Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планируемые результаты освоенияпрограммы по ФГОС:
Личностные: результаты отражены в индивидуальных качественных свойствах младших школьников, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка».
Это формирование и развитие:
- основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- уважительного отношения к культуре других народов;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
- этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- стремление к получению новой информации;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие художественного вкуса и общей культуры личности;
Метапредметные: результаты характеризуются сформированностью универсальных учебных действий обучаемых, проявляющихся в познавательной и практической деятельности.
- способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладением навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладением логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
- умением осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;
Предметные: изучение музыки отражает опыт младших школьников в музыкально-творческой деятельности.:
- сформированности первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированности основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края;
- умении воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- использовании музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
- развитие основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации.
- глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;
- способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;
- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;
- умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям;
- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;
Прогнозируемый результат:
1. Младший школьник получит возможность:
- слушать и воспринимать музыку различных жанров;
- размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
2. Младший школьник научится:
- слушать музыку, воспринимать и интерпретировать содержание музыкальных произведений;
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
- пониманию содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыки хорового пения;
- расширению умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы требует обеспечения:
-Дидактический раздаточный материал;
- Игровые разработки по музыкальной тематике;
-Музыкальный центр;
- Интерактивная доска;
- Мультимедийный компьютер;
- Аудиозаписи и видеозаписи по музыкальной тематике;
Расходные материалы:
–бумага;
– цветные фломастеры;
– цветные мелки;
Примерный репертуарный список:
-
М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» -
Г.Струве «Моя Россия», -
Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!». -
Гимн России. -
С.Прокофьев «Детская музыка» -
П.И.Чайковского «Детская музыка». -
С.Прокофьев «Детская музыка -
М.П.Мусоргский «Прогулка». -
С.Прокофьев «Детская музыка», -
П.И.Чайковский«Детский альбом». -
С.Прокофьев «Детская музыка», -
П.И.Чайковский «Детский альбом». -
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». -
П.И.Чайковский«Нянина сказка», -
С. Прокофьев«Сказочка». -
М.Мусоргский «Борис Годунов»,примеры колокольных звонов. -
С.Прокофьев «Александр Невский». -
Напев «О, преславного чудесе». -
П.И.Чайковский «Детский альбом». -
Рождественские песни.Песни о Новом годе. -
Исполнение песен по выбору учащихся. -
Русская народная песня «Светит месяц». -
П.И.Чайковский«Детский альбом», С.Прокофьев -
«Детская музыка» Песни-заклички -
«Едет масленица», «Солнышко, выгляни», ёхор. -
Песни-заклички«Едет масленица», «Солнышко, выгляни», ёхор. -
Марши,«Песня-спор» -
Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят», -
С.Прокофьев «Золушка». -
С.Прокофьев «Золушка». -
Песнь Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки. -
Увертюра, финал из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки. -
С.Прокофьев «Петя и волк». -
М.Мусоргский «Картинки с выставки». -
Моцарт «Симфония №40». -
Бах «Менуэт». М.Глинка -
«Попутная песня», -
Г.В.Свиридов «Тройка». Д.Кабалевский «Карусель». -
Д.Кабалевский «Карусель». Г.В.Свиридов -
«Весна», «Осень» Музыка В.А.Моцарта, М.И.Глинки.
Учебно-методическая литература:
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
2. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978.
3. Алексеева Л.Н. Музыкально-живописный альбом для учащихся нач. классов / Л.Н.Алексеева. – М.: Просвещение, 2001. – 48 с. ил.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл. М.: Просвещение, 2015
6. Критская Е.Д. Пособие для учителя/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011
Системная организация работы на уроках музыки по реализации авторской программы позволит наполнить занятия яркими эмоциям и красками,обогатит познавательныйпроцесс детей, будет способствовать эффективному развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников.
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки
Процесс формирования любого навыка в музыкальной деятельности является целенаправленным действием. Эффективность его развития предпола- гает грамотную педагогическую диагностику на разных этапах обучения – она помогает преподавателю своевременно выявить сложности, с которыми сталкивается ученик, чтобы скорректировать траекторию его обучения. Как подчеркивает В.П. Анисимов «диагностика необходима для того, чтобы педа- гог мог научно обосновать реальное состояние качества у воспитанника и направить свою профессиональную деятельность на организацию помощи».
В ходе педагогической диагностики, соблюдая необходимые научные критерии, преподаватель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, тестирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов, обобщает полученные результаты с целью поиска эффективных методов обучения. Все эти диагностические процедуры очень актуальны не только для развития музыкально-исполнительских навыков, но и для развития слушательской культуры школьников, в том числе младших школьников. Педагогическая диагностика способна обеспечить учителя необходимыми «инструментами»для измерения уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников.
Проведенный нами теоретический анализ по исследуемой проблеме убедил нас в её актуальности и необходимости проведения опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.