Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
375
ратурных героев учиться искусству: «...иметь скорлупою прекрасный при
знак и мудрое ослепление». Владеть таким искусством и помогать людям, вызывая у других людей благоприятное впечатление, –главное професси
ональное умение имиджмейкера.
Известно, что жить своим умом всегда не просто. Ещё сложнее по
беждать в себе негативное и светиться людям своими достоинствами. Как говорил знаменитый модельер Джанни Версаче: «Во всём мире не найдёт
ся ни одной женщины, у которой не было бы ни одной привлекательной черты». Мне представилась возможность в Московском институте психо
терапии и клинической психологии рассказать о практике использования технологии самопрезентации для преодоления фрустрационных и депрес
сивных состояний своих клиентов. Присутствующие специалисты согла
сились, что умение найти в человеке положительные качества, создать во-
круг него ауру внимания –всё это имеет мощное психотерапевтическое воздействие. Ощущение здорового интереса к себе в процессе общения возбуждает у человека душевный оптимизм. Чем устойчивее его прояв
ление в человеке, тем он более психически уравновешен и психологически
уверен в себе. То есть создаётся то «постоянство внутренней среды челове
ка», о котором говорится в книге И.И. Мечникова «Этюды оптимизма». Об этом писал В. Распутин: «Одно дело – беспорядок вокруг, и совсем другое
– беспорядок внутри себя». Вот почему человекосбережение и личностное
возвышение – это постоянные проблемы, которые призван решать имиджмейкер, создающий личностно-индивидуальные облики.
В Лиге профессиональных имиджмейкеров проводятся индивиду
альные и интерактивные групповые консультации по подготовке имидж
мейкеров. Число специалистов, занимающихся дизайном одежды, косме
тологией, визажем, парикмахерством, прошло через нас немалое, но только несколько человек получили наше признание как имиджмейкеры.
Все остальные представлены нами как консультанты по имиджу.
Чем можно объяснить такую ограниченность доступа к профессии имиджмейкера?
В чудесной книге М. Кнебель «Поэзия педагогики» есть такое суж
дение: «Для любой профессии нужна специфическая одарённость, и уже используя её, можно чемуто научиться».
В чём же должна проявляться специфическая одарённость имидж- мейкера?
Прежде всего, эта профессия требует особого менталитета. Имидж
мейкер, прежде всего, – это философ. Причём философ в классическом толковании. Во времена расцвета философии в неё входили психология, педагогика, эстетика, риторика и даже медицина. Философы увлекались поэзией. Благодаря их мыслительным усилиям появилась математика. В этом нет чеголибо удивительного. Как писал Альберт Эйнштейн, «в науч
ном мышлении всегда присутствует элемент поэзии».
376
Вот таким философским складом желательно обладать имиджмейке
ру. В работе с будущими имиджмейкерами я придаю особое значение раз
витию у них следующих менталитетных качеств: многомерное воображе
ние, соответствие средств самопрезентации поставленной цели, системное познание личности, чувство художественной меры, самокритичное осмыс
ление своего «внутреннего опыта», технологичность использования зна
ний.
Имиджмейкер должен обладать даром антроповеда. Ибо он призван
научить людей гуманно общаться и обращаться с людьми, самостоя-
тельно раскрывать свой личностно-деловой потенциал. Он, как гово
рил Сенека, преподаёт, не прибегая к учительскому тону, у него особая ме
тода не доказывать правила, а запечатлевать их незаметно в сердцах.
Имиджмейкер призван научить своих клиентов в совершенстве владеть методом, говоря словами Блеза Паскаля, «нравиться людям».
В книгах известных театральных режиссёров нетрудно обнаружить, что обучение актёров обязательно включает технологию самопрезента- ции. В мастерских М.С. Щепкина, К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхоль
да, С.В. Образцова и многих других наших известных режиссёров пред
ставлен богатый материал по «вхождению в образ», по управлению манерой своего общения; объясняется, что такое «речь тела». Всё это вме
сте с техникой «очарования словом» и создаёт технологию самопрезента
ции. Кстати, её суть удачно выразил Дидро: «Актёры производят впечат
ление на публику не тогда, когда неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство».
Понимая, как тесно связана имиджмейкерская деятельность с «паб
лик рилейшнз», имиджмейкер должен хорошо ориентироваться в законо
мерностях социального восприятия, функционирования общественного мнения, уметь работать с избирательными технологиями. Повышенный деловой интерес для него представляют средства массовой информации, особенно телевидение и радио. Поэтому необходимо многое знать о том, как функционирует современное ТВ и радио, каковы технологии воспро
изводства имиджа в их «профессиональном регламенте», в том числе и в
Интернете. По сути дела, создавая персональный или корпоративный имидж, имиджмейкер только тогда добьётся должного успеха и признания своей работы, если созданный им имидж клиентов будет успешно тиражи
рован в СМИ.
Вне всякого сомнения, имиджмейкер призван быть стилистом в са
мом широком смысле. Без знания основ дизайна одежды, косметологии, визажа, парикмахерского дела он не сможет смоделировать современный облик своего клиента. Речь идёт не о том, чтобы он умел всё это делать сам. Каждая названная сфера – это особые виды профессиональной дея
тельности. Чтобы ими владеть, нужны определённые способности, знания и навыки. Скажем, имиджмейкер должен знать правила коррекции фигуры
377
с помощью рисунка ткани и фасона одежды. Ему следует основательно разбираться в физиогномике и в современных достижениях медицинской эстетики.
Таким образом, имиджмейкеру необходимо уметь работать с коман-
дой, куда входят различные специалисты: психологи, социологи, моделье
ры, косметологи, маркетологи. Ему надо использовать их профессиональ
ные умения, т.е. быть незаурядным менеджером – конструктором. Это особая грань его профессиональной компетентности. Он должен быть весьма эрудированным человеком, глубоко уважающим всех специалистов, которые работают с людьми на благо их личностного возвышения, созда
ние комфорта в общении.
В Японии в школах дети изучают интересный предмет, название ко
торому «Икебана». В переводе с японского это означает «помочь цветам проявить себя». Прекрасная форма эстетического воспитания молодёжи, весьма близкая к профессии имиджмейкера. Было бы чудесно, если бы с детского возраста люди были озабочены своим имиджем. И предпринима
ли бы соответствующие усилия для его облагораживания с помощью имиджмейкеров. Я рад, что мой предмет «Имиджелогия» сейчас изучается в детских садах, школах, колледжах, созданы кафедры имиджелогии в ву
зах Москвы и Екатеринбурга. В этом мы чутьчуть опередили японцев.
Чтобы развить этот успех, нам нужны талантливые имиджмейкеры.
Ибо прикасаться к человеку, создавать его облик – это прекрасно, но и очень ответственно. Этим могут заниматься только незаурядные личности и настоящие профессионалы, умеющие солнечно высвечивать в людях их лучшие качества.
4.7. ИМИДЖ – ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА
С развитием политологии и «паблик рилейшнз» усиливается интерес к визуальной привлекательности политиков и тех, кто хочет занимать ко
мандные посты в государственном и экономическом управлении. Созда
ются технологии имиджирования, а потому реанимируются теоретико
прикладные разработки о значении визуальной привлекательности в мас
совом общении основателей социальной психологии Габриэля Тарда и
Гюстава Лебона. Конкретно это проявилось в том, что долгое время не привлекавшее внимания психологов и социологов понятие «личное обая- ние», блестяще представленное в публикациях этих авторов, стало пред
метом научных исследований и активно используется в практике «пиаров
цев» и первых имиджмейкеров.
Если процесс накопления новых научных знаний в области челове
коведения неизбежен, то следует серьёзно задуматься над тем, что же та
кое успех в жизни каждого из нас и какова роль имиджа в его достижении.
378
Ещё Платон в «Диалогах» обращал внимание, что такие качества, как насмешливость, злорадство, человеконенавистничество, – суть нечто извращённое. Вот почему взращивание названных и родственных качеств у людей – безусловно тяжкий грех. Не менее отвратительна и любая по
пытка их использовать для достижения какихлибо целей. Если мы вложим в понятие успеха всё то, что связано с проявлением личностью своей обра
зованности и профессионализма, своих способностей и реализацией не приносящих вреда людям интересов, то для его достижения без привле
кательного имиджа не обойтись.
Приятно констатировать, что именно в России была создана новая научнотехнологическая дисциплина человековедческого «жанра», кото
рой я дал название: имиджелогия. За семь лет моей работы в Институте повышения квалификации работников образования Московской области имиджелогии учились несколько сот учителей и директоров школ.
Вдвойне приятно, что с 1999 года в Московском институте индустрии мо
ды создана первая в стране кафедра имиджелогии; спустя два года подоб
ная кафедра начала действовать в государственном педагогическом уни
верситете г. Екатеринбурга.
Что положено в основу нашей концепции?
Подготовка преподавателей имиджелогии, консультантов по имиджу и профессиональных имиджмейкеров ориентирована на визуальную эсте
тизацию россиян, облагораживание их манер, общения, а также на овладе
ние культурой речи. Как сверхзадача: необходимо помочь каждому рос- сиянину осознать свою личностную значимость, обучить каждого искусству самопрезентации своих достоинств.
Джонатан Свифт утверждал: «Блистать в обществе дано немногим, но большинство людей могут быть приятными». Убежден, что в стремле
нии любого человека достичь значительного успеха в жизни должна быть заложена чёткая ориентация на эффект личного обаяния.
Кто обладает настоящим обаянием, тот реально ощущает и осознаёт эффект успеха: доброжелательное, а нередко восхищённое отношение людей, своё очевидное воздействие на их мысли и настроения. Эффект личного обаяния у политического деятеля – это популярность, у предпри
нимателя – устойчивая конкурентоспособность, у врача – облегчение стра
даний людей. А вот как эффект личного обаяния оценивают школьники. У младшеклассников обаятельный учитель ассоциируется с понятием «доб
рый», у подростков – «справедливый», а у старшеклассников – «современ
ный».
Итак, полемизируя с известным высказыванием Николо Маккиавел
ли, можно утверждать, что имидж – это не «личина», прикрывающая ис
тинное лицо человека, а вся совокупность внешних данных и речевых про
явлений, благодаря которым наиболее ощутимо фиксируются лучшие личностные и профессиональные характеристики его носителя.
379
Эффект имиджа базируется на таком продукте нашего восприятия, как впечатление. Это эмоциональный всплеск, чувственное озарение (в своё время молодые дамы падали в обморок, впервые увидев лорда Байро
на). В дальнейшем к имиджу проявляется оценочное отношение, т.е. раци- онально взвешенное на уровне представлений и понятий.
Велика роль впечатления в психологическом принятии имиджа.
Прежде всего отмечу, что этого этапа в восприятии человека человеком нельзя избежать. Такова закономерность работы нашей психики. Не слу
чайно при создании технологий имиджирования самое серьёзное внимание придаётся наглядновыразительным характеристикам человека: физиче
ским данным, одежде, манерам, речи. Даже существует формула 80:20, где первая цифра определяет значение в восприятии человека первых трёх ха
рактеристик, а вторая – речи. Тут приведу один пример: при приёме на ра
боту «эффект впечатления», который срабатывает за 30–40 секунд, может повлиять на стартовую зарплату работника – от 5 до 20 процентов она в этот момент прибавит или потеряет! Таким образом, известное выражение
«уметь показать себя» в деловой практике приобретает весьма осязаемый смысл.
Социальное значение женского обаяния обусловлено реальной ро- лью женщины в обществе. Именно женщина, воспользуясь выражением философа И.О. Лосского, «является носительницей гносеологического и онтологического оптимизма».
Женское обаяние самым непосредственным образом формирует ду
шевный склад детей, влияя, таким образом, на селекцию генофонда нации.
Обаяние женщин предопределяет формы поведения мужчин. У Дж. Гари
бальди есть такое выражение: «Ценность зерна определяется его урожай
ностью, ценность человека – той пользой, которую он может принести своему ближнему». Пассионарские возможности женщины обусловливают её огромную человековедческую роль в жизни общества, а потому обязы
вают её быть обаятельной для успешного выполнения этой миссии.
Здесь я сделаю небольшую оговорку. Меня не раз спрашивали: как стать красивой? Ведь есть многочисленные косметические фирмы и сало
ны, на визитках специалистов которых написано: «консультант по красо-
те».
Мягко говоря, это некорректная профессиональная реклама. Красо-
та не нуждается в консультировании. Речь может идти об оказании услуг по сбережению здоровья. Следует иметь в виду, что красота и имидж – это разные понятия. Если первое означает прежде всего природную эстетику личности, то второе следует понимать как результат программной работы человека над собой. Вот почему в Лиге профессиональных имиджмейкеров мы не предлагаем «сделать вас красивыми», но гарантируем, что поможем обрести личное обаяние. И оно может появиться у каждой женщины, не
смотря на её внешние данные, возраст и финансовые возможности. Было