Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 356

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

170
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
20
очень хорошую бумагу. Вы ощущаете бумагу как шероховатую? Да. Или согнутую,

например, с морщинкой? Или край бумаги, когда вы отвлечены и не смотрите на пишущую руку?
Я спрашиваю, что вам дано в качестве продукта осязательного восприятия?
Система ощущений образует ткань, которая есть результат вздрагивания пера — то,
за что вы держитесь, то есть «чувствилище», остается у вас в пальцах руки или «чув- ствилище» (я употребляю старый термин) как бы переходит на конец пера? Вы представляете, как у вас это получается — на кончик пера? Вы пером ощущаете шероховатость бумаги.
Я привлек сейчас классическую иллюстрацию, но в более общем виде. Если я с помощью палки в темноте (как это делает слепой) ощупываю почву, то что я оце- ниваю умозаключением: какие-то воздействия палки на ладонь и пальцы руки, дер- жащей ее, или мною оценивается конфигурация предмета как бы от конца трости,
от конца палки? Ну, конечно, второе.
Так возникла знаменитая проблема, ныне позабытая, «зонда хирурга», пото- му что хирурги первые, кажется, отчетливо показали, что когда хирург зондирует рану с тем, чтобы обнаружить там пулю или осколок, то нет никакого ощущения
«вздрагивания» или плавного «повышения давления» ручки, за которую держат зонд, а зато есть отчетливое представление о том, где пуля: «Где пуля? Да вот она,

вот, вот же она!» Что обрисовывает контур? Кончик зонда. Вам понятна ситуация?
Вы, конечно, сами были в таком же положении, но только могли на это не обратить внимания.
Мне пришлось во время войны — вы это знаете, я много раз говорил об этом — руководить военным экспериментальным восстановительным госпиталем.
Надо сказать, что часть работы проводилась здесь, в госпитале у Приорова, в трав- матологическом институте, где были очень тяжелые челюстные больные, в част- ности, которым надо было реконструировать кости нижней и верхней челюсти,
протезировать очень сложно зубы, надо было делать реконструктивные операции.
Был один выдающийся хирург, специалист по лицевому скелету, и с ним была масса разговоров по вопросам восстановления функций. Случалось так, что ре- конструированная операция проходила хорошо, а с восстановлением функций дело шло плохо — не восстанавливались. Я говорил, что есть же очень простой тест, для того чтобы следить за восстановлением, — это переход «чувствилища» на искусст- венный протез, в данном случае — на зубной протез, фактически на челюсти ис- кусственные, то есть реконструированные. Мы пробовали. Очень хорошо. Хороша для этого и четырехгранная спичка. Вы должны почувствовать искусственным «чувст- вилищем» четырехгранную форму подвижной спички. Но здесь не надо двигать органом, здесь можно двигать самим объектом. Как известно, движение — понятие относительное.
Значит, общее правило заключается в том, что вот этот эффект прямого виде- ния «вещь как она есть» по своей локализации, по своей пространственности, в сво- ем размещении по отношению к другим вещам, в своей отдаленности или прибли- женности, — здесь достигается прямо... Никакой идеи, необходимости отнесения картинки к миру вообще нет, потому что она, очевидно, рождается здесь. Причем вы видите весь актуальный генезис, как теперь модно говорить, проходящий перед ва- шими глазами. Я уже описывал его.
Вот что-то, что имеет, по-видимому, очертание из отрезков прямой. Это пря- моугольник или квадрат? Да. Прямоугольник. Не треугольник. Образ формируется прямо с первого момента, с прикосновения. С первого прикосновения я попал, и


ТАКТИЛЬНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
171
где «оно» уже — вовне или там? Оно уже там, где оно есть, и дальше все построе- ние образа локализовано здесь.
Вам понятно, как на сетчатке возникла проекция, то есть какая-то картина.
Теперь надо эту картинку переработать и отправить вверх. Для осязания этот про- цесс явно пропущен. Я вам расскажу в качестве вывода — он всеми пропущен, это- го нигде нет. Все идет по той принципиальной схеме, которая ясно вырисовывается при изучении осязательного восприятия, только в более сложных условиях. Поэто- му сразу не видно, что это та же самая принципиальная схема. Она остается той же самой принципиальной схемой, не включающей необходимость решать неразреши- мый вопрос о помещении обратно в мир того, что мы из мира получили.
Надо вам сказать, что осязательная чувствительность, осязательное восприя- тие не лишено также и функций, которые мы называем «метрическими». То есть это прибор измерительный. Осязательная система также есть прибор измерительный,
потому что когда я оцениваю форму, то тем самым я выполняю метрическую фун- кцию. Вот я оцениваю ряд соотношений — вот этой грани с этой, то есть я могу поставить задачу на тактильное измерение и сказать: посмотрите («ощупайте», «ося- зайте») вот это соотношение граней — зрение выключено у меня в этот момент —
и скажите, во сколько раз примерно эта грань длиннее первой. Вот и вся моя задача.
С грубым преувеличением, хуже чем зрением, но решаемая. Я думаю, что при неко- тором навыке — решаемая.
Значит, и здесь есть метрические соотношения. Второе: появление самого це- лостного тактильного восприятия образа. Не фигуры, не расстояния, а форма плюс фактура, плюс дистанция, плюс метрические свойства, то есть это целостный так- тильный образ — как он возникает? Возникает ли он? В чем особенности?
Я думаю, что мы имеем все основания в совершенно категорической форме утверждать, что да, в процессе осязательного восприятия мира, в процессе осязания,
иначе говоря, у нас возникает образ, в действительности образ предметного мира или, вернее, объектов в предметном мире, их отношений, их связи, обладающий основными свойствами всякого образа, то есть известной константностью, ортоско- пичностью. И, главное — симультанностью представления.
Что это значит — «симультанность представления»? «Симультанность» — это значит в переводе просто «одномоментность», «одновременность». Когда моя рука сняла контур предмета, то у меня в качестве продукта этого процесса остается си- мультанный образ. А процесс был одновременным или двигающимся во времени,
движущимся во времени? Сукцессивным. Значит, на тактильном восприятии, на ося- зании ясно виден очень важный при всяком восприятии момент — преобразование сукцессивного процесса в симультанный, то есть одновременный, образ, правда?
Своеобразное свертывание. Последовательное превращается в одновременное.

Мы привыкли думать, что это свойство зрения, что зрение экранно, симуль- танно, а вот осязание... А что это значит?
Две гипотезы могут быть выдвинуты здесь. Первая — в силу того, что осяза- ние ведет к зрительному образу, оно тоже имеет эти превращения. Ну, а если зри- тельного образа нет? Нет совсем, никогда? (Я имею в виду случаи врожденной сле- поты.) А если данный человек никогда ничего не видел и не мог увидеть, тогда как симультанный образ получается? Симультанный он все же или растянутый во времени? Симультанный. Значит, процесс симультанизации свойствен вообще вос- приятию, а не только зрительному восприятию. Он в высокой степени свойствен активному восприятию.


172
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
20
Если одновременно существует возможность зрительного восприятия — все равно, данного ли объекта или вообще возможность зрительного восприятия — тог- да происходит новое явление, симультанизация протекает как процесс «сплавлива- ния» одной модальности, то есть тактильной, с другой модальностью, то есть зри- тельной. Но это частный случай. Генеральный, принципиальный случай состоит в том, что при отсутствии (в силу врожденной, скажем, слепоты) возможности по- лучения симультанного зрительного образа процесс симультанизации тактильного образа все-таки происходит. И опять-таки в тактильном, осязательном восприятии очень отчетливо выступает общее положение, относящееся ко всем видам, ко всем модальностям, как говорят, восприятия. Это очень важное положение. Мы действи- тельно имеем образ, то есть отражение, в этой вот специфической форме.
Надо вам сказать, что в последние годы — именно годы, а не десятилетия —
вот в самые последние годы снова очень большое внимание привлекла к себе (я вам потом скажу, чье внимание и в какой связи) проблема симультанизации вооб- ще процесса, то есть его существование как одномоментного <нрзб>. И в какой, вы думаете, области возник вот этот интерес? В науковедческой, в области исследова- ния построения гипотезы, происхождения теории, открытия отношений. Что обна- руживается все больше? Оказывается, что можно симультанно, то есть одномомент- но, иметь образ процесса. И это, по-видимому, очень важный этап, без которого обойтись нельзя. В этой связи стали очень много говорить о зрительном абстрактном мышлении. Ну, конечно, это условно. «Зрительное» здесь есть слово условное. Что оно симультанно — да. Что у зрячих людей оно может «окрашиваться» цветами зри- тельной модальности — да. Но все-таки оно же не релевантно зрительному образу.
Этот симультанный образ каких-то отвлеченных отношений, не релевантен, то есть не адекватен зрительному образу, не относится прямо, он представлен в какой-то другой форме. Но самое важное подхватить такой момент — мы как бы видим про- цесс как вещь, способны увидеть процесс как вещь. Это удивительное свойство. И,
по-видимому, это абсолютно необходимо для жизни, для приспособления к миру,
то есть действия в этом мире. Приспособление в широком смысле, а не только в биологическом.
И вот мы теперь встречаемся c этой — тактильное восприятие приводит нас —
большой проблемой.
Мне осталось сказать последнее о тактильном восприятии, что имеет более важное, более общее значение.
Что же это за процесс? Я осязаю или активно действую, проделываю путь в лабиринте, а в результате у нас симультанно возникает схема, «география» плана лабиринта в голове: «Ах, он вот как построен хитро!» Есть такая задача на хожде- ние по лабиринтам — не «зрительное», а тактильное, обыкновенно с помощью зон- да или пальца даже. А потом у меня возникает «карта», я ее могу нарисовать, план лабиринта, если я тщательно пообследую его тактильным образом. Хорошо. Значит,
что же это все же за процесс? Я вам говорил, что он протекает на реальном уровне.
Но какие же мы можем уровни выделить? Что это значит? Что это за таинственное слово «уровень»? «Неврологические уровни»? Нет, я не о них говорю. Это уровни в каком-то другом смысле. Давайте расшифруем это самое понятие «уровня», не во- обще, а в этом контексте.… Зрение — не рентген, и оно не может нам дать всей не- обходимой информации для управления, как теперь принято говорить. Это дает только осязательное восприятие.
Итак, мы встречаемся с осязанием, по меньшей мере, на трех, так сказать,
уровнях... Мы встречаемся с осязанием как с целенаправленным действием, мы


ТАКТИЛЬНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
173
встречаемся с осязанием как со способом выполнения какого-то действия, осяза- тельной операцией, и, мы, наконец, встречаемся с реализующей функцией.
Я хочу отметить в заключение, что когда были подвергнуты частному исследо- ванию развитые виды восприятия, например восприятие у слепых (вы знаете, что слепые великолепно воспринимают вещи, предметный мир, окружающие объекты),
были получены такие данные, не подлежащие никакому сомнению: пороги чувстви- тельности рецепторов у слепых не ниже, то есть чувствительность не выше, чем у видящих. Но они, оказалось, скорее вычленялись у слепых. А почему? Вследствие об- мозоливания, понимаете? От постоянного прикосновения. А эффективность? Конеч- но, высокая. Несопоставимая и, главное, гораздо более тонкая.
Позвольте, позвольте, в каком смысле? Оказывается — необыкновенное богат- ство отработанных операций, то есть способов, которые используются для познания объектов. Но они не обязательно осознаны, они не обязательно то, в чем себе отда- ют отчет. Объективно записывается, скажем, процесс... Вот вы записываете, фотогра- фически, кинематографически или другими способами, этот процесс ощупывания
«опытной» рукой и процесс ощупывания «неопытной» рукой, относительно неопыт- ной рукой, менее опытной рукой, и вы увидите, как велико совершенство первого.
Никакого избытка информации, умение перескочить через высоко вероятностный элемент. Вот эта необычайно быстрая практическая ориентировка в соотношениях,
которые возникают, и вот эта мгновенная, почти мгновенная симультанизация, как только накапливается некоторый опыт. Тут целая система. Она складывается практи- чески сама собой. Можно ей обучить, только это совершенно не принципиально. Во всяком случае, такое развитие есть. В патологии это выступает еще более грубо. И если вы имеете дело с периферическим нарушением руки, то есть при полной сохранно- сти ЦНС и лишь с патологическим разрушением периферии, то иногда наступает явление астереогноза. Что же происходит? После реконструктивной хирургической операции рука «слепнет»: явление астерогноза, то есть вы можете сколько угодно прилагать к вещи руку, после того как восстановлены все ее элементарные функции,
двигательные, но не гностические. Но рука остается слепой. Без зрения предмет не опознается. Необходимо обучение, и тогда рука получит «руководство» к зрению. По- том стереогноз, то есть познание с помощью руки восстанавливается. Рука остается как орган движения, и на время перестает существовать после таких нарушений как орган познания.
И я заканчиваю определением: в известном смысле осязание можно адекват- но, правильно, представить себе как осуществляющее познавательную функцию че- ловеческой руки. Здесь, конечно, нужно перед осязанием поставить слово «челове- ческое» осязание. Рука у человека — не только орган действия, это одновременно
(что очень важно) орган познания. И вот это обслуживание, познание рукой, и осу- ществляется прежде всего и практически исключительно осязательной чувствитель- ностью. Это и есть восприятие.
Древние различали процессы «гнозис» и «логос». Я бы сказал так про осяза- тельное восприятие — это «практический гнозис». И это все на сегодня.

лекция 21
зрительное восприятие
С
егодня нам следует рассмотреть зрительное восприятие. Имеется извест- ное сходство между осязательным, ручным восприятием и восприятием зрительным,
и это сходство состоит в том, что, как и тактильное восприятие, осязательное,
зрительное восприятие является существенно предметным. Что это значит? Это зна- чит, что это восприятие, дающее пространственный образ; предмет выступает, ина- че говоря, в своей форме, объемности и, наконец, в своей симультанности. То есть,
зрительный образ, как и тактильный, представляет собой картину, изображение,
выступающие одномоментно, то есть, как я сказал, симультанно. Как и осязание,
зрительное восприятие дает также и образ фактуры объектов внешнего мира.
Но имеются и существеннейшие отличия зрительного восприятия от осяза- тельного, тактильного. Прежде всего, это отличие состоит в том, что зрение есть восприятие дистантное, то есть не требующее прямого контакта с воспринимаемы- ми объектами. Оно происходит на расстоянии. Это не значит, конечно, что нет ни- какой материальной связи между органом зрительного восприятия и воспринимае- мым объектом. И эта связь осуществляется посредством передатчика, который есть поток света, световые лучи, имеющие физическую природу.
«Щупало», как бы продолжение субъекта в мир, рука, зонд, палка, с помо- щью которой мы ощупываем пространство в темноте и выделяем предметы в этом пространстве, здесь заменено вот этим потоком частиц, волновой световой энергией.
То есть это удивительное щупало, которое может удлиняться почти бесконечно. Ну и укорачиваться до известных пределов. Итак, дистантность. Вот первое отличие. А в связи с этим также и необыкновенная, удивительная свобода. Я имею в виду, что зрительное восприятие и, соответственно, орган этого восприятия, в данном случае не рука с ее продолжениями, а глаз, движется свободно по поверхности объекта. Это движение не ограничено границами объекта, как это мы наблюдаем в осязательном восприятии, где рука или зонд наталкиваются на границу предмета. Зонд может обой- ти эту границу, но не может пройти через эту границу. Моя рука наталкивается на сопротивление вещи и как бы останавливается для того, чтобы сделать обходный путь. В зрении этот обходный путь не обязателен. Я могу пересечь, так сказать, вос- принимаемый объект, и отсюда появляется свобода, которая отличает зрительное восприятие от тактильного.
Ну и наконец, если осязательное восприятие имеет в качестве своего органа систему чувствительных образований, рассеянных по значительной поверхности,
даже если говорить о ручном осязании, то и сама рука на больших поверхностях снабжена множеством чувствительных окончаний, рецепторов, расположенных на границе организма и внешнего мира, на поверхности кожи. На большей или мень-