Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

375
ратурных героев учиться искусству: «...иметь скорлупою прекрасный при­
знак и мудрое ослепление». Владеть таким искусством и помогать людям, вызывая у других людей благоприятное впечатление, –главное професси­
ональное умение имиджмейкера.
Известно, что жить своим умом всегда не просто. Ещё сложнее по­
беждать в себе негативное и светиться людям своими достоинствами. Как говорил знаменитый модельер Джанни Версаче: «Во всём мире не найдёт­
ся ни одной женщины, у которой не было бы ни одной привлекательной черты». Мне представилась возможность в Московском институте психо­
терапии и клинической психологии рассказать о практике использования технологии самопрезентации для преодоления фрустрационных и депрес­
сивных состояний своих клиентов. Присутствующие специалисты согла­
сились, что умение найти в человеке положительные качества, создать во-
круг него ауру внимания –всё это имеет мощное психотерапевтическое воздействие. Ощущение здорового интереса к себе в процессе общения возбуждает у человека душевный оптимизм. Чем устойчивее его прояв­
ление в человеке, тем он более психически уравновешен и психологически
уверен в себе. То есть создаётся то «постоянство внутренней среды челове­
ка», о котором говорится в книге И.И. Мечникова «Этюды оптимизма». Об этом писал В. Распутин: «Одно дело – беспорядок вокруг, и совсем другое
– беспорядок внутри себя». Вот почему человекосбережение и личностное
возвышение это постоянные проблемы, которые призван решать имиджмейкер, создающий личностно-индивидуальные облики.
В Лиге профессиональных имиджмейкеров проводятся индивиду­
альные и интерактивные групповые консультации по подготовке имидж­
мейкеров. Число специалистов, занимающихся дизайном одежды, косме­
тологией, визажем, парикмахерством, прошло через нас немалое, но только несколько человек получили наше признание как имиджмейкеры.
Все остальные представлены нами как консультанты по имиджу.

Чем можно объяснить такую ограниченность доступа к профессии имиджмейкера?
В чудесной книге М. Кнебель «Поэзия педагогики» есть такое суж­
дение: «Для любой профессии нужна специфическая одарённость, и уже используя её, можно чему­то научиться».

В чём же должна проявляться специфическая одарённость имидж- мейкера?
Прежде всего, эта профессия требует особого менталитета. Имидж­
мейкер, прежде всего, – это философ. Причём философ в классическом толковании. Во времена расцвета философии в неё входили психология, педагогика, эстетика, риторика и даже медицина. Философы увлекались поэзией. Благодаря их мыслительным усилиям появилась математика. В этом нет чего­либо удивительного. Как писал Альберт Эйнштейн, «в науч­
ном мышлении всегда присутствует элемент поэзии».


376
Вот таким философским складом желательно обладать имиджмейке­
ру. В работе с будущими имиджмейкерами я придаю особое значение раз­
витию у них следующих менталитетных качеств: многомерное воображе­
ние, соответствие средств самопрезентации поставленной цели, системное познание личности, чувство художественной меры, самокритичное осмыс­
ление своего «внутреннего опыта», технологичность использования зна­
ний.
Имиджмейкер должен обладать даром антроповеда. Ибо он призван
научить людей гуманно общаться и обращаться с людьми, самостоя-
тельно раскрывать свой личностно-деловой потенциал. Он, как гово­
рил Сенека, преподаёт, не прибегая к учительскому тону, у него особая ме­
тода не доказывать правила, а запечатлевать их незаметно в сердцах.
Имиджмейкер призван научить своих клиентов в совершенстве владеть методом, говоря словами Блеза Паскаля, «нравиться людям».
В книгах известных театральных режиссёров нетрудно обнаружить, что обучение актёров обязательно включает технологию самопрезента- ции. В мастерских М.С. Щепкина, К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхоль­
да, С.В. Образцова и многих других наших известных режиссёров пред­
ставлен богатый материал по «вхождению в образ», по управлению манерой своего общения; объясняется, что такое «речь тела». Всё это вме­
сте с техникой «очарования словом» и создаёт технологию самопрезента­
ции. Кстати, её суть удачно выразил Дидро: «Актёры производят впечат­
ление на публику не тогда, когда неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство».
Понимая, как тесно связана имиджмейкерская деятельность с «паб­
лик рилейшнз», имиджмейкер должен хорошо ориентироваться в законо­
мерностях социального восприятия, функционирования общественного мнения, уметь работать с избирательными технологиями. Повышенный деловой интерес для него представляют средства массовой информации, особенно телевидение и радио. Поэтому необходимо многое знать о том, как функционирует современное ТВ и радио, каковы технологии воспро­
изводства имиджа в их «профессиональном регламенте», в том числе и в
Интернете. По сути дела, создавая персональный или корпоративный имидж, имиджмейкер только тогда добьётся должного успеха и признания своей работы, если созданный им имидж клиентов будет успешно тиражи­
рован в СМИ.
Вне всякого сомнения, имиджмейкер призван быть стилистом в са­
мом широком смысле. Без знания основ дизайна одежды, косметологии, визажа, парикмахерского дела он не сможет смоделировать современный облик своего клиента. Речь идёт не о том, чтобы он умел всё это делать сам. Каждая названная сфера – это особые виды профессиональной дея­
тельности. Чтобы ими владеть, нужны определённые способности, знания и навыки. Скажем, имиджмейкер должен знать правила коррекции фигуры


377
с помощью рисунка ткани и фасона одежды. Ему следует основательно разбираться в физиогномике и в современных достижениях медицинской эстетики.
Таким образом, имиджмейкеру необходимо уметь работать с коман-
дой, куда входят различные специалисты: психологи, социологи, моделье­
ры, косметологи, маркетологи. Ему надо использовать их профессиональ­
ные умения, т.е. быть незаурядным менеджером – конструктором. Это особая грань его профессиональной компетентности. Он должен быть весьма эрудированным человеком, глубоко уважающим всех специалистов, которые работают с людьми на благо их личностного возвышения, созда­
ние комфорта в общении.
В Японии в школах дети изучают интересный предмет, название ко­
торому «Икебана». В переводе с японского это означает «помочь цветам проявить себя». Прекрасная форма эстетического воспитания молодёжи, весьма близкая к профессии имиджмейкера. Было бы чудесно, если бы с детского возраста люди были озабочены своим имиджем. И предпринима­
ли бы соответствующие усилия для его облагораживания с помощью имиджмейкеров. Я рад, что мой предмет «Имиджелогия» сейчас изучается в детских садах, школах, колледжах, созданы кафедры имиджелогии в ву­
зах Москвы и Екатеринбурга. В этом мы чуть­чуть опередили японцев.
Чтобы развить этот успех, нам нужны талантливые имиджмейкеры.
Ибо прикасаться к человеку, создавать его облик – это прекрасно, но и очень ответственно. Этим могут заниматься только незаурядные личности и настоящие профессионалы, умеющие солнечно высвечивать в людях их лучшие качества.
4.7. ИМИДЖ – ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА
С развитием политологии и «паблик рилейшнз» усиливается интерес к визуальной привлекательности политиков и тех, кто хочет занимать ко­
мандные посты в государственном и экономическом управлении. Созда­
ются технологии имиджирования, а потому реанимируются теоретико­
прикладные разработки о значении визуальной привлекательности в мас­
совом общении основателей социальной психологии Габриэля Тарда и
Гюстава Лебона. Конкретно это проявилось в том, что долгое время не привлекавшее внимания психологов и социологов понятие «личное обая- ние», блестяще представленное в публикациях этих авторов, стало пред­
метом научных исследований и активно используется в практике «пиаров­
цев» и первых имиджмейкеров.
Если процесс накопления новых научных знаний в области челове­
коведения неизбежен, то следует серьёзно задуматься над тем, что же та­
кое успех в жизни каждого из нас и какова роль имиджа в его достижении.


378
Ещё Платон в «Диалогах» обращал внимание, что такие качества, как насмешливость, злорадство, человеконенавистничество, – суть нечто извращённое. Вот почему взращивание названных и родственных качеств у людей – безусловно тяжкий грех. Не менее отвратительна и любая по­
пытка их использовать для достижения каких­либо целей. Если мы вложим в понятие успеха всё то, что связано с проявлением личностью своей обра­
зованности и профессионализма, своих способностей и реализацией не приносящих вреда людям интересов, то для его достижения без привле­
кательного имиджа не обойтись.
Приятно констатировать, что именно в России была создана новая научно­технологическая дисциплина человековедческого «жанра», кото­
рой я дал название: имиджелогия. За семь лет моей работы в Институте повышения квалификации работников образования Московской области имиджелогии учились несколько сот учителей и директоров школ.
Вдвойне приятно, что с 1999 года в Московском институте индустрии мо­
ды создана первая в стране кафедра имиджелогии; спустя два года подоб­
ная кафедра начала действовать в государственном педагогическом уни­
верситете г. Екатеринбурга.

Что положено в основу нашей концепции?
Подготовка преподавателей имиджелогии, консультантов по имиджу и профессиональных имиджмейкеров ориентирована на визуальную эсте­
тизацию россиян, облагораживание их манер, общения, а также на овладе­
ние культурой речи. Как сверхзадача: необходимо помочь каждому рос- сиянину осознать свою личностную значимость, обучить каждого искусству самопрезентации своих достоинств.
Джонатан Свифт утверждал: «Блистать в обществе дано немногим, но большинство людей могут быть приятными». Убежден, что в стремле­
нии любого человека достичь значительного успеха в жизни должна быть заложена чёткая ориентация на эффект личного обаяния.
Кто обладает настоящим обаянием, тот реально ощущает и осознаёт эффект успеха: доброжелательное, а нередко восхищённое отношение людей, своё очевидное воздействие на их мысли и настроения. Эффект личного обаяния у политического деятеля – это популярность, у предпри­
нимателя – устойчивая конкурентоспособность, у врача – облегчение стра­
даний людей. А вот как эффект личного обаяния оценивают школьники. У младшеклассников обаятельный учитель ассоциируется с понятием «доб­
рый», у подростков – «справедливый», а у старшеклассников – «современ­
ный».
Итак, полемизируя с известным высказыванием Николо Маккиавел­
ли, можно утверждать, что имидж – это не «личина», прикрывающая ис­
тинное лицо человека, а вся совокупность внешних данных и речевых про­
явлений, благодаря которым наиболее ощутимо фиксируются лучшие личностные и профессиональные характеристики его носителя.


379
Эффект имиджа базируется на таком продукте нашего восприятия, как впечатление. Это эмоциональный всплеск, чувственное озарение (в своё время молодые дамы падали в обморок, впервые увидев лорда Байро­
на). В дальнейшем к имиджу проявляется оценочное отношение, т.е. раци- онально взвешенное на уровне представлений и понятий.
Велика роль впечатления в психологическом принятии имиджа.
Прежде всего отмечу, что этого этапа в восприятии человека человеком нельзя избежать. Такова закономерность работы нашей психики. Не слу­
чайно при создании технологий имиджирования самое серьёзное внимание придаётся наглядно­выразительным характеристикам человека: физиче­
ским данным, одежде, манерам, речи. Даже существует формула 80:20, где первая цифра определяет значение в восприятии человека первых трёх ха­
рактеристик, а вторая – речи. Тут приведу один пример: при приёме на ра­
боту «эффект впечатления», который срабатывает за 30–40 секунд, может повлиять на стартовую зарплату работника – от 5 до 20 процентов она в этот момент прибавит или потеряет! Таким образом, известное выражение
«уметь показать себя» в деловой практике приобретает весьма осязаемый смысл.
Социальное значение женского обаяния обусловлено реальной ро- лью женщины в обществе. Именно женщина, воспользуясь выражением философа И.О. Лосского, «является носительницей гносеологического и онтологического оптимизма».
Женское обаяние самым непосредственным образом формирует ду­
шевный склад детей, влияя, таким образом, на селекцию генофонда нации.
Обаяние женщин предопределяет формы поведения мужчин. У Дж. Гари­
бальди есть такое выражение: «Ценность зерна определяется его урожай­
ностью, ценность человека – той пользой, которую он может принести своему ближнему». Пассионарские возможности женщины обусловливают её огромную человековедческую роль в жизни общества, а потому обязы­
вают её быть обаятельной для успешного выполнения этой миссии.
Здесь я сделаю небольшую оговорку. Меня не раз спрашивали: как стать красивой? Ведь есть многочисленные косметические фирмы и сало­
ны, на визитках специалистов которых написано: «консультант по красо-
те».
Мягко говоря, это некорректная профессиональная реклама. Красо-
та не нуждается в консультировании. Речь может идти об оказании услуг по сбережению здоровья. Следует иметь в виду, что красота и имидж – это разные понятия. Если первое означает прежде всего природную эстетику личности, то второе следует понимать как результат программной работы человека над собой. Вот почему в Лиге профессиональных имиджмейкеров мы не предлагаем «сделать вас красивыми», но гарантируем, что поможем обрести личное обаяние. И оно может появиться у каждой женщины, не­
смотря на её внешние данные, возраст и финансовые возможности. Было