Файл: 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Организация местного управления на территории Беларуси
2. Экономическая, политическая и конфесийная политика на тр. Беларуси
Экономика белорусских земель. Реформы 1830-1840-х гг.
Шляхетское восстание 1830 – 1831 гг. И его итоги.
Кризис крепостного строя. Экономические реформы 1830– 1850-х гг
11.Реформа Киселева для государственных крестьян
Итоги реформы Киселева и ее последствия
Промышленность: структура и формы организации
Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Подготовка отмены крепостного права
Реализация крестьянской реформы
Влияние восстания 1863-1864 гг. на реализацию реформы
Поземельное обустройство других категорий сельского населения
Влияние реформы на социальную трансформацию беларуской деревни
Буржуазные реформы 60-70-х гг. Х/Х, в. в Беларуси
20. Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.
Партия социалистов – революционеров (эсеров)
Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.
Зубатовщина и полицейский социализм.
Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906—1911 гг. В Беларуси
Беларусь во время первой мировой войны. Результаты войны для Беларуси.
Т.обр., народническое движение в Белоруссии в основном имело те же черты и результаты, что и в России в целом. Но оно в Белоруссии не приняло широкого развития. Здесь не было высших учебных заведений, поэтому формирование разночинной интеллигенции замедлялось. Отрицательную роль сыграли и результаты репрессий при подавлении восстания 1863 г.
После распада "Земли и воли" на "Народную волю" и "Черный передел" большинство народнических кружков Белоруссии поддержали платформу "Черного передела". Минск стал в н. 80-х гг. одним из центров деятельности этой партии во всей России. В Минске существовала и типография этой партии.
После распада этой партии большинство ее сторонников в России и Белоруссии перешли на позиции "Народной воли". Среди народовольцев были и уроженцы Белоруссии Г.Исаев, И.Гриневицкий и др. Деятельность "Народной воли" сосредоточилась на организации убийства царя, расчет делался на то, что это вызовет народное восстание. В подготовке теракта принимали участие и белорусские народовольцы, в частности, И.Гриневицкий, который и бросил 1 марта 1881 г. бомбу, убившую Александра II. Но расчет террористов не оправдался. "Народная воля" была вскоре разгромлена. Ее белорусская организация, образованная в к. 1881 н. 1882 г., также вскоре распалась на отдельные кружки.
В 1884 г. с инициативой создания единой организации, которая объединила бы народнические кружки в Белоруссии и кружки белорусского студенчества в Петербурге, выступила столичная группа "Гоман", или Белорусская социально-революционная группа. Эта группа придерживалась программы "Народной воли". Силами группы (изданием занимались, в частности, студенты из Белоруссии А.Марченко, Х.Ратнер и др.) были изданы два номера гектографического журнала "Гоман", в которых изложены взгляды членов этой организации. В частности, по национальному вопросу гомановцы придерживались мнения о необходимости предоставления белорусам равных прав с другими народами России на основе "областной самостоятельности". По вопросу об организации они считали необходимым объединить все силы
белорусских революционеров и в Белоруссии, и за ее пределами, а также выступали за солидарность с общероссийской партией "Народная воля".
Единства взглядов на задачи национального движения среди разных групп белорусских народников не было. Анализ издававшихся тогда подпольных изданий (воззвания "К белорусской молодежи", "К белорусской интеллигенции", "Послание к землякам-белорусам" и др.) подтверждает это. Все они считали необходимым достижение белорусским народом равноправного положения с другими народами, но пути к этому одни видели в мирной революции, осуществленной путем просвещения народа, поднятия его национального духа и самосознания и т.п., другие, более радикальные, считали необходимым для достижения этой цели свергнуть самодержавие и т.п.
Вместе с тем среди части социал-демократов западных губерний появлялись сепаратистские тенденции. На такую позицию стала Литовская СДП в 1896 г. В сентябре 1897 г. в Вильно состоялся съезд социал-демократических еврейских организаций Вильно, Минска, Витебска, Белостока и Варшавы. На этом съезде был создан Бунд Всеобщий еврейский рабочий союз России, Польши и Литвы. Лидером его стал А.Кремер. Необходимость создания Бунда мотивировалась тем, что только национальная организация еврейских рабочих может наилучшим образом отстоять их интересы.
Создание в России крупных социал-демократических организаций и рост рабочего движения поставили вопрос о создании единой социал-демократической партии. Для ее создания был созван съезд, проходивший в Минске в н. марта 1898 г. На нем присутствовали представители петербургского, московского, киевского и екатеринославского "Союзов борьбы", киевской "Рабочей газеты" и Бунда. Съезд принял решение об объединении этих организаций в Российскую социал-демократическую рабочую партию, избрал ЦК в составе С.Радченко, Б.Эйдельмана и А.Кремера, признал "Рабочую газету" официальным органом РСДРП. Был издан в Бобруйской типографии Бунда Манифест РСДРП, в котором были обозначены демократические и социалистические задачи рабочего движения в России.
21. Рабочее движение в конце 19-н20 века
Начало рабочего движения
Класс городских рабочих был невелик, но состоял преимущественно из рабочих евреев, он отличался сплоченностью. С другой стороны, положение рабочих в наших небольших фабричках и мастерских оказывалось чрезвычайно тяжелым. Рабочий-еврей находится в безвыходном положении: он не мог переступить черты оседлости, а с другой стороны, или не находил работы, или встречал явную эксплуатацию труда. Усиленная эмиграция в Америку не разрешала [положения] рабочего класса и не всякий мог решиться покинуть родной край. Не удивительно, что при таких условиях движение среди рабочих у нас началось очень рано и, п-овидимому, независимо от интеллигентской агитации, которая пришла на помощь рабочим только в 90-х годах.
Даже фабричная инспекция констатировала для Виленского округа в 1885 г., что рабочий день на кожевенных заводах в 13 часов оказывается обычным явлением, а в текстильном производстве в 16 часов реальной работы. На спичечных фабриках рабочий день начинался летом с восходом солнца, а заканчивался с его заходом. Неудивительно поэтому, что первые стачки относятся еще к 70-м годам, например, в 1874 г. в Ландварове бастовал гвоздильно-проволочный завод, в 1877 г. ткачи Белостока успешно боролись за увеличение расценок.
Вообще, стачки этого раннего периода, т. е. 70-х и 80-х годов имеют своими причинами понижение расценок, борьбу против возрастающих штрафов, которые являются скрытой формой понижения оплаты, или же смены мастеров, применявших штрафы и вычеты. Таковы же поводы стачек и на ткацких фабриках Белостока. В Вильне на табачной фабрике Дурунча рабочие потребовали повышения платы и передали рабочие кассы в ведение выборных от рабочих. Это была довольно хорошо подготовленная стачка, потому что рабочие этой фабрики вошли в согласие с рабочими 3-х других фабрик и получили обещание поддержки с их стороны. Впрочем, благодаря мерам полиции, на этот раз рабочие должны были быстро отступить.
Таким образом, мало по малу необходимость организованных стачек проникает в рабочую массу. Формулировка требований становится более сознательной. Так, например, проходит стачка еврейских ткачей в Белостоке в 1882 г., при организованной поддержке небастовавших еврейских рабочих и при бойкоте со стороны ткачей немцев.
Небастовавшие рабочие поддерживали забастовщиков денежными сборами. В 1887 г. снова мы встречаем забастовку ткачей в Белостоке и тоже в довольно организованном виде: пока одни мастеровые бастовали, другие продолжали работать и поддерживать бастующих. Организованность имела успех и расценки были повышены.
Необходимость поддержки во время стачки вызывает стремление к организации стачечных касс.
С начала 90-х годов многие обстоятельства способствовали подъему рабочего движения. Голодный 1891 г. привел в городе к наплыву безработных. Заработная плата понижалась, а цены на продукты повышались. Хозяева воспользовались этим для удлинения рабочего дня. Общее недовольство иногда сказывалось, как
например в Витебске, даже уличными беспорядками.
Движение среди рабочих тоже усиливается. В 1892 г. виленские рабочие вели успешные стачки за сокращение рабочего дня. Стачечное настроение в Вильне в ремесленных мастерских продолжалось все время в 1892–1893 гг.
Белостокские ткачи в 1895 г. устраивают грандиозную стачку, охватившую до 20 тыс. человек. Здесь повод к стачке дан был введением расчетных книжек, но по существу ткачи были выведены из терпения тяжелыми экономическими условиями и добились кое-каких уступок. В Вильне в 1896 г. стачка на папиросной фабрике Эдельштейна была вызвана желанием хозяина заменить дешевым женским трудом мужской. На этот раз рабочие вышли победителями.
Половина 90-х годов обозначается сильным подъемом стачечного движения. Так, бастовали железнодорожные мастерские в Минске и в Пинске. В Минске и в Вильне еврейские подмастерья боролись, главным образом, за сокращение рабочего дня. В августе 1895 г. в Вильне в течении 2-х недель бастовали рабочие табачных фабрик из-за новых машин, около которых могли быть женщины, а не мужчины. Бастующие требовали прежней платы и выиграли стачку упорством. Известно, что этот период богат забастовочным движением во всей России. По официальным данным за 2 года (1896–1897) забастовки охватили 263 промышленных предприятия с числом стачечников до 89 тыс., хотя неофициальные данные говорят об участии в стачке 170 тысяч. Наиболее крупное участие в движении приняли рабочие текстильного производства. Борьба шла опять за сокращение рабочего дня. Это движение стало захватывать и еврейский пролетариат Белоруссии. Чулочницы м[естеч]ка Сморгонь в количестве около 2-х тыс. человек забастовали в 1896 г. Затем особенно часто бастовали сапожники в разных местах. Столяры тоже стачками добились распространения на них закона 2 июля о рабочем дне. В стачках принимали участие каменщики, трубочисты, разборщики плотов, пильщики, приказчики и т. п. Города Витебск, Слоним, Брест-Литовск, Минск, Белосток, Гродно, Гомель, Двинск, Бобруйск, Вилковишки, Орша, были охвачены движением. Наблюдается тесная связь между христианскими и еврейскими рабочими. В Белостокском районе рабочие шерстяной промышленности 3-х месячной забастовкой летом 1889 г. всех ткачей, работающих у посредников, добились повышения платы до уровня ее на фабриках. Лозунгом стачки было: уничтожение посредничества, как отсталой формы производства.
Как ни были указанные попытки рабочего движения единичны, все же они сплачивали рабочие массы. Кроме того, в их сознание начинала входить мысль о том, что борьба против единичных хозяев является одним из звеньев борьбы против господствующего режима. О постановке его озаботились также и возникавшие социал-демократические организации.
Так, пропагандисты влияют на рабочих через кассы. Развитие касс шло весьма быстро. Они преследовали одновременно цель взаимопомощи и поддержки в стачечной борьбе. Кроме того, через кассы социал-демократам удобно было агитировать среди рабочих и руководить их движением. Первая касса была организована чулочницами в Вильне в 1888 г., затем портными, заготовщиками и конвертницами там же. Эти кассы организовывались социал-демократической группой, руководимой Кремером, под влиянием Союза польских рабочих. В 1893 г. такие же кассы существовали в Минске, Сморгони, Гомеле. Старые еврейские религиозные братства превращались в боевые кассы.
Организованность рабочих начала сказываться и в том, что появляются кружки в Минске, Вильне и в других городах. В 1892 г. впервые в Вильне празднуется 1 мая. В Литве и Белоруссии майская агитация явилась главным средством пробуждения внимания рабочих к вопросам политики. В 1895 г. в Минске небольшая группа рабочих в первый раз праздновала 1 Мая. В 1896 г. в Белостоке впервые распространено воззвание, посвященное дню 1 мая. С этого времени форма первомайской агитации широко распространяется.
22. Рабочее движение в беларуси в конце 19 – начале 20 века