Файл: Ростовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучение школьной документации, наблюдение за особенностями поведения учащихся класса позволило нам составить характеристику класса.

Во 2 «Б» классе средняя успеваемость - 8 отличников, 14 хорошистов, 6 учеников успевают на «3». Контроль за успеваемостью осуществляет классный руководитель, а также родители обучающихся. Домашние задания младшие школьники выполняют относительно регулярно. Познавательная активность на уроках достаточно высокая. Пропуски уроков случаются только по болезни или по уважительной причине, о чём родители своевременно уведомляют классного руководителя.

Основная часть учащихся занята в кружках дополнительного образования вне школы. Также многие ребята посещают спортивные секции, музыкальные и художественные школы. Класс активно участвует в общественной жизни школы.

Данный класс является сплочённым. Девочки и мальчики поддерживают доброжелательные отношения, помогают и поддерживают друг друга. Конфликтные ситуации возникают редко. Классный коллектив достаточно сложившийся, со своими традициями. Эмоциональный климат в классе благоприятный.

Далее, на констатирующем этапе эксперимента нами были подобраны диагностические методики для изучения уровня сформированности учебной самостоятельности обучающихся. В процессе изучения научной литературы нами было определено, что учебная самостоятельность состоит из трёх компонентов: потребностно-мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой. Поэтому с целью определения уровня сформированности учебной самостоятельности нами были подобраны диагностические методики, направленные на изучение каждого компонента.

С целью изучения уровня сформированности учебной самостоятельности, мы использовали следующие диагностические методики: для исследования уровня сформированности потребностно-мотивационного компонента учебной самостоятельности – методика Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации» (См. Приложение 1). Для изучения уровня сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности - методика «Уровень сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности» (См. Приложение 2). В целях исследования уровня сформированности эмоционально-волевого компонента – методика Л.В. Балясникова «Оценка уровня развития силы воли» (См. Приложение 3).


Рассмотрим данные методики и особенности их проведения более подробно. Так, первая методика Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации» направлена на изучение уровня школьной мотивации обучающихся. При её применении мы зачитали детям инструкцию по выполнению задания. Ученики должны были обвести подходящий вариант ответа на предложенные вопросы. В результате мы получили информацию об уровне школьной мотивации обучающихся (См. Приложение 4).

Применив данную психодиагностическую методику, мы получили следующие результаты констатирующего этапа эксперимента (См. Табл. 1).

Таблица 1

Результаты изучения уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации» на констатирующем этапе эксперимента

Уровень школьной мотивации

Количество обучающихся

Доля в %

1

2

7%

2

9

32,3%

3

11

39,4%

4

5

17,8%

5

1

3,5%


Анализируя результаты диагностики, мы выяснили, что 2 обучающихся (7%) показали 1 уровень развития школьной мотивации, который свидетельствует о высоком уровне школьной мотивации и учебной активности; 2 уровень школьной мотивации имеют 9 обучающихся (32,3%), а именно, данные школьники имеют хорошую школьную мотивацию. 11 обучающихся (39,4%) имеют 3 уровень школьной мотивации. Это значит, что у них положительное отношение к школе, но она привлекает их больше внеучебными сторонами. 4 уровень, который свидетельствует о низкой школьной мотивации, показали 5 обучающихся (17,8%). По результатам диагностики 1 ученик (3,5%) имеет 5 уровень школьной мотивации, что характеризует негативное отношение к школе.


Вторая диагностика - «Уровень сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности» направлена на выявление уровня сформированности навыков планирования и организации собственной деятельности у каждого обучающегося. Данные диагностические задания были разработаны нами самостоятельно. Во время проведения мы дали испытуемым три аналогичных задания. Сначала обучающиеся должны были из предложенных вариантов ответов определить порядок своих действий во время игры во дворе и записать их по очереди выполнения. В следующем задании обучающиеся определяли порядок своих действий во время уборки своей комнаты уже без предложенных вариантов ответов. Третьим заданием было определить порядок своих действий во время подготовки к следующему школьному дню также без предложенных вариантов ответов, то есть самостоятельно составить план и порядок действий. В результате мы узнали об уровне сформированности навыков планирования и организации деятельность (См. Приложение 5).

Применив данную психодиагностическую методику, мы получили следующие результаты констатирующего этапа эксперимента (См. Табл. 2).

Таблица 2

Результаты изучения уровня сформированности содержательно-операционного компонента «Уровень сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности» на констатирующем этапе эксперимента

Уровень сформированности содержательно-операционного компонента

Количество обучающихся

Доля в %

Высокий

6

21,4%

Средний

11

39,3%

Низкий

11

39,3%

Анализируя результаты диагностики уровня сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности младших школьников мы выяснили, что 6 обучающихся (21,4%) показали высокий уровень. Данный уровень свидетельствует о том, что обучающиеся умеют планировать и организовывать собственную деятельность. Средний уровень, который свидетельствует о том, что младшие школьники не полностью овладели навыками планирования и организации собственной деятельности, имеют 11 обучающихся (39,3%). Обучающихся, показавших низкий уровень также 11 (39,3%). Данный уровень говорит о несформированности навыка планирования и организации деятельности.


Третья методика Л.В. Балясникова - «Оценка уровня развития силы воли» направлена на изучение уровня развития силы воли каждого обучающегося. При ее применении мы предоставили учащимся тест с вопросами, на которые они выбирали предложенные варианты ответов. В результате мы получили информацию об уровне развития силы воли обучающихся (См. Приложение 6).

Применив данную психодиагностическую методику, мы получили следующие результаты констатирующего этапа эксперимента (См. Табл. 3).

Таблица 3

Результаты изучения уровня развития силы воли по методике Л.В. Балясникова «Оценка уровня развития силы воли» на констатирующем этапе эксперимента

Уровень развития силы воли

Количество обучающихся

Доля в %

Высокий

16

57,2%

Средний

12

42,8%

Низкий

0

0%

Анализируя результаты диагностики уровня развития воли, мы выяснили, что 16 обучающихся (57,2%) имеют высокий уровень, который предполагает развитую способность ребенка произвольно регулировать своё поведение; средний уровень имеют 12 обучающихся (42,8%). Следовательно, данные младшие школьники не всегда способны произвольно регулировать собственное поведение. Обучающихся, показавших низкий уровень сформированности эмоционально-волевого компонента не было выявлено.

Применив данные психодиагностические методики, мы получили следующие результаты изучения уровня сформированности учебной самостоятельности на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования (См. Табл. 4).

Таблица 4

Сводная таблица уровня сформированности учебной самостоятельности

Уровень сформированности учебной самостоятельности

Количество обучающихся

Доля в %

Высокий

6

21,5%

Средний

19

67,8%

Низкий

3

10,7%


В результате проведения диагностических исследований, направленных на изучение уровня сформированности компонентов учебной самостоятельности, мы выяснили, что большая часть обучающихся, а именно 19 учеников (67,8%) имеют средний уровень сформированности учебной самостоятельности; 6 обучающихся (21,5%) показали высокий уровень сформированности изучаемого нами качества личности; низкий уровень сформированности учебной самостоятельности имеют 3 обучающихся (10,7%) (См. Приложение 7).

Учитывая данные результаты уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников на формирующем этапе эксперимента, нами была спланирована и реализована система практической преобразующей деятельности, к описанию которой мы переходим в следующем параграфе исследовательской работы.

2.2. Содержание преобразующей деятельности по формированию учебной самостоятельности младших школьников
Проанализировав полученные результаты уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников, нами была спланирована и реализована целостная система работы.

На протяжении трёх недель проводилась работа по формированию учебной самостоятельности младших школьников. Нами были определены следующие психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности:

  1. реализация системы деятельности, как на уроках, так и в процессе внеклассной работы через специально подобранные мероприятия, направленные на формирование положительной учебной мотивации, содержательно-операционных навыков и эмоционально-волевой сферы младших школьников;

  2. привлечение к формированию учебной самостоятельности родителей обучающихся, через организацию групповой и индивидуальной работы;

  3. мотивировать учащихся на процесс собственного развития, через формирование навыков постановки цели, планирования и организации, контроля и коррекции деятельности.

Таким образом, в целях формирования потребностно-мотивационного компонента учебной самостоятельности нами регулярно использовались игровые технологии. Психологические особенности младших школьников свидетельствуют о том, что игровая деятельность способна повысить мотивацию не только к предстоящей учебной деятельности на уроке, но и к обучению в школе в целом. Обучающиеся положительно относились к игровым моментам на уроке, их увлекал процесс, разнообразность применяемых методов повышала интерес. Так, например, на этапе сообщения темы урока с целью подведения детей к изучаемой теме, мы использовали игры, такие как ребусы, кроссворды, чайнворды и т.п. (См. Приложение 8).