Файл: 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Организация местного управления на территории Беларуси
2. Экономическая, политическая и конфесийная политика на тр. Беларуси
Экономика белорусских земель. Реформы 1830-1840-х гг.
Шляхетское восстание 1830 – 1831 гг. И его итоги.
Кризис крепостного строя. Экономические реформы 1830– 1850-х гг
11.Реформа Киселева для государственных крестьян
Итоги реформы Киселева и ее последствия
Промышленность: структура и формы организации
Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Подготовка отмены крепостного права
Реализация крестьянской реформы
Влияние восстания 1863-1864 гг. на реализацию реформы
Поземельное обустройство других категорий сельского населения
Влияние реформы на социальную трансформацию беларуской деревни
Буржуазные реформы 60-70-х гг. Х/Х, в. в Беларуси
20. Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.
Партия социалистов – революционеров (эсеров)
Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.
Зубатовщина и полицейский социализм.
Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906—1911 гг. В Беларуси
Беларусь во время первой мировой войны. Результаты войны для Беларуси.
Народническое и социал-демократическое движение на территории Беларуси во второй половине XIX - начале XX вв. Возникновение и деятельность Белорусского социалистического общества
Во второй половине ХIХ в. в общественном движении усилилась разночинно-демократическое течение, выразителями которого стали революционеры народники, которые создали в 1861 г. организацию "Земля и воля". В 1879 г. организация "Земля и воля" распалась на две части: "Черный передел" и "Народную волю" Народнические кружки действовали в Витебске, Гродно, Минске Могилеве, Слуцке и других городах Беларуси. Идеологами народнического движения были революционные философы Бакунин Ткачев и Лавров. Каждый, из которых основал свое течение в народническом движении.
Все три течения народников были убеждены, что крестьянская община, которая существует почти в каждой деревне Российской империи, эта ячейка социализма. Они были уверенны, что если отдать крестьянской общине всю помещичью землю и написать для неё справедливые законы, то придёт социализм. Само собой понималась, что народники планировали уничтожить царизм, построить в России демократическую республику, дать народам PI, в том числе и белорусам, культурно-национальную автономию. В 1879 - 1880 гг. в Минске существовала подпольная народническая типография, где выдавались листовки и прокламации.
В 1884 г. белорусские студенты Александр Марченко и Хаим Ратнер, которые учились в Петербурге, организовали народническую группу "Гомон", которая пыталась объединить все народнические кружки в Беларуси. Были также изданы два номера газеты "Гомон" где белорусские студенты обосновали право белорусов на свое национальное государство.
Три народнические течения отличались между собой только взглядами на пути построения социализма в России. Бакунин и Ткачев были за революцию, Лавров же высказывался за реформаторский путь.
Бакунин призывал крестьянство к бушу такому же как во времена Емельяна Пугачева. Участники организации "Чёрный передел" пытались на практике осуществить его идеи и поднять народ на восстание. Они занимались хождениями в народ. То есть студенты, которые входили в эту организацию, во время каникул устраивались на работу, где работал "простой народ" и там пытались вести революционную агитацию. Чаще всего агитация
завершалась сдачей агитаторов в полицию, а на бунт никого поднять не удалось.
"Народная воля" пыталась осуществить на практике идеи Ткачева, который утверждал, что царская власть чрезвычайно слабая, не имеет никакой народной поддержки, потому достаточно убить несколько сотен чиновников, как в стране начнется революция, после которой придёт социализм. Вот народовольцы и занимались убийствами высших государственных чиновников, представителей царской семьи, генералов и т.п. Их наибольшим успехам было убийство белорусам Игнатием Гриневицким царя Александра II в 1881 г. Практика показала, что даже убийство царя не приблизило общество ни к революции, ни, тем более, к социализму.
После убийства в 1881 г. народниками Александра II, все участники народнических организаций были арестованный и им на смену пришли либеральные народники, которые пытались осуществить идеи Лаврова. Они отказались от индивидуального террора и стремились занять должности в земствах, городских управах, университетах, школах, других государственных учреждениях, Либеральные народники стремились убедить в народнических идеях своих коллег чиновников, студентов другую молодежь. В принципе либеральные народники имели некоторые шансы на успех, постепенно они могли перевоспитать общество. Но им сильно помешали.
В концы 19 века начал расширяться социал-демократическое движение, что содействовал распространению марксистских идей. В 70-я годы в Беларуси произошло 7 забастовок, в 80-я годы — 10, в 90-я годы - уже 95. В забастовках были виновны первые социал-демократические кружки, в которых революционеры марксисты обучали рабочих идеям марксизма.
Марксисты в отличии от народников говорили, что революцию должны совершить рабочие потому, что они самые передовые, сплочённые, сознательные. Кроме того, именно пролетариат, это значит рабочий класс, является основным создателем всех материальных благ, по этой причине будет справедливо, если в будущем
, после революции все остальные классы и слои общества будут обслуживать все нужды пролетариев. Что касаться класса помещиков и буржуазии то эти социальные слои подлежат вообще полному уничтожению.
В 1891 г. в Вильно произошел съезд еврейских социал-демократических организаций Литвы, Беларуси и Польши, на котором был созданный Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России (БУНД). Он откладывал социалистическую революцию на далекое будущее и главной целью считал борьбу за улучшение экономического положения еврейских рабочих.
В 1898 г. в Минске прошел первый съезд социал-демократических организаций, на котором была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), которая выступила за свержение самодержавия и установление диктатуры пролетариата. Правда, на втором съезде РСДРП в 1903 г. партия раскололась на большевиков, которые отстаивали идею революции, и меньшевиков, сторонников реформ которые постепенно приведут к социализму.
В 1902 г. возникла партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры в основном, ветераны народнического движения которые в начала XX ст. уже отсидели свои сроки в тюрьмах, и вышли на свободу. На свободе они принялись за старое, занялись индивидуальным террорам и подготовкой к социалистической революции. В идеологическом плане партия эсеров также оставалась на старых народнических позициях и пропагандировала крестьянский социализм.
В этом же 1902 году образовалась Партия Польская Социалистическая (ППС), которая действовали в Литве и Западной Беларуси. Она также стояла на позициях народнического социализма, но одновременно выступала за воссоздание Польши в границах 1772 г. В программе этой партии и выпускаемой литературы не было даже и вспоминаний про Беларусь.
Началом белорусского национально освободительного движения можно считать создание в 1903 г. братьями Луцкевичами Белорусского Революционной Громады, которая была переименована в социалистическую и приняла программу. В ней предусматривалось свержение царизма, передача земли крестьянам, передача фабрик рабочим, развитие белорусской культуры, предоставление Беларуси краевой автономии с сеймом в Вильно и всенародное избрание чиновников.
Под влиянием упомянутых политических партий в начала XX столетия начался подъем рабочего движения. В 1901 — 1904 гг. произошло 408 экономических и политических стачек, в которых приняли участие 56 тыс. человек. За это же время 59 раз рабочие выходили на демонстрации. В белорусских деревнях в 1901 -1904 гг. произошло 116 крестьянских выступлений.
ЭСЭРЫ
Партия социалистов – революционеров (эсеров)
Самой крупной и влиятельной из непролетарских партий была партия социалистов – революционеров (эсеров), созданная в 1902 г. История возникновения партии эсеров связана с движением народничества. В 1881 г., после разгрома «Народной воли», часть бывших народовольцев вошла в состав нескольких подпольных групп. С 1891 по 1900 гг. большинство подпольных лево-народнических кружков и групп принимает название «социалистов-революционеров». Первой организацией, принявшей такое наименование, была швейцарская эмигрантская группа русских народников во главе с Х. Житловским.
Главную роль в создании партии эсеров и разработке ее программы сыграли «Северный союз социалистов-революционеров», Южная партия социалистов-революционеров», «Рабочая партия политического освобождения России» и «Аграрно-социалистическая лига».
В программах этих групп видна эволюция взглядов будущих эсеров. Вначале прослеживается опора на интеллигенцию, затеи осознание ведущей роли рабочего класса. Даже те группы, которые опирались на крестьянство, затем видели его расслоение. И в отношении крестьянства высказывалась только одна мера – дополнительная прирезка земли к крестьянским наделам.
Многие эсеровские группы в 90-е годы XIX в. отрицательно относились к практическому применению индивидуального террора. И пересмотр этих взглядов во многом произошел под влиянием марксизма.
Но отход от народнического мировоззрения у эсеров продолжался недолго. Уже в 1901 г. они решили главное внимание сосредоточить на распространении социалистических идей среди крестьян. Причиной были первые крупные крестьянские волнения. Эсеры пришли к выводу, что рано разочаровались в крестьянстве как самом революционном классе.
Одним из первых эсеров, уже в 90-х годах начавший работу среди крестьян, был Виктор Михайлович Чернов, один из будущих лидеров партии социалистов-революционеров. Отец его, выходец из крестьянской семьи, в недалеком прошлом крепостной, стараниями родителей получил образование, стал уездным казначеем, дослужился до чина коллежского советника и ордена Святого Владимира, что дало ему право на личное дворянство. Отец оказал определенное влияние на взгляды сына, неоднократно высказывая мысли о том, что вся земля рано или поздно должна отойти от помещиков к крестьянам.