Файл: 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Организация местного управления на территории Беларуси
2. Экономическая, политическая и конфесийная политика на тр. Беларуси
Экономика белорусских земель. Реформы 1830-1840-х гг.
Шляхетское восстание 1830 – 1831 гг. И его итоги.
Кризис крепостного строя. Экономические реформы 1830– 1850-х гг
11.Реформа Киселева для государственных крестьян
Итоги реформы Киселева и ее последствия
Промышленность: структура и формы организации
Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Подготовка отмены крепостного права
Реализация крестьянской реформы
Влияние восстания 1863-1864 гг. на реализацию реформы
Поземельное обустройство других категорий сельского населения
Влияние реформы на социальную трансформацию беларуской деревни
Буржуазные реформы 60-70-х гг. Х/Х, в. в Беларуси
20. Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.
Партия социалистов – революционеров (эсеров)
Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.
Зубатовщина и полицейский социализм.
Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906—1911 гг. В Беларуси
Беларусь во время первой мировой войны. Результаты войны для Беларуси.
1.Беларусь в составе Российской Империи
Государственное устройство Российской империи
Российская империя была централизованным государством, высшая власть в котором принадлежала царю-императору. Все его распоряжения должны были исполняться соответствующими государственными учреждениями, должностными лицами и подданными. Он полностью распоряжался всеми денежными средствами и имуществом государства. Царю были подчинены все вооруженные силы страны. Свою власть царь осуществлял через большую армию чиновников и развитый аппарат государственного управления.
В первое десятилетие XIX века высшими государственными учреждениями являлись: Государственный совет, первоначально учрежденный 30 марта 1801 г. специально в качестве законовещательного учреждения; реформированный манифестом 8 сентября 1802 г. Сенат; учрежденные в тот же день министерства и тогда еще не упраздненные коллегии. С 1803 г. начинается постепенное закрытие коллегий, дела которых передаются в департаменты и канцелярии министерств.
В 1810 г. был преобразован Государственный совет в высший законосовещательный орган при императоре. Он начал функционировать в составе общего собрания и департаментов. Государственный совет состоял из членов по особому Высочайшему назначению (влиятельные чиновники и приближенные лица) и из министров. Председателем Государственного Совета был император, а в его отсутствие один из членов Совета по назначению императора. Дела готовились к слушанию Государственной канцелярией, на одно из отделений которого (с 1894 г.) было возложено издание Свода Законов и Полного Собрания их.
Государственный Совет обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и мира, введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет, отчеты всех министерств и ведомств и некоторые судебные и другие дела, которые выносились царем на его рассмотрение. Проекты законов обсуждались вначале в департаментах, затем в общем собрании. Но император мог издать закон и без предварительного рассмотрения его Государственным Советом. Со второй четверти XIX века законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном Совете стало носить формальный характер.
В 1802 году царским Манифестом «Об учреждении министерств» были созданы восемь министерств: военных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Во главе каждого министерства стоял министр, с одним или двумя товарищами. Министерства состояли из департаментов
Учреждение министерств отняло у Сената функции активного управления и поручило Сенату надзор за администрацией и объединения ее действий. Потеряв функции общего внутреннего управления, Сенат сделался преимущественно верховным органом административной юстиции, сохранив лишь немного функций активной администрации: публикацию законов, некоторые дела казенного управления, выдачу грамот на дворянство и т. п. Сенат строился в виде департаментов (всего 6, трех административных и трех судебных) и "общих собраний" и "соединенных присутствий" нескольких департаментов.
В системе высших органов Российской империи особое место занимала царская канцелярия, которая делилась на четыре отделения: первое выполняла личные поручения царя, занималось личным составом чиновников, второе – готовило проекты законов, третье – руководило секретной полицией и жандармерией, руководитель третьего отделения был одновременно и шефом корпуса жандармов, четвертое – занималось благотворительными учреждениями.
В 1837 году было создано министерство государственного имущества, которое должно было в первую очередь заниматься государственными крестьянами.
В 1857 году был учрежден Совет Министров как попытка упорядочить деятельность министерств и сделать их более согласованными. Но эта попытка закончилась неудачей. Создание Совета Министров не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений.
Включение Беларуси в состав Российской империи и проведение первых преобразований
По первому разделу РП к России отошли восточные районы Беларуси с городами Полоцком, Витебском, Оршей, Могилевом, Рогачевом, Гомелем. По указу Екатерины II от 28 мая 1772 года эта территория была включена в две вновь созданные губернии – Псковскую и Могилевскую. В 1776 году из состава Псковской губернии были выделены белорусские поветы и создана Полоцкая губерния.
В конце 1772 года при замене воеводско-поветового деления были ликвидированы и соответствующие им административно-судебные учреждения. 9 октября 1772 года Сенат принял решение о разделе губерний на провинции. Провинциальные канцелярии возглавили воеводы с асессором, прокурором и двумя секретарями. Функционально провинциальные канцелярии подчинялись губернским правлениям.
Земские и гродские суды временно оставили до введения новой судебно-исполнительной организации. Указом сената от 8 мая 1773 года в присоединенных к Российской империи двух белорусских губерниях создавались губернские и провинциальные суды, в составе презуса, 3 членов, секретаря и 2 писарей. В 1773 году был введен институт земских комиссаров и канцелярий. Они должны были рассматривать несложные дела, поддерживать общий порядок, следить за исполнением решений, своевременным сбором налогов, оказывать содействие расквартированным войскам. На каждую провинцию избиралось три комиссара.
В 1775 году принимается закон «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Во всей империи вводилось однородное административное деление: губерния (300-400 тыс. ревизских душ), уезд (20-30 тыс.). Провинции ликвидировались.
После второго и третьего разделов РП и включения белорусских земель в состав Российской империи (по второму разделу к империи присоединилась центральная часть по линии Двинск – Пинск, а по третьему – западная часть) здесь проводилась политика, целью которой было слияние белорусских земель с основными русскими регионами. После второго раздела РП в 1793 году была создана Минская губерния. Западня часть Беларуси в 1795 году была включена в Виленскую и Слонимскую губернии. По указу Павла I от 12 декабря 1796 года Полоцкая губерния была объединена с Могилевской и создана Белорусская губерния с центром в Витебске. Затем 6 февраля 1797 года Виленская и Слонимская губернии образовали одну Литовскую губернию.
Таким образом, на территории Беларуси не раз изменялось административно-территориальное деление, пока, наконец, не было учреждено в 1801 году пять губерний, которые и просуществовали вплоть до 1917 года. В начале XIX века здесь были созданы Витебская, Могилевская, Минская, Виленская и Гродненская губернии.
Они образовывали три генерал-губернаторства: Белорусское, Минское, Виленское. С фискально-полицейскими целями губернии делились на уезды, которые в 30-е годы XIX века с этой же целью были разделены на станы. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения.
Организация местного управления на территории Беларуси
Царское правительство, организуя управление присоединенной территорией, стремилось к тому, чтобы на должности были назначены не местные чиновники, а выходцы из других губерний России. Шляхетских представителей губернаторы созывали только на совещания по вопросам представительства местных интересов перед царем. Во всех административных учреждениях вопросы решались по российским законам, а делопроизводство велось на русском языке. В связи с этим, для занятия штатных административных должностей приглашались лица, которые знали русский язык, то есть представители центральных губерний. Те ехали охотно, особенно, если учесть тот факт, что Екатерина II разрешила генерал-губернаторам присоединенных земель присваивать обер-офицерские чины без разрешения Сената.
В губерниях Беларуси была учреждена система местных органов власти и управления, предусмотренная законом «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года. Но царское правительство вынуждено было пойти на определенные уступки местной шляхте, восстановив в 1796 году действие Статута 1588 года, некоторые прежние названия (поветы вместо уездов), должности (поветовый маршалок, подкоморий, поветовый хорунжий и др.) и судебные органы, внеся лишь некоторые изменения.
Во главе генерал-губернаторства стоял наместник или генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы губерний, входивших в состав генерал-губернаторства. Генерал-губернатор представлял собой высшую государственную власть на подведомственной ему территории; он был представителем царицы и поэтому имел неограниченную власть.
Генерал-губернатору были подчинены все учреждения и должностные лица во вверенных ему территориях. В своей деятельности он руководствовался указами императора, законом «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», а также предписаниями Сената, которые представляли ему широкие полномочия. В его ведении была и полиция, которой он давал обязательные для исполнения указания по различным вопросам. Он мог приостанавливать судебные приговоры до получения согласия Сената и царицы. Он входил в состав Сената и при необходимости мог апеллировать прямо в Сенат.