Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
363
соображает и что учитель просто добавляет какуюто информацию к тому, что он знал и сам. От этого учитель становится ближе, приятнее.
Педагог не имеет права говорить равнодушно, без какогото при
страстия к тому, о чём идёт речь. Если у детей не затребован «регистр эмо
циональности», они могут просто не воспринять то, что им говорят.
Надо соблюдать общие правила красноречия: логику речи, её худо
жественную выразительность, тщательный отбор образов, гипербол, срав
нений. Существует немало «риторических уловок». Одна из них: никогда
не начинайте общения с детьми, не продумав первой фразы. Первая фраза включает их «эмоциональный регистр». И он должен быть задействован
«положительно». Если эмоциональный регистр находится в положении
«отрицательно» или «безразлично», то успеха не ждите.
– Если обаяние – это так важно, ему нужно учить не только
воспитателей и педагогов, но и их воспитанников, учеников...
–Наблюдения привели меня к одному любопытному выводу: чем обаятельнее дети в общении, тем меньше у них нравственных и психоло
гических травм. Такие дети реже ссорятся, охотнее общаются, быстрее находят взаимопонимание. Если ребёнок не вызывает у своего сверстника эмоциональной теплоты, то общение с ним дискомфортно: он провоцирует своим видом агрессивные желания, противоречивые импульсы. Предста
вим в идеале, что мы научили детей «светиться друг другу»: воспитателю уже не надо будет вмешиваться в их взаимоотношения. Они сами будут нарабатывать собственную практику выстраивания эстетических взаимо
отношений. Взаимная доброта – это конструктивный элемент общения.
Ребёнок, которому воспитатель помог выявить его природную «лучи
стость», научил её «генерировать», сам сможет выстраивать свои отноше
ния с другими детьми – доброжелательные и благородные.
– Правда, тут кроется и опасность будущей трагедии. Ведь другой воспитатель может не знать, что его воспитанник «заряжён» на такой тип взаимоотношений, не исключено, что ктото его «энергию обаяния» может воспринять как угодничество или как самолюбование. С этой точки зрения возникает проблема педагогической преемственности: надо, чтобы все пе
дагоги помогали детям быть доброжелательными. Чтобы все воспитатели обладали магией обаяния.
– Чем занимается ваш центр?
–Мы обучаем наших слушателей четырём человековедческим тех
нологиям: личного обаяния, упреждения и преодоления конфликта, само-
сбережения жизни и душевного оптимизма и индивидуальной работы.
Сейчас мы адаптируем нашу программу по имиджелогии под возможности детского сада. В первую очередь отрабатываем, так сказать, блок телесной раскованности и хороших манер.
Мы хотим обучить ребёнка телесной пластичности, чтобы он был не только элегантен в своих движениях и поведенчески приятен, но чтобы его
364
сосудистая система испытывала меньше нагрузок. Для этого мы ведём за
нятия с детьми и параллельно отрабатываем методику для воспитателя: как
«держать» своё тело, как проявлять свои эмоции, как правильно жестику
лировать, управлять своей мимикой. Как утверждал Л.Н. Толстой, красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельной жизненной энергии.
4.4. СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА
– Любопытно, само понятие «имидж» есть окончательно сфор-
мированный свод правил или оно может изменяться в зависимости от
времени и моды?
–В переводе с английского имидж обозначает образ. Я больше при
держиваюсь трактовки, которую нам оставил Владимир Даль. Он разводит понятия «образ» и «облик». По его мнению, «образ» – нечто твердое, усто
явшееся. «Облик» – это собирательная характеристика личности, которая проявляется через её внешние данные. Очень важно, чтобы деловой чело
век понял: имидж – не самоцель. Быть модно причёсанным и дорого оде
тым, иметь манеры хорошо воспитанного человека – это ещё не ваш имидж.
Как известно, в жизни бизнесмена или человека публичной профес
сии огромное значение имеет «эффект приятного впечатления». Тут кроме внешних данных важное значение имеет менталитетная содержа
тельность личности, которая физически незаметна, но хорошо улавливает
ся другими людьми.
– Однако люди не менее остро реагируют на силу, которая чув-
ствуется в человеке. Нравятся волевые натуры, с которыми они чув-
ствуют себя уверенней или с которыми им надёжнее вести дела.
–Какие предприниматели преуспевающие? Волевые и хорошие ор- ганизаторы. Организаторские способности нужно развивать как в обуче
нии через ролевые игры, так и в осознанной практике. Обдумываешь но
вый проект, запиши мысли, потом разберись, что было самым оптимальным в твоих заметках. Такая аналитическая работа развивает ор
ганизационные качества и, в конечном счете, приводит к профессиональ
ному успеху.
Очень важно, чтобы деловой человек был коммуникабельным, т.е. был открытым в общении, умел найти тему для разговора и привлечь вни
мание собеседника своей точкой зрения.
Важное качество делового человека – эмпатия. Это умение улавли
вать внутреннее состояние человека и сопереживать ему, что нередко предрешает успех деловых переговоров. Ибо, уловив состояние своего партнёра, ты или меняешь направление беседы, или изменяешь логику
365
размышлений, или объявляешь перерыв. Коллеги высокого профессио
нального уровня непременно оценят подобную отзывчивость.
– Наполеон говорил: «Не умеющий держать речь карьеры не сде-
лает». Поскольку руководитель – говорящее управленческое лицо, хо-
телось бы узнать, как научиться выступать перед аудиторией, будь
то подчинённые или деловые партнёры?
– Наши деловые люди мало знакомы с риторикой, они редко обра
щаются к спичрайтерам. По собственному опыту знаю, что такое подгото
вить речь на 5–7 минут, чтобы она получилась яркой и убедительной. Для руководителя любого звена важно «спроектировать» эффект «социального эха» своего выступления. Вот несколько советов, как понравиться деловым партнёрам.
– Первое. Мыслите своим умом. Людям импонирует, когда им цити
руют не учебник, а собственные мысли. Умейте работать с аудиторией, обнажая технологию своего мышления, чтобы окружающие могли следить за тем, как вы соображаете.
– Второе. Оперативно улавливайте пожелания аудитории. Не гово
рите только то, что вам хочется. Иногда надо сделать зигзаг, затронув те
му, которая для этой аудитории наиболее актуальна.
– Третье. Концентрируйте внимание на болевых точках, уходите от проблем. Покажите знание реальной жизни, о чём переживают люди, чего хотят добиться в бизнесе.
– Четвёртое. Выстраивайте версии логично и аргументирование.
Сегодня недостаточно жаловаться и критиковать, аудитория ждёт вариан
тов решения наших проблем в экономике.
– Пятое. В выступлении определяйте приоритетные «зоны внима
ния» людей. Чтобы из всего круга поднимаемых вами проблем было по
нятно, какие самые продуктивные. Не забудьте объяснить, почему вы так думаете.
– Шестое. Добивайтесь консенсуса, т.е. поддержки аудиторией ва
ших рассуждений.
– Седьмое. Учитесь выходить из прессинга впечатлений от преды
дущего оратора. Если вы выступаете первым, ситуации такой не возник
нет. Если в отведённой программе вы, например, пятый оратор, а перед вами была произнесена блестящая речь и аудитория ещё не остыла от впе
чатления, тут не надо спешить. Срочно вспомните эффектную «первую фразу», а вообще в своём блокноте полезно иметь несколько заготовок – ударных мыслей и сленгов в качестве начала речи. Это может быть остро
умная, удачная фраза, статистические данные, малоизвестный факт. Всё это может помочь вам переключить внимание людей с предыдущего вы
ступающего.
– Восьмое. Делайте изящные комплименты слушателям. Например, поблагодарите их за интеллектуальное сотрудничество и понимание. Это
366
умиротворяет почти всех, и чем вы ярче звучали, тем высказанная призна
тельность больше расположит присутствующих к общению с вами.
– Согласитесь, что и служащие коммерческих структур нередко
относятся друг к другу с некоторым предубеждением или даже с подо-
зрением. Как подобрать команду людей, знакомых с правилами делового
этикета?
–Тут требуется не свод правил, а ряд действий. Например, как лич
ный имиджмейкер руководителя крупной компании, я предложил шефу в самом начале нашей работы новый дизайн его кабинета. Выбрал мебель, посоветовал, как её расставить. И настоял на одном эффекте. Повесить сзади него на стену картину: три запряжённые женщины и мальчик вспа
хивают поле, а инвалид на деревянной ноге держит плуг и ведёт его. Сю
жет полотна, с моей точки зрения, ярко иллюстрирует суть современного российского бизнеса. Всем нам, мужчинам и женщинам, новичкам и лю
дям с опытом, приходится вот так, почти вручную, буквально на костылях, поднимать борозду предпринимательства. Президент компании долго не решался, полагая, что на деловых партнёров картина произведёт нежела
тельное впечатление. Однако я его убедил её повесить.
В его кабинете часто бывают иностранные делегации. Улавливая их многозначительные взгляды на картину, президент объяснял западным коллегам: таково нынешнее состояние отечественного бизнеса. Иностран
цы улыбались, одобрительно кивали головами, а наши переговоры получа
ли дополнительный стимул.
Повторюсь: важен дизайн кабинета. Если партнёр приходит в хо
рошо оборудованную рабочую комнату с современной оргтехникой, удоб
ными креслами, и при этом шеф гармонично вписывается в интерьер, всё это производит, в том числе и на подчинённых, хорошее впечатление.
Нужно чётко соблюдать субординацию деловых отношений. Мы умудрились в бизнес привнести простецкие манеры. Поработаем дватри года вместе и переходим на «ты», обращаясь к коллегам. Я не против эле
ментов неформального общения в деловых отношениях. Но я всегда пре
дупреждаю руководителей: отношения с руководителями подчинённые ча
сто воспринимают «за норму», а потому нередко «слетают с тормозов» в служебном общении. Поэтому следует продуманно избирать и последова
тельно внедрять в служебное общение логику субординации со всеми вы
текающими последствиями. Например, нежелательно обращаться к перво
му лицу, минуя непосредственного начальника. Или нередко говорят
«Сбегай к Саше». (Это не Саша, а генеральный директор фирмы.) Увы, де
мократия нередко нас разбалтывает, и мы теряем важный элемент каче
ственной работы трудового коллектива – деловую дисциплину. Без дис
циплины не может быть преуспевающих бизнесменов и коммерческих структур.
– Значит, авторитарность необходима?
367
–Я рекомендую бизнесменам комбинировать, условно говоря, три стиля руководства. Первый – автократический. Когда руководитель об
ращается непосредственно с подчинённым, минуя его начальника. Руково
дитель имеет такое право, если события требуют оперативных решений.
Когда же шеф вызывает работников постоянно, не извещая своего вице
президента или, скажем, начальника департамента, то такая простота раз
балтывает людей. И начинаются разговоры: «Я к самому хожу, а вы для меня...». Другой стиль – демократический. Когда руководитель любит со
ветоваться, прежде чем принять окончательное речение. Конечно, это хо
рошо, когда подчинённые участвуют в выработке управленческих реше
ний, в коллегиальном деловом творчестве. Но если руководитель злоупотребляет «демократией», то, принимая во внимание, что в бизнесе время – это деньги, потеря темпа в работе или оперативности принятия решений чревато серьёзными экономическими потерями. И, наконец, ари- стократический стиль: когда руководитель действует на подчинённых через постоянно совершенствуемую систему материального и морального стимулирования. Это – умение работать в «белых перчатках». Руководи
тель присутствует в фирме, но никого не подменяет и никому не мешает.
Однако трудовой коллектив в хорошем рабочем напряжении, ибо система жёсткой, но профессиональной, справедливой оценки их труда побуждает к интенсивной и рациональной работе.
– Эти условия способствуют развитию командного духа?
– Есть понятие «команда». Есть понятие «трудовой коллектив». Я вижу существенную разницу между этими феноменами и понятиями.
Коммерческая структура – это трудовой коллектив, в котором на профессиональной основе развиты формальные и неформальные отноше
ния сотрудников. В коллективе существует общественное мнение, которое влияет на управление фирмой, в ряде случаев – на её имидж.
Команда же – это ограниченное число людей. Это те сподвижники, на которых руководитель постоянно опирается при разработке своих идей и при их продвижении в персонал. У нас часто называют командой дело
вую структуру в целом скорее из соображений престижа. С моей точки зрения, нам не надо отказываться от понятия «трудовой коллектив», а по
тому ориентировать менеджеров заниматься в своих фирмах созданием трудовых коллективов, так как они являются продуктивной формой коопе
рации труда. Например, в США придают этой проблеме должное внима
ние, о чём свидетельствует опыт функционирования «народных предприя
тий». Они составляют 10% от всех предприятий Америки и стали самыми рентабельными с низкой текучестью рабочей силы.
Как известно, в бизнесе конкурентоспособность – это показатель
«номер один». Вы никогда не сделаете структуру конкурентоспособной, если там не будет трудового коллектива, в создании которого велика роль и команды её руководителя. Руководитель никогда не получит того удо
368
влетворения от обладания властью, которое он испытывает при управле
нии трудовым коллективом. Эффект признания – это эффект ответной по
мощи. Чем значительнее социальная масса, испытывающая уважение к ру
ководителю, тем больше каналов обратной связи руководителя с людьми, что повышает его престиж и даёт гарантии успеха в управленческой дея
тельности.
– Вы – автор первой книги в нашей стране по управленческой
конфликтологии. Теперь её изучают современные имиджмейкеры.
–Книга эта вышла в 1972 году и называлась «Руководитель и подчи
ненный. Конфликтные ситуации и решения».
Получила высокие оценки в отечественной прессе; издавалась в
Польше, в Чехословакии. Несмотря на давний срок издания, она до сих пор хранится в библиотеке Конгресса США.
Я отобрал 56 типичных конфликтов в трудовых коллективах и пред
ставил три типологии подхода к их упреждению и преодолению: психоло- гия решения, педагогика решения и этика решения. Такой методологи
ческий подход объяснял тем, что любой конфликт требует системного осмысления и участия подготовленного специалиста. Таким специалистом на Западе был признан конфликтолог. И я сделал первую попытку при
влечь внимание общественности и власти к необходимости подготовки та
ких специалистов у нас в стране. К сожалению, несмотря на то, что меня поддержали в газете «Известия», конфликтология не вызвала тогда какого
либо государственного интереса.
– Дайте несколько советов деловым людям по работе с конфлик-
том.
– Прежде чем обсуждать какието дела с незнакомым человеком, по
старайтесь собрать о нём предварительную информацию. Например, луч
ше узнать заранее, что ваш будущий деловой партнёр эмоционален и легко провоцируется. Исходя из этого, постройте общение с ним таким образом, чтобы избежать невольного столкновения
Если конфликт набирает обороты, стоит прекратить разговор. Быва
ет, что удачная шутка разряжает обстановку, оправдывает себя умение пе
ревести обсуждение во время переговоров на другие пункты рассматрива
емого документа. Лучше всего помогут жёсткая логика, точная аргументация, спокойный тон, смягченное лицо, доброжелательная улыб
ка.
– Вы полагаете, что нам стоит вернуться к моральным стиму-
лам в интересах оздоровления делового общения?
– Убеждён в этом! У имиджмейкера, работающего в фирме, нет бо
лее эффективного рычага оздоровления межличностных отношений в тру
довом коллективе, чем хорошо продуманная и технологично реализуемая система морального стимулирования работников и конкретных подразде
лений.