Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

151
ВОСПРИЯТИЕ
КАК
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
его называют, послеобраз), то никто, конечно, из нас не сомневается в том, что этот образ выражает, характеризует что-то происходящее в нашем организме. И ник- то не примет такой образ за существующий на этой поверхности. Надо сказать, что поэтому чувствительные системы, относящиеся к той группе чувствительных аппара- тов, которые я обозначил прежде как палеорецепторы — древние рецепторы, равно как и вся система проприоцепции, сигнализация о положении тела и органов тела в пространстве, как и системы интероцепции, если и входят в образ, то они входят как-то по-особенному. Они как бы сопровождают, включаются в систему построения образа, в образование образа. (Сейчас очень распространен такой термин: в актуаль- ный генезис образа. Актуальный — это значит сейчас, сиюминутно происходящий.
Генезис — значит возникновение. Ну, грубо говоря, в построение, возникновение образа; есть хорошее слово: порождение образа. Иногда вычурно: актуалгенезис, это уж прямо без перевода.)
Надо сказать, что этот процесс очень сложный, он как бы вытекает из второ- го определительного положения, которое я только что ввел. Он обнаруживает свою действительную погруженность в жизненные процессы, в жизнь, в деятельность че- ловека и, естественно, поэтому не может характеризоваться как односторонне воз- никающий. Односторонне вот в каком смысле. Есть некоторая причина (имеется в виду стимул, стимульная ситуация, то есть ситуация внешнего воздействия на ре- цепторы, на чувствительные органы), затем происходит ряд трансформаций, и воз- никает образ, в направлении от периферии к центру. Это однонаправленный — от объекта к субъекту, однонаправленный процесс? Нет, это невозможно. Именно по- тому, что процессы восприятия, формирования образа включены в жизнь, включе- ны в деятельность человека, они, естественно, и строятся по общей схеме этой дея- тельности, которая непременно предполагает свои эффекторные звенья, а не только рецепторные (эффекторные — значит исполнительные), физиологически это эффе- рентные явления, то есть звенья процесса, который предполагает импульсацию, так сказать, центрального происхождения от центра к периферии, а не только от пери- ферии к центру, центрифугальные, а не только центрипетальные процессы. Они предполагают естественную систему обратных связей, то есть всю ту сложную ди- намику, которая характеризует любой жизненный процесс. Поэтому-то настоящий взгляд на восприятие, теперь уже, бесспорно, господствующий, и состоит в том,
что работой рецептора процесс образования, возникновения, порождения образа не объясняется. В этом-то смысле часто и пишут в нашей литературе, в частности, что на смену рецепторным воззрениям на восприятие, то есть тем воззрениям, в осно- ву которых ложится понятие рецептора, чувствительной, рецепирующей, воспри- нимающей, иначе говоря, чувствительной системы, пришла теория рефлекторная,
отражательная. Когда мы говорим «рефлекс», то мы тем самым вводим понятие не только процесса «рецептор—центр», то есть не только процесса афферентного, или центрипетального, от рецептора к мозгу, но также и обязательно и процесса от цен- тра к периферии, то есть процесса эфферентного, центрифугального. Вы можете сказать, что и на этом процесс, наверное, не заканчивается, потому что существу- ют еще его продолжения. Он приобретает таким образом, как бы не рефлекторный,
а круговой, циклический характер, и это правильно. Но дело все в том, что все- таки введение представления о рефлекторном строении разрушило самое главное, а именно: разрушило иллюзию, что есть одно плечо — рецептор в центре восприятия как результат этого осколка рефлекса, ибо рефлекс есть дуга, двуплечное образова- ние, плечо, так сказать, сенсорное и плечо эффекторное, афферентное и эффе- рентное. В этом и заключается принцип рефлекторного рассмотрения. Только так: не


152
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
19
одно плечо, а два плеча. Вот почему введение термина, смена рецепторной теории рефлекторной имеет принципиальное значение.
Что касается продолжения, то есть дальнейших исследований процесса, ко- торый необходимо происходит, — это введение рефлекторного кольца. Кстати, пред- ставление об обратных связях, о цикличности, которая при этом образуется, о кру- говой системе, а не о разомкнутой, относительно старо. Оно не очень ново, и поэтому, когда нам говорят о том, что обратная связь — это есть понятие, порож- денное развитием учения об управлении, то есть теорией управления, киберне- тикой, это не вполне точно. Если вы откроете какую-нибудь старую книгу по пси- хологии, скажем, Ланге, которая появилась до возникновения кибернетического движения, то вы увидите, как в ней совершенно отчетливо выражена, в частности,
идея обратной связи. Эта идея обратной связи очень хорошо была известна, сфор- мулирована достаточно отчетливо, только не в этих терминах, хотя почти в этих.
Итак, мы имеем дело с процессом и с продуктом этого процесса, который включен, я бы сказал, погружен в жизнь, составляет часть этой жизни, иначе го- воря, включен в деятельность человеческую в предметном, окружающем человека мире, в который входит, впрочем, он сам тоже, в качестве «вещи» (в кавычках) тоже находящейся среди других «вещей» (в кавычках) этого мира. И вот здесь, когда вы подходите именно так к восприятию, а это и есть правильный подход, отвечающий реальности, то тогда вы без труда обнаруживаете, что процесс этот как бы смещает- ся, способен смещаться по единицам, по моментам, можно также сказать, по обра- зующим целое человеческой жизни. Отсюда процессы восприятия приобретают свое- образную многоликость и, главное, многоуровневость. То есть они встречаются то на одном, то на другом уровне организации жизни, уровне осуществления этой жизни,
а если говорить в терминах деятельности, в понятиях, в категориях деятельности, то они встречаются в очень разных единицах, образующих эту деятельность, в тех еди- ницах, о которых я в общем виде говорил. Какие же это единицы? И что значит
«встречаются в единицах»? А это значит, что процессы восприятия, процессы, о которых сегодня идет речь, как бы движутся, смещаются в системе деятельности.
Я не буду говорить о смещении этих процессов, об ансамбле, целокупности деятельностей, образующих человеческую жизнь. В этом отнюдь не состоит моя зада- ча, когда я рассматриваю собственно восприятие и не иду дальше. Для этого мне достаточно рассмотреть, если речь идет именно о процессах восприятия и только о них, не переходя их границы, смещение, которое происходит внутри деятельности,
особенной деятельности, я могу сказать, относительно отдельной деятельности. И
эти смещения я сначала покажу не в анализе генетическом, то есть в анализе того,
как развивалось филогенетически и исторически восприятие, а сначала системати- чески, то есть так, как мы находим вот это восприятие, процессы удивительные, в наше время, у нас с вами, у человека, как они сейчас существуют. Я сделал это предварительное замечание о том, что я сейчас буду рассматривать систематически движение, смещение деятельности, потому что этот анализ не даст совпадающие результаты с теми, которые дает генетический анализ — филогенетический, онтоге- нетический, ну, исторический, наконец.
Прежде всего, передо мной возникает такой наивный вопрос: а может ли вос- приятие выступать в качестве собственно деятельности, то есть в качестве процес- са, который побуждается и направляется тем или иным предметом, мы будем гово- рить мотивом, который конкретизует какую-то потребность. Есть такая специальная потребность, которая конкретизует, дает начало восприятию. И восприятие, таким образом, приобретает как бы ранг деятельности, то есть крупнейшей единицы, ко-


153
ВОСПРИЯТИЕ
КАК
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
торую можно выделить в процессе жизни, собственно деятельности. Но есть ли,
бывает ли собственно деятельность восприятия — вот такая, бескорыстная, то есть отвечающая своему мотиву, не обслуживающая ничего? Восприятие ради восприя- тия, так я бы это сформулировал в окончательной форме. Существует ли восприя- тие ради восприятия? Это и значит: существует ли восприятие как особая челове- ческая деятельность, как процесс, имеющий собственный мотив? Да, существует. И
это можно увидеть, если задуматься на минуту над тем, что собой представляет деятельность эстетическая. Конечно, я понимаю, товарищи, что можно пойти слу- шать концерт не для того, чтобы его слушать, а ради того, чтобы показать, что вы не хуже других, с вами такое тоже случается, что вы вдруг слушаете музыку. Во втором случае это не эстетическое отношение, не эстетическая деятельность, а со- циальная, не знаю, еще другая, может, там свидание назначено на этом самом кон- церте, может, еще что-нибудь, а может, так: начальству лишний раз попасть на глаза. Бывает же так? Иногда. Словом, я сейчас говорю про слушание музыки, ко- торое делается ради слушания музыки, то есть о деятельности, которая имеет свой мотив. Какая же это потребность, которой отвечает этот мотив? Это эстетическая потребность. Но реализуется-то она в такой форме, которая есть что? Воспринима- ние, правда? И это все равно: слушание ли это концерта, созерцание ли это произ- ведения живописи, или, может, это воспринимание еще какого-то творения искус- ства — это безразлично. Ведь есть вот эта деятельность восприятия.
И вот эта деятельность теперь, наоборот, включает в себя массу несенсорных процессов. Или сплавляет очень разные модальности, вплоть до очень интимных, то есть очень глубоко запрятанных в организме. Слушание полифонической музыки —
очень сложная деятельность. Во-первых, так: включает ли она в свой состав обяза- тельно эфферентные, двигательные звенья? Обязательно включает. Вы можете, ко- нечно, не иметь их в виде макродвижений, то есть крупных движений мускулатуры,
но у нас всегда эта активность, даже внешнедвигательная, мышечная, присутствует.
Это то, что было когда-то развернутым, потом стало свернутым пропеванием, это очень сложные интимные процессы, связанные с совершенно другими модальностя- ми, совокупность которых дает то, что мы обычно описываем в виде чувства ритма.
Это много других еще образований, это чрезвычайно сложная деятельность, которая включает в себя и внешнедвигательные, эфферентные, во всяком случае, звенья,
иногда скрытые от прямого наблюдения, иногда открытые, например, ритмическое сопровождение малыми движениями ритмов музыкальных. Вы знаете, что у некото- рых это делается почти неудержимо, это иногда просто привычка. Это знаменитые малые движения ноги, например, или покачивание головой. Или какие-то другие жесты, ритмизирующиеся по узору музыкального ритма. Но они включают в себя еще очень много перцептивных процессов. И воспринимание концерта — это процесс. Он включает в себя и отдельные единицы этой все-таки всегда воспринимательной дея- тельности в виде множества отдельных актов, которые осуществляются тоже перцеп- тивно, то есть тоже воспринимательных, если можно так выразиться, и массу спосо- бов, которыми вы должны владеть, и чем сложнее предмет восприятия, тем больше развертываются эти отдельные образующие целой сложной деятельности музыкаль- ного восприятия.
То же относится и к другим формам, другим видам этого эстетического вос- приятия. Потому-то и говорят, что недостаточно иметь музыку, нужно еще, иначе говоря (это очень грубо, но очень правильно), уметь ее слышать. То есть нужно иметь свою систему каких-то выработанных перцептивных действий, перцептивных опе- раций, иначе ничего не произойдет: вы будете воспринимать гул, а не полифони-


154
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
19
ческую музыку. Например, нужны, обязательно нужны операции анализа, и очень сложного, в условиях полифонической музыки. Вычленение, поиск. Иногда для того,
чтобы восприятие произошло со всей его полнотой, пользуются и внешними сред- ствами. Вы можете мне сказать, что ими пользуются, главным образом, музыканты или очень музыкальные, то есть с очень высокоразвитым музыкальным восприяти- ем, люди. Это верно. Но эти вспомогательные инструменты дают полноту восприя- тия. Это как бы предвосприятие, предвосхищение, операции сопоставления.
Вы, наверное, догадались, о чем я говорю. Это слушание (я беру самую труд- ную музыку) полифонической музыки с партитурой перед глазами. Вот, я помню,
покойный ныне Николай Александрович Бернштейн, имя которого вы, может быть,
уже слышали или обязательно услышите, Бернштейн, который создал очень важ- ную концепцию, очень важную теорию построения движений, уровней этого пост- роения, он был очень музыкальный человек, отнюдь не профессиональный музы- кант, как вы понимаете, он был физиологом, немножко психологом-физиологом,
так я бы сказал, даже не немножко, а так: «множко» физиологом и психологом
«множко» тоже, так вот он обычно приходил на концерт, всегда имея партитуру симфонического произведения. Это известная опора, которая позволяла ему лучше,
если можно так выразиться, полнее осуществить огромную работу, которую осуще- ствляет всякий слушающий концерт. А ведь люди слушают концерт по-разному —
иногда с большой работой, иногда с малой работой, но всегда с работой, поэтому всякий концерт утомителен. Тут действительно большая работа проделывается. Он утомляет не тем, что вам что-то шумит, он утомляет еще и тем, что вы что-то все время делаете, обычно скрытое от вас. Можно, конечно, слушать, поменьше рабо- тая и побольше работая, поменьше действуя и побольше действуя. Можно так слу- шать концерт: музыка и ваши какие-то воспоминания или грезы, может быть, смут- ные, которые при этом появляются, — и это все. Можно слушать и так, что вы вслушиваетесь в музыку, то есть действительно осуществляется переход некоторого содержания в его богатстве, вложенного создателем этой музыки в само музыкаль- ное произведение.
Но мы сейчас не будем заниматься этими вопросами, они выходят за пределы восприятия. А нам с вами важно фиксировать только одно: что здесь проделывается большая работа и что это проделывается не ради чего-нибудь, правда? А для чего?
Ну, ради самого воспринимания и образа, потому что это неотделимо — можно ска- зать: ради воспринимания, можно сказать: ради возникающих в сознании образов —
разницы нет. Здесь нет другого мотива. Это бескорыстность восприятия. Вы можете мне сказать: но ведь есть еще и бескорыстное созерцание, когда человек созерцает окружающий мир, природу, скажем, правда? И это тоже не имеет никакого посто- роннего мотива. Да, это аналогичный случай, кстати, очень близкий к тому, о кото- ром я говорил, только тут все в развернутой форме, там — в свернутой. Меня иногда теоретики художественного восприятия стараются убедить в том, что предмет этого восприятия, эстетический объект, и само это эстетическое восприятие существует универсально, как не связанная с человечеством и человеком форма. Я этому никог- да не верю. Я думаю, что эстетическое восприятие природы, например, есть вторич- ное, а не первичное явление и что человек должен был учиться «делать» музыку, со- здавать другие творения искусств для того, чтобы люди смогли увидеть эстетический предмет в предметах натуры. Но это другая проблема.
Итак, я фиксирую только то обстоятельство, что иногда мы встречаемся с процессом воспринимания, который ничего не обслуживает, имеет собственный мо- тив и делается ради восприятия — это своеобразное восприятие ради восприятия.


155
ВОСПРИЯТИЕ
КАК
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Совсем обычный случай состоит в том, что восприятие обнаруживает себя как сво- еобразное действие, то есть представляет собою целенаправленный и так или иначе мотивированный процесс. Самое главное — это целеподчиненный процесс, отве- чающий единственной цели. Я говорю: наблюдайте — и вы совершаете действие наблюдения или, точнее, цепь действий, подчиненных известной цели, выступаю- щей перед вами как задача, поскольку эта цель дана. Это система действий. К ней относятся такие процессы, сейчас очень подробно изучаемые, как опознание, по- иск, обнаружение, то есть все те действия, которые совершаются человеком в процессе производства, которое осуществляется с помощью сложных технических устройств, с помощью средств автоматизации. Это деятельность операторов. Она,
главным образом, состоит из перцептивных действий. Причем строго управляемых,
строго целенаправленных и так или иначе мотивированных, то есть, входящих в деятельность производственную, трудовую. Здесь не надо приводить примеров — их сколько угодно.
Восприятие здесь как бы понизилось рангом. Смотрите: не деятельность, ради самой себя происходящая, а действие — правда? — чему-то подчиненное, какому- то мотиву, ради чего-то совершающееся. Кстати, так как это действие, то оно про- текает в том случае, когда цель задается в конкретных условиях, то есть выступает в качестве задачи (это так и есть). Существует известное правило: когда вы ставите перцептивную цель, вы обязательно ставите ее в известных условиях, иначе вы не сможете действовать, то есть вам придется обнаруживать условия, а это трудно, дол- го и может кончиться неудачей, поэтому если вы можете сразу поставить цель в форме задачи, то есть дать цель в определенных условиях, то это обыкновенно так и делается.
Как реализуются эти действия? Очень по-разному. Опять они могут включать в себя несенсорные, нечувствительные вовсе элементы и уж во всяком случае элемен- ты не одной какой-нибудь модальности, а целой связки этих модальностей, которые вы можете открывать, анализируя такое действие. И вот здесь открываются особые перспективы анализирования состава этих действий, потому что и для практических,
и для теоретических надобностей нужно уметь анализировать эти действия, открывать их состав, идти еще дальше и видеть восприятие рангом еще, так сказать, ниже (это,
конечно, метафора; «ниже» и «выше» здесь термины относительные, описывающие,
еще, так сказать, более дробную образующую, составляющую). Это именно то, что в перцептивном действии специально определяется условиями этого действия — пер- цептивные операции. Их существует множество, потому что, если бесчисленны виды перцептивного действия, то еще шире представлены перцептивные операции, во много раз шире, потому что они обслуживают, осуществляют не только перцептив- ные действия, но и множество разнообразных действий, которые мы к категории перцептивных не относим, например внешнее действие. Для того чтобы осуществить перемещение предмета, взять его и передвинуть, нужно, чтоб в состав этого действия вошли также и перцептивные операции. Понятно? То есть способ выбран сенсорный,
включенный во что, осуществляющий какое действие? В данном случае — внешне- двигательное. Если вы хотите посмотреть, где развернуты перцептивные операции в системе практического действия, то я попрошу вас мысленно проанализировать сфе- ру восприятия, если можно так выразиться, водителя автомобиля — самое простое.
Действие совершенно ясное. Что делает водитель автомобиля? Он ведет автомобиль.
Это практическое действие, а не перцептивное, но все эти действия обслуживаются и осуществляются уймой перцептивных операций, именно операций, это бывшие действия, вошедшие в состав другого действия, а теперь в состав даже и другой дея-