Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и под­растающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включаю­щие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.

Функции семьи

Семья как социальный институт реализует свое бытие через различные сферы отношений:

Социально-биологические отношения – охватывают сферу численности и половозрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования потомства, родственных связей, наследования. Хозяйственно-экономические отношения – ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, материальное обеспечение совершеннолетних, распределение обязанностей. Юридические отношения – брак, развод, раздел имущества, содержание детей. Нравственные отношения – любовь и долг, родительская любовь, любовь к детям, мужское и женское достоинство. Психологические отношения – психологическая совместимость, преодоление психологических противоречий. Эстетические отношения – культурная преемственность, эстетика общения, поведения, речи, роли искусства в семье.

Семья несет в себе определенные функции: Репродуктивная – воспроизведение потомства Хозяйственно-потребительская –
хозяйство, управление семьей

Воспитательная – проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества Восстановительная – взаимное поддержание здоровья, организация отдыха

Роль КДУ в организации семейного отдыха

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами. Формы работы с семьей

Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

Рекреативный семейный отдых – туризм, походы. Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.). Семейные сеансы в кинотеатрах Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.
Совместное посещение концертов и массовых праздников Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

Вопрос № 15. Основные виды и жанры НХТ.

НХТ – это индивидуальный или коллективный способ самовыражения, коллективная память народа в разных направлениях, воплощение характерных особенностей художественного сознания народа в процессе индивидуальной или коллективной деятельности по созданию или исполнению произведений искусства. НТ – это вид творческой деятельности народа, который включает в себя различные жанры художественной деятельности народа. Традиция – это действие, принципы, нормы поведения людей, которые переходят из поколения в поколение из всех сфер жизни. Фольклор – народная мудрость, знания, передача опыта. Обычаи – часть традиций, одна из форм передачи информации от одного поколения к другому. Жанр – это тип художественного произведения, объединенный и имеющий единые функции, единую структуру и выразительность.. Виды и жанры народно поэтического творчества – Устное народное творчество: сказка, предания, легенды (и былина как его вид, пословицы, поговорки, заговоры, скороговорки составляют сокровищницу нашей культуры. Поэтические жанры: былина, исторические песни (старинные), балладные песни, песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки) Народная песня включает в себя сочетание двух искусств: музыки и поэзии, созданной народом оказались необычно устойчивой формой художественного творчества, народная песня существует уже несколько тысячелетий, но и в наши дни любима людьми. Любовные, семейные, трудовые, солдатские, шуточные песни составляют самобытную традицию в русском фольклоре. Народный танец – хороводы, пляска, сольная пляска, массовый пляс – говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Фольклорный театр. Он начался с медвежьих потех и существует сейчас в виде театра площадного характера, где присутствуют элементы не только театральные, но и хореографические и музыкальные.

Сформировалась система художественных элементов: 1. Музыкальное творчество – а) музыкальное – оркестры, ансамбли, дуэты, квартеты и т.д. б) вокально–хоровое: хоры, ансамбли, дуэты, квартеты и т.д. 2. Хореографическое творчество: народные танцы, пляски, хороводы; солисты, массовые танцы, игровые и сюжетно-бытовые танцы. 3. Изобразительное творчество: сюда входит все, что касается оформления праздника: костюмы, грим, бутафория, декорации, изготовление чучел, масок, и др. 4. Театральное творчество – это выступление театральных коллективов, ряженных, масленичные комедии, организация шествий, маскарадов, карнавалов, театральные игры. Сюда же относятся показы пьес, сценок, выступление кукольных театров и др. 5. Технические средства: фонограммы, озвучка, свет, пиротехнические средства. 6. Игры обрядовые, народные, подвижные, календарные. Внедрение народных традиций и фольклора в современные театрализованные праздники и обряды стало сегодня одним из важных направлений создания их сценарно-режиссерского замысла практически во всех регионах страны. Такой синтез дает толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствует художественному осмыслению событийности с позиции исторических, как бы соединяющих вчерашний и сегодняшний день, старое и новое.


Вопрос № 16. Организация СКД с детьми. Формы работы КДУ с детьми.

Во многих детских и молодежных КДУ основной формой работы в кружках и студиях является прежде всего образовательный процесс (дополнительное образование), ведутся занятия по образовательным и авторским программам, выдаются свидетельства об окончании. Занятия в таких КДУ проводятся по четкому расписанию, отводятся часы на игровую и досуговую деятельность. Для проверки полученных кружковцами или студийцами знаний регулярно проводятся контрольные, зачеты, срезы знаний – творческие увлечения детей и подростков приобретают значение профессионального образования с возможной подготовкой к поступлению в средние учебные заведения и вузы.

Задачей детских и юношеских КДУ становится правильное распределение и активизация досуга школьников в свободное от уроков время. Каждый ребенок или подросток вправе выбрать занятие себе по душе с учетом предполагаемой нагрузки – будут ли это интенсивные занятия в студии (уроки, репетиции, концерты, выставки, срезы знаний), занятия по увлечениям в кружках с меньшей нагрузкой и большей свободой общения или игровая досуговая деятельность. Руководитель кружка или студии для детей и подростков становится прежде всего педагогом, главные качества которого – любовь к детям, мастерство, такт, порядочность. Часто в детские и юношеские КДУ приходят заниматься дети из неблагополучных семей, ища в кружках и студиях доброго отношения к себе и общения со сверстниками. Задача педагога-руководителя – помочь такому ребенку адаптироваться в жизни, не потерять собственное лицо и остаться личностью. В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:

  1. Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

  2. Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры)

  3. Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами)

  4. Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей)

Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра). Комплексные формы работы привлекают к КДУ внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления) При подборе форм учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.


Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт.

Неделя детской книги:

Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в КДУ, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции. Работа с детьми младшего школьного возраста

Основной принцип работы с детьми младшего школьного возраста – рациональная организация их досуга:

Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) – занятия в кружках, студиях.

Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора детей и организацию свободного времени) – конкурсы, викторины, игровые программы, утренники.

Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания детей и отдых от уроков в школе, общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) – походы, экскурсии, клубы общения по интересам.

Именно в каникулы КДУ наиболее насыщены работой – нужно сделать каждый день для ребенка незыбываемым и максимально наполненным впечатлениями. Каникулы в сфере досуга насыщаются мероприятиями разнопланового характера для полноценного отдыха детей и подростков. Формы работы с детьми на каникулах весьма разнообразны – от творческих недель до ежедневных конкурсно-игровых программ:

Осенние, зимние, весенние каникулы

Творческие недели (детской книги, музыки, театра, кино)