Файл: 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Организация местного управления на территории Беларуси
2. Экономическая, политическая и конфесийная политика на тр. Беларуси
Экономика белорусских земель. Реформы 1830-1840-х гг.
Шляхетское восстание 1830 – 1831 гг. И его итоги.
Кризис крепостного строя. Экономические реформы 1830– 1850-х гг
11.Реформа Киселева для государственных крестьян
Итоги реформы Киселева и ее последствия
Промышленность: структура и формы организации
Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Подготовка отмены крепостного права
Реализация крестьянской реформы
Влияние восстания 1863-1864 гг. на реализацию реформы
Поземельное обустройство других категорий сельского населения
Влияние реформы на социальную трансформацию беларуской деревни
Буржуазные реформы 60-70-х гг. Х/Х, в. в Беларуси
20. Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.
Партия социалистов – революционеров (эсеров)
Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.
Зубатовщина и полицейский социализм.
Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906—1911 гг. В Беларуси
Беларусь во время первой мировой войны. Результаты войны для Беларуси.
Под влиянием старшего брата Виктор еще в гимназические годы увлекся политической борьбой и прошел типичный для интеллигента путь в революцию через народнические кружки. В 1892 г. он поступил на юридический факультет Московского университета. Именно в это время у Чернова проявился интерес к марксизму, который он считал необходимым знать лучше, чем его сторонники. В 1893 г. он вступил в тайную организацию «Партию народного права», в 1894 г. был арестован и выдворен на жительство в город Тамбов. Во время ареста, сидя в Петропавловской крепости, он принялся за изучение философии, политэкономии, социологии и истории. Тамбовская группа В.М. Чернова одна из первых возобновила ориентацию народников на крестьянство, развернув широкую агитационную работу.
Осенью 1901 г. наиболее крупные народнические организации России решили объединиться в партию. В декабре 1901 г. она сложилась окончательно и получила наименование «партия социалистов-революционеров». Официальными органами ее стали «Революционная Россия» (с номера 3) и «Вестник русской революции» (с номера 2).
Партия эсеров считала себя выразительницей интересов всех трудовых и эксплуатируемых слоев народа. Однако на первом плане у эсеров, как и у старых народовольцев, стояли все же в период революции интересы и чаяния десятков миллионов крестьян. Постепенно все отчетливее вырисовывалась главная функциональная роль эсеров в системе политических партий России – выражение интересов всего трудового крестьянства в целом, в первую очередь бедняков и середняков. Кроме того, эсеры вели работу среди солдат и матросов, студентов и учащихся, демократической интеллигенции. Все эти слои вместе с крестьянством и пролетариатом эсеры объединяли в понятие «трудовой народ».
Социальная база эсеров была достаточно широка. Рабочие составляли 43%, крестьяне (вместе с солдатами) – 45%, интеллигенты (включая учащихся) – 12%. В период первой революции эсеры насчитывали в своих рядах свыше 60-65 тыс. человек, не считая многочисленного слоя сочувствовавших партии.
Местные организации действовали в более чем 500 городах и населенных пунктах 76 губерний и областей страны. Подавляющая часть организаций и членов партии приходилась на Европейскую Россию. Крупные эсеровские организации были в Поволжье, средне – и южно-черноземных губерниях. В годы первой революции возникло более полутора тысяч крестьянских эсеровских братств, множество студенческих организаций, ученических групп и союзов. В составе партии эсеров были также 7 национальных организаций: эстонская, якутская, бурятская, чувашская, греческая, осетинская, магометанская поволжская группа. Кроме того, в национальных районах страны имелось несколько партий и организаций эсеровского типа: Польская социалистическая партия, армянский революционный союз «Дашнакцутюн», Белорусская социалистическая громада, партия социалистов-федералистов Грузии, Украинская партия социалистов-революционеров, Социалистическая еврейская рабочая партия и др.
Ведущими деятелями эсеровской партии в 1905-1907 гг. были ее главный теоретик В.М. Чернов, руководитель Боевой организации Е.Ф. Азеф (позже разоблаченный как провокатор), его помощник Б.В. Савинков, участники народнического движения прошлого века М.А. Натансон, Е.К. Брешко-Брешковская, И.А. Рубанович, будущий выдающийся ученый химик А.Н. Бах. А также более молодые по возрасту Г.А. Гершуни, Н.Д. Авксентьев, В.М. Зензинов, А.А. Аргунов, С.Н. Слетов, сыновья купца – миллионера братья А.Р. и М.Р. Гоц, И.И. Фундаминский (Бунаков) и др.
Эсеры не были единым течением. Их левое крыло, выделившееся в 1906 г. в самостоятельный «Союз социалистов-революционеров-максималистов», высказывалось за «социализацию» не только земли, но и всех заводов и фабрик. Правое же крыло, тон в котором задавали бывшие либеральные народники, группировавшиеся вокруг журнала «Русское богатство» (А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин, Н.Ф. Анненский и др.), ограничивалось требованием отчуждения помещичьих земель за «умеренное вознаграждение» и замены самодержавия конституционной монархией. В 1906 г. правые эсеры создали легальную «Трудовую народно – социалистическую партию» (энесы), сразу же ставшую выразителем интересов более зажиточного крестьянства. Однако в начале 1907 г. в ней было лишь около 1,5 – 2 тыс. членов.
Программа эсеров была выработана на основе различных и сильно отличавшихся друг от друга проектов к началу 1905 г. и принята после тяжелых споров на съезде партии в январе 1906 г. В доктрине эсеров сочетались элементы старых народнических воззрений, модных буржуазно-либеральных теорий, анархических и марксистских. В ходе подготовки программы была сделана попытка сознательного компромисса. Чернов говорил, что «каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ, и лучше партийное единство на основе несовершенной, мозаичной программы, чем раскол во имя большой программной симметрии».
Из принятой программы эсеров видно, что свою главную цель партия эсеров видела в свержении самодержавия и переходе от демократизма к социализму. В программе эсеры дают оценку предпосылок социализма. Они считали, что капитализм в своем развитии создает условия для построения социализма через обобществление мелкого производства в крупное «сверху», а также «снизу» - через развитие некапиталистических форм хозяйства: кооперацию, общину, трудовое крестьянское хозяйство.
Во вводной части программы эсеры рассуждают о различном сочетании положительных и отрицательных сторон капитализма. К «разрушительным сторонам» они относили «анархию производства», достигающую крайних проявлений в кризисах, бедствиях и необеспеченности рабочих масс. Положительные стороны они видели в том, что капитализм подготавливает «некоторые материальные элементы» для будущего социалистического строя и содействует объединению в сплоченную социальную силу промышленных армий наемных рабочих.
В программе указано, что «вся тяжесть борьбы с царизмом … падает на пролетариат, трудовое крестьянство и революционно – социалистическую интеллигенцию». Вместе, по мнению эсеров, они составляют «трудовой рабочий класс», который, организованный в социал-революционную партию, в случае необходимости должен установить свою временную революционную диктатуру. [54.c.138].
Но в противоположность марксизму, разделение общества на классы эсеры ставили в зависимость не от отношения к орудиям и средствам производства, а от отношения к труду и распределению доходов. Поэтому различия между рабочими и крестьянами они считали непринципиальными, а сходство их - огромным, поскольку в основе их существования лежит труд и безжалостная эксплуатация, которой подвергаются они в равной степени. Чернов, например, отказывался признавать крестьянство мелкобуржуазным классом, ибо его характерными признаками являются не присвоение чужого труда, а собственный труд. Он называл крестьянство «рабочим классом деревни». Но разделял 2 категории крестьян: трудовое крестьянство, живущее эксплуатацией собственной рабочей силы, сюда же он относил и сельскохозяйственный пролетариат – батраков, а также сельскую буржуазию, живущую эксплуатацией чужой рабочей силы. Чернов утверждал, что «самостоятельный рабочий земледелец, как таковой, очень восприимчив к социалистической пропаганде; восприимчив не менее чем сельскохозяйственный батрак, пролетарий».
Но хотя рабочие и трудовое крестьянство составляют единый рабочий класс и одинаково склонны к социализму, прийти к нему они должны разными путями. Чернов считал, что город шел к социализму через развитие капитализма, деревня же – путем некапиталистической эволюции.
По убеждению эсеров, мелкое крестьянское трудовое хозяйство способно победить крупное потому, что оно идет к развитию коллективизма через общину и кооперацию. Но развиться эта возможность может только после ликвидации помещичьего землевладения, перехода земли в общенародное достояние, уничтожения частной собственности на землю и при ее уравнительно – передельном распределении.
За революционными призывами эсеров стояли глубокий крестьянский демократизм, неистребимая тяга крестьянина к земельному «поравнению», ликвидации помещичьего землевладения и к «воле» в самом широком ее понимании, включая активное участие крестьянства в управлении государством. Вместе с тем эсеры, как в свое время и народники, продолжали верить в прирожденный коллективизм крестьян, связывая с ним свои социалистические устремления.
В аграрной части программы партии эсеров записано, что «в вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. опирается на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, на убеждение, что земля ничья и право на пользование ею дает лишь труд». [54.c.145]. Чернов вообще считал, что для социалиста «Нет ничего опаснее, как именно насаждение частной собственности, приучение мужика, еще считающего, что земля «ничья», «вольная» (или «божья» …), к мысли о праве торговать, барышничать землей … Именно здесь и лежит опасность насаждения и укрепления того «собственнического фанатизма», который потом способен наделать социалистам много хлопот». [58.c.304].
Эсеры провозгласили, что будут стоять за социализацию земли. С помощью социализации земли они надеялись уберечь крестьянина от заражения частнособственнической психологией, которая станет тормозом на пути к социализму в будущем.
Социализация земли предполагает право пользования землей, обработку ее собственным трудом без помощи наемных рабочих. Количество земли должно быть не меньше того, что нужно для безбедного существования и не больше того, что в силах обработать семья, не прибегая к наемному труду. Земля перераспределялась путем отнятия у тех, у кого ее избыток, в пользу тех, у кого нехватка земли, до уравнительной трудовой нормы.
При этом нет частной собственности на землю. Все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления (а не в государственную собственность). Недра земли остаются за государством.
Главным образом своей революционной аграрной программой эсеры привлекали к себе крестьян. Эсеры не отождествляли «социализацию» (обобществление) земли с социализмом как таковым. Но они были убеждены, что на ее основе с помощью самых различных видов и форм кооперации в дальнейшем будет создано чисто эволюционным путем новое, коллективное земледелие. Выступая на I съезде эсеров (декабрь 1905 – январь 1906 гг.), В.М. Чернов заявил, что социализация земли – это лишь фундамент для органической работы в духе обобществления крестьянского труда.
Притягательная сила эсеровской программы для крестьян состояла в том, что она адекватно отражала их органическое неприятие помещичьего землевладения, с одной стороны, и тягу к сохранению общины и уравнительному распределению земли – с другой.
Итак, уравнительное землепользование устанавливало две основные нормы: норму обеспечения (потребительную) и предельную (трудовую). Потребительная – минимальная норма означала предоставление в пользование одной семьи такого количества земли, в результате обработки которой способами, обычными для данной местности, могут быть покрыты наиболее настоятельные потребности этой семьи.
Но встает вопрос, какие потребности нужно принять за основу? Ведь, исходя из них, нужно определять участок. А потребности были различны не только в пределах всего Российского государства, но и в пределах отдельных губерний, уездов и зависели от ряда конкретных обстоятельств.
Трудовой – максимальной нормой эсеры считали такое количество земли, которое может обработать крестьянская семья без найма рабочей силы. Но эта трудовая норма плохо совмещалась с уравнительным землепользованием. Дело здесь в различии рабочей силы крестьянских хозяйств. Если предположить, что для семьи, состоящей из двух взрослых работников, трудовая норма будет составлять «А» гектаров земли, то при наличии четырех взрослых работников норма крестьянской земли составит не «А+А», как требует идея уравнительности, а «А+А+а» гектаров, где «а» - некоторый дополнительный участок земли, необходимый для приложения вновь появившейся рабочей силы, образованной кооперацией из 4-х человек. Таким образом, простая схема эсеров все-таки противоречила реальной действительности.
Общедемократические требования и путь к социализму в городе в эсеровской программе практически не отличался от пути, предопределенного европейскими социал-демократическими партиями. Программа эсеров включала в себя типичные для революционной демократии требования республики, политических свобод, национального равноправия, всеобщего избирательного права.
Значительное место было уделено национальному вопросу. Он освещался объемнее и шире, чем это делали другие партии. Были зафиксированы такие положения, как полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов; свобода передвижений, выбора рода занятий и свобода стачек; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Кроме того, предполагалась установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; признание за нациями безусловного права на самоопределение; введение родного языка во все местные, общественные и государственные учреждения. Установление обязательного, равного для всех общего светского образования за государственный счет; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого. [50.c.181].