Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 370
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
323
ПАМЯТЬ
И
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
о мнеме как о всеобщей способности или о всеобщем явлении в мире. Вы помните,
я упоминал об этих концепциях, связывал их с именем Семона. Это отнюдь не фи- лософ, а физиолог, но он выразил известные философские воззрения физикально- го, так сказать, направления. Они, собственно, заключаются в том, что основные,
главные характеристики памяти сохраняются и лишь проявляют себя в разных ли- чинах, подобно следам, которые мы видим как результат того, что по мягкому грун- ту проехала телега. Это оставление следов на грунте в виде колеи, это явление оста- точного магнетизма, это явление изменения под влиянием внешних воздействий или обменных процессов протоплазмы, это изменения в нервной системе, состоянии си- наптических аппаратов, то есть аппаратов связи в биохимии синапсов и так по вос- ходящему ряду по принципу: чем больше это меняется, тем все больше это остает- ся тем же самым. Это физикальный философский взгляд на жизнь и, в частности,
тем самым, на процессы мнемические. Я бы упомянул еще об одной идее, тоже выраженной на философском языке, прежде всего одним из крупнейших филосо- фов-классиков. Я имею в виду то значение, которое придавал процессам памяти
Гегель. Именно ему принадлежит та великолепная мысль, что мы ничего не можем сделать по решению нашей души, если не вспомним о нем. Мысль, которая под- черкивала чрезвычайное значение памяти в наивысших проявлениях человека.
И наконец, особо и специально я имею в виду очень сложную, очень прав- доподобную, в каком-то смысле, я это подчеркиваю, концепцию, которая была развита достаточно крупным, известным, я не скажу больше, философом-идеалис- том Анри Бергсоном. У него есть специальная книга, посвященная прямо памяти
1
И одно из важных положений этой книги заключается в том, что мы имеем двоя- кую память, в соответствии с воинствующим идеалистическим, спиритуалистичес- ким даже воззрением Бергсона. Во-первых, память тела. Это то, о чем я говорил подробно, об этих мнемических операциях, об этой памяти на уровне операций, на уровне даже мнемических действий. Но есть еще память, которая как бы вовсе не попадает в эту классификацию. И эту память Бергсон выделял как память духа в отличие от памяти тела. Что же имел в виду Бергсон и в каком смысле он уловил какую-то правду? Он уловил какую-то правду в том смысле, что он нашел и при- вел целый ряд очень интересных описаний, сделав, однако, из этих описаний прямолинейные, идеалистические обобщения. Но он эти описания привел и этим,
конечно, привлек внимание к фактам, которым вовсе не всегда придавалось необ- ходимое значение. Позвольте мне привести одно описание. Я, конечно, не цитирую,
Бергсона я читал давным-давно, поэтому я прошу извинить меня, если я не буду точно воспроизводить его текст. Все-таки это у меня удержалось. Кстати, по како- му, вы думаете, принципу? По принципу смыслового запоминания? Или по прин- ципу «делового заучивания»? Ну, конечно, по принципу смыслового запоминания.
Потому что я сделал для себя в этот момент какое-то открытие, которое состояло в том, что была обнаружена какая-то лакуна в психологических знаниях, которая не была оценена. Так какой же это факт? Бывает так, что я не помню какого-нибудь события, явления, какого-нибудь материала, зато я отлично знаю (а значит, по- мню), что я его должен помнить. Я помню о том, что у меня это в памяти, и толь- ко поэтому начинаю припоминание, то есть поиск. Иногда мне удается сделать этот поиск, иногда нет. Значит, память работает как бы в двух порядках. Гегель писал:
мы можем сделать что-нибудь по решению нашей души, только если мы помним об этом решении. Я переворачиваю его формулу: мы можем сделать усилие, проявить
1
См.: Бергсон А. Материя и память // Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т.1. С.157—327.
324
ВНИМАНИЕ
И
ПАМЯТЬ
ЛЕКЦИЯ
34
активность припоминания чего-нибудь, если мы помним о том, что мы должны припомнить. Я рассказал про эти некоторые общие философские подходы и осо- бенно про Бергсона, не просто так, не для расширения ваших представлений. Я сде- лал это, чтобы придти к одному важному, по-моему, психологическому выводу. Я
не могу сказать, что этот вывод является результатом исследования, серьезного,
скрупулезного анализа, но тем не менее этот вывод обоснован. Вот в чем он заклю- чается: когда мы говорим по существу о различных процессах, объединяемых об- щим представлением о функции приобретения, хранения и воспроизведения неких следов в неких обстоятельствах, когда мы говорим об этих разных уровнях, гово- рим о том, что эта так называемая способность или функция является в разных своих качествах, то нужно к этому присоединить, что является-то эта функция в разных своих качествах не последовательно (они не сменяют друг друга), а обычно одновременно. Вот отсюда-то и получается этот своеобразный феномен, который достаточно хорошо был описан Бергсоном и из которого сам Бергсон сделал со- вершенно идеалистического порядка выводы, то есть очень далекие от всякого конк- ретного научного способа рассмотрения реальности. Да, память на уровне деятель- ности должна присутствовать и в других наших процессах. Она вводит в игру все остальное: припоминание на уровне действия, операций, исполнительных механиз- мов, как вообще человеческие потребности, конкретизировавшие себя в известных мотивах, побуждениях, вводят в игру всю человеческую деятельность — и в каждое отдельное действие, и в каждый акт. И это действительно так. Я процитирую Марк- са: «Никто не может сделать чего-либо иначе, как ради удовлетворения той или другой потребности». В самом деле, а к чему тогда было совершать эти действия?
Я на этом и закончу сегодня лекцию. А дальше мы перейдем к очередной теме,
к мышлению.
мышление и речь
лекция 35
виды мышления.
мышление и чувственное познание
М
ы начинаем этот семестр новой темой «мышление», темой, можно ска- зать, классической, довольно трудной. Вы хорошо понимаете, что процессами мыш- ления занимается не только психология. Мышление составляет также предмет изу- чения теории познания, то есть философии. Специально мышлением занимается и особая наука, — логика. Логика во всех своих направлениях и разделах.
Предметом психологии мышление стало относительно недавно, то есть в пери- од, когда психология уже начала формироваться как самостоятельная область знания и первые систематические представления о психологии мышления, о психологи- ческих вопросах мышления, составляли содержание так называемой «ассоциативной психологии» прошлого столетия. Она стояла на общеизвестных, очень простых по- зициях, которые сводились к тому, что главные законы, управляющие движением представлений, понятий в голове человека, — это законы связей, то есть законы ас- социаций. При этом описывались различные виды ассоциаций: ассоциации по одно- временности, по сходству, по контрасту. И проводились некоторые специальные эм- пирические наблюдения, которые позволяли вводить такие понятия, как понятие
«персеверации», то есть как бы распространения эффекта ассоциаций на последую- щее течение процессов. Или такие понятия, которые современным языком можно было бы назвать «предвосхищением, «установкой», говорили: «антиципации». Имен- но такой термин и подобные ему применялись в «ассоциативной психологии».
При этом было характерно, что сам мыслительный процесс всегда представ- лялся в качестве процесса внутреннего, разыгрывающегося в поле сознания, во внут- реннем поле. Он может быть найден или описан через высказывания, то есть реше- ние, скажем, ассоциативной задачи (такое представление или понятие вызывает по ассоциации какое-то другое), или через прямое изучение уже не самого процесса, а его продукта. То есть, подвергались анализу те или другие продукты внутреннего мыслительного процесса, процесса мышления. Вы видите, таким образом, что пер- воначально в психологии проблема мышления возникла как проблема мышления внутреннего. Его можно также назвать «словесным». Или же «словесно-логическим»,
то есть формой «дискурсивного мышления», по-русски — рассуждающего мышле- ния, внутреннего логического процесса.
Естественно, уже в это время возникло известное противопоставление под- хода собственно психологического и подхода логического. Их различение представ- ляло большие трудности, и если вы возьмете старые учебники психологии или ста- рые курсы психологии, то вы найдете на страницах этих учебников или курсов психологии такие главы или параграфы, как, скажем, глава «о рассуждении», «о силлогизмах», то есть, в сущности, повторение тех глав, которые обычно адресова-
виды мышления.
мышление и чувственное познание
М
ы начинаем этот семестр новой темой «мышление», темой, можно ска- зать, классической, довольно трудной. Вы хорошо понимаете, что процессами мыш- ления занимается не только психология. Мышление составляет также предмет изу- чения теории познания, то есть философии. Специально мышлением занимается и особая наука, — логика. Логика во всех своих направлениях и разделах.
Предметом психологии мышление стало относительно недавно, то есть в пери- од, когда психология уже начала формироваться как самостоятельная область знания и первые систематические представления о психологии мышления, о психологи- ческих вопросах мышления, составляли содержание так называемой «ассоциативной психологии» прошлого столетия. Она стояла на общеизвестных, очень простых по- зициях, которые сводились к тому, что главные законы, управляющие движением представлений, понятий в голове человека, — это законы связей, то есть законы ас- социаций. При этом описывались различные виды ассоциаций: ассоциации по одно- временности, по сходству, по контрасту. И проводились некоторые специальные эм- пирические наблюдения, которые позволяли вводить такие понятия, как понятие
«персеверации», то есть как бы распространения эффекта ассоциаций на последую- щее течение процессов. Или такие понятия, которые современным языком можно было бы назвать «предвосхищением, «установкой», говорили: «антиципации». Имен- но такой термин и подобные ему применялись в «ассоциативной психологии».
При этом было характерно, что сам мыслительный процесс всегда представ- лялся в качестве процесса внутреннего, разыгрывающегося в поле сознания, во внут- реннем поле. Он может быть найден или описан через высказывания, то есть реше- ние, скажем, ассоциативной задачи (такое представление или понятие вызывает по ассоциации какое-то другое), или через прямое изучение уже не самого процесса, а его продукта. То есть, подвергались анализу те или другие продукты внутреннего мыслительного процесса, процесса мышления. Вы видите, таким образом, что пер- воначально в психологии проблема мышления возникла как проблема мышления внутреннего. Его можно также назвать «словесным». Или же «словесно-логическим»,
то есть формой «дискурсивного мышления», по-русски — рассуждающего мышле- ния, внутреннего логического процесса.
Естественно, уже в это время возникло известное противопоставление под- хода собственно психологического и подхода логического. Их различение представ- ляло большие трудности, и если вы возьмете старые учебники психологии или ста- рые курсы психологии, то вы найдете на страницах этих учебников или курсов психологии такие главы или параграфы, как, скажем, глава «о рассуждении», «о силлогизмах», то есть, в сущности, повторение тех глав, которые обычно адресова-
328
ЛЕКЦИЯ
35
МЫШЛЕНИЕ
И
РЕ
Ч
Ь
лись к формальной логике. Проблема логического и психологического, по существу,
не была решена. В учебники психологии перекочевывали страницы из учебников формальной логики.
Серьезный вклад в дальнейшее изучение психологии мышления был внесен экспериментальными работами, проведенными в рамках экспериментального само- наблюдения человека, которые тоже имели дело с таким словесно-логическим процессом (я имею в виду вклад, который внесла так называемая Вюрцбургская школа). Вюрцбургская школа представлена рядом очень знаменитых имен, знамени- тых в первой четверти нашего века. Это, например, такие имена, как О.Кюльпе,
Н.Ах, ряд других очень крупных психологов. Кстати, они очень хорошо представле- ны в нашей литературе, в одном из сборников, посвященных мышлению
1
. Есть еще очень хорошая характеристика этой школы, этого направления, давно опублико- ванная, я тоже на нее укажу, на эту маленькую-маленькую книжку, представляю- щую интерес. Это один из выпусков, которые издавались под общим названием «Но- вые идеи в философии». Там есть прекрасная статья об этой школе и, наконец, там очень важная статья Кюльпе
2
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 51
Что, собственно, дала эта школа и почему я выделил ее из ассоциативной пси- хологии и обозначил особенно?
Дело в том, что эта школа ввела капитальное положение. Она показала, что познавательный процесс, который мы описываем как процесс внутренний, процесс мышления, протекающий во внутреннем плане, не представляет собой эффект борь- бы, как когда-то говорили, между ассоциацией, то есть ассоциативным процессом,
и персеверативным процессом. Ассоциативный процесс где-то когда-то возникает и где-то в каких-то звеньях гаснет. Если не было бы активности, заметьте, было бы какое-то скопище идей, то есть этакое мышление, которое идет по каким-то прото- ренным ассоциациями путям. К этому было прибавлено очень важное положение,
которое известно в таких терминах — это положение о «детерминирующей тенден- ции», о роли задачи, иначе говоря, которая-то и есть организатор процесса и руко- водитель процесса. Значит, не внутренняя борьба двух тенденций является главным условием, порождающим этот процесс, а наличие перед субъектом некоторой зада- чи, которая создает эту основную тенденцию, направленность мыслительного про- цесса. Это было существенной исторической вехой в развитии психологических зна- ний о мышлении. Нужно сказать, что при этом началась разработка очень важной психологической проблемы — проблемы обобщения, понятия.
Экспериментальный характер этого исследования позволил проявить, пролить свет на ряд неясных вопросов, поставить новые вопросы, но ограниченность заклю- чалась здесь в том, что исследование мышления оставалось хотя и эксперименталь- ным, но интроспективным, то есть основанным на показаниях мыслящего, в данном случае — решающего какую-то задачу испытуемого.
Оставались известные трудности в различении логического и психологическо- го содержания, то есть логической и психологической сторон этого процесса.
Необходимо подчеркнуть сложность этого вопроса. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что если логические процессы происходят «в голове» человека, то,
конечно, они происходят не иначе, как на основании законов работы человеческо- го мозга. Трудность же вопроса заключается вот в чем: выводимы ли логические про- цессы, которые мы наблюдаем, из свойств этой головы? Существовали попытки по-
1
См.: Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина. М., 1965.
2
См.: Новыя идеи въ философiи. Сборникъ 16. Психологiя мышленiя. СПб., 1914.
329
ВИДЫ
МЫШЛЕНИЯ
МЫШЛЕНИЕ
И
Ч
УВСТВЕННОЕ
ПОЗНАНИЕ
строения такой психологической, из головы выводимой, логики. Но вы понимаете,
что логические отношения, которые мы находим в мыслительном процессе, явля- ются не продуктом порождения соответствующих процессов головы, а являются вы- ражением, точнее сказать отражением, некоторых связей, которые мы воспроизво- дим. Эти законы существуют как самостоятельно выделенные. Они и отражают эти объективные связи и способы оперирования ими. Если это так, то тогда не остается места, в сущности, для психологии мышления, за исключением особых вопросов.
Какие же это вопросы?
Прежде всего понятно, что с логическим мышлением человек не родится. Он усваивает логику. Не обязательно уроки логики, а обобщения в опыте познания, в опыте общения с другими людьми. Он усваивает человеческие нормы. Мышление —
это и есть логические нормы.
Значит, можно говорить о психологии мышления ребенка. Вот это уже не со- впадает с логикой фактически, правда? Мышление можно констатировать у детей,
скажем, дошкольного и раннего школьного возраста, но оно отличается от логичес- кого мышления взрослого человека. Второе. Патология мышления — значит постоян- ное нарушение логического мышления. В различных видах патологии разное. Патоло- гическое мышление тоже выпадает из предмета, которое называется логикой, как бы вы ни трактовали этот предмет.
И наконец, последнее: так называемое творческое мышление. Кстати, эта проблема тоже была отчетливо поставлена в Вюрцбургской школе. Это проблема так называемого продуктивного мышления. Смысл этой проблемы состоит в следующем.
Предположим, мы делаем анализ каких-нибудь логических операций, скажем, мы берем обычный, банальный силлогизм, рассуждение по классической схеме о смер- тности людей, о том, что Сократ есть человек, и вывод, то есть результат мышле- ния, состоящий в том, что Сократ необходимо смертен. Видите, даже в этом про- стом, самом элементарном по форме своей силлогизме обнаруживаются известные трудности, и они состоят в том, что вы должны иметь первую и вторую посылку для того, чтобы получить выводы. Как же вы выбираете первую и вторую посылку?
Вы анализируете посылки и таким способом получаете необходимый вывод, но не получаете необходимости посылок. Вам понятно? Надо найти положение, это све- дение двух посылок: «Все люди смертны», «Сократ человек». Дальше идет вывод,
правильно или неправильно сделанный. Но остается вот эта общая мысль — отыс- кивание этих посылок. «Все люди смертны», «слон не человек» — попробуйте сде- лать вывод. Вы мне скажете: «Ошибка! Нельзя так строить!» Да. Это ошибка, и гру- бая. Надо было написать: «Живые существа смертны. Слон — живое существо» — и так дальше, но это уже работа для логики. Все равно эта проблема остается, и это очень тонкая проблема.
Значит, я еще раз повторяю, мы имели такие вехи. Первая веха: это ассоци- ативная психология, которая изображала эти процессы в виде потока ассоциаций,
управляемого внутренними тенденциями. Второй момент: это момент выделения этих процессов как целенаправленных, подчиненных задачам. И, наконец, третий, кото- рый я специально хочу подчеркнуть. Опыт жизни, практические задачи, которые возникли перед психологом, расширение поля зрения психологии, расширение возможностей эмпирического, экспериментального в том числе, исследования не- избежно привели к тому, что я бы условно назвал отказом от изучения только дис- курсивного или преимущественно дискурсивного мышления, логического, рассуж- дающего мышления. И тогда мышление выступило в своем нелогизированном и поэтому в более ясном виде. Что я имею в виду?