Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
354
В деловой сфере есть ряд профессий, где положительный имидж – один из критериев профессиональной пригодности. Например, педагог, врач, управленец или работник сферы сервиса, – всё это профессии, свя
занные с общением, и тут имидж значит очень многое. Об этом я подробно пишу в своей книге «Секреты личного обаяния».
– Существует ли специфика мужского и женского имиджа?
–Конечно, существует. Правда, 99 процентов мужчин этой пробле
мой не озабочены, их самооценка слишком высока. А ведь общение значит для мужчины не меньше, чем для женщины.
Женщина без привлекательного имиджа? Это печально. Специфика её психики – обострённость эмоционального регистра. Привлекательная женщина пользуется вниманием, её эмоции работают в позитивном режи
ме, а все физиологические процессы подпитываются «солнечной энерги
ей» признания её безусловных достоинств. Отсюда вывод – женщина при
звана быть постоянным конструктором своего имиджа.
Мужской имидж менее вариативен, а потому более однообразен. Что требуется мужчине, чтобы быть привлекательным? Ум, нормальная фигу
ра, элементы внешней эстетики – причёска, одежда.
Для женского имиджа этого мало. По каждой позиции есть ряд спе
цифических требований. Нужно ли женщине быть умной? Нужно, но когда дама чересчур умна, я, например, чувствую себя сиротливо рядом с ней.
Она заранее просчитывает все мои движения. Мне кажется, женщина должна быть достаточно умной, чтобы, по крайней мере, не говорить мно
го глупостей. Но в то же время женщина, которая говорит только «умно
сти», – неинтересна. Мне, и подавляющему большинству мужчин.
Женщина обязательно должна иметь хорошее здоровье. На неё ло
жится забот значительно больше, чем на мужчину. Пресс жизни тяжёл, но при этом ей надо оставаться обаятельной и желанной.
Важнейший элемент имиджа женщины – внешний вид: одежда, при
чёска... Здесь простор для фантазии бесконечен.
Наконец, специфическая черта имиджа женщины – умение плести нить общения. Большинство наших соотечественниц об этом и не думают.
«Плетут» они тогда, когда им хочется, а ведь если в каждом миге общения не тренировать свои навыки, то в момент, когда они понадобятся, ничего не выйдет.
Наконец, великое искусство женщины – создавать эффект взгляда и исходящего от него свечения. Чтобы мужчина чувствовал: вот сейчас ему позволительна только дальняя дистанция общения, теперь – средняя и, наконец, – ближняя... Излучать глазами такие флюиды – очень большое искусство, которое мужчины ценят. Воспитанная и горделивая женщина не всегда может сказать мужчине о своём сокровенном, а потому она должна уметь говорить глазами. Язык взгляда для женщины – высшая форма об
щения.
355
– Как эти «флюиды», «нити» и «свечения» связать с темой нашего разговора: с волевой хваткой, деловой женщиной, эмансипированностью?
–Ну, это явления не только нашего времени. Вспомните матриархат.
Вот когда уже появились деловые женщины! Классическая социальная си
стема, где «слабый пол» задавал тон и правила жизни. Правда, потом муж
чины быстренько сообразили, что к чему, и палицу власти у женщин ото
брали.
Вообще «Деловая женщина» – понятие очень условное. Хотя в миро
вой практике это определение относят к женщинам, занятым в бизнесе, в менеджменте или в сервисе. Наших соотечественниц с ломами на желез
ных дорогах вряд ли можно назвать «бизнесвумен» – они не деловые, а несчастные.
В недалеком прошлом у нас среди руководителей лишь 7% составля
ли женщины. Скажите, справедливо это? Я категорически возражаю про
тив такой недооценки организационных способностей женщин!
Мне обидно за то, что жертвами рыночной экономики у нас стали прежде всего женщины. По данным московской биржи труда, из общего числа людей, обратившихся в поисках работы, 79 процентов составляет
«слабый пол». 98 процентов из них становятся безработными изза сокра
щения штатов на государственных предприятиях. Причём это женщины в лучшем возрасте – 36–45 лет и, как правило, с высшим образованием.
– Вы не считаете, что это происходит изза того, что предприятиями руководят мужчины?
– Согласен. Опять же, сошлюсь на статистику: 30% опрошенных ру
ководителей крупных предприятий откровенно заявили, что при приёме на работу предпочтение они отдают мужчинам – просто как полу. Ещё при
мер. Мы долгое время твердили, что у нас существует полная справедли
вость в оплате мужского и женского труда. Неправда. На обследованных нами предприятиях женщины получают в среднем 88,6 процента от зар
платы мужчин.
Сегодня женщина наиболее разносторонне может себя реализовать в предпринимательской сфере. Поясню. Вопервых, биологически женщина более предрасположена к активной жизни, чем мужчина. Она – носитель уникальных физиологических качеств, сострадания и разумности. Глубоко убеждён, что малый бизнес в нашей стране, если создать соответствующие правовые инвестиционные условия, могут понастоящему поставить «на ноги» именно женщины.
– Какие качества необходимы женщинам для предпринимательской деятельности?
Прежде всего, женщина психосоматически предрасположена к пере
напряжению. Мужской организм сильнее, но более хрупкий. В мужчине природой заложена биологическая усталость. Например, по статистике, в
356
возрасте от 45 лет у мужчины в семь раз чаще бывают инфаркты, чем у женщин.
Далее. Женщины практичны. Они любят тратить деньги, но тратят их, когда есть возможность.
У каждой женщины есть инстинкт гнездоустройства. Это помогает ей, занимаясь бизнесом, заботиться о своём трудовом коллективе. Она прекрасно понимает, что условиями работы во многом определяется успех.
Мужчина же скорее купит новое оборудование, новые технологии, а по
том, когда останутся средства и время, уделяет внимание трудовому кол
лективу.
Затем – интуиция. Мужчины меньше доверяют своему внутреннему голосу, а предпринимателю часто нужно принимать нестандартные реше
ния при отсутствии информации. Тут интуиция необходима. Женщины по своей природе инновационны. И, наконец, женщина – коммуникабельна, а в деловой практике это чрезвычайно важно.
– Значит ли это, что бизнесвумен на переговорах может воспользо
ваться своими слабостями, рассчитывая на снисходительность «кавале
ров»?
– Я бы не стал обижать деловую женщину. Своими слабостями она должна пользоваться в другой сфере, в неформальной. Когда заключается сделка, женщине не нужна мужская милость – ей нужно признание, кото
рого она вправе добиваться, наряду с профессионализмом, и своим обая
нием. Это скорее проявление мужской слабости.
– Как же деловой женщине удержаться на «золотой середине», чтобы не подмочить репутацию излишней раскованностью, но и не стать «нашей мымрой»?
–Имидж её должен быть ситуативным. Женщина одна – на деловых переговорах, другая – во время приёма у «шведского стола», третья – в дружеском общении, четвёртая – в интимной близости. Скажем, на вечер
нем приёме обстановка не настолько официальна, как на деловом совеща
нии. Здесь можно быть более раскрепощённой. В разговоре не касаться де
ловых тем, иметь подготовленные темы для беседы. Соответственно одеться. Если вы пришли на ленч прямо с деловой встречи и у вас не было возможности переменить костюм – используйте эффект аксессуаров. По
чему женщине в сумочке не иметь какойто шарфик, брошь или цветок?
Быстро приколола, надела шарфик – совсем другой вид. Браслет, неумест
ный на переговорах, окажется кстати на приёме. Женщина может варьиро
вать причёски: зачесать наверх, сделать прядь, распустить волосы. Огром
ный простор для макияжа. Всё это займёт у нее не более 5–7 минут, но «в свет» выйдет уже другой человек. Многие оценят и разнообразие стиля, и то, что она сумела проявить шарм там, где это было нужно.
Иначе женщина ведёт себя в домашней обстановке. Прочность мно
гих семей зависит от того, как женщина выдерживает свой семейный
357
имидж: излучает ли истинно материнское, подлинное тепло и ласку к де
тям, провоцирует ли постоянно мужа на близость? Если да, то в семье ца
рит мир и лад.
– Существует мнение, что если женщина идёт в предприниматель-
ство, то значит у неё дома что-то не так.
–Это неправда. Женщина просто хочет полноценно реализовать се
бя, самоутвердиться. Правда, неполадки в семье могут её подстёгивать, дополнительно стимулировать.
Вспомним, у нас в стране более 20 миллионов замужних женщин, у которых по различным причинам нет детей. Конечно, многие из них чув
ствуют себя психически некомфортно. Причём детей может не быть и «по вине» мужа. Так вот, чтобы компенсировать свой «бездетный статус», за
полнить этот вакуум, женщины могут с головой уйти в работу. Тем более если они имеют редкостный дар – организаторские способности. Стати
стика показывает, что такие способности у людей встречаются в 40 раз ре
же, чем художественные и математические. Если 20 миллионов женщин пройдут специальную диагностику, которая выявит талантливых организа
торов, то наше отечество получит армию деловых людей. Ну и семейная судьба многих женщин будет выглядеть поиному.
Кроме того, у нас, по моим подсчётам, около 30 миллионов женщин, которые по мере взросления детей освободились от привязи к дому. Сама демографическая ситуация подталкивает к тому, чтобы привлечь женщину к предпринимательству, использовать её организаторские способности.
Но пока женским менеджментом никто не занимается. У нас очень мало специализированных колледжей и учебнопрофессиональных цен
тров по отбору и подготовке женщин к предпринимательской деятельно
сти. И, прежде всего для малого бизнеса.
– Но специализированные колледжи и курсы для женщины – разве это не дискриминация?
– Специализация заключается не в том, что в таких колледжах жен
щины станут учиться не по «мужским» программам. Просто женщинам необходимо предоставить определённые льготные условия, более адапти
рованный режим учёбы, выплачивать специальные стипендии. Если жен
щина создаст малое предприятие, оно должно быть поддержано особой за
ботой государства, не облагаться налогами или пользоваться особыми льготами. Кроме того, если в колледже женщина зарекомендует себя с лучшей стороны, то получит стажировку за рубежом.
– Вернёмся к имиджу. Вы не могли бы вспомнить известных жен
щин, чей имидж служил бы эталоном, примером для подражания?
–Классический пример – Маргарет Тэтчер, её имидж «железной ле
ди». Внешне Тэтчер хрупкая, элегантная женщина, одета всегда со вкусом.
Не носит драгоценностей, только одну бриллиантовую брошь, которую знающие толк в подобных вещах люди оценят по достоинству.
358
Другой пример – принцесса Диана. О ней много говорили при жизни, не забыли и сейчас. Конечно, у английской принцессы были возможности блистать в обществе. Плюс к этому – природное дарование быть очарова
тельной. Конечно, у Дианы была прекрасная фигура и природная пластика, её обслуживали парикмахеры и визажисты. Однако очарование принцессы
Уэльской было прежде всего в том, что она «хотела прикоснуться к лю-
дям». Таково мнение многих зарубежных имиджмейкеров.
– Как создать себе имидж в наших условиях?
–Если говорить об этом серьёзно, надо приучить себя постоянно за
ниматься своим имиджем. Есть смысл, обратиться к специалистам, кото
рые определят, какой имидж подойдёт данному человеку. На кафедре че
ловековедческих технологий, созданной в Институте повышения квалификации работников образования, создан тренинговый кабинет по имиджелогии, куда женщины приходят гораздо чаще мужчин.
Что могут предложить специалисты?
Прежде всего, изучат строение лица. Есть такая наука – физиогноми
ка, она зафиксировала пять конституционных типов лица, каждый из кото
рых имеет свои плюсы и минусы. Косметологвизажист «подгонит» ваше лицо под эталон привлекательности при помощи макияжа, причёски, по
строения мимики, где «несущей конструкцией» становится улыбка.
Затем за вас возьмётся специалист в области кинесики – науки об информативности наших телодвижений. Есть язык вербальный – речь, есть невербальный – жесты, позы, повороты головы. В целом невербалика даёт до 70 процентов информации о человеке. Мы порекомендуем вам нужные упражнения, вплоть до шейпинга для коррекции фигуры и подчёркивания физических достоинств, отучим от неправильных жестов. Например, мно
гие женщины любят сидеть нога на ногу. Хорошо, если у вас красивые но
ги. А если нет? Другие любят ноги скрещивать. Это поза, которая говорит о вашей сексуальной озабоченности и о боязни, что вас разоблачат. Зачем это демонстрировать, тем более в деловой встрече?
Потом в дело вступит стилистмодельер, который подберёт соответ
ствующую вам цветовую гамму, одежду, научит её носить: надо, чтобы не одежда была заметна, а чтобы человек хорошо выглядел в одежде. К сожа
лению, этого часто не понимают молодые люди.
Наконец, упражнения по риторике. Отработаем логику, стилистику: умная мысль, дурно сказанная, не воспринимается как умная. Речь подби
рается под ваши голос, образованность и даже внешние данные. Бывает, человек говорит витиевато, пышно, а сам небольшого роста, невзрачный – это выглядит неестественно.
Подбором причёски и её укладки мы не занимаемся. Как правило, рекомендуем использовать «демократическую» стрижку. Как утверждал английский стилистпарикмахер Видал Сэсун, при такой стрижке «доста
точно вымыть и высушить волосы, а потом просто встряхнуть головой...»