Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планируемые результаты освоенияпрограммы по ФГОС:

Личностные: результаты отражены в индивидуальных качественных свойствах младших школьников, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка».

Это формирование и развитие:

- основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

- уважительного отношения к культуре других народов;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

- этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- стремление к получению новой информации;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- развитие художественного вкуса и общей культуры личности;

Метапредметные: результаты характеризуются сформированностью универсальных учебных действий обучаемых, проявляющихся в познавательной и практической деятельности.

- способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладением навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладением логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;


- умением осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;

Предметные: изучение музыки отражает опыт младших школьников в музыкально-творческой деятельности.:

- сформированности первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированности основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края;

- умении воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- использовании музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

- развитие основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации.

- глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;

- способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;

- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;

- умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям;

- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;

Прогнозируемый результат:

1. Младший школьник получит возможность:

- слушать и воспринимать музыку различных жанров;

- размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;

- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

- ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;



- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;

2. Младший школьник научится:

- слушать музыку, воспринимать и интерпретировать содержание музыкальных произведений;

- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

- пониманию содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;

- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

- развивать умения и навыки хорового пения;

- расширению умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


Материально-технические условия реализации программы

Реализация программы требует обеспечения:

-Дидактический раздаточный материал;

- Игровые разработки по музыкальной тематике;

-Музыкальный центр;

- Интерактивная доска;

- Мультимедийный компьютер;

- Аудиозаписи и видеозаписи по музыкальной тематике;

Расходные материалы:

–бумага;

– цветные фломастеры;

– цветные мелки;

Примерный репертуарный список:

  • М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

  • Г.Струве «Моя Россия»,

  • Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!».

  • Гимн России.

  • С.Прокофьев «Детская музыка»

  • П.И.Чайковского «Детская музыка».

  • С.Прокофьев «Детская музыка

  • М.П.Мусоргский «Прогулка».

  • С.Прокофьев «Детская музыка»,

  • П.И.Чайковский«Детский альбом».

  • С.Прокофьев «Детская музыка»,

  • П.И.Чайковский «Детский альбом».

  • П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

  • П.И.Чайковский«Нянина сказка»,

  • С. Прокофьев«Сказочка».

  • М.Мусоргский «Борис Годунов»,примеры колокольных звонов.

  • С.Прокофьев «Александр Невский».

  • Напев «О, преславного чудесе».

  • П.И.Чайковский «Детский альбом».

  • Рождественские песни.Песни о Новом годе.

  • Исполнение песен по выбору учащихся.

  • Русская народная песня «Светит месяц».

  • П.И.Чайковский«Детский альбом», С.Прокофьев

  • «Детская музыка» Песни-заклички

  • «Едет масленица», «Солнышко, выгляни», ёхор.

  • Песни-заклички«Едет масленица», «Солнышко, выгляни», ёхор.

  • Марши,«Песня-спор»

  • Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят»,

  • С.Прокофьев «Золушка».

  • С.Прокофьев «Золушка».

  • Песнь Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки.

  • Увертюра, финал из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки.

  • С.Прокофьев «Петя и волк».

  • М.Мусоргский «Картинки с выставки».

  • Моцарт «Симфония №40».

  • Бах «Менуэт». М.Глинка

  • «Попутная песня»,

  • Г.В.Свиридов «Тройка». Д.Кабалевский «Карусель».

  • Д.Кабалевский «Карусель». Г.В.Свиридов

  • «Весна», «Осень» Музыка В.А.Моцарта, М.И.Глинки.

Учебно-методическая литература:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.


2. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978.

3. Алексеева Л.Н. Музыкально-живописный альбом для учащихся нач. классов / Л.Н.Алексеева. – М.: Просвещение, 2001. – 48 с. ил.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл. М.: Просвещение, 2015

6. Критская Е.Д. Пособие для учителя/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011

Системная организация работы на уроках музыки по реализации авторской программы позволит наполнить занятия яркими эмоциями красками,обогатит познавательныйпроцесс детей, будет способствовать эффективному развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников.
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки

Процесс формирования любого навыка в музыкальной деятельности является целенаправленным действием. Эффективность его развития предпола- гает грамотную педагогическую диагностику на разных этапах обучения – она помогает преподавателю своевременно выявить сложности, с которыми сталкивается ученик, чтобы скорректировать траекторию его обучения. Как подчеркивает В.П. Анисимов «диагностика необходима для того, чтобы педа- гог мог научно обосновать реальное состояние качества у воспитанника и направить свою профессиональную деятельность на организацию помощи».

В ходе педагогической диагностики, соблюдая необходимые научные критерии, преподаватель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, тестирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов, обобщает полученные результаты с целью поиска эффективных методов обучения. Все эти диагностические процедуры очень актуальны не только для развития музыкально-исполнительских навыков, но и для развития слушательской культуры школьников, в том числе младших школьников. Педагогическая диагностика способна обеспечить учителя необходимыми «инструментами»для измерения уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников.

Проведенный нами теоретический анализ по исследуемой проблеме убедил нас в её актуальности и необходимости проведения опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.