Файл: 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Организация местного управления на территории Беларуси
2. Экономическая, политическая и конфесийная политика на тр. Беларуси
Экономика белорусских земель. Реформы 1830-1840-х гг.
Шляхетское восстание 1830 – 1831 гг. И его итоги.
Кризис крепостного строя. Экономические реформы 1830– 1850-х гг
11.Реформа Киселева для государственных крестьян
Итоги реформы Киселева и ее последствия
Промышленность: структура и формы организации
Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Подготовка отмены крепостного права
Реализация крестьянской реформы
Влияние восстания 1863-1864 гг. на реализацию реформы
Поземельное обустройство других категорий сельского населения
Влияние реформы на социальную трансформацию беларуской деревни
Буржуазные реформы 60-70-х гг. Х/Х, в. в Беларуси
20. Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.
Партия социалистов – революционеров (эсеров)
Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.
Зубатовщина и полицейский социализм.
Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906—1911 гг. В Беларуси
Беларусь во время первой мировой войны. Результаты войны для Беларуси.
Местечки в Беларуси играли роль, сходную с ролью городов. От деревень их отличало право на ведение торговли, ремесло, ярмарочную деятельность; от городов — отсутствие системы городского самоуправления и городских прав для жителей местечек. По чертам своей экономической жизни они напоминали великорусские посады и слободы. Важным отличием было то, что большинство местечек были частновладельческими, а панская администрация в них подменяла собой все системы городской администрации и самоуправления. Местечки никогда не были административными центрами, значительно уступали городам по уровню развития в них промышленности. Вместе с тем их ремесло можно в общем сравнить с городским, а торговое значение ряда местечек не только не уступало городам, но даже превосходило их (местечки Бешенковичи, Зельва, Приборово, Свислочь, Столбцы, Телеханы).
В городах Беларуси наблюдалось представительство почти всех сословий феодальной РИ:
Год | Дворяне, % | Духовен-ство, % | Граждане, % | Военные, % | Кресть-яне, % | Разно-чинцы, % | Всего, тыс. чел |
1808 | 7,6 | 1,5 | 82,1 | 1,4 | 5,4 | 2,0 | 191,7 |
1858 | 5,9 | 1,3 | 74,5 | 12,3 | 2,5 | 3,5 | 495,8 |
Граждане = купцы + мещане = основа всей городской жизни. Их права были весьма схожи. Купцы и мещане — податные сословия, но купцы были более привелегированы. Они платили вместо подушной подати гильдейские платежи в 1% от объявленного капитала. По реформе 1775 г. они были освобождены (кроме 3 гильдии) от рекрутчины. Мещане платили подушную подать, их забирали в рекруты, они несли ряд иных повинностей (подводная, постойная и др.) — их положение почти не отличалось от такового у крестьян-однодворцев.
Важной особенностью было то, что в Беларуси большинство населения городов — евреи. По X ревизии 1857 г. среди 2946 купцов Беларуси 2627 (89 %) были евреи. В 1860 г. в Минской губернии им принадлежало 377 из 395 купеческих магазинов; 1249 из 1325 мещанских магазинов. При этом в городах Беларуси в п.п. XIX в. возник и небольшой слой русского населения: чиновничество, офицеры, часть дворянства и отдельные представители купечества.
Строительство дорог и каналов
В п.п. 19 в. на Беларуси было активное строительство дорог и каналов, результатом чего стала более развитая по сравнению с остальной РИ (кроме Польши) система путей сообщения.
С 1817 г. в РИ началось строительство шоссейных дорог. К 1860-м гг. были построены шоссе Брест-Варшава (1823 г., 177 верст), Москва-Брест (1849 г., 1000 верст), Витебск-Смоленск (1855, 186 верст), Бобруйское шоссе (Могилев-Бобруйск, 1850, 107 верст), Белорусский тракт (шоссе Петербург-Киев). Эти шоссе имели большое экономическое и еще большее военное значение, позволяя быструю переброску войск.
Одновременно шло развитие системы каналов, которые стали венами белорусской торговли. В 1799-1804 гг. шла реконструкция и расширение канала Огинского. В середине века по нему ежегодно проходило более 200 судов и 500 плотов. Также был реконструирован Королевский канал, который с 1846 г. назывался Днепро-Бугским. Его важное значение отмечали не только торговцы, но и военные — быстрейший путь для русских войск между западным и южным театрами. В 1797-1805 гг. была построена Березинская система, которая связала бассейны Днепра и Западной Двины. В 1824-39 гг. была построена Августовская водная система, самая совершенная технически, связавшая Неман и Вислу. В итоге к 1860-м гг. все речные системы Беларуси были связаны искусственными путями, общая длина судоходных путей в Беларуси достигла 4000 км, а сплавных (по которым могли пройти только плоты) — в два раза больше.
13. Торговля и город в начале 19века
Торговля
Раз города не были центрами крупного промышленного производства, ведущую роль играли ремесленное производство и торговля. Один из показателей - численность купеческого населения обоего пола, прежде всего, гильдийского.
По сведениям 1780 в Могилеве имелось 47 гильдейских купцов. Если считать в семье по 6 человек, численность купеческого населения должна составлять не более 209 человек, а не 962, как в данных за 1786.
Минск за 1800 - верно, в 1803 в городе 212 гильдейских купцов, вполне возможный рост.
В первой половине 19 века численность купеческого населения Беларуси значительно выросла. Только за 28 лет - с 1833 по 1861 - увеличилось более, чем в два раза. Процент же купеческого населения ко всему городскому почти не изменился.
В целом за 10 лет численность купеческого населения 1ой гильдии увеличилась на 11 человек (с 76 до 87), 2ой - на 63 (с 161 до 224). И 3ей - более чем на 200 человек. Купеческое население первых двух гильдий распределялось очень неравномерно. В 1833 первое место занимал Бобруйск - речной порт на Березине, через который шла торговля лесом Минской губернии с Украиной. За 10 лет значительно увеличилось число купцов 1о1 и 2ой гильдий в Минске (с 37 до 87 человек, из них 26 - 1ая), торговля росла, главным образом, оптовая и магазинная. Более чем в два раза возросла численность купечества 1ой и 2ой гильдий в Витебске. В начале 40-х первое место по числу купеческого населения первых двух гильдий занимал Минск, за ним следовал Бобруйск, Витебск, Борисов, Мстиславль, Брест.
Однако в первой половине 19 века белорусские города не имели крупной торговли, чтоб купеческие капиталы значительно росли. В 40-е годы только в Минске и Бобруйске купцов 1-2-ой гильдий было по 50 человек, в Витебске, Борисове, Мстиславле, Бресте - больше 20. Бобруйск - значительный торговый центр, на 5700 жителей 690 человеку купеческого населения, из них 60 - 1ой и 2ой гильдий.
По местечкам информации нет. Отдельные цифры говорят, что 1ой и 2ой гильдии там не было, а 3-ей - в крупных местечках, но немного. Часть населения торговала без гильдейских свидетельств.
В городах Виленской губернии в 40-х годах - 40-50 купцов с капиталом более 100-120 тысяч рублей. Таким образом, в целом по Беларуси в 40-е года численность гильдейского купечества достигала тысячи человек, с общей суммой капиталов около 3 млн. Примерно столько же остается в последующие годы первой половины 19 века.
По сравнению с концом 30-х годов - значительный рост численности купцов и их капиталов. В отчетах могилевского губернатора конца 50-х отмечалось: «В течение последних лет наблюдается постоянное возвышение купеческих капиталов, что свидетельствует о возрастании между торговым сословием деятельности».
Численность купцов с конца 30-х до середины 50-х не сильно изменилась.
Надо добавить - было много торговцев без гильдейских свидетельств. В Минске, например, по переписи середины 40-х годов, гильдейских купцов числилось 54 человека, а всех торговцев, занимавшихся торговлей в лавках и скупкой сельхоз продуктов - около 280.
В Гродно в конце 50-х насчитывалось 25 купцов, объявивших капиталы, всех же лавок в эти годы до 250. Около 150 из них принадлежали мещанам.
В Витебске в конце 50-х - 90 гильдейских купцов. Всех, торговавших в лавках, трактирах, кондитерских, содержавших харчевни, постоялые дворы - около 600 человек. Гильдейским купцам принадлежали до 250 торговых заведений, в остальных торговали мещане.
В Полоцке из 335 лавок около 100 принадлежали гильдейским купцам (55 человек), остальные - мещанам.
В Могилеве в 50-е годы - больше 660 торговых заведений - магазинов, лавок и лавчонок, трактиров, винных погребов, харчевен, кондитерских и т.п. Гильдейскому купечеству (65-70 человек) принадлежало 320, остальные - мещанам.
Мещане держали в своих руках всю торговлю в большинстве уездных городов и местечек.
Структура торговли.
Больших капиталов у них не было - продавали главным образом съестные припасы, овощи, разный мелочный товар - пуговицы, гвозди, веревки, цветы, гребенки и пр., а также скупали небольшие партии сельхозпродуктов, разъезжая по деревням и ярмаркам. Эти продукты перепродавали оптовикам.
По разным городам Беларуси были свои особенности - в зависимости от состава товаров, характера торговли, сложившихся торговых связей города, хозяйственными особенностями региона. Различен и объем торговых оборотов.
Общая черта почти для всех городов - скупали сельскохозяйственные продукты в помещичьих имениях, селах, на ярмарках и базарах, в местечках и городах, заготавливали их большими партиями, сортировали и продавали их в Риге и за границей - в Данциге, Кенигсберге.
В документах, описывающих торговлю городов Беларуси в первые годы после присоединения к России, такой характер торговли определяется как «главное занятие местного купечества». Купцы Могилева, Витебска, Полоцка и других городов северо-восточной Беларуси в конце 18 - начале 19 века занимались скупкой льна, пеньки, льняного и конопляного масла, зернового хлеба. Закупали в селах и деревнях, везли в город, сортировали, собирали в тюки, пачки, бочки и т. п., а потом на своих или на нанятых судах сплавляли по Западной Двине в Ригу.
За 1780 - Могилевские купцы покупают «в уездах лен и пеньку и деланное здесь масло конопляное вывозят для торгового промыслу в Ригу и Пруссию». В «Камеральном и экономическом примечании Могилевского наместничества за 1786 о торговле купцов Могилева: «Купцы торгуют не в одном своем, но и в других городах разными товарами: ездят по городам Вильно сухим путем, а в ином, нагрузя барки пенькою, льняным и конопляным маслом, щетиною, воском и другими товарами, отправляют в прусский город Кенигсберг рекою Неманом; в оном продав товары, ездят для покупки разных материалов, как то: сукон, парчей и прочих шелковых материалов, в Гданьск и Шленск. Некоторые же водяным путем ездят в Ригу с хлебом