее купит новое оборудование, новые технологии, а по­
том, когда останутся средства и время, уделяет внимание трудовому кол­
лективу.
Затем – интуиция. Мужчины меньше доверяют своему внутреннему голосу, а предпринимателю часто нужно принимать нестандартные реше­
ния при отсутствии информации. Тут интуиция необходима. Женщины по своей природе инновационны. И, наконец, женщина – коммуникабельна, а в деловой практике это чрезвычайно важно.
– Значит ли это, что бизнесвумен на переговорах может воспользо­
ваться своими слабостями, рассчитывая на снисходительность «кавале­
ров»?
– Я бы не стал обижать деловую женщину. Своими слабостями она должна пользоваться в другой сфере, в неформальной. Когда заключается сделка, женщине не нужна мужская милость – ей нужно признание, кото­
рого она вправе добиваться, наряду с профессионализмом, и своим обая­
нием. Это скорее проявление мужской слабости.
– Как же деловой женщине удержаться на «золотой середине», чтобы не подмочить репутацию излишней раскованностью, но и не стать «нашей мымрой»?
–Имидж её должен быть ситуативным. Женщина одна – на деловых переговорах, другая – во время приёма у «шведского стола», третья – в дружеском общении, четвёртая – в интимной близости. Скажем, на вечер­
нем приёме обстановка не настолько официальна, как на деловом совеща­
нии. Здесь можно быть более раскрепощённой. В разговоре не касаться де­
ловых тем, иметь подготовленные темы для беседы. Соответственно одеться. Если вы пришли на ленч прямо с деловой встречи и у вас не было возможности переменить костюм – используйте эффект аксессуаров. По­

чему женщине в сумочке не иметь какой­то шарфик, брошь или цветок?
Быстро приколола, надела шарфик – совсем другой вид. Браслет, неумест­
ный на переговорах, окажется кстати на приёме. Женщина может варьиро­
вать причёски: зачесать наверх, сделать прядь, распустить волосы. Огром­
ный простор для макияжа. Всё это займёт у нее не более 5–7 минут, но «в свет» выйдет уже другой человек. Многие оценят и разнообразие стиля, и то, что она сумела проявить шарм там, где это было нужно.
Иначе женщина ведёт себя в домашней обстановке. Прочность мно­
гих семей зависит от того, как женщина выдерживает свой семейный


357
имидж: излучает ли истинно материнское, подлинное тепло и ласку к де­
тям, провоцирует ли постоянно мужа на близость? Если да, то в семье ца­
рит мир и лад.
Существует мнение, что если женщина идёт в предприниматель-
ство, то значит у неё дома что-то не так.
–Это неправда. Женщина просто хочет полноценно реализовать се­
бя, самоутвердиться. Правда, неполадки в семье могут её подстёгивать, дополнительно стимулировать.
Вспомним, у нас в стране более 20 миллионов замужних женщин, у которых по различным причинам нет детей. Конечно, многие из них чув­
ствуют себя психически некомфортно. Причём детей может не быть и «по вине» мужа. Так вот, чтобы компенсировать свой «бездетный статус», за­
полнить этот вакуум, женщины могут с головой уйти в работу. Тем более если они имеют редкостный дар – организаторские способности. Стати­
стика показывает, что такие способности у людей встречаются в 40 раз ре­
же, чем художественные и математические. Если 20 миллионов женщин пройдут специальную диагностику, которая выявит талантливых организа­
торов, то наше отечество получит армию деловых людей. Ну и семейная судьба многих женщин будет выглядеть по­иному.
Кроме того, у нас, по моим подсчётам, около 30 миллионов женщин, которые по мере взросления детей освободились от привязи к дому. Сама демографическая ситуация подталкивает к тому, чтобы привлечь женщину к предпринимательству, использовать её организаторские способности.
Но пока женским менеджментом никто не занимается. У нас очень мало специализированных колледжей и учебно­профессиональных цен­
тров по отбору и подготовке женщин к предпринимательской деятельно­
сти. И, прежде всего для малого бизнеса.

– Но специализированные колледжи и курсы для женщины – разве это не дискриминация?
– Специализация заключается не в том, что в таких колледжах жен­
щины станут учиться не по «мужским» программам. Просто женщинам необходимо предоставить определённые льготные условия, более адапти­
рованный режим учёбы, выплачивать специальные стипендии. Если жен­
щина создаст малое предприятие, оно должно быть поддержано особой за­
ботой государства, не облагаться налогами или пользоваться особыми льготами. Кроме того, если в колледже женщина зарекомендует себя с лучшей стороны, то получит стажировку за рубежом.
– Вернёмся к имиджу. Вы не могли бы вспомнить известных жен­

щин, чей имидж служил бы эталоном, примером для подражания?
–Классический пример – Маргарет Тэтчер, её имидж «железной ле­
ди». Внешне Тэтчер хрупкая, элегантная женщина, одета всегда со вкусом.
Не носит драгоценностей, только одну бриллиантовую брошь, которую знающие толк в подобных вещах люди оценят по достоинству.


358
Другой пример – принцесса Диана. О ней много говорили при жизни, не забыли и сейчас. Конечно, у английской принцессы были возможности блистать в обществе. Плюс к этому – природное дарование быть очарова­
тельной. Конечно, у Дианы была прекрасная фигура и природная пластика, её обслуживали парикмахеры и визажисты. Однако очарование принцессы
Уэльской было прежде всего в том, что она «хотела прикоснуться к лю-
дям». Таково мнение многих зарубежных имиджмейкеров.

– Как создать себе имидж в наших условиях?
–Если говорить об этом серьёзно, надо приучить себя постоянно за­
ниматься своим имиджем. Есть смысл, обратиться к специалистам, кото­
рые определят, какой имидж подойдёт данному человеку. На кафедре че­
ловековедческих технологий, созданной в Институте повышения квалификации работников образования, создан тренинговый кабинет по имиджелогии, куда женщины приходят гораздо чаще мужчин.

Что могут предложить специалисты?
Прежде всего, изучат строение лица. Есть такая наука – физиогноми­
ка, она зафиксировала пять конституционных типов лица, каждый из кото­
рых имеет свои плюсы и минусы. Косметолог­визажист «подгонит» ваше лицо под эталон привлекательности при помощи макияжа, причёски, по­
строения мимики, где «несущей конструкцией» становится улыбка.
Затем за вас возьмётся специалист в области кинесики – науки об информативности наших телодвижений. Есть язык вербальный – речь, есть невербальный – жесты, позы, повороты головы. В целом невербалика даёт до 70 процентов информации о человеке. Мы порекомендуем вам нужные упражнения, вплоть до шейпинга для коррекции фигуры и подчёркивания физических достоинств, отучим от неправильных жестов. Например, мно­
гие женщины любят сидеть нога на ногу. Хорошо, если у вас красивые но­
ги. А если нет? Другие любят ноги скрещивать. Это поза, которая говорит о вашей сексуальной озабоченности и о боязни, что вас разоблачат. Зачем это демонстрировать, тем более в деловой встрече?
Потом в дело вступит стилист­модельер, который подберёт соответ­
ствующую вам цветовую гамму, одежду, научит её носить: надо, чтобы не одежда была заметна, а чтобы человек хорошо выглядел в одежде. К сожа­
лению, этого часто не понимают молодые люди.
Наконец, упражнения по риторике. Отработаем логику, стилистику: умная мысль, дурно сказанная, не воспринимается как умная. Речь подби­
рается под ваши голос, образованность и даже внешние данные. Бывает, человек говорит витиевато, пышно, а сам небольшого роста, невзрачный – это выглядит неестественно.
Подбором причёски и её укладки мы не занимаемся. Как правило, рекомендуем использовать «демократическую» стрижку. Как утверждал английский стилист­парикмахер Видал Сэсун, при такой стрижке «доста­
точно вымыть и высушить волосы, а потом просто встряхнуть головой...»