Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1990 г. на правах прокуратуры субъекта РФ образована и действует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в состав которой входят 15 межрайонных природоохранных прокуратур, осуществляющих свою деятельность в бассейне реки Волга. Создание указанной прокуратуры обусловлено значимостью данного природного объекта. Структура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры состоит из отделов и управлений. В управлениях и отделах устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров.

Природоохранные прокуратуры действующие на правах территориальных прокуратур первичного звена в пределах соответствующего субъекта РФ осуществляют надзор за: исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам; исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов: законностью осуществления ОРД, дознания и предварительного следствия уполномоченными органов внутренних дел и подразделениями СК России по преступлениям указанной категории.

Прокурорами природоохранных прокуратур в рамках их компетенции обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по соответствующим видам преступлений, а также осуществляют участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, отнесенных к их ведению.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Данные специализированные организуются и функционируют в местах дислокации наиболее крупных исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительные меры медицинского характера. Они действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокуратурам субъектов РФ.


На эти прокуратуры возложен надзор за: исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера; исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении ОРД в исправительных учреждениях ФСИН России; процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами.

На прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложена обязанность участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особых режимных объектах и ЗАТО. Особый режим организации и деятельности объектов оборонно-промышленного комплекса, специфичность его структуры и управления обусловили необходимость создания данных прокуратур. Указанные прокуратуры, осуществляют свою деятельность в ЗАТО, на особо режимных объектах и в специализированных воинских формированиях.

Они образуются по месту дислокации объектов оборонного комплекса. имеют компетенцию прокуратур первичного звена прокурорской системы с подчинением прокурорам субъекта РФ по месту своего расположения.

На них возлагаются обязанности по: осуществлению надзора за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, действующих на территориях ЗАТО ; осуществление надзора за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять ОРД, дознание и предварительное следствие на территориях ЗАТО; участия в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены прокурором ЗАТО; направлению исков и участию в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ.


Этого в учебнике нет:

В приказе Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. № 84 (в ред. от 28 января 2014 г.) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» особое внимание уделено прокуратурам, ЗАТО: г. Межгорье и комплекса Байконур. Участие в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по уголовным и гражданским делам, рассмотренным судом первой инстанции с участием либо по инициативе прокурора комплекса Байконур, обеспечивается Главной военной прокуратурой. Участие в арбитражном суде по исковым заявлениям прокурора комплекса Байконур обеспечивается прокурором Московской области.

Прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли. 01.06.2010 г. организован и функционирует, новый тип специализированных прокуратур - прокуратура осуществляющая надзор за исполнением законов в угледобывающей отрасли. В настоящее время действует лишь одна специализированная прокуратура данного типа - Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли. Дислоцируется данная прокуратура в Новокузнецке. Она осуществляет надзор за исполнением законов должностными лицами объектов угольной отрасли. Обеспечивает защиту прав граждан на безопасные условия труда, предупреждение фактов травматизма и несчастных случаев на производстве, связанных с добычей и переработкой угля, устранению причин и условий, способствующих указанным нарушениям закона.

Прокуратура своей работе предает первостепенное значение вопросам надзора за исполнением законодательства собственниками и руководителями угольных предприятий в части своевременного и полного финансирования мероприятий на охрану труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, создания безопасных условий труда, соблюдения технологического режима при добыче и переработке угля. Кроме того, приоритетом ее деятельности является надзор за исполнением законов контролирующими органами, своевременное принятие мер прокурорского реагирования к руководителям и должностным лицам этих органов, допустившим нарушения закона.

33. УНИВЕРСИТЕТ ПРОКУРАТУРЫ КАК НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При Генеральной прокуратуре на правах федерального образовательного учреждения создана Академия Генеральной прокуратуры РФ.

Она была учреждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.04.2007 № 44-ш «О создании федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации». В 2018 году Приказом Генерального прокурора была переименована в Университет Прокуратуры РФ. (находится в МСК)

В структуру академии входят:

Научно-исследовательский институт

Институт повышения квалификации прокурорских работников

Юридический институт

Иркутский юридически институт

Санкт-Петербургский юридический институт

Казанский

Крымский

Возглавляет Академию ректор (в настоящее время Оксана Сергеевна Капинус). Ректор и его заместители, директоры научных и образовательных учреждений, их заместители назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором.

Академия входит в систему прокуратуры РФ.
Целями деятельности Академии являются:

повышение квалификации работников прокуратуры,

подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры

научное и учебно-методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры
Академия участвует в выработке научных рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности органов и учреждений прокуратуры; в выработке проектов законодательных и иных нормативных актов, приказов Генерального прокурора; оказывает консультативную помощь органам и учреждениям прокуратуры, а также подготавливает заключения, отзывы на законопроекты и иные документы по запросам, поступающим из иных органов государственной власти.
34. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. КОМПЕТЕНЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

В юридической литературе под компетенцией понимается совокупность полномочий, предоставляемых органу для выполнения возложенных на него задач.


В юридической литературе под компетенцией понимается - совокупность полномочий, предоставляемых органу для выполнения возложенных на него задач.

Подобное определение компетенции показывает взаимосвязь полномочий с целями и задачами, подчеркивает обусловленность полномочий поставленными перед органом целями и задачами.

Для осуществления своих функций органы прокуратуры должны быть наделены собственными, специальными полномочиями. Наличие таких полномочий есть непременное условие выполнения прокуратурой надзорных и ненадзорных функций.

полномочия прокурора — это единство прав и обязанностей, субъективные права, предоставленные органу прокуратуры или прокурору для выполнения возложенных на них функций.

В правовом статусе прокуратуры нет дифференциации прав и обязанностей. Все они находятся в органическом сочетании и обусловлены служебный долгом прокуроров, который трансформирует их в понятии «полномочия».

По функциональному признаку все указанные полномочия подразделяются на три большие группы:

-надзорные;

-ненадзорные;

-организационные.

В зависимости от направлений деятельности прокуратуры, полномочия подразделяются на 6 основных видов с учетом специфики каждого направления:

-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов;

-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами;

-полномочия, применяемые при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

-полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении дел судами.

По целевому признаку полномочия подразделяются на: