Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ионных высказываний и значения, заключенные в них» [46, с.64].

Звуковая среда влияет как на психику ребенка, так и на формирование его личностных качеств. Это диктует необходимость учета ее особенностей в формировании музыкальных вкусов младших школьников, их речевой и музыкально-слушательской культуры. Формирование культуры звукового восприятия позволит грамотно построить свое звуковое пространство. Поэтому так важно, чтобы у детей младшего школьного возраста сформировалась слушательская компетенция.В данном контексте одним из центральных положений является вопрос о содержании самого понятия «музыкальная культура младших школьников» применительно к условиям общеобразовательной школы. Важен вопрос об особенностях формирования музыкальной и музыкально-слушательской культуры в практике музыкального образования и воспитания детей. Философы, педагоги, музыканты-педагоги исследуют феномен культуры в контексте образования и воспитания. Рубеж XX – XXI веков дает человечеству, по мнению ведущих философов и культурологов, качественно новое осмысление окружающей действительности, предназначения человека, содержания бытия. В связи с этим все более настойчиво и целенаправленно в научных кругах разрабатывается одна из фундаментальных наук будущего – методология гуманитарного познания. Одной из наиболее важных хар
актеристик гуманитарного мышления является диалогичность как особая настроенность личности, ее «открытость», способность «услышать» и «ответить», осознание внутренней сопричастности окружающему миру, возможность войти в «сотворчество понимающих». И в этом плане трудно переоценить роль музыки в создании у каждого ребенка целостной индивидуально-художественной картины мира, развитии его художественного менталитета. Музыкальное искусство может не только вводить ребенка в мировое музыкально-художественное пространство человеческой культуры, но и являться для него своеобразной «диалогической моделью мира». Это происходит в том случае, если каждая встреча, каждое общение ребенка с музыкой воспринимается им как постоянный диалог. Такой диалог имеет различные векторы направленности и систему координат. Диалог с музыкой может осуществляться как диалог с образом или героем музыкального произведения, автором музыки; с духовным миром другого человека-собеседника; представителями другого народа, обладающими иным складом менталитета; разными поколениями человеческого рода; музыкальной культурой другой страны, и, наконец, как внутренний и непрекращающийся диалог с самим собой [10, с.123].

Е.Ю. Глазырина развивает аксиологическое направление в философии музыки, отмечая, что ценность музык

ально-слушательской культуры предполагает личностный смысл – значимость для ребенка, то есть говорить о развитии музыкально-слушательской культуры можно только в виде диалогической взаимосвязи: музыка ↔ человек. Обозначение философского статуса ценности музыкально-слушательской культуры может быть определено ее постижением в системе: человек → мир → музыка [21, с.150].

Таким образом, развитие музыкально-слушательской культуры и слушательской компетенции младших школьников требует комплексного подхода, в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей и содержанием музыкально-педагогического образования.

Опираясь на богатый материал, накопленный психологической и музыкально-педагогической наукой в области музыкального восприятия, музыкального мышления, музыкальных потребностей, художественного вкуса, в области аудиовизуальной и общей духовной культуры личности, музыкального самообразования, можно рассматривать музыкально-слушательскую культуру как многосоставное личностное качество, заключающее в себе следующие критерии:

-мотивационный,

- эмоциональны,

- познавательно -интеллектуальный,

- оценочный,

- деятельностный,

Рассмотрим их основное содержание.

Строить из звукоотношений логически-смысловой ряд, интуитивно убеждаясь в наличии связности между отдельными элементами, весьма непросто. Слушательскому вним
анию не только школьника, но и зрелого слушателя недоступно в полной мере проследить синтаксический процесс «перекодировки» одних значений в другие, при котором каждое новое как бы «снимает» предыдущее. Однако Б.В. Асафьев призывал к тому, чтобы даже неопытное детское ухо обращало внимание на узловые моменты, «смысловые вехи» музыкального движения [9, с.19].

Музыкантами-исследователями выявлена возможность воспитания у младших школьников сложных представлений и навыков «многоплановой наблюдательности», внимательного слухового прослеживания за становлением музыкального образа. Прослеживание ребенком логики музыкального движения возможно посредством фиксации моментов расчленения, отчленения кадансами, появления новых тем, различного рода subitо и разного уровня контрастов [28, с.285].

Осознание художественного смысла, когда все выделенные в ходе анализа элементы приходят к равновесию и обретают гибкую слитность связей, представляет собой еще более сложный шаг, требующий от ребенка серьезного усилия. Д.К. Кирнарская и другие исследовали музыкального восприятия и мышления механизм перевода звука в смысл определяют как некий значительный переход на новый уровень познания музыки, «метафорический скачок» [27, с.178], где имеет место момент инсайта, внезапного усмотрения новой музыкальной идеи, когда элементы музыкального язык
а сплавляются в цельнозначимое образование, порождая смысл.

Процесс постижения младшими школьниками смысла музыки имеет принципиально творческий характер, так как представляет собой направленное творчество, в ходе которого ребенок-слушатель интуитивно решает ряд познавательно-творческих задач. Результатом такого творчества, когда происходит подключение собственного жизненного и художественного опыта, оказывается своеобразное понимание смыслового ядра произведения в каждом индивидуальном случае.

Активизация процесса освоения младшими школьниками музыкальных произведений, при котором главное – познание духовного, «душевного» (по выражению М.Ш. Бонфельда) [14, с.220 ], смысла, обладает значительными педагогическими возможностями в формировании музыкально- слушательской культуры учащихся, в частности, ее мотивацнонного компонента. Ориентирование малдших школьников на раскрытие глубинных смыслов музыки напрямую влияет на формирование коммуникативных, духовно-нравственных, художественно-эстетических потребностей и мотивов школьников в области музыки. С психолого-педагогической точки зрения здесь наиболее важен момент включения духовного смысла произведения в ценностно-смысловые структуры личности, момент личностного вырастания мл