Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все это, в свою очередь, послужило предпосылкой для зарождения прототипа гражданского общества (в данном контексте общества, организованного помимо государства). Широкое распространение в античном мире получили общественные объединения - профессиональные, религиозные, общества социальной защиты и помощи в случае болезни, смерти родственников, обнищания. Сформировались также своеобразные клубы но интересам (литературные и философские общества).

Важной социальной новацией, зародившейся в античном мире, стала традиция цивилизованной состязательности, которая называлась агониспткой. Ее суть - придание благородной формы естественному стремлению людей к соревнованию, соперничеству и конкуренции, когда главной целью этого стремления считалось не уничтожение оппонента, а достижение наилучшего результата, наградой за который становились общественное признание и почет. Наиболее полно дух агонистики выражают благородные принципы олимпийского движения, зародившегося в Древней Греции еще в 776 г. до н.э. (подробнее см.: Запад и Восток. Традиции и современность:

Курс лекций для негуманитарных специальностей. М.: Об-во "Знание" Российской Федерации, 1993, С. 3-24; Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 49-50, 53-55; Боннар А. Указ. соч. С.245-263).

39

Однако, подчеркивая выдающиеся достижения античной цивилизации в сфере социальных отношений, мы не должны забывать о том, что это общество рабовладельческое и что сами эти достижения во многом основаны на жесточайшей эксплуатации и полнейшем бесправии огромной части населения.

3. Особенности организации политической сферы общественных отношений. В античности впервые в истории зародилась и получила практическое воплощение идея народного суверенитета, т.е. признание свободных граждан (народа) верховным источником и субъектом публичной (политической) власти. Само слово "демократия" - греческого происхождения и буквально означает "власть народа".

Там же, по сути дела, возникли основы концепции либерального устройства общественной системы, базирующейся на двух главных принципах:

необходимости равенства общественных условий для реализации неравных возможностей людей и необходимости равенства всех граждан перед законом. Народовластие гарантировалось с помощью механизма выборов всех властных органов и их регулярной сменяемости. По словам упомянутого афинского стратега Перикла, "законы должны гарантировать равную справедливость в частных делах всем... Мы повинуемся законам, - утверждал он, - а из них в особенности тем, которые существуют на пользу обиженным".


Средоточием всех этих демократических традиций был полис - город-государство и прилегающие к нему территории. Его жители - граждане - участвовали в народных собраниях, в судах, в принятии решений государственной важности.

Однако полная совокупность этих демократических достижений реализовывалась постепенно, в ходе напряженной общественной борьбы против привилегий родовой знати и единоличной диктатуры правителей-тиранов. Кроме того, в рамках античной цивилизации наряду с афинской демократией существовали и антидемократические города-государства. Наиболее ярким примером последних служит Спартанское государство, где абсолютная власть принадлежала узкому кругу рабовладельческой аристократии

4. Особенности духовно-идеологической сферы общественных отношений. Как у всех народов в период древности, у греко-римлян господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Но в отличие от восточного человека, трепетавшего перед своими богами, демос Греции и Рима проявлял Любознательность и даже дерзость в отношениях с высшими существами. Достаточно вспомнить сюжеты "Илиады" Гомера и более позднего


40

эпического произведения "Одиссея", где люди не только подчиняются божественной воле, но и сотрудничают и даже вступают в состязание с высшими силами Даже религиозная мифология была по-своему рационализирована (т.е. логически осмыслена и систематизирована). Так, философом и поэтом Гесиодом еще в VII в. до н.э. разработана так называемая "Теогония" - родословная богов, где рационалистически систематизирована древнегреческая мифология, представленная автором как "красивая ложь". В рамках античной ментальности боги - это просто бессмертные люди, одаренные огромной силой и красотой. Почти все они приставлены к определенному делу. Их главная задача - не только карать людей за грехи, сколько учить их полезным практическим делам: земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению и мореплаванию, гимнастике и искусству, т.е. всему тому, что усиливает господство человека над самим собой и окружающим миром. Более того, идеальные абсолютные качества богов представлялись достижимыми и для людей - героических личностей. Вспомним в связи с этим хотя бы известные предания о подвигах Геракла, а также уверенность многих в том, что их родословная имеет божественное происхождение (Платон)

Другой существенной особенностью духовной жизни античного мира является традиция мировоззренческого плюрализма, т.е. свободы разномыслия. В соответствии с ней главным признаком интеллектуального превосходства считалась способность обосновать, основательно аргументировать свою позицию. Известен древнегреческий афоризм: "То, что доказано, нельзя запретить или отменить. Это можно только опровергнуть, разрушая доказательства противника и выдвигая противоположные аргументы." Не случайно многие выдающиеся философские произведения античности были созданы в форме диалогов.

Все это создало благоприятную обстановку для зарождения и бурного развития научного знания и образования. Об огромном влиянии духовно-идеологического наследия античной цивилизации на развитие мировой культуры говорит хотя бы тот факт, что названия большинства классических наук и школьных дисциплин имеют греческое происхождение (литература, математика, геометрия, философия, история и т.д.)

Итак, мы видим, что все сферы общественных отношений в период расцвета античной цивилизации так или иначе были ориентированы на ценности свободы и прогресса. "Отправной точкой всей греческой


41

цивилизации, - отмечает в связи с этим А. Боннар, - является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и прогресс "

В заключение данной темы нам остается дать краткую характеристику самобытности объективных условий (геокультурных, природноклиматических, геополитических и событийно-исторических), которые обусловили столь прогрессивный тип организации античного общества.

1.Геокультурные факторы. В отличие от Востока античность нельзя считать автохтонным цивилизационным комплексом, т.к. последний сформировался на базе довольно развитой по тем временам Крито-Микенской цивилизации, существовавшей на рубеже 3-2 тысячелетия до н.э. на острове Крит и в г. Микены. Критская цивилизация погибла в результате сильнейшего землетрясения, а Микенская - в результате нашествия варваров с севера Балкан. О высоком уровне цивилизованности этих обществ говорит выдержка из законодательства, действовавшего на Крите: "Свобода - высшее благо для государства. Ведь только одна свобода делает блага собственностью тех, кто приобрел их, тогда как блага, приобретенные в рабстве, принадлежат правителям, а не управляемым"

Развитие торговли и флота способствовало интенсивному общению греков со многими инокультурными комплексами, формированию космополитического сознания, изучению и применению положительного опыта других народов. Так,большую часть исторической информации о культуре и общественной организации древних славян мы получаем до сих пор "из рук" греко-римских путешественников, историков и писателей.

Само островное положение государств-полисов античности предполагало широкое разнообразие культур и общественных порядков внутри античной цивилизации, а также продуктивной конкуренции между ними.

Другой важной чертой в этой сфере можно считать широкую открытость античности для культурных контактов с внешним миром. Это прежде всего относится к Древнему Риму, включившему в свою империю огромное количество народов. "Все, что не противостояло римскому мировосприятию. включалось в римскую культуру: сначала этруски (неведомого происхождения народ, живший на севере Италии), потом Греция, потом Восток"

2. Природно-климатические и географические факторы. Античная цивилизация сложилась на балканском полуострове, а также на островах бассейна Черного и Средиземного морей. Этот регион отличался благоприятным климатом и достаточно плодородными почвами, что позволяло вести продуктивное сельское хозяйство в рамках небольших и автономных общин, вплоть до односемейных.


42

Античность, будучи совокупностью островных государств, располагала множеством удобных морских путей, которые способствовали интенсивной торговле и коммуникации как внутри страны, так и за ее пределами. Говоря об уникальных природно-климатических условиях античного мира, Ф.А. Хайек подчеркивает: "Основы собственно современной цивилизации были заложены в античном Средиземноморье. Здесь оказались возможными торговые связи между достаточно отдаленными друг от друга регионами; и

общины, позволявшие своим членам свободно применять их индивидуальные знания, получали преимущества перед общинами, где деятельность каждого из членов определялась тем, что знали все живущие в этой местности, или знаниями правителя" (указ. соч. С. 53). Своеобразную картину влияния природной среды на образ жизни и мировосприятие древних греков дает И.В. Колесникова: "Ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую врезается море. А на море столько островов, что нигде не теряешь из виду сушу... Ничего безбрежного, расплывающегося. Вероятно, поэтому грек не ощущал себя потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песков или скиф в зеленой степи. Куда бы он ни устремлял свой взор, мир представлялся ему стройно разбитым по каким-то естественным граням. И в этом мире он сразу находил себе место - место хозяина, дарованное ему богами"

3. Геополитические факторы. Древняя Греция представляла собой совокупность множества небольших государств (в среднем 2 тыс. человек населения), число которых доходило до 200. Это имело два важнейших следствия: существовала естественная трудность для жесткого централизованного контроля за обществом в духе восточных деспотий; создавались естественные преграды для внешней интервенции. По оценке Ф.А. Хайека, "цивилизация может распространяться, но, вероятно, не может сильно продвигаться вперед при правлении, отбирающем у граждан и берущем на себя руководство повседневными делами. Пожалуй, еще ни одна развитая цивилизация не добивалась успехов без правительства, видящего главную цель в попечениях о частной собственности, тогда как "сильное" правительство вновь и вновь тормозило рост и процветание того, чему помогали эти попечения. Правительства, способные защитить индивидов от насилия своих же сограждан, делают возможным развитие все более сложного порядка, основанного на спонтанном и добровольном сотрудничестве"