Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 341
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
397
ПРОБЛЕМА
ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ
тех пор, пока они не получат объяснения, почти бесполезно делать попытки обо- сновать при помощи косвенных доказательств тот факт, что виды действительно из- менились. После того, как я вернулся в Англию (имеется в виду после путешествия на «Бигле»), у меня явилась мысль, что, следуя примеру Лайелля в геологии и со- бирая все факты, которые имеют хотя бы малейшее отношение к изменению жи- вотных и растений в культурных условиях и в природе, удастся, быть может, про- лить некоторый свет на всю проблему в целом»
1
. (Вам понятно, что такое замысел?)
Он дальше, в 1838 году, пишет следующее: «Случайно, ради развлечения, прочи- тал книгу Мальтуса “О народонаселении”, и, так как благодаря продолжительным наблюдениям над образом жизни животных и растений я был хорошо подготовлен к тому, чтобы оценить значение повсеместно происходящей борьбы за существова- ние, меня сразу поразила мысль, что при таких условиях благоприятные изменения должны иметь тенденцию сохраняться, а неблагоприятные — повсеместно уничто- жаться. В июне 1842 года (заметьте, какой медленный процесс) я впервые решил доставить себе удовлетворение и набросал карандашом на 35-ти страницах краткое резюме моей теории»
2
Хотя Дарвин воспринимал процесс формирования в своем сознании тео- рии естественного отбора именно таким образом, как я только что процитировал,
мы читаем у Фрэнсиса Дарвина — его сына: удивительно, что для того, чтобы дать ему — Чарльзу Дарвину — ключ к решению задачи, понадобился Мальтус, между тем как в записной книжке 1837 года имеется, хотя и неясно выраженное, следую- щее предвидение: «Что касается вымирания, то мы легко можем видеть, что раз- новидность страуса (я здесь опускаю латинское название) может оказаться полу- приспособленной, а потому погибнет. Или, с другой стороны, подобно другому животному, при благоприятных обстоятельствах может значительно размножиться. В
основе этого лежит принцип, согласно которому непрерывно возникающие изме- нения, порожденные размножением на ограниченной территории изменяющимися обстоятельствами, продолжают существовать и развиваться в соответствии с при- способленностью к этим обстоятельствам. И, таким образом, гибель видов является следствием неприспособленности к существованию».
Что же получается? Получается своеобразная катализация. А ведь мы с вами видели, если, после того как возникла задача, сделаны попытки сформулировать решение, дать подсказку, то что будет? После того, как все подготовлено к реше- нию, после того, как мысль овладела, замысел владеет, эта подсказка индуцирует решение. Вот он, тяжелый процесс. Потребовался Мальтус. Кстати, неаккуратные комментаторы-популяризаторы до сих пор распространяют этот предрассудок: тео- рию Дарвина подсказал Мальтус. Ничего он не подсказывал, это обыкновенная ин- дукция, и приписывать авторство Мальтусу никаким способом не возможно, что также хронологически следует из документации.
Товарищи! В прошлый раз я получил записку, на которую отвечу одним сло- вом: «Можно ли представить себе изложенное мною о влияниях эмоциональных мо- ментов в творчестве таким образом, что имеется мышление и эмоциональный про- цесс, они взаимосвязаны, стоят две стрелки одна напротив другой, и результатом является творческое мышление». Можно. Но это будет грубое упрощение. То, что я
1
Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. М., 1957. С.128.
2
Там же. С.128—129.
398
ЛЕКЦИЯ
41
МЫШЛЕНИЕ
И
РЕ
Ч
Ь
говорил сегодня, показывает, до какой степени сложен этот процесс. К эмоцио- нальным вопросам мы вернемся в самом конце.
«Может ли одна мотивация определить цель? Ведь может случиться так, что то, на что направлена деятельность, отрицательно эмоционально окрашено для субъекта; не сможет ли эмоция превозмочь мотив и повернуть деятельность субъек- та в другое русло?… Какую роль в целеобразовании вы оставляете эмоции или она вообще не имеет никакого значения?» Это тот же вопрос, почему я и прочел эту записку, только повернутый иначе.
Товарищи! Мотив не может вступать в конкурентные отношения с эмоцией по той простой причине, что само возникновение положительно или отрицательно окрашенных переживаний, как вы понимаете, выражает, я бы охотнее сказал: сиг- нализирует о степени адекватности развертывающейся деятельности, происходящих событий, о главном побуждении или каком-либо побуждении. Это регулятор дина- мики, движения самого процесса. Что-то отрицательное, что-то неприятное, что-то заставляет взбегать радостно на скалистую гору и прыгать на одной ножке! Это от мотива. Войти в науку — вот он и вошел! Первая печатная работа! Вот и надо пры- гать, скакать на одной ножке почтенному Чарльзу Дарвину. Правда, в то время он был еще сравнительно молодым.
лекция 42
творческое мышление
Я
хочу начать сегодня, товарищи, с приятного для вас известия. Оно зак- лючается в том, что сегодня я должен непременно закончить тему и вместе с темой курс, читавшийся на протяжении этого учебного года.
Я остановился на том положении, что научное творческое мышление (то, что я вообще говорю о творческом мышлении на этом примере, не значит, что только научное мышление является творческим, просто это классический материал для ис- следования творческого мышления) представляет собою очень развернутый во вре- мени процесс, включающий в себя ряд взаимозависимых и взаимосвязанных этапов,
или, лучше сказать, моментов, причем одним из таких существенных моментов яв- ляется, во-первых, необходимое наличие мотивации этой творческой деятельности,
как, впрочем, и всякой деятельности вообще. Второй момент, специфический для творческих процессов и творческого мышления, — это момент целеобразования. Про- цесс этот может идти медленно, с большими психологическими трудностями, или очень быстро, без столкновений, конфликтов, без медленного поиска, — так или иначе, процесс целеобразования входит в качестве существеннейшего момента в творческую деятельность.
Я говорил о том, что процесс целеобразования при ближайшем рассмотрении необходимо включает в себя то, что можно описать термином «замысел»: выделение подцелей, то есть промежуточных целей. Наконец, он включает в себя очень слож- ный процесс преобразования цели в задачу, то, что я описал термином «постановка проблемы» или «постановка задачи».
Это и есть конкретизация цели, но не только конкретизация цели, это есть вместе с тем открытие условий, в которых дана эта цель, а следовательно, первое,
основное положение, которое я сегодня выдвигаю, — творческое мышление есть нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение спосо- бов решения. Средств, с помощью которых цель достигается в заданных условиях,
вернее в заданных условиях, которые должны быть найдены. Они иногда выступают как данные условия, а не заданные, и цель преобразуется в задачу, если хотите, в проблему, уже поставленную, определившуюся проблему.
Собственно поиск и нахождение адекватных условий, а следовательно, по- иск и открытие необходимых способов решения и составляет процесс образования,
формирования, порождения, можно сказать, общих или частных гипотез-предпо- ложений.
Итак: мотив — выделение цели — замысел — гипотеза, выражающая себя в способах решения задачи. Вам может показаться, что я ужасно занизил функцию ги- потезы в исследовании, потому что привычным стало считать, что всякое исследо-
творческое мышление
Я
хочу начать сегодня, товарищи, с приятного для вас известия. Оно зак- лючается в том, что сегодня я должен непременно закончить тему и вместе с темой курс, читавшийся на протяжении этого учебного года.
Я остановился на том положении, что научное творческое мышление (то, что я вообще говорю о творческом мышлении на этом примере, не значит, что только научное мышление является творческим, просто это классический материал для ис- следования творческого мышления) представляет собою очень развернутый во вре- мени процесс, включающий в себя ряд взаимозависимых и взаимосвязанных этапов,
или, лучше сказать, моментов, причем одним из таких существенных моментов яв- ляется, во-первых, необходимое наличие мотивации этой творческой деятельности,
как, впрочем, и всякой деятельности вообще. Второй момент, специфический для творческих процессов и творческого мышления, — это момент целеобразования. Про- цесс этот может идти медленно, с большими психологическими трудностями, или очень быстро, без столкновений, конфликтов, без медленного поиска, — так или иначе, процесс целеобразования входит в качестве существеннейшего момента в творческую деятельность.
Я говорил о том, что процесс целеобразования при ближайшем рассмотрении необходимо включает в себя то, что можно описать термином «замысел»: выделение подцелей, то есть промежуточных целей. Наконец, он включает в себя очень слож- ный процесс преобразования цели в задачу, то, что я описал термином «постановка проблемы» или «постановка задачи».
Это и есть конкретизация цели, но не только конкретизация цели, это есть вместе с тем открытие условий, в которых дана эта цель, а следовательно, первое,
основное положение, которое я сегодня выдвигаю, — творческое мышление есть нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение спосо- бов решения. Средств, с помощью которых цель достигается в заданных условиях,
вернее в заданных условиях, которые должны быть найдены. Они иногда выступают как данные условия, а не заданные, и цель преобразуется в задачу, если хотите, в проблему, уже поставленную, определившуюся проблему.
Собственно поиск и нахождение адекватных условий, а следовательно, по- иск и открытие необходимых способов решения и составляет процесс образования,
формирования, порождения, можно сказать, общих или частных гипотез-предпо- ложений.
Итак: мотив — выделение цели — замысел — гипотеза, выражающая себя в способах решения задачи. Вам может показаться, что я ужасно занизил функцию ги- потезы в исследовании, потому что привычным стало считать, что всякое исследо-
400
ЛЕКЦИЯ
42
МЫШЛЕНИЕ
И
РЕ
Ч
Ь
вание как бы начинается с гипотезы, но я не занижаю значение гипотез, я просто хочу найти способ их возникновения. Но прежде об условиях!
Я сказал, что условия должны быть обнаружены. Действительно, цель высту- пает прежде всего в некоторых обстоятельствах, из которых только часть является объективно условиями, то есть тем, что превращает цель в задачу. Здесь два случая.
Первый — это борьба с избыточностью, то есть отсекание таких обстоя- тельств, которые не следует вводить в условия, они не входят в проблему, они не составляют реальных условий достижения цели, то есть решения задач.
Вторая сторона заключается в том, что вы можете не увидеть в этом множе- стве, в этой неопределенности обстоятельств именно те, которые входят в состав необходимых условий. Конечно, я сейчас, говоря об условиях, имею в виду необхо- димые и достаточные условия. Все экспериментальные образцы, то есть образцы,
полученные в экспериментальных исследованиях мышления, в экспериментальных условиях появления так называемых догадок, решений, очень ясно показывают и первое и второе. То есть и тот случай, когда имеются, учитываются условия, кото- рые реально, объективно необходимыми и достаточными условиями для решения задачи не являются. Они как бы накладываются самим исследователем. Пример (что- бы вам было понятнее). Объективно при построении тетраэдра, при построении че- тырех треугольников из определенного числа линий, жестких объектов (скажем, па- лочек) не наложено ограничение, что это должно быть построено в двухмерном пространстве. А мы его накладываем. В задаче о четырех точках нигде не говорится,
что нельзя выйти за пределы той фигуры, которая образует четыре точки, а мы себя ограничиваем. Подобным же образом обстоит дело с обратным случаем. Здесь мы не вводим новые условия, в некоторых случаях мы не видим этих условий. Тогда воз- никает дефицит условий, то есть нужно их отыскивать среди наличествующих. Если вы нашли все необходимые и достаточные условия, я подчеркиваю, то в сущности это и значит, как я говорил в прошлый раз, что проблема решена.
Как происходит поиск для раскрытия условий? Удивительно странное поло- жение, дело все в том, что сплошь и рядом мы (решающие новую задачу, так на- зываемую нетиповую, то есть ход решения которой неизвестен), решаем что-то субъективно новое для нас, хотя объективно оно может быть решено, правда? Я
имею в виду по отношению к индивидууму, к личности, к субъекту. Мы действуем не перебором условий, не всматриванием в условия, а перебором адекватных спо- собов, операций, находящихся в соответствии с условиями, в которых дана цель.
Перебор условий может быть показан с другой стороны, как перебор операций, а перебор операций выступает как перебор условий.
Надо сказать вам, что операции, способы действия, вообще есть нечто лишен- ное элементов творчества. Это когда-то были творческие, вероятно, акты, живые действия, но они умерли, они технизировались, иногда даже автоматизировались. И
вот представьте себе, что это не творческое, не продуктивное, а репродуктивное содержание творческого мышления и содержит в себе, я бы сказал, главное ядро творчества. Я сознаю парадоксальность этого положения, тем не менее это так. Не творческие элементы, а операции, их обнаружение или их применение и тем самым раскрытие действительных условий достижения той или иной познавательной цели —
есть самый главный творческий акт. Давайте проследим на том, о чем я уже расска- зывал, так ли это и почему я так настаиваю на том, что этот нетворческий акт вхо- дит в ядро, в душу творчества.
Я буду сейчас говорить о том, о чем уже говорил, давайте опять начнем с ги- гантской фигуры Дарвина.
401
ТВОР
Ч
ЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Мы можем вспомнить открытие Дарвина, то есть найденные им решения. Вы помните, я цитировал это неопределенное представление о том, как же все-таки возникают виды? Это была пока еще неясная идея, замысел, основная гипотеза,
вслед за которой прошло развитие, был «наведен» основной замысел (я употреб- ляю здесь термин наведения в том значении, в котором я применял его к анализу простеньких задач на догадки). Что навело? А мы имеем прямое свидетельство об этом. Что такое школа Лайелля? И чем прославился Лайелль? Это геология, поня- тая как продукт развития коры, то есть применен какой-то основной исторический метод, правда? Геология как история происхождения. Вот где был ключ. Историчес- кая геология породила у Дарвина идею исторической биологии. Надо было только сделать один перекрест, и в нем все дело. Это перекрест с многообразием, сход- ством и различием видов, то есть с чем? С зоологией или с ботаникой, потому что
Дарвин обращал внимание и на царство животных и на царство растений, мир жи- вотных и мир растений.
Еще прозрачнее этот перекрест выступает у цитированного мною другого ис- следователя, Пастера. В чем заключается решение проблемы Митчерлиха с винной и уксусной, виноградной, кислотой? А ведь дело-то очень простое. Какой был приме- нен метод? Химический или кристаллографический? Пытались решить эту проблему химическими методами, а нашли решение где? В геометрии, в стереометрии, в кри- сталлографии. Посмотрите, что происходило дальше с последующими открытиями —
все время шли переносы метода, то есть способов решения задач: от «пенициллиума»
до проблем брожения, потом гниения, потом распада и защиты тканей организма от бактериального патологического действия. Это прозрачный процесс.
Скажите мне, пожалуйста, был ли знаменитый «менделеевский пасьянс» при- менением химических способов мышления? Химических способов исследования?
1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 ... 51
Нет. Что было положено в принцип? В основу периодизации? Химические свойства?
Таких классификаций существовало до Менделеева сколько угодно. Нет. Признак веса, атомных весов. То есть какой метод был применен? Скорей физики, чем хи- мии. Это хорошо известно.
В чем было гениальное открытие Маркса? Вы видите, я не боюсь брать самые крупные открытия. А в том, что искали решение проблемы стоимости в свойствах объектов или в затратах труда (высшее достижение «домарксовой» политической экономии), конкретного труда, а нашли в общественном процессе обмена. То есть были ли применены здесь идеи традиционные или ключ был найден в движении общества? В движении общества. Капитал был определен, как вы знаете, Марксом
(он дал массу определений, определений всегда бывает очень много) как самовоз- растающая стоимость, но какое самое главное определение? Общественное отно- шение. Понятно! Нашли цену предмета вне предмета. В анализе не вещи, а в анализе общественных отношений, движения, в которое этот объект вовлечен, и в этом движении Маркс, в поздних экономических рукописях (я имею в виду те, кото- рые опубликованы в 46—47 томах сочинений) великолепным образом выразил эту мысль. Экономические эти категории существуют лишь в особом «эфире» (во вре- мена Маркса существование эфира признавалось аксиоматически). Что же представ- ляет собой этот эфир? Этот эфир есть система общественных отношений. Только в этом эфире и лежит тайна экономических категорий.
Но надо вам сказать, что такого рода представления не составляют никакой исключительности. Есть замечательное прямое высказывание И.П.Павлова. Занимал- ся Павлов, как известно, процессами пищеварения, пищеварительными соками.
402
ЛЕКЦИЯ
42
МЫШЛЕНИЕ
И
РЕ
Ч
Ь
Изолировал желудочек для изучения отделения желудочного сока и получил Но- белевскую премию. А что произошло дальше?
А дальше произошло нижеследующее. Методика, метод, конкретный, я имею в виду, метод, который был выработан на изучении секреторных пищеварительных процессов, был применен к изучению нервных процессов, и Павлов привел это об- стоятельство в одном из своих докладов. Это доклад, вошедший в «Двадцатилетний опыт», стало быть, это хорошо отточенная, продуманная мысль. «К удивлению на- шему, — писал он, — тогда (то есть когда мы применили этот метод) на физиологи- ческой методике оказались решения вопросов психологии».
Вам понятно? Старые идеи, идеи переноса. Надо вам сказать, что это особен- но бросается в глаза, когда анализируется психология изобретателя, то есть не тео- ретического творческого мышления, а «технического интеллекта», как его называют.
Какие-то технические, технологические решения применяются вдруг в неожиданной области. Надо из одной области перенести метод решения в другую. Вот здесь-то и совершается удивительная трансформация.
Но я должен оговориться, не всегда, не постоянно это обнаружение усло- вий, то есть трансформация цели, нахождение необходимых и достаточных условий для достижения цели совершается путем пробования операций. Под операцией здесь я понимаю целое семейство операций, систему операций, то есть то, что мы назы- ваем методом, «конкретно-научным методом» в расширительном несколько смыс- ле, но это зависит от масштаба задач, которые вами решаются. Если масштаб ма- ленький — это операция.
Я помню, как несколько лет тому назад при приеме студентов на психологи- ческий факультет меня беспокоил очень большой отсев по математике на вступи- тельных экзаменах, и я попросил экзаменатора показать мне все варианты задач,
которые давались, и спросил: «Какая дала минимум решений?» Вот эта — четвер- тая, допустим. Я посмотрел: что-то такое, действительно, во что я сразу не могу вникнуть. Как ее решать? А задача была построена по очень простому принципу.
Дана площадь бассейна, дана высота обортовки, требуется узнать: хватит ли энного количества материала в единицах площади для того, чтобы выложить плиткой, об- лицевать эти борта, скажем, высотой в 1 метр (я беру эту цифру для того, чтобы освободиться от арифметики).
Основание является четырехугольным, я задумался: позвольте, — вот так и площадь уменьшается. Экзаменатор не стал даже смотреть, и говорит: «Ну да! Вы- то решили сразу задачу». Вам понятно? Для экзаменатора-математика было доста- точно одного моего жеста, я даже не успел сказать, то есть он увидел, что приме- нен определенный прием решения.
Что делали неудачники на экзаменах? Они начинали вычислять. Как вы пони- маете, вычислить здесь ничего нельзя, потому что нет связи между площадью и пе- риметром. Они забыли про возможность ввести представление предельной величины.
Вот и все. Я давно математику на этом уровне забыл, понимаете, но у меня возник- ло, естественно, в силу общей подготовки, вот это самое простое решение.
Словом, мы пришли к самому творческому моменту на самых нетворческих процедурах. На применении уже готового метода, то есть системы отработанных операций. Осталось то, как мы приходим к окончательному результату. Я опять по- вторяю образное выражение: «рыба у нас теперь на крючке». Правда? Как ее теперь вынимать? С помощью операций, которые теперь упали в ранге, собственно опера- циями стали, то есть хорошо отработанными специальными приемами. Это уже не конкретный метод. Это реальные операции, которые я должен теперь делать; их круг