Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель опытно-экспериментальной работы состояла в реализации авторской программыразвития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Определить диагностические методикивыявления уровня сформированностии музыкально-слушательской культуры младших школьников.

  2. Определить критерии, показатели оценки уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников.

3) Выявить эффективностьпрограммы развития музыкально-слушательской культуры младших школьников.

4) Определить достоверность результатов исследования.

В опытно-экспериментальной работе принимало участие32 школьника из числа вторых классов, 16 обучающихся из 2А класса - экспериментальная группа (ЭГ) и 16 обучающихся 2Б класса - контрольная группа (КГ).

В ходе эксперимента мы использовали диагностическую методику педагога исследователя Н.С. Ломакиной в виде анкеты и вопросов викторины (в форме теста) «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников».

Согласно выбранной диагностической методики мы использовали критерии, показатели оценки (таблица 1) по системе педагога Н.С. Ломакиной, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне развития музыкально-слушательской культуры младших школьников, которые изменялись под влиянием определенных условий.

Таблица1. Критерии и показатели оценкиуровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников

Критерии

Показатели

Диагностические методики, наблюдение

Мотивационный

Характер потребностей и мотивов, побуждающих обучающегося к слушанию музыки, характер установок и направленность системы ценностных ориентаций в области музыкального искусства

Анкетирование,

Эмоциональный

Степень и характер эмоционального отклика при восприятии музыки, уровень способности к глубокому переживанию музыкального произведения, восхищению его красотой

Беседа, диагностическое задание, интервью


Познавательно-интелекктуальный

Уровень готовности и стремления школьника к осмыслению музыки, анализированию воспринимаемых произведений, объем музыкальных знаний, степень их прочности и мобильности

Тест-опросник

Оценочный

Уровень способности оценивать музыку в соответствии с художественно-эстетическими критериями

Музыкальная викторина

Деятельностный

Степень активности и заинтересованности ребенка в самостоятельном использовании и приобретении знаний, мнений, позиций, идей в учебной и внеурочной деятельности..

Анкетирование, Тест-опросники



Данные критериии обусловили выделение трех уровней развития музыкально-слушательской культуры младших школьников.

Высокий уровень проявляет устойчивый характер коммуникативных, художественно-эстетических и духовно-нравственных потребностей обращения к музыке, преобладание устойчивых установок в виде художественных впечатлений от восприятия музыки, проявление устойчивой эмоциональной отзывчивости, индивидуального выражения непосредственных впечатлений при восприятии музыки, способностью входить в созданную автором психологическую ситуацию, глубоко переживать музыкальные произведения; способность к творческому осмыслению, анализирование воспринимаемой музыки с точки зрения заключенного в ней смысла, наличием необходимого комплекса музыкальных знаний для полноценного общения с музыкальным искусством; умение давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям, выявлять качества музыки, характеризующие ее как художественную ценность; личной заинтересованностью и самостоятельностью в приобретении и использовании знаний и умений в учебной и досуговой слушательской музыкальной деятельности.

Средний уровень характеризуется относительно стабильными проявлениями духовно-нравственных, художественно-эстетических и коммуникативных потребностей и мотивов школьников, наличием положительной установки на восприятие музыки, ориентированием школьника на большинство из указанных выше ценностных приоритетов в области музыкального искусства, наличием эмоциональной отзывчивости на музыку, относительной стабильностью стимулируемых эмоционально- эстетических переживаний, стремлением к творческой активности при осмыслении музыки, к выражению собственного отношения к музыке; наличием определенного объема знаний в области музыкального искусства, фрагментарным применением полученных знаний и умений в собственной слушательской музыкальной деятельности; наличием способности различать «глубокое» и «поверхностное», «позитивное» и «негативное», «высокохудожественное» и «низкопробное» в музыке, фрагментарными проявлениями способности к аргументированной музыкальной оценке, фрагментарным стремлением к самостоятельному приобретению новых музыкальных знаний в учебной и досуговой деятельности.



Низкий уровень предполагает почти полное отсутствие у младшего школьника развитие музыкально-слушательской культуры, наличие устойчивых мотивов и потребностей школьника в области музыки, наличие устойчивой установки «развлекающегося слушателя, преобладание таких ценностных ориентаций в области музыки, как развлечение, престиж, модность, внешняя эффектность, эпатаж и др.; отсутствие способности к внутреннему ее переживанию; размышления о музыке поверхностны, ученика характеризует неумение вникать в смысловое содержание произведения, формировать свое отношение к произведению; наличие лишь некоторых знаний о музыке либо их отсутствие, неумение выделить художественные достоинства музыкального произведения, музыка оценивается школьником преимущественно по критериям популярности, полученные музыкальные знания остаются невостребованными в собственной деятельности.

В ходе эксперимента была определена шкала оценок от «2» до «5» в соответствии с дифференциацией результатов на высокий, средний и низкий уровни:

Таблица 2.

Для оценки развития музыкально-слушательской культуры младших школьников, нами была разработана шкала оценок.

Шкала оценок

оценка

дифференциация результатов

2

отсутствие положительного отклика в процессе развития музыкально-слушательской культуры младших школьников

3

показатели музыкально-слушательской культуры на низком уровне;

4

показатели музыкально-слушательской культуры на среднем уровне;

5

показатели музыкально-слушательской культуры на высоком уровне.


Каждому участнику эксперимента выставлялась оценка по пяти критериям уровня музыкально-слушательской культуры, выводился общий средний балл для каждого испытуемого
, исчислялся общий средний балл для каждой группы. Распределение оценок каждого школьника и каждой группы, согласно избранной нами четырех балльной шкале, происходит следующим образом:

Таблица 3.

Распределение оценок согласно четырех балльной шкале

уровень

средний балл

низкий

от 2 до 3

средний

от 3,01 до 4

высокий

4,01 до 5


В процессе эксперимента уровни, показатели и критерии выявлялись в ходе опроса учащихся и по результатам проведенной викторины с обучающимися.

Диагностика осуществлялась с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей.

Опытно-экспериментальная работа была реализована в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Констатирующий этап

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось установление начального уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.

Изучение исходного уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников в себя анкетирование (интервью) с обучающимися и проведение викторины среди детей (приложение 1, 2,3,4,5,6).

Результаты обработки исходных данных экспериментальной и контрольной групп представлены в приложении 6,7.

Дети с высоким уровнем раазвития музыкально-слушательской культуры характеризуется устойчивыми проявлениями коммуникативных, художественно-эстетических и духовно-нравственных потребностей, наличием устойчивой установки на ожидание художественных впечатлений от восприятия музыки, проявлениями яркого индивидуального выражения непосредственных впечатлений при восприятии музыки; способностью к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки; умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям. Количество детей с высоким уровнем показателей в ЭГ составило 45 %, в КГ-42%.

Дети со средним уровнем характеризуется относительно стабильными проявлениями художественно-эстетических и коммуникативных потребностей; наличием положительной установки на восприятие музыки, относительной стабильностью стимулируемых эмоционально-эстетических переживаний; фрагментарным применением полученных знаний и умений в собственной слушательской музыкальной деятельности; фрагментарными проявлениями способности к аргументированной музыкальной оценке. Количество детей со средним уровнем показателей в ЭГ составило 45 %, в КГ-50 %.


Дети с низким уровнем характеризуются наличием устойчивых развлекательных и престижно-конформистских мотивов и потребностей школьника в области музыки, преобладанием таких ценностных ориентаций в области музыки, как развлечение; размышления о музыке поверхностны; неумение выделить художественные достоинства музыкального произведения. Количество детей с низким уровнем показателей в ЭГ составило 10 %, в КГ-8 %.
Таблица 5 - Сводные результаты констатирующего этапа в ЭГ и КГ в процентном соотношении

Группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

45%

45%

10%

КГ

42%

50%

8%




Рисунок 2 - Диаграмма результатов исследования уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников ЭГ на констатирующем этапе ОЭР


Рисунок 3 - Диаграмма результатов исследования уровня развития музыкально- слушательской культуры младших школьников КГ на констатирующем этапе
Таким образом, на констатирующем этапе уровень развития музыкально-слушательской культуры неоднороден. Большинство обучающихся обладают средним уровнем. Исходя из этого, считается необходимым организовать целенаправленную работу по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.
Формирующий этап

Результаты констатирующего этапа послужили основанием организовать формирующий этап опытно-экспериментальной работы, основной целью которого явилось повышение уровня развития музыкально-слушательской культуры по всем показателям и компонентам.

Для организации формирующего эксперимента была исползована авторская программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников. Программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки направлена на организацию во 2-м классе общеобразовательной школы учебно-воспитательного процесса. Разработана на основе программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).