Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ионных выск азыв ан ий и зн ачен ия, з аключенные в н их» [46, с.64].
Звуков ая сред а вл ияет к ак н а пс их ику ребенк а, т ак и н а форм иров ан ие его л ичностных к ачеств. Это д иктует необход имость учет а ее особенностей в форм иров ан и и музык альных вкусов мл адш их школьн иков, их речевой и музык ально-слуш ательской культуры. Форм иров ан ие культуры звукового воспр ият ия позвол ит гр амотно постро ить свое звуковое простр анство. Поэтому т ак в ажно, чтобы у детей мл адшего школьного возр аст а сформ иров ал ась слуш ательск ая компетенц ия.В д анном контексте одн им из центр альных положен ий является вопрос о содерж ан и и с амого понят ия «музык альн ая культур а мл адш их школьн иков» пр имен ительно к услов иям общеобр азов ательной школы. В ажен вопрос об особенностях форм иров ан ия музык альной и музык ально-слуш ательской культуры в пр акт ике музык ального обр азов ан ия и восп ит ан ия детей. Ф илософы, пед агог и, музык анты-пед агог и исследуют феномен культуры в контексте обр азов ан ия и восп ит ан ия. Рубеж XX – XXI веков д ает человечеству, по мнен ию ведущ их ф илософов и культурологов, к ачественно новое осмыслен ие окруж ающей действ ительност и, предн азн ачен ия человек а, содерж ан ия быт ия. В связ и с эт им все более н астойч иво и целен апр авленно в н аучных круг ах р азр аб атыв ается одн а из фунд амент альных н аук будущего – методолог ия гум ан ит арного позн ан ия. Одной из н а иболее в ажных х ар
актер ист ик гум ан ит арного мышлен ия является д и алог ичность к ак особ ая н астроенность л ичност и, ее «открытость», способность «услыш ать» и «ответ ить», осозн ан ие внутренней сопр ич астност и окруж ающему м иру, возможность войт и в «сотворчество пон им ающ их». И в этом пл ане трудно переоцен ить роль музык и в созд ан и и у к аждого ребенк а целостной инд ив иду ально-художественной к арт ины м ир а, р азв ит и и его художественного мент ал итет а. Музык альное искусство может не только ввод ить ребенк а в м ировое музык ально-художественное простр анство человеческой культуры, но и являться для него своеобр азной «д и алог ической моделью м ир а». Это про исход ит в том случ ае, есл и к ажд ая встреч а, к аждое общен ие ребенк а с музыкой воспр ин им ается им к ак постоянный д и алог. Т акой д и алог имеет р азл ичные векторы н апр авленност и и с истему коорд ин ат. Д и алог с музыкой может осуществляться к ак д и алог с обр азом ил и героем музык ального про изведен ия, автором музык и; с духовным м иром другого человек а-собеседн ик а; предст ав ителям и другого н арод а, обл ад ающ им и иным скл адом мент ал итет а; р азным и поколен иям и человеческого род а; музык альной культурой другой стр аны, и, н аконец, к ак внутренн ий и непрекр ащ ающ ийся д и алог с с ам им собой [10, с.123].
Е.Ю. Гл азыр ин а р азв ив ает акс иолог ическое н апр авлен ие в ф илософ и и музык и, отмеч ая, что ценность музык
ально-слуш ательской культуры предпол аг ает л ичностный смысл – зн ач имость для ребенк а, то есть говор ить о р азв ит и и музык ально-слуш ательской культуры можно только в в иде д и алог ической вз а имосвяз и: музык а ↔ человек. Обозн ачен ие ф илософского ст атус а ценност и музык ально-слуш ательской культуры может быть определено ее пост ижен ием в с истеме: человек → м ир → музык а [21, с.150].
Т ак им обр азом, р азв ит ие музык ально-слуш ательской культуры и слуш ательской компетенц и и мл адш их школьн иков требует комплексного подход а, в соответств и и с возр астным и пс ихолог ическ им и особенностям и детей и содерж ан ием музык ально-пед агог ического обр азов ан ия.
Оп ир аясь н а бог атый м атер и ал, н акопленный пс ихолог ической и музык ально-пед агог ической н аукой в обл аст и музык ального воспр ият ия, музык ального мышлен ия, музык альных потребностей, художественного вкус а, в обл аст и ауд иов изу альной и общей духовной культуры л ичност и, музык ального с амообр азов ан ия, можно р ассм атр ив ать музык ально-слуш ательскую культуру к ак многосост авное л ичностное к ачество, з аключ ающее в себе следующ ие критерии:
-мотивационный,
- эмоциональны,
- познавательно -интеллекту альный,
- оценочный,
- деятельностный,
Р ассмотр им их основное содерж ан ие.
Стро ить из звукоотношен ий лог ическ и-смысловой ряд, инту ит ивно убежд аясь в н ал ич и и связност и между отдельным и элемент ам и, весьм а непросто. Слуш ательскому вн им
ан ию не только школьн ик а, но и зрелого слуш ателя недоступно в полной мере прослед ить с инт акс ическ ий процесс «перекод ировк и» одн их зн ачен ий в друг ие, пр и котором к аждое новое к ак бы «сн им ает» предыдущее. Одн ако Б.В. Ас афьев пр изыв ал к тому, чтобы д аже неопытное детское ухо обр ащ ало вн им ан ие н а узловые моменты, «смысловые вех и» музык ального дв ижен ия [9, с.19].
Музык ант ам и- исследов ателям и выявлен а возможность восп ит ан ия у мл адш их школьн иков сложных предст авлен ий и н авыков «многопл ановой н аблюд ательност и», вн им ательного слухового прослеж ив ан ия з а ст ановлен ием музык ального обр аз а. Прослеж ив ан ие ребенком лог ик и музык ального дв ижен ия возможно посредством ф икс ац и и моментов р асчленен ия, отчленен ия к ад анс ам и, появлен ия новых тем, р азл ичного род а subitо и р азного уровня контр астов [28, с.285].
Осозн ан ие художественного смысл а, когд а все выделенные в ходе ан ал из а элементы пр иходят к р авновес ию и обрет ают г ибкую сл итность связей, предст авляет собой еще более сложный ш аг, требующ ий от ребенк а серьезного ус ил ия. Д.К. К ирн арск ая и друг ие исследов ал и музык ального воспр ият ия и мышлен ия мех ан изм перевод а звук а в смысл определяют к ак нек ий зн ач ительный переход н а новый уровень позн ан ия музык и, «мет афор ическ ий ск ачок» [27, с.178], где имеет место момент инс айт а, внез апного усмотрен ия новой музык альной иде и, когд а элементы музык ального язык
а спл авляются в цельнозн ач имое обр азов ан ие, порожд ая смысл.
Процесс пост ижен ия мл адш им и школьн ик ам и смысл а музык и имеет пр инц ип и ально творческ ий х ар актер, т ак к ак предст авляет собой н апр авленное творчество, в ходе которого ребенок-слуш атель инту ит ивно реш ает ряд позн ав ательно-творческ их з ад ач. Результ атом т акого творчеств а, когд а про исход ит подключен ие собственного ж изненного и художественного опыт а, ок азыв ается своеобр азное пон им ан ие смыслового ядр а про изведен ия в к аждом инд ив иду альном случ ае.
Акт ив из ац ия процесс а освоен ия мл адш им и школьн ик ам и музык альных про изведен ий, пр и котором гл авное – позн ан ие духовного, «душевного» (по выр ажен ию М.Ш. Бонфельд а) [14, с.220 ], смысл а, обл ад ает зн ач ительным и пед агог ическ им и возможностям и в форм иров ан и и музык ально- слуш ательской культуры уч ащ ихся, в ч астност и, ее мот ив ацнонного компонент а. Ор иент иров ан ие м алдш их школьн иков н а р аскрыт ие глуб инных смыслов музык и н апрямую вл ияет н а форм иров ан ие коммун ик ат ивных, духовно-нр авственных, художественно-эстет ическ их потребностей и мот ивов школьн иков в обл аст и музык и. С пс ихолого-пед агог ической точк и зрен ия здесь н а иболее в ажен момент включен ия духовного смысл а про изведен ия в ценностно-смысловые структуры л ичност и, момент л ичностного выр аст ан ия мл
Звуков ая сред а вл ияет к ак н а пс их ику ребенк а, т ак и н а форм иров ан ие его л ичностных к ачеств. Это д иктует необход имость учет а ее особенностей в форм иров ан и и музык альных вкусов мл адш их школьн иков, их речевой и музык ально-слуш ательской культуры. Форм иров ан ие культуры звукового воспр ият ия позвол ит гр амотно постро ить свое звуковое простр анство. Поэтому т ак в ажно, чтобы у детей мл адшего школьного возр аст а сформ иров ал ась слуш ательск ая компетенц ия.В д анном контексте одн им из центр альных положен ий является вопрос о содерж ан и и с амого понят ия «музык альн ая культур а мл адш их школьн иков» пр имен ительно к услов иям общеобр азов ательной школы. В ажен вопрос об особенностях форм иров ан ия музык альной и музык ально-слуш ательской культуры в пр акт ике музык ального обр азов ан ия и восп ит ан ия детей. Ф илософы, пед агог и, музык анты-пед агог и исследуют феномен культуры в контексте обр азов ан ия и восп ит ан ия. Рубеж XX – XXI веков д ает человечеству, по мнен ию ведущ их ф илософов и культурологов, к ачественно новое осмыслен ие окруж ающей действ ительност и, предн азн ачен ия человек а, содерж ан ия быт ия. В связ и с эт им все более н астойч иво и целен апр авленно в н аучных круг ах р азр аб атыв ается одн а из фунд амент альных н аук будущего – методолог ия гум ан ит арного позн ан ия. Одной из н а иболее в ажных х ар
актер ист ик гум ан ит арного мышлен ия является д и алог ичность к ак особ ая н астроенность л ичност и, ее «открытость», способность «услыш ать» и «ответ ить», осозн ан ие внутренней сопр ич астност и окруж ающему м иру, возможность войт и в «сотворчество пон им ающ их». И в этом пл ане трудно переоцен ить роль музык и в созд ан и и у к аждого ребенк а целостной инд ив иду ально-художественной к арт ины м ир а, р азв ит и и его художественного мент ал итет а. Музык альное искусство может не только ввод ить ребенк а в м ировое музык ально-художественное простр анство человеческой культуры, но и являться для него своеобр азной «д и алог ической моделью м ир а». Это про исход ит в том случ ае, есл и к ажд ая встреч а, к аждое общен ие ребенк а с музыкой воспр ин им ается им к ак постоянный д и алог. Т акой д и алог имеет р азл ичные векторы н апр авленност и и с истему коорд ин ат. Д и алог с музыкой может осуществляться к ак д и алог с обр азом ил и героем музык ального про изведен ия, автором музык и; с духовным м иром другого человек а-собеседн ик а; предст ав ителям и другого н арод а, обл ад ающ им и иным скл адом мент ал итет а; р азным и поколен иям и человеческого род а; музык альной культурой другой стр аны, и, н аконец, к ак внутренн ий и непрекр ащ ающ ийся д и алог с с ам им собой [10, с.123].
Е.Ю. Гл азыр ин а р азв ив ает акс иолог ическое н апр авлен ие в ф илософ и и музык и, отмеч ая, что ценность музык
ально-слуш ательской культуры предпол аг ает л ичностный смысл – зн ач имость для ребенк а, то есть говор ить о р азв ит и и музык ально-слуш ательской культуры можно только в в иде д и алог ической вз а имосвяз и: музык а ↔ человек. Обозн ачен ие ф илософского ст атус а ценност и музык ально-слуш ательской культуры может быть определено ее пост ижен ием в с истеме: человек → м ир → музык а [21, с.150].
Т ак им обр азом, р азв ит ие музык ально-слуш ательской культуры и слуш ательской компетенц и и мл адш их школьн иков требует комплексного подход а, в соответств и и с возр астным и пс ихолог ическ им и особенностям и детей и содерж ан ием музык ально-пед агог ического обр азов ан ия.
Оп ир аясь н а бог атый м атер и ал, н акопленный пс ихолог ической и музык ально-пед агог ической н аукой в обл аст и музык ального воспр ият ия, музык ального мышлен ия, музык альных потребностей, художественного вкус а, в обл аст и ауд иов изу альной и общей духовной культуры л ичност и, музык ального с амообр азов ан ия, можно р ассм атр ив ать музык ально-слуш ательскую культуру к ак многосост авное л ичностное к ачество, з аключ ающее в себе следующ ие критерии:
-мотивационный,
- эмоциональны,
- познавательно -интеллекту альный,
- оценочный,
- деятельностный,
Р ассмотр им их основное содерж ан ие.
Стро ить из звукоотношен ий лог ическ и-смысловой ряд, инту ит ивно убежд аясь в н ал ич и и связност и между отдельным и элемент ам и, весьм а непросто. Слуш ательскому вн им
ан ию не только школьн ик а, но и зрелого слуш ателя недоступно в полной мере прослед ить с инт акс ическ ий процесс «перекод ировк и» одн их зн ачен ий в друг ие, пр и котором к аждое новое к ак бы «сн им ает» предыдущее. Одн ако Б.В. Ас афьев пр изыв ал к тому, чтобы д аже неопытное детское ухо обр ащ ало вн им ан ие н а узловые моменты, «смысловые вех и» музык ального дв ижен ия [9, с.19].
Музык ант ам и- исследов ателям и выявлен а возможность восп ит ан ия у мл адш их школьн иков сложных предст авлен ий и н авыков «многопл ановой н аблюд ательност и», вн им ательного слухового прослеж ив ан ия з а ст ановлен ием музык ального обр аз а. Прослеж ив ан ие ребенком лог ик и музык ального дв ижен ия возможно посредством ф икс ац и и моментов р асчленен ия, отчленен ия к ад анс ам и, появлен ия новых тем, р азл ичного род а subitо и р азного уровня контр астов [28, с.285].
Осозн ан ие художественного смысл а, когд а все выделенные в ходе ан ал из а элементы пр иходят к р авновес ию и обрет ают г ибкую сл итность связей, предст авляет собой еще более сложный ш аг, требующ ий от ребенк а серьезного ус ил ия. Д.К. К ирн арск ая и друг ие исследов ал и музык ального воспр ият ия и мышлен ия мех ан изм перевод а звук а в смысл определяют к ак нек ий зн ач ительный переход н а новый уровень позн ан ия музык и, «мет афор ическ ий ск ачок» [27, с.178], где имеет место момент инс айт а, внез апного усмотрен ия новой музык альной иде и, когд а элементы музык ального язык
а спл авляются в цельнозн ач имое обр азов ан ие, порожд ая смысл.
Процесс пост ижен ия мл адш им и школьн ик ам и смысл а музык и имеет пр инц ип и ально творческ ий х ар актер, т ак к ак предст авляет собой н апр авленное творчество, в ходе которого ребенок-слуш атель инту ит ивно реш ает ряд позн ав ательно-творческ их з ад ач. Результ атом т акого творчеств а, когд а про исход ит подключен ие собственного ж изненного и художественного опыт а, ок азыв ается своеобр азное пон им ан ие смыслового ядр а про изведен ия в к аждом инд ив иду альном случ ае.
Акт ив из ац ия процесс а освоен ия мл адш им и школьн ик ам и музык альных про изведен ий, пр и котором гл авное – позн ан ие духовного, «душевного» (по выр ажен ию М.Ш. Бонфельд а) [14, с.220 ], смысл а, обл ад ает зн ач ительным и пед агог ическ им и возможностям и в форм иров ан и и музык ально- слуш ательской культуры уч ащ ихся, в ч астност и, ее мот ив ацнонного компонент а. Ор иент иров ан ие м алдш их школьн иков н а р аскрыт ие глуб инных смыслов музык и н апрямую вл ияет н а форм иров ан ие коммун ик ат ивных, духовно-нр авственных, художественно-эстет ическ их потребностей и мот ивов школьн иков в обл аст и музык и. С пс ихолого-пед агог ической точк и зрен ия здесь н а иболее в ажен момент включен ия духовного смысл а про изведен ия в ценностно-смысловые структуры л ичност и, момент л ичностного выр аст ан ия мл