Файл: Дипломный проект слушателя курсов профессиональной переподготовки по направлению Менеджмент в образовании.doc
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации
1.6 Системный подход к менеджменту
2 Проблемно- ориентированный анализ системы управления качеством образования в МБОУ “Ясновская СОШ»
2.1 Характеристика МБОУ «Ясновская СОШ»
2.2 Анализ внутренней среды образовательного учреждения
2.3 Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа
3.1 Особенности управления качеством образования в школе в рамках введения ФГОС
3.2 Приоритетные направления развития МБОУ «Ясновская СОШ» в 2016-2020 гг.
Школьная библиотека является ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования школьников. Здесь происходят библиотечные уроки, практические занятия старшеклассников, занимающихся исследовательской деятельностью. Фонд библиотеки включает в себя учебную, справочную, художественную литературу. Обеспеченность учащихся школы учебниками – 100%. Однако в соответствии с требованиями ФГОС необходимо продолжить обновление фонда учебников, а также расширять фонд художественной литературы.
Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий, а также охрана здоровья учащихся входит в число приоритетных задач Ясновской школы.
В классах сформированы комплекты школьной мебели с учётом возрастных особенностей детей. Все учебные кабинеты проветриваются. Освещение в учебных помещениях соответствуют требованиям, над рабочими досками имеются лампы дневного света. В школе действует медицинский кабинет, есть небольшой тренажёрный зал.
Важное значение в школе придаётся питанию. Организовано одноразовое питание учащихся. Охват горячим питанием в школьной столовой составляет 88% учащихся.
Финансирование МБОУ осуществляется из бюджета Славского муниципального района. В связи с тем, что Славский район является дотационным, доходная часть бюджета формируется за счёт собственных средств, субсидий и субвенций республиканского бюджета. Финансово-хозяйственная деятельность Школы направлена на реализацию её уставных целей и задач. Анализ финансово-хозяйственной деятельности школы позволяет судить о развитии учреждения в направлении роста эффективности. Материально-техническая база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов. По мере выделения средств из местного бюджета, а также за счёт привлечения других источников финансирования, материально-техническая база обновляется и пополняется.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются:
- собственные средства Учредителя,
- бюджетные средства,
- имущество, закреплённое за учреждением,
- добровольные пожертвования физических и юридических лиц,
- другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства бюджета расходуются на выплату заработанной платы учителям, на уплату земельного налога, налога на имущество, на оплату услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества.
В 2013-2014 голу в школе установлено видеонаблюдение.
Здание школы и оборудование, школьная территория соответствуют требованиям СанПиН2.4..2.2821.-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» и требованиям техники безопасности.
Вместе с тем, в школе недостаточно компьютеров, лабораторного оборудования в кабинетах, мебель не во всех кабинетах соответствует требованиям СанПиН.
С переходом на подушевое финансирование учителя сельских школ оказались в невыгодных условиях по сравнению с городскими школами, так как наполняемость классов небольшая (в среднем по Ясновской школе 16,6 человек), следовательно, и заработанная плата учителей невысокая.
Школьники имеют разный уровень мотивации к обучению: одарённые и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов.
Анализ основных показателей школы в динамике за последние три года наглядно доказывает актуальность проблемы качества образования. Наблюдается отрицательная динамика по успеваемости: процент отличников и хорошистов падает, количество неуспевающих растёт.
Таблица 6 - Результативность участия в муниципальной олимпиаде
| 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
I место | 7 | 5 | 5 | 2 |
II место | 26 | 20 | 13 | 9 |
III место | 19 | 17 | 7 | 9 |
Всего | 52 | 42 | 25 | 20 |
Как видно из таблицы, с каждым годом идёт снижение достижений учащихся по основным предметам на олимпиаде муниципального этапа.
Таблица 7 - Результаты SWOT – анализа внутренней образовательной среды
Внутренняя среда | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
- авторитет учреждения, репутация в поселке и районе - школьные традиции - опытный квалифицированный педагогический коллектив - широкое использование новых педагогических технологий - хорошая материально-техническая база: новое здание, оснащённые кабинеты, современное кухонное оборудование, отремонтированный спортивный зал, гимнастический зал, достаточно развитая IT-инфраструктура - небольшая наполняемость классов, возможность индивидуального подхода к ребёнку - большой библиотечный фонд, включающий информационные ресурсы - большие зелёные территории - развитая уличная спортивная и детская игровая инфраструктура - наличие дополнительных образовательных программ - успешное поступление выпускников в профессиональные учебные заведения | - слабый контингент учащихся, тенденция к уменьшению количества учеников - низкий уровень мотивации учащихся и, как следствие, низкое качество обучения - старение кадров, вакансии - преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу, - недостаточное использование компьютерных технологий - недостаточное материально-техническое, в том числе компьютерное, и учебно-методическое оснащение - недостаточно развиты дополнительные услуги - дефицит финансовых ресурсов - отсутствие сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями района и области - не сформирована внутренняя единая система мониторинга качества образования - низкий уровень заинтересованности родителей в результатах образовательного процесса, развитии школы - низкая вовлечённость родителей в управление школой - низкая мотивация работников (небольшая зарплата, маленький фонд стимулирующих выплат) |
Возможности | Угрозы |
- разработка образовательных программ в соответствии со стандартами - развитие профильного образования, разработка дополнительных образовательных программ - привлечение молодых специалистов из числа бывших учащихся школы (обучение по целевому направлению) - развитие сетевого взаимодействия с ОУ района и области - переобучение кадров (в части владения ИКТ) - развитие дистанционного обучения - внесение изменений в Положение об оплате труда (стимулирующие выплаты) - привлечение партнёров и спонсоров, внебюджетные средства - разработка мониторинга качества образования в школе | - усиление конкуренции на рынке образовательных услуг со стороны школ Славского района - уменьшение количества учащихся - уменьшение ученико-часа, и соответственно зарплаты учителей - угроза оттока учителей в город из-за низкой заработанной платы - снижение финансирования системы образования - неэффективность мониторинга качества образования |
Наблюдается ежегодное увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии. В 2011-2012г. 44 учащихся имели справки ПМПК о коррекционном обучении по специальным программам, в 2012-2013 – на учёт были поставлены уже 45 учащихся, 2013-2014 – 54, 2014-2015 - 56, в 2015-2016 учебном году – 57 учащихся (40 – с задержкой психического развития, 17 - с умственной отсталостью). Тревожная тенденция: при сокращении контингента учащихся наблюдается увеличение детей с отклонениями в развитии.
2.3 Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа
Функционирование школы направлено не только на освоение учащимися школьной образовательной программы. Это первая потенциальная потребность, которую удовлетворяет школа. Другие потенциальные потребности внешних потребителей связаны с потребностями в дополнительном образовании, в воспитании личности обучающегося и психологическом сопровождении воспитательного процесса. Следовательно, школа выступает полноправным партнером семьи в воспитании и развитии ребенка.
На территории Ясновского округа функционируют фермерские хозяйства, детский сад, участковая больница, почтовое отделение, сеть магазинов, Дом культуры, средняя школа. На базе школы во второй половине дня работает детская музыкальная школа. Социально-экономическое положение в районе сложное. Отсутствие рабочих мест, безработица приводит к «вымыванию» населения в города. Молодые семьи уезжают в поисках работы. Жилищный фонд старой немецкой застройки выглядит плачевно. Материальное положение большинства семей низкое. 62% семей относятся к категории малообеспеченных. Образовательный уровень семей невысок: только 14% родителей имеют высшее образование, 17% - среднеспециальное, 40% - среднее, 29% - основное.
На функционирование школы оказывает влияние демографическая ситуация в районе.
Таблица 8 - Количество обучающихся по годам в МБОУ «Ясновская СОШ»
| 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
1-4 классы | 129 | 125 | 101 | 91 | 88 |
5-9 классы | 157 | 142 | 148 | 129 | 133 |
10-11 классы | 17 | 23 | 25 | 27 | 23 |
Всего | 303 | 290 | 274 | 247 | 244 |
Как видно из таблицы
, за последние пять лет количество учащихся уменьшилось на 60 человек. Школа находится в сельской местности, где в последнее время продолжается сокращение населения, соответственно и обучающихся ребят.
В Славском районе 6 школ, четыре средних и две основных. Три школы: Славская СОШ, Тимирязевская СОШ, Прохладненская СОШ находятся на расстоянии не более 20 километров. Данный фактор порождает конкуренцию между общеобразовательными организациями микрорайона за потенциальных учащихся всех ступеней обучения. Конкуренция также может быть связана с материальной базой и квалификацией педагогического коллектива. Конкурентными преимуществами Ясновской школы являются:
1. Наличие высококвалифицированных кадров;
2. Индивидуализация образования через обучение по индивидуальным учебным планам;
3. Здание, отвечающее всем требованиям материальной базы.
Угрозами являются недостаток педагогических кадров (по этой причине были случаи перехода учащихся в соседние школы), наличие профильного обучения в Славской городской школе.
Таблица 9 - Социальные партнёры школы в микрорайоне
Группа заинтересованных сторон | Результаты партнёрства | Выгода школы в партнёрстве | Возможные формы совместной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Администрация Ясновского сельского поселения | Увеличивается эффективность управления сферой образования, решаются многие сопутствующие проблемы | Обеспечивается требуемый уровень функционирования и развития школы. Спонсорская финансовая поддержка. | Совместная деятельность по консолидации усилий и организации взаимодействия между различными социальными партнёрами. |
Дом культуры | Увеличиваются возможности культурного и эстетического развития детей. | Помогают решать воспитательные и развивающие задачи. | Совместная деятельность по организации воспитания и развития детей |
Сельская библиотека | Увеличиваются возможности культурного и эстетического развития детей. | Помогают решать воспитательные и развивающие задачи. Помогает в обеспечении информационными ресурсами. | Совместная деятельность по организации воспитания и развития детей |
Ясновская поликлиника | Увеличиваются возможности эффективного осуществления своих функций | Использование здоровьесберегающих технологий. Сохранение здоровья детей и учителей. | Совместная деятельность по планированию и организации здоровьесберегающего образовательного процесса. |
Опорный пункт правопорядка посёлка | Снижение уровня преступности молодёжи | Помогает решать вопросы правового воспитания | Планирование и организация совместных мероприятий по профилактике правонарушений |
Славский детский дом творчества | Увеличиваются возможности культурного и эстетического развития детей. | Помогают решать воспитательные и развивающие задачи. | Совместная деятельность по организации воспитания и развития детей |
ДЮСШ г. Славска | Привлечение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом | Сохранение и укрепление здоровья детей | Совместная деятельность по планированию и организации здоровьесберегающего образовательного процесса. |
Совет ветеранов | Увеличиваются возможности возрождения тимуровской работы, помощь ветеранам | Помогают решать воспитательные и развивающие задачи. | воспитания и развития детей |
Детский сад «Буратино» | Шефская помощь учеников школы | Более качественная подготовка детей к школе, преемственность программ обучения | Совместная деятельность по организации праздничных мероприятий, утренников |