Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным направлением формирующего эксперимента явилась организация в общеобразовательной школе, ориентированного на приближение как можно большего числа школьников экспериментальной группы к высокому уровню развития музыкально-слушательской культуры. Обучение осуществлялось в естественных условиях путем проведения уроков музыки.

В ходе экспериментального обучения мы старались создавать такую музыкально-педагогическую среду, благодаря которой стала бы возможной максимальная комплексная активизация мотивационного, эмоционального, познавательно-интеллектуального, оценочного и деятельностного компонентов музыкально-слушательской культуры младших школьников в их взаимосвязи, инициируя своеобразный «духовный диалог» между учащимися, учителем и музыкой.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать нетрадиционные формы уроков: лектории, концерты, театральные представления, творческие проекты, экскурсии в музеи, выставки, театры, концертные залы и т.д.

Основной целью представленной программы является развитие музыкально-слушательской культуры как неотъемлемой части духовной культуры младших школьников.

Отличительной особенностью данной программы по развитию музыкально-слушатеской культуры младших школьников, важное место занимает развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников.

Контрольный этап

Цель контрольного эксперимента заключалась в выявлении уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков ЭГ после организации формирующего этапа эксперимента.

Диагностическая методика осуществления итогового среза была аналогична той, которая была применена для получения исходных данных на констатирующем этапе эксперимента, что позволило считать полученные результаты достоверными и обоснованными. Результаты срезов, проведенных в экспериментальной группе, и их сопоставление с контрольной группой позволило констатировать, что формирующий этап эксперимента способствовал пробуждению интереса к музыке, формированию духовных потребности человека, развитию умения чувствовать, понимать, любить и оценивать произведения музыкального искусства, развитию музыкального вкуса.

В экспериментальной группе уровень музыкально-слушателськой культуры младших школьников повысился, в контрольной группе наблюдались не значительные изменения по отдельным показателям. Таким образом, анализ опытно-экспериментальной работы доказал эффективность реализации программы по развитию музыкально-слушательской культуры, содействующих успешной организации развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки, а так же реализации программы. Сравнительный анализ контрольного и констатирующего этапов эксперимента представлен в приложении 9, в таблице 5 и на рисунке 4, из которой виден существенный прогресс в ЭГ.

Таблица 5 - Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов ОЭР в ЭГ и КГ

Этап

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

Констатирующий этап

45 %

45 %

10 %

Контрольный этап

65 %

35 %

0 %

Контрольная группа

Констатирующий этап

42 %

50 %

8 %

Контрольный этап

44 %

48 %

8 %





Рисунок 4 -Диаграмма уровня развития музыкально- слушательской культуры младших школьников в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах ОЭР
В связи с этим, проведенный нами экспериммент подтвердил тот факт, что реализация программы по развтию музыкально-слушательской культуры младших школьников является эффективным.

Данные полученные на каждом этапе экспериментальной работы, отражают определенную тенденцию к повышению уровня развития музыкально-слушательской культуры, входящих в экспериментальную группу.

У большинства участников ЭГ проявилось в следующих показателях:

- проявление духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке;

- заинтересованность в творческом процессе;

- стремление к получению новой информации;

- глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;

- способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;

- умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям;

- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;

- активизация внимания;

- умение откликаться на творческую деятельность.

Сравнивая данные, полученные на констатирующем и контрольно-оценочном этапах опытно-эксперимнтальной работы, можно сделать вывод, что учащиеся имеют более высокие результаты уровня развития музыкально-слушателськой культуры. Это позволяет говорить о результативности разработанной программы . Установлено, что развитие музыкально- слушательской культуры является важной задачей, и большая роль в ее решении заключается в соблюдении всех этапов музыкально-слушательской культуры , использовании всех способов изучения. В процессе реализации у школьников повысился уровень развития музыкально-слушательской культуры, что позволяет говорить о ее результативности.
Выводы по главе 2

Во второй главе выпускной квалификационной работы расскрыто содержание опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.


Программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки направлена на организацию во 2-м классе общеобразовательной школы учебно-воспитательного процесса. Разработана на основе программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).

Отличительной особенностью данной программы по развитию музыкально-слушатеской культуры младших школьников, важное место занимает развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников.

Цель опытно-экспериментальной работы состояла в реализации авторской программыразвития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.

В опытно-экспериментальной работе принимало участие32 школьника из числа вторых классов, 16 обучающихся из 2А класса - экспериментальная группа (ЭГ) и 16 обучающихся 2Б класса - контрольная группа (КГ).

В ходе эксперимента мы использовали диагностическую методику педагога исследователя Н.С. Ломакиной в виде анкеты и вопросов викторины (в форме теста) «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников».

У большинства участников ЭГ проявилось в следующих показателях:

- проявление духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке;

- заинтересованность в творческом процессе;

- стремление к получению новой информации;

- глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;

- способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;

- умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям;

- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;

- активизация внимания;

- умение откликаться на творческую деятельность.

Сравнивая данные, полученные на констатирующем и контрольно-оценочном этапах опытно-эксперимнтальной работы, можно сделать вывод, что учащиеся имеют более высокие результаты уровня развития музыкально-слушателськой культуры. Это позволяет говорить о результативности разработанной программы .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной выпускной квалификационной работе, посвященной теме «Использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения исполнительских навыков в классе скрипки» рассмотрены теоретические аспекты развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки; проведена опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки и обобщены ее результаты.


При рассмотрении понятия «музыкально-слушательская культура» нами была поставлена цель уточнения структуры, содержания и определения понятия. Осмыслена сущность понятий «культура», «художественная культура», «культура слушания», «культура восприятия» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающие раскрыть сущность основного понятия исследования.

Были проанализированы учебные программы по музыке, в ходе которых выяснилось, что все вышеописанные учебные программы отчасти направлены на равитие музыкально-слушательской культуры.

В рамках рассмотрения развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки, рассмотрены психофизические особенности и познавательные возможности

Одной из проблем музыкального образования младших школьников является развитие слушательской компетенции, которая представляет собой культуру «слушания музыки», то есть эмоционально-рефлексивного отклика (душевной отзывчивости) на музыкальное искусство.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы в области музыкального образования, мы сделали вывод, что музыкально-слушательская культура подразделяется наследующие компоненты: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.

Цель опытно-экспериментальной работы состояла в реализации авторской программыразвития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.

Программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки направлена на организацию во 2-м классе общеобразовательной школы учебно-воспитательного процесса. Разработана на основе программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).

В ходе эксперимента мы использовали диагностическую методику педагога исследователя Н.С. Ломакиной в виде анкеты и вопросов викторины (в форме теста) «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников».

У большинства участников ЭГ проявилось в следующих показателях:

- проявление духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке;

- заинтересованность в творческом процессе;

- стремление к получению новой информации;

- глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;

- способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;