Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 343
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
392
ЛЕКЦИЯ
41
МЫШЛЕНИЕ
И
РЕ
Ч
Ь
своих воспоминаниях: «Я начал вприпрыжку взбираться по горам острова Вознесе- ния, и вулканические скалы громко зазвучали под ударами моего геологического молотка. Все это показывает, до чего я был честолюбив»
1
. Надо сказать, что слово
«честолюбие» здесь не очень подходит — это была реакция на что? На то, что этот выход в сферу науки, некоторые признания вклада в науку отвечали действитель- ному, а не выдуманному мотиву. Именно похвала и известный успех в этом направ- лении немедленно дали эмоциональный сигнал — «здесь». Я прочитал вам эту ци- тату насчет честолюбия: «Все это показывает, до чего я был честолюбив». Дарвин прибавляет, что и в позднейшие годы «одобрение со стороны таких людей, как
Лайелл и Гукер, которые были моими друзьями, было для меня в наивысшей сте- пени существенным, мнение широкой публики не очень-то заботило меня. Не хочу этим сказать, что благоприятная рецензия или успешная продажа моих книг не до- ставляли мне большого удовольствия, но удовольствие это было мимолетным, и я уверен, что ради славы я никогда ни на дюйм не отступил бы от принятого мною пути»
2
. Понятно! Вот почему я позволил себе прокомментировать термин «честолю- бие» как термин, условно употребленный Дарвином.
Да, в сущности вся дальнейшая биография, а главное, неторопливость Дарви- на в подготовке своих работ, показывает, что здесь мы имеем дело с человеком от- нюдь не честолюбивым в обычном представлении, правда?
Я должен немножко сокращать изложение, потому что все дело долгое время ограничивалось геологией, прежде всего, зоологией, во-вторых, — вот чем зани- мался Дарвин на «Бигле». Дарвин даже замечает: «Мне на редкость повезло в том отношении, что среди многочисленных лиц, путешествовавших на кораблях, вовсе не было геологов»
3
. Это письмо от 5 сентября 1836 года, то есть уже в конце путе- шествия, обратите внимание на эту дату.
Надо сказать, что решение заняться проблемой «эволюции» созрело. Самым ранним свидетельством этого намерения является письмо, написанное им к одному из своих друзей только в июле 1838 года. Есть свидетельство и более неопределен- ное, но тоже относительно позднее, оно датировано 1836 годом, — это письмо к сестре. Его, конечно, можно истолковать как известное формирование этой цели,
этой задачи (что эквивалентно цели). Вы знаете соотношение этих двух терминов —
«цели» и «задачи» (цель, данная в условиях, — так мы называем задачу; все-таки цель — прежде всего, конечно, результат, к достижению которого надо стремить- ся). И вот, наконец, найдена цель. Давайте возьмем среднюю дату, наиболее ве- роятную, — 1837 год, а путешествие на «Бигле» начинается в 1831 году. Значит,
самый конец путешествия, после пятилетки, на шестом году после получения выс- шего образования и степени бакалавра искусств. Бакалавр — это самая низшая сте- пень в Англии, это соответствует просто получившему диплом.
Посмотрите, как медленно происходит, мучительно, я бы сказал, драматич- но даже с лично биографической точки зрения, этот процесс целеобразования. Да- лее эта сформулированная, найденная цель — теория эволюции, происхождение видов — и составила цель, ставшую мотивом (переход мотива на цель, опять изве- стный нам механизм), составила жизненную цель, можно сказать, всех последую-
1
Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография). М., 1957. С.97.
2
Там же. С.97.
3
Дарвин Ч. Путешествие на корабле «Бигль». Письма и записные книжки. М., 1949. С.130.
393
ПРОБЛЕМА
ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ
щих лет Дарвина. А ведь, как известно, Дарвин умер в глубокой старости, написав,
как выразилась одна наивная десятиклассница, «собрание сочинений».
А вот рядом — я хочу попросить вас сравнить — процесс «целеобразования» у другого естествоиспытателя, Луи Пастера.
Вы, конечно, знаете, кто был Луи Пастер, но едва ли знаете, как сложилась его научная биография; тем меньше вероятность, что вы обратили внимание на ход процесса целеобразования в его научной, научно-исследовательской творческой дея- тельности. Он закончил знаменитую Эколь Нормаль в Париже.… Эта школа является од- ним из самых знаменитых высших учебных заведений Франции. Это педагогический институт, он мало похож на наши педагогические институты, во Франции, как и в других западных странах, которые хранят исторические традиции, очень часто проис- ходит такое смещение названий, вы буквально переводите название и ничего не полу- чается: Эколь Нормаль — это «обычная школа» в переводе. На самом деле это высшее педагогическое учебное заведение, это одно из крупнейших учебно-научных учрежде- ний Франции, дипломы которого ценятся очень высоко. Это учебное заведение при- надлежит к тому классу высших учебных заведений Франции, которые называются
«Большими школами». К ним принадлежат знаменитый Сен-Сир, Коллеж де Франс и ряд других учебно-научных учреждений этого ранга. Они стоят в каком-то смысле выше, чем университеты.
Итак, Луи Пастер кончает Эколь Нормаль. Перед ним одна идея, если это можно назвать идеей, одно желание, говоря обычным языком, одно стремление,
один мотив. Он так выражает этот мотив: доказать свою способность к науке, он хочет остаться в Эколь Нормаль. А кем? Это не просто. Позиция Луи Пастера — кем угодно. Была только одна штатная единица, как мы с вами сейчас сказали бы на нашем языке, вакантной и подходящей для него. Как вы думаете, какая? По крис- таллографии. Кажется, для будущего биолога проблема не слишком интересная, а в
XIX веке кристаллография — это наука описательная, это больше всего стереомет- рия с классификацией стереометрических фигур; о структуре, о физике кристаллов почти ничего не было известно в то время. Это бесконечное описание.
Итак, он приступает к занятиям по кристаллографии в соответствии с долж- ностью, со своей служебной обязанностью, а в эту эпоху, во второй половине XIX
века, возникает некая загадочная проблема, задача, она ставится очень известным в свое время химиком (химиком, заметьте) — Чарльзом. Проблема это такая: существу- ют соединения, которые включают в себя одни и те же элементы, а проявляют со- вершенно различные свойства. Таковы, например, винная кислота и виноградная кислота. Для современной химии проблемы нет. А в те годы классик химии Балар
(весьма громкое имя) объявляет эту проблему неразрешимой. Действительно, сред- ствами количественного и качественного анализа вы получаете и у винной, и у ви- ноградной кислоты одни и те же результаты. Вы не можете обнаружить этими мето- дами никакого отличия. Вместе с тем, своеобразие винной и виноградной кислот совершенно очевидно.
Вот — поле возможного действия, вот то, что входит в зону, образованную этим мотивом, вот повод доказать свое право, место, возможности в науке, способ- ность к науке.
Пастер располагает кристаллографической лабораторией и выписывает крис- таллы той и другой кислоты. Он рассматривает их в микроскоп. Обнаруживает их асимметрию, зеркальную структуру разных кристалликов, заказывает столяру копии этих кристалликов из дерева и, по легенде, берет извозчика и везет эти деревянные
394
ЛЕКЦИЯ
41
МЫШЛЕНИЕ
И
РЕ
Ч
Ь
модели кристаллов в Академию медицинских наук, где он их и демонстрирует к все- общему удивлению. Надо разобрать кристаллы, чтобы показать, что все кристаллы винной кислоты — такие, но одни — dextri, другие — sinistri (как их называли в то время), то есть одни — правые, другие — левые.
Но вот в чем дело: на виноградной кислоте (в отличие от винной) развивается плесень, знаменитый пенициллиум. И тогда Пастер проделывает следующее: он эту самую плесень разводит, дает смешанной кислоте плесневеть и таким образом доби- вается разделения этих самых кристаллов. А дальше идет поток событий. Итак, три- умф — значит, кристаллография превратилась в химию. Нет, простите, ведь здесь же
«пенициллиум», живые организмы вызывают изменения в химическом составе веще- ства. Есть активность живых существ, и тогда возникает удивительная вещь: вино у французских фермеров киснет. И Пастер устремляется к решению этой проблемы:
почему же оно киснет? Как возникает эта самая кислота вместо вина (по-нашему —
уксус)? Он блистательно решает эту проблему. Виноградное вино спасено!
Тут снова происходит внешнее событие. Заметьте, что цели все время нахо- дятся вовне, здесь все очень отчетливо. Дело все в том, что начинается длинная ка- нитель, наверное, вы о ней знаете, по поводу решения проблемы самозарождения низших существ, бактерий. Проблема Коха и многих других исследователей. Пастер вмешивается и в это дело, ездит куда-то в Альпы и там доказывает, что при со- блюдении известных условий ничего не происходит, никто не зарождается у него в растворах. В это время происходит еще одно внешнее событие, внутрисемейное: уми- рает дочка, и теперь гений Пастера (а я могу смело сказать «гений Пастера») обра- щается к роли бактерий в процессах человеческого тела. Разражается война, масса раненых гибнет от гангрены, теперь возникает проблема не брожения, а гниения.
Пастер допускает ошибку, он думает, что действуют сами микроорганизмы, а не ферменты, но это детали. В сущности происходит другое: он подсказывает метод ан- тисептики. Листер — английский врач — распространяет этот метод, в военные гос- питали поступают соответствующие препараты и указания. С гангреной начинается активная борьба, и это первое завоевание в области медицины.
Вот с этого-то момента объектом становится гангрена, антисептика, пропа- ганда антисептики Листером, дальше инфекционные бактериальные заболевания —
язва сибирская — и, наконец, то, о чем знают все, — бешенство. Вакцинирование как прием, профилактика, развития заболевания, а иногда и как терапевтический метод, после того как симптомы болезни уже начинают развиваться.
Он устраивает бесконечные эксперименты. Увы, он не имеет диплома врача.
Он же воспитанник Эколь Нормаль. И однажды происходит трагическая ситуация: в его маленькой клинике на дому умирает женщина, которую он принял на слишком позднем этапе развития бешенства. Возникает уголовный процесс. Вам понятно ос- нование уголовного процесса? Врач, не имеющий диплома, взялся за лечение че- ловека, и человек умер. Псевдоврач должен быть осужден. Сбрасывается со счета,
что он уже спас к тому времени тысячи и тысячи людей путем вакцинации, после укуса бешеного животного, и даже некоторых при симптомах бешенства. Словом,
так или иначе эта ситуация разрешается, Пастеровский институт воздвигнут. Его окружают блистательные исследователи, его ученики. Начинается дальнейшая борь- ба. И в частности, возникают две большие фигуры: И.И.Мечников приезжает от нас,
из России и Э.Ру, который делает еще один прорыв, освобождающий человечество от смертей, — это антидифтерийная вакцина. И по ее аналогии создается много дру-
395
ПРОБЛЕМА
ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ
гих вакцин, благодаря которым детская смертность резко снижается, и вы знаете,
как она теперь мала, относительно мала. Всюду в странах, где происходит вакцина- ция, она падает в несколько раз.
Посмотрите, с точки зрения целеобразования, на сходство исходной мотива- ции, — так сказать, исходного мотива. Правда, желание «занять место в науке» Дар- вин выражает одним языком, Пастер — другим, — но, в общем, это обнаружение широчайшего поля, то, что я назвал «зоной». А теперь что? В одном случае му- чительный поиск, трата десятков, двух десятков лет, чтобы, наконец, позвучал сиг- нал — вот оно, то самое, важное, главное, что должно быть достигнуто целе- образованием. В другом случае любое появляющееся в обществе, в реальности окружающего мира событие немедленно фиксируется, оно как бы немедленно вхо- дит в зону действия мотива, трансформируется в цель, цель достигается. Триумф за триумфом, успех за успехом, и, как только одно дело заканчивается, начинается новое дело. Это не значит, что это происходит хаотически, здесь есть логика. Смот- рите: винная и виноградная кислота, брожение, гниение под влиянием воздействия живых организмов, патология под влиянием воздействия живых организмов.… Кста- ти, Луи Пастер так и не был признан медицинской академией. Он никогда не был врачом и членом этой академии. Другой вопрос, что во всех странах мира открыты
«пастеровские институты» и «пастеровские станции», что все человечество знает это имя, что при жизни ему воздвигали памятники, и правительства различных стран
(и это тоже необычно в истории науки) награждали его орденами. Кто-то из био- графов Пастера с удивлением замечает: «Странно, но Пастер всегда радовался этим орденам, даже когда он получал какой-то орден невысокого разряда, невысокого значения, допустим, от турецкого правительства». Он любил их показывать, эту коллекцию орденов различных стран мира.
Итак, я хотел только продемонстрировать вам «живьем», так сказать, что все это не есть теоретическая конструкция, а нечто извлеченное из эмпирического ма- териала, в данном случае материала об ученом. Значит, есть какой-то очень важный процесс целеобразования. Я думаю, что перспективное исследование творческого мышления не может пройти мимо проблемы целеобразования. Нельзя исходить из готовых целей. Потому что цель — это лишь звено единой творческой деятельности целеобразования. Разве целеобразование происходит только в познавательной, толь- ко в мыслительной деятельности? Думаю, что нет. Во всякой творческой деятельно- сти! А ведь если вдуматься, по существу всякая деятельность может быть творчес- кой, в идеале, в идеализированной форме всегда является творческой. Я бы ввел здесь еще одно промежуточное понятие. Нужно проделать еще одну работу.
Нужно конкретизировать цель, превратить ее в задачу. То, что вы назвали целью, которую хотите достичь, — этого мало, нужно, чтобы она выступила как задача; от этого я отвлекался в своем изложении до сих пор, до этой вот минуты.
Нужно увидеть за целью или через цель задачу, то есть увидеть цель, как бы просвечивающую сквозь условия. Это значит, что нужно увидеть цель в действии, с каким-то способом ее решения. Цель возникает как процесс целеобразования, це- леобразование не есть нахождение цели, а есть процесс. Я здесь неясно выражаюсь,
увы, не могу сказать яснее; нахождение цели — это не нахождение вещи, а на- хождение процесса, вот что я, собственно, хотел сказать. Мы с вещами-то никогда не встречаемся, мы всегда встречаемся, так сказать, с каким-то осуществленным процессом, как-то выраженным, но в действительности этот процесс всегда оста-
396
ЛЕКЦИЯ
41
МЫШЛЕНИЕ
И
РЕ
Ч
Ь
ется процессом, ведь в этом потоке жизни, в целеобразовании, нахождение цели —
это нахождение процесса цели, если можно так выразиться. И вот здесь возникает новая проблема.
Я бы ввел промежуточный термин: нужно же иметь цель и идею достижения цели. Заметьте, я сказал «идею», «замысел», иначе говоря. Цель и замысел, без этого ничего не произойдет. А вот тут есть трудности: мы всегда определяем задачу как цель, данную в конкретных условиях. Значит, нужно найти условия достижения цели.
Но условия не даны в самой цели, значит, нужно опять создать какую-то зону поис- ка условия, вот эта зона поиска условия и есть замысел, который и наполняет, если так можно выразиться, движет целью, обеспечивает ее развитие, наполнение. Я ввел промежуточный термин — замысел. И, наконец, последнее — нужно же найти усло- вия. Не класс условий, не зону условий, а выявить сами условия. Условия не даны с самого начала. Их надо выявить. Это и значит перейти от общего замысла к задаче.
Поставить ее. Обыкновенно постановка задачи, то есть нахождение необходимых ус- ловий (хотя бы без полного их уточнения и, следовательно, без вытекающих из этих условий способов осуществления действия — действия в широком смысле слова, це- почки действий, последовательности действий), — собственно, это и есть то, на чем завершается творческий мыслительный процесс. А остальное — это реализация. Иног- да я говорю шутя, что интеллектуальная, творческая задача решается дважды: снача- ла рыбу ловят, потом вытаскивают ее на берег, иногда вытаскивание ее на берег —
канитель невыносимая. Но, собственно, рыба-то уже поймана!
Вот когда задача правильно поставлена (заметьте слово «правильно»), опре- деленно поставлена, то, собственно, главное сделано, мы можем начинать ее тех- ническое выполнение. Желательно такое, при котором леска не лопнет, крючок не разогнется, а рыба не уйдет. Но если тот, кому мы передали, очень глупый, или мы неправильно его проинструктировали, тогда еще раз придется повторять эти попыт- ки и иногда даже много раз. В мышлении (а мы об этом говорим сейчас), в мысли- тельной творческой деятельности — это работа логики. Вот здесь ошибки нельзя до- пускать. Замысел должен быть реализован в верной постановке проблемы, в верной постановке задачи, то есть в выявлении важнейших условий ее достижения. Вы ос- тавили программу решения и поручили кому-то эту программу выполнять. В наше время программа обыкновенно выполняется большим коллективом, к тому же мы еще роботов используем, мы составляем программу для программиста, программист составляет программу для машины, и нам выдают в наилучшем виде решения. Про- делает это машина или группа людей — неважно. Иногда машина выполняет колос- сальную работу, по глупым путям, длинным-предлинным, пользуясь тем преиму- ществом, которое электронные машины имеют, и со страшным быстродействием,
сумасшедшим быстродействием они сводят все к арифметике и арифметикой реша- ют короткую алгебру, так сказать. Но вы знаете, как работает ЭВМ, каков основ- ной принцип их работы: это операции, способы решения по определенным прави- лам, программам, хотя бы и эвристическим.
Значит, мы стоим перед этим замыслом, и очень интересно посмотреть, как замысел реально формируется. А вот замысел у Дарвина — я опять возвращаюсь к этому замечательному исследователю, создателю целого мировоззрения — идея-то была прежде сформулирована им, а замысел появился на «Бигле» уже в конце пу- тешествия. Я сейчас прочитаю страничку, то есть приведу цитату, и на этом кончу.
«Меня крайне поражали, — я цитирую воспоминания Дарвина, — такого рода приспособления, такая адаптируемость организма к среде, и мне казалось, что до