Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-полномочия по выявлению нарушений закона и сопутствующих им обстоятельств, причин и способствующих условий,

-полномочия по устранению выявленных нарушений закона

-полномочия по предупреждению нарушений закона.

По характеру на:

-основные, предназначаемые непосредственно для осуществления надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры направленной на обеспечение законности; по целевому признаку они подразделяются можно подразделить на предметные, определяющие круг поднадзорных прокуратуре субъектов и какие действия, и акты прокурор может проверять в порядке надзора и функциональные – полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них, непосредственно связаны с собственными прокурорскими действиями. На их основе осуществляются как надзорные, так и ненадзорные функции прокуратуры

-дополнительные, выполняющие вспомогательную функцию, они направлены на активизацию деятельности прокуратуры по борьбе с нарушениями законности. Условно эти полномочия можно назвать организационными. К ним относятся полномочия по руководству подчиненными прокурорами, по организации взаимодействия прокуратуры с государственными органами и общественными организациями, участию в нормотворческой деятельности.

По степени власти полномочия, данные подразделятся на:

- императивные полномочия, характеризующиеся тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному исполнению. Это полномочия по выявлению нарушений закона. В части 1 ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (ст.17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом). Необходимо иметь в виду, что степень властности прокурорских полномочий в различных направлениях деятельности прокуратуры проявляется неодинаково. Императивными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:

-надзор за исполнением законов органами дознания;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.


Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.

-ограниченно императивные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.), т.е. прокурор обладает правом на внесение актов прокурорского реагирования и требование его обязательного исполнения. Однако у прокурора нет полномочий на исполнение самих требований, изложенных в акте прокурорского реагирования.

-неимперативные полномочия, которыми прокурор располагает, участвуя в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Это обусловлено тем, что суд не отнесен к числу субъектов, поднадзорных прокуратуре. В данном случае следует говорить о принципе независимости судей, суть которого заключается в исключении воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при отправлении правосудия по уголовным, гражданским и арбитражным делам. В суде прокурор не имеет властных полномочий в отношении суда, но его императив проявляется в том, что выступает в суде как должностное лицо, представитель государства. Для надзорной деятельности прокуратуры характерны императивные и полуимперативные полномочия. В большинстве направлений деятельности органов прокуратуры полномочия носят полуимперативный характер.

Исходя из деятельности, осуществляемые органами прокуратуры или прокурором, полномочия можно подразделить на процессуальные и не процессуальные (надзорные и организационные)
35. КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУР: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Компетенция прокуратуры РФ – реальные полномочия, которыми наделены органы прокуратуры и их должностные лица для достижения ими целей и задач, поставленных государством.


Три вида компетенции прокуратуры РФ:

1. общая компетенция всех органов прокуратуры в целом;

2. компетенция видов прокуратур;

3. индивидуальная компетенция каждого прокурорского органа в отдельности.

Разграничение индивидуальной компетенции проводится по двум критериям:

Разграничение полномочий между вышестоящими и нижестоящими прокуратурами – функциональные различия;

Разграничение полномочий между прокуратурами одинаковыми по правовому положению – территория и разные сферы (у специализированных прокуратур).

Компетенция органов прокуратуры имеет свои границы. Пределы границ представляют сферу тех общественных отношений, в рамках которых осуществляется прокурорская деятельность.

1. Ограничения, касающиеся круга поднадзорных органам прокуратуры объектов и субъектов.

Поднадзорны:

Исполнительные органы;

Все ОМС;

Политические партии, движения, общественные организации;

Религиозные организации;

Все учреждения, предприятия, организации, независимо от формы собственности.

Не поднадзорны:

Президент РФ

Администрация Президента РФ

Совет безопасности

Федеральное собрание

Правительство РФ

ВС РФ

КС РФ

Счетная палата

Уполномоченные по правам человека (кроме региональных)

Мировые судьи

Граждане. Если они не выступают в качестве ДЛ.

Ограничение круга поднадзорных объектов и субъектов формально, т.к. прокуроры должны реагировать на любые нарушение закона любыми доступными средствами.

2. Ограничения, относящиеся к кругу актов за исполнением которых прокурор осуществляет надзор. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов и подзаконных актов, имеющих силу закона (Указы Президента РФ), а также за исполнением актов применения права – постановлений ДЛ и ОГВ. С помощью ненадзорных средств прокуратура обеспечивает также законность судебных постановлений, решений, приговоров. Ведомственные и локальные акты в сферу прокурорской деятельности не входят.

Приказ ГП о разграничении компетенции м/у территориальными и специализированными прокуратурами:


1. Территориальные – надзор за исп законов, соблюд ПИСЧИГ, искл вопросы, отнес к ведению других прокуратур, исполнение законов ОД, ПС, ОРД,

2. Военная – надзор за Минобороны, его структурными подразделениями, всеми органами военного управления, учр, подчиненным Минобороны

3. Транспортная – исполенние законов и собл ПИМЧИГ в д-ти всех видов транспорта, в таможенной сфере территориальными органами ФОИВ, органами таможни и ОВД на транспорте, органами власти субъектов РФ и МСУ, их ДЛ, органами управления и руководителями комм и некомм орг; исполнение законодательства о противодействии коррукции; исполнение законов при приеме, регистрации, разрешении сообщ о П и т.д.

4. Природоохранная – надзор за соблюдением законов об охране окр среды природоохранными органами, организациями, их ДЛ, общественными объединениями.

5. Надзор за ИУ – за соотв закону издаваемых ПА,собл ПИСЧИГ администрацией ИУ, исп законов органами ОРД в ИУ.

6. ЗАТО – надзор за исполнением законов и иные функции.

Генеральный прокурор Российской Федерации выполняет следующие функции:

1) руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой;

2) издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;

3) в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также штаты и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры;

4) назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, помощников по особым поручениям Генерального прокурора и его заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров - криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников

36. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА ОТ 07.05.2008 № 84 "О РАЗГРАНИЧЕНИИ КОМПЕТЕНЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ, ВОЕННЫХ И ИНЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОКУРАТУР ": ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Приказ ГП РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Разграничение проводится по видам поднадзорным субъектам, не разделяя на территории.

Самими обширными полномочиями обладают территориальные прокуратуры. Объекты и субъекты, за которыми не осуществляют надзор специализированные прокуратуры, поднадзорны территориальным.

Военная прокуратура осуществляет надзор за деятельностью органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, МинистерстваРФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением Государственной противопожарной службы, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), ОАО «Военно-страховая компания», других федеральных органов исполнительной власти, вкоторых законом предусмотрена военная служба.

Транспортная прокуратура осуществляет надзор в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.