Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
160
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
19
суметь обработать данные, которые вы получаете, записать и прямо ввести на обра- батывающую машину, в какой-нибудь анализатор, автоматически действующий, или даже на большую машину, непосредственно или через пленку. То есть опять нам открывается какая-то действительность, прежде нам не известная. Что мы видели в микроскоп на нейроне? Во-первых, мы его видели убитым, нефункционирующим,
а во-вторых, мало что можно рассмотреть без функциональной пробы, без воздей- ствия энергии на этот самый нейрон, значит, без имплантации микроэлектродов,
без отведения, без возможности воздействовать на него и смотреть его со стороны реакции, то есть его ответа, его состояния.
Теперь мы увидели то, как работают эти ансамбли, эти функциональные бло- ки или эти функциональные системы, называйте их как угодно, здесь дело не в тер- мине — в смысле, вот эти пучки, эти организованные пучки, последние реализато- ры нашей перцептивной активности. Вот, видите ли, я изобразил вам движение сверху вниз. В действительности, это движение осложняется. Оно имеет и свои вос- хождения, то есть как бы повышение ранга, места перцептивных процессов. Фило- генетически оно, наверное, развивается не так, как я вам описал. Оно имеет другой порядок. Но это дело филогенеза. Соотношение практического действия и перцеп- тивной операции и выделение затем, может быть, перцептивного действия; вы ви- дите, здесь смешивается порядок логический, порядок систематики, который я се- годня начертал. На самом деле, движение и в филогенезе, и в онтогенезе гораздо более запутанно, оно не желает следовать принципу: деятельность, действие, опе- рация, функциональный блок, то есть функция. Здесь самые удивительные приклю- чения происходят. Во всяком случае, мы можем всегда их подозревать, потому что в отдельных случаях мы эти приключения и перевороты, повороты видим в акту- альном порождении образа, в актуальном развитии ребенка, например, то есть в онтогенезе. Поэтому эти процессы очень трудны для анализа. Чем ниже мы опуска- емся по лестнице эволюции даже онтогенеза, тем они труднее. Посмотрите, как это трудно у ребенка. Самые ранние стадии развития до сих пор спутанны для нас.
Сколько бы мы усилий ни тратили на изучение детских восприятий в первые дни и даже недели жизни, чем раньше онтогенез, тем сложнее оказывается анализ. Разви- тие исследований продолжается, мы узнаем все больше и больше. А в следующий раз я перейду к рассмотрению отдельных видов действий восприятия.
лекция 20
тактильное восприятие
С
егодня нам предстоит перейти от более общих вопросов восприятия к изучению различных специальных сенсорных систем и различных модальностей вос- приятия.
Я сейчас употребил слово «система». Изучение, сказал я, сенсорных систем.
Почему этот термин? Два основания говорить о сенсорных системах человека, во- обще о сенсорных системах: первое основание состоит в том, что при ближайшем рассмотрении зрительные и слуховые, тактильные и другие виды восприятия ока- зываются обладающими очень сложным строением; это действительно некоторые системы. Таким образом, сама сложность этих процессов требует введения какого- то термина, указывающего на сложное строение; в качестве такого термина я и употребил термин «система». Во-вторых, оказывается, что расчленение различных видов восприятия по их модальностям, то есть по особым качествам, — на зритель- ные, обонятельные, тактильные и т.д., — носит условный характер. Речь идет о пре- имущественном вкладе чувствительности той или иной модальности.
Но мы сейчас уже не можем представить себе тот или другой вид восприятия,
модальность восприятия, как образуемые сенсорными аппаратами, реагирующими только на то или иное специальное, специфическое, воздействие, на специфичес- кий раздражитель. Действие этих специфических сенсорных аппаратов также перекре- щивается.
Итак, сложность и очень хитрые перекрестки, вот это и заставляет предпочи- тать термину «орган чувства» и даже более развитому термину «анализатор», введен- ному Павловым в физиологии высшей нервной деятельности, термин «система». Зна- чит, я буду соответственно иметь в виду «зрительную систему», «слуховую систему»,
«тактильную систему» и т.д.
Само собой разумеется, что я нарушаю когда-то традиционный принцип рас- смотрения по уровням, различая процессы ощущения и восприятия. Говоря о более общих вопросах непосредственно чувственного отражения, я уже упоминал о том,
что такое различение не удается реализовать. Собственно, речь будет всегда идти о восприятии. Ну и, естественно, источником образа, то есть собственно восприятия,
всегда остается ощущение, то есть всякое отражение непосредственно как бы стро- ится из той чувственной ткани, которую и образует система — как обычно мы гово- рим — ощущений. Ощущение. Так как я уже говорил об этом предостаточно, то я на этом положении сегодня задерживаться не буду.
Вот теперь и возникает еще один традиционный вопрос после этой оговорки,
вопрос, тоже требующий предварительной оговорки. О чем идет речь? В этой системе непосредственно чувственного отражения мира, в котором — я только что сказал —
тактильное восприятие
С
егодня нам предстоит перейти от более общих вопросов восприятия к изучению различных специальных сенсорных систем и различных модальностей вос- приятия.
Я сейчас употребил слово «система». Изучение, сказал я, сенсорных систем.
Почему этот термин? Два основания говорить о сенсорных системах человека, во- обще о сенсорных системах: первое основание состоит в том, что при ближайшем рассмотрении зрительные и слуховые, тактильные и другие виды восприятия ока- зываются обладающими очень сложным строением; это действительно некоторые системы. Таким образом, сама сложность этих процессов требует введения какого- то термина, указывающего на сложное строение; в качестве такого термина я и употребил термин «система». Во-вторых, оказывается, что расчленение различных видов восприятия по их модальностям, то есть по особым качествам, — на зритель- ные, обонятельные, тактильные и т.д., — носит условный характер. Речь идет о пре- имущественном вкладе чувствительности той или иной модальности.
Но мы сейчас уже не можем представить себе тот или другой вид восприятия,
модальность восприятия, как образуемые сенсорными аппаратами, реагирующими только на то или иное специальное, специфическое, воздействие, на специфичес- кий раздражитель. Действие этих специфических сенсорных аппаратов также перекре- щивается.
Итак, сложность и очень хитрые перекрестки, вот это и заставляет предпочи- тать термину «орган чувства» и даже более развитому термину «анализатор», введен- ному Павловым в физиологии высшей нервной деятельности, термин «система». Зна- чит, я буду соответственно иметь в виду «зрительную систему», «слуховую систему»,
«тактильную систему» и т.д.
Само собой разумеется, что я нарушаю когда-то традиционный принцип рас- смотрения по уровням, различая процессы ощущения и восприятия. Говоря о более общих вопросах непосредственно чувственного отражения, я уже упоминал о том,
что такое различение не удается реализовать. Собственно, речь будет всегда идти о восприятии. Ну и, естественно, источником образа, то есть собственно восприятия,
всегда остается ощущение, то есть всякое отражение непосредственно как бы стро- ится из той чувственной ткани, которую и образует система — как обычно мы гово- рим — ощущений. Ощущение. Так как я уже говорил об этом предостаточно, то я на этом положении сегодня задерживаться не буду.
Вот теперь и возникает еще один традиционный вопрос после этой оговорки,
вопрос, тоже требующий предварительной оговорки. О чем идет речь? В этой системе непосредственно чувственного отражения мира, в котором — я только что сказал —
162
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
20
участвуют обыкновенно не только один вид, одна сенсорная, чувствительная модаль- ность, но ряд модальностей в сложном перекресте своем, образующем сенсорные системы. Естественно, возникает вопрос: с чего начинать изложение, обзор?
Я думаю, что это не очень серьезный вопрос и уж совсем не принципиаль- ный, а скорее всего дидактический. Что может дать более экономное и ясное пред- ставление о сенсорных процессах, непосредственно чувственных формах отражения?
Я думаю, что более разумный порядок состоит в том, чтобы начать с осязательного восприятия, с осязания, иначе говоря. Затем, я думаю, что можно будет перейти к зрению, затем к слуху. И я не хочу ради экономии времени в лекциях останавливать- ся на других видах восприятия, потому что для человека наиболее важными модаль- ностями являются те три, которые я назвал, то есть осязание, зрение, слух. Если будет время, то может, нам удастся включить и несколько других модальностей, то есть другие виды ощущений и восприятий.
Итак, сегодня об осязательном восприятии, об осязании. Позвольте сначала остановиться на собственно сенсорных, чувствительных аппаратах осязательного,
тактильного восприятия (это простой перевод, я не буду разделять этих двух терми- нов — «осязательные» и «тактильные» восприятия).
Прежде всего я должен отметить, что осязательная чувствительность принад- лежит к более широкому классу «кожной чувствительности». Этот более широкий класс — «кожная чувствительность» — образуется не только осязательными ощуще- ниями и восприятиями, но также и ощущениями, восприятиями холода, тепла, то есть там есть раздельные рецепторы. Болевые ощущения (кожные болевые ощущения,
во всяком случае) относятся к этой же категории — «кожной чувствительности». И,
наконец, некоторые неспецифические, плохо, кстати говоря, изученные модальнос- ти, тоже представлены в широком смысле кожной чувствительностью.
Значит, первый вопрос — это вопрос о выделении собственно тактильных,
осязательных ощущений восприятия.
Это восприятие в широком смысле термина, «прикосновение», то есть под осязательными восприятием мы будем понимать восприятие, ощущение, если хо- тите, возникающее в результате конкретного воздействия на рецепторы физических тел и, соответственно, отражения их механических, может быть, точнее сказать —
механических и пространственных — свойств. Я настаиваю на термине «механичес- ких» в силу тех же оснований, в силу которых в физиологии высшей нервной дея- тельности, в павловской физиологии, принят термин «кожно-механический анали- затор». Действительно, речь идет именно об этом. Значит, проще говоря, речь идет об отражении чувственном, непосредственно чувственном отражении таких свойств,
как твердость, упругость, непроницаемость, характер поверхности предмета, вели- чины, массы, геометрической формы тел и — я могу присоединить — движение тел, перемещение в пространстве.
Говоря об аппаратах сенсорных тактильных систем, то есть осязания в собст- венном смысле, мы естественно сталкиваемся с вопросом о том, каковы же эти ре- цепторы, то есть те чувствительные приборы, которые дают первоисточник для от- ражения, служат источником для наших тактильных восприятий, вернее, образов восприятия как продукта.
Вы, конечно, знаете, что представляют собой рецепторные аппараты, даю- щие эти начальные преобразования. Они, как показывает само название, принадле- жат к более широкому классу кожной чувствительности, где есть и тактильная чув- ствительность. Ее приборы расположены как бы на границе организма. И если вы имеете линию, разграничивающую организм и внешнюю среду, то по этой границе
ТАКТИЛЬНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
163
и расположен рецепторный аппарат, причем рецепторы расположены, если можно так выразиться, сплошь по всей границе в отличие от некоторых других аппаратов,
которые локализованы, сосредоточены, иначе говоря, сведены в какие-то специ- альные органы, как, например, глаз. Глаз представляет собой такую совокупность огромного числа рецепторов, в общем-то вмещенных в один специализированный,
морфологически четко очерченный орган.
В отличие от этого рецепторы тактильной чувствительности, то есть рецепторы осязательные, расположены, как я только что об этом сказал, непосредственно по всей периферии организма, ближайшим образом придвинуты к границе со средой —
они сосредоточены в слоях кожи тотчас под эпидермой. Лишь часть тактильных, ося- зательных аппаратов расположены в наиболее глубоких слоях.
Нужно сказать, что уже выделение специфических кожно-механических рецеп- торов оказалось вещью довольно сложной. Дело все в том, что имеются различные аппараты, которые чуть отличаются по своим функциям. Здесь масса неясностей, и они остаются до сих пор.
Обыкновенно вычленяют четыре типа рецепторов, которые обусловливают осязание. Это знаменитые осязательные тельца Мейснера, Паччиниевы тельца (про- сто более глубоко залегающие рецепторы), затем волосковые рецепторы — это очень чувствительные нервные окончания, которые расположены в корневом влагалище волоса. Они тоже участвуют в осязании. Наконец, это осязательные диски самого эпидермиса. И нужно отметить довольно загадочные свободные чувствительные не- рвные окончания, как их иногда называют, функции которых очень мало определе- ны. По-видимому, они во всяком случае как-то участвуют в осязании.
Как видите, здесь положение не такое простое, как оно кажется на первый взгляд. Множество рецепторов чем-то биологически обусловлено, правда? Какая-то необходимость существует в многообразии первых «приемщиков», «первых трансфор- маторов». Их уже по крайней мере четыре вида, этих трансформаторов. Мне остается только прибавить, что до сих пор распределение функций между ними, обрисовыва- ние этих функций, представляется не очень ясным.
Сделаем шаг дальше: хорошо, мы имеем сложную преобразовательную систе- му, расположенную на границе между организмом и внешней средой. Как дальше?
Дальше классическая трехэтажная, трехнейронная структура. Значит, первый этаж —
в проводящих путях рецепторов. Первый нейрон — это непосредственно рецептор и задние, то есть чувствительные, рога спинного мозга. Это один этаж. Над ним над- страивается классическим образом второй этаж — спинной мозг, ядра зрительного бугра, второй нейрон. Третий нейрон — это зрительный бугор, кора, точнее, задняя зрительная извилина — и все вы это отлично знаете.
Значит, обычная, банальная трехнейронная, трехэтажная структура. Естест- венно, что указанные мной центры: спинномозговой подкорковый, корковый —
имеют свои эфферентные звенья, то есть свои выходы на периферию — вслед за центростремительным, центрипетальным — центрифугальный процесс. Вслед за аф- ферентным — эфферентный, в другой номенклатуре. И конечно, кольцевая струк- тура на всех этапах, иначе говоря, процесс с обратными связями.
Остается только прибавить, что, конечно, корковое распространение по коре,
движение по ней, наверно, идет так, как это описывает Павлов, то есть непременно с представительством в других отделах общей корковой структуры. Я добавлю — даже общецентральной мозговой структуры.
Что надо специально подчеркнуть? Это то, о чем я только что сказал, — обя- зательность перехода на эфферентные пути на каждом этаже. Процесс не заканчива-
164
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
20
ется, а продолжается с выходом на эффектор, не обязательно мышечный, но обяза- тельно эффектор, с образованием кольцевой связи, то есть с обратной связью.
Если мы рассматриваем теперь этот физиологический аппарат как морфофи- зиологический, нервный аппарат, то здесь есть одна особенность, которую я не могу не выделить, хотя это уже некоторая деталь, но она важная. Дело все в том, что,
оказывается, имеется особенность проведения, и она выражается — по сравнению с другими сенсорными системами — в повышенной быстроте нервного проведения. По старым данным, эта скорость определяется в 90 м/сек, что составляет значительно б
у льшую скорость, чем скорость проведения, которую можно допустить или предпо- ложить для других сенсорных систем.
Я просто приведу три цифры, чтобы вы могли увидеть, что разница здесь дей- ствительно большая. Значит, я беру цифры минимальной скорости реакции, простой двигательной реакции, в ответ на раздражитель, идущий по путям тактильным, слу- ховым и зрительным. Соответственно цифры будут — 90, 120, 150 м/сек. Как видите,
по сравнению, скажем, со зрительным восприятием, — это все-таки 90 и 150. Разни- ца существенная.
В чем здесь дело? Может быть, это следует понять и осмыслить в связи с кон- стантностью рецепторов. Ведь вы понимаете, что когда я непосредственно вступаю в соприкосновение с объектом, то эфферентный процесс, скажем двигательный, мо- торный ответ, должен последовать как можно скорее. Нет никакого другого пути для того, чтобы создать эту плавную систему — связи системы с предметом — посред- ством осязательной системы (давайте теперь уж скажем «осязательно-двигательную связь») так, чтоб этот интервал был минимизирован. Вот он, по-видимому, в ходе эволюции оказался действительно минимизирован.
Есть еще одна особенность, которая отличает эту модальность от других, этот вид чувствительности от других видов. Я бы сказал вот так: эта особенность состоит в неравномерности, в очень большой вариабельности абсолютных и разностных поро- гов тактильной чувствительности.
Вы понимаете, что здесь мы тоже имеем дело, как вы знаете на примере дру- гих органов, других сенсорных систем, с двоякими порогами. С одной стороны, это абсолютные пороги, и здесь они выражаются в величинах, отражающих давление, и пороги различительные, которые выражаются в различении, так сказать, совместно действующих, но пространственно раздельных раздражителей. Волосковый эстезио- метр, который вы все знаете, — это прибор для определения порогов первого ряда,
циркульные приборы всякие, скажем, — это для определения пространственных раз- личительных порогов.
И что же мы получаем по пороговым данным, по измерениям порогов абсо- лютной чувствительности, давления и пространственных порогов? Очень большой разброс пороговых величин, которые удается замерить. Вот вы знаете, это тоже об- щеизвестные факты, я просто хочу привлечь к ним ваше внимание. Для порогов первого рода низший абсолютный порог выдает такую реакцию (в условных едини- цах): для языка — 2, для кончика пальцев — 3, для предплечья — 8, для голени ноги — 15, для поясницы — 48 и так дальше до 250. Эти единицы (я их назвал условными) не условны, а абсолютны в том смысле, что их можно определить. Еди- ница — это миллиграмм на квадратный миллиметр. Один-два миллиграмма и, соот- ветственно, 250. Промерили. Посмотрите, какая четкая закономерность! Пороги па- дают, то есть чувствительность возрастает как общее правило, я только исключаю сейчас из этого язык, хотя его можно тоже уложить в эту закономерность: от дис- тантных к проксимальным. Для руки — вот эта будет часть какая? Дистантная, прав-