Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 403

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

154
8. Функция педагогики, которая состоит в совер-
шенствовании педагогической практики, в разработке
новых методов, средств, форм организации образова-
тельного процесса.
– Культурологическая.
– Общетеоретическая.
– Практическая.
– Прогностическая.
9. метод, предполагающий активное вмешатель-
ство исследователя в педагогический процесс с целью
создания наилучших условий для изучения педагогиче-
ских явлений.
– Педагогическое тестирование.
– Наблюдение.
– Педагогический эксперимент.
– Анкетирование.
– Сопоставление независимых характеристик.
10. К методам педагогического исследования от-
носятся методы…
– стимулирования деятельности и мотивации по- ведения;
– контроля и самоконтроля;
– формирования сознания личности;
– изучения педагогического опыта.
11.Теоретические методы педагогического иссле-
дования.
– Наблюдение, анкетирование.
– Педагогическое моделирование, индукция.
– Факторный анализ, графопостроение.
– Изучение школьной документации, метод эксперт- ных оценок.
12. метод создания и исследования мысленно
представлен ных или материально реализованных си-
стем, адекватно отображающих исследуемый предмет
педагогической действительности.

155
– Педагогическое моделирование.
– Педагогическое тестирование.
– Педагогический эксперимент.
– Сопоставление независимых характеристик.
– Наблюдение.
13. Уровень научной методологии, к которому от-
носится методика и техника сбора и обработки науч-
ных данных.
– Философский.
– Общенаучный.
– Конкретно-научный.
– Технологический.
14. Правильная последовательность этапов педа-
гогического исследования.
– Проведение констатирующего эксперимента.
– Проведение преобразующего эксперимента.
– Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
– Построение гипотезы исследования.
– Построение гипотезы исследования.
– Проведение констатирующего эксперимента.
– Проведение преобразующего эксперимента.
– Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
– Проведение констатирующего эксперимента.
– Построение гипотезы исследования.
– Проведение преобразующего эксперимента.
– Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
15. Сущность образования как ценности.
– Образование – совокупность приобретаемых знаний , умений, навыков, ценностных установок, опы- та деятельности.


156
– В образовании происходит интеллектуальное, ду- ховно-нравственное, творческое, физическое и (или) про- фессиональное развитие человека.
– Образование является общественно значимым благом .
– Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.
16. Целенаправленный процесс воспитания и обу-
чения в интересах человека, общества, государства.
– Образование.
– Формирование личности.
– Развитие человека.
– Учебный процесс.
– Социализация.
17. Термин «дидактика» в значении «искусство обу-
чения» ввёл…
– Сократ.
– В. Ратке.
– Я.А. Коменский.
– Дж. Локк.
– И.Г. Песталоцци.
– К.Д. Ушинский.
18. Фундаментальные положения, которые от-
ражают общие требования к организации учебного
процесса .
– Правила обучения.
– Закономерности обучения.
– Принципы обучения.
– Законы обучения.
– Задачи обучения.
19. Принцип обучения, которому соответствуют
требования: исправлять фактические ошибки уча-
щихся; применять новейшую научную терминологию;
поощрять исследовательские работы школьников.

157
– Связи теории с практикой.
– Доступности.
– Научности.
– Наглядности.
20. Принцип обучения, которому соответствуют
требования: исходить из уровня подготовленности уча-
щихся, опираться на их возможности.
– Доступности.
– Наглядности.
– Связи теории с практикой.
– Научности.
– Сознательности и активности.
21. Совместная целенаправленная деятельность
учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется
образование, воспитание и развитие личности.
– Учебный процесс.
– Процесс познания.
– Процесс развития.
– Формирование личности.
– Педагогическое взаимодействие.
22. Концепция обучения младших школьников,
в основе которой лежат принципы: обучение на высо-
ком уровне трудности; быстрый темп изучения матери-
ала; ведущая роль теоретических знаний.
– Концепция поэтапного формирования умственных действий.
– Концепция проблемного обучения.
– Концепция содержательного обучения.
– Концепция Л.В. Занкова.
23. Дидактическая концепция, для которой харак-
терно выполнение внешнего действия с материальны-
ми объектами, последующий перевод действия на вер-
бальный уровень и закрепление его во внутреннем
плане.


158
– Концепция поэтапного формирования умственных действий.
– Концепция проблемного обучения.
– Концепция Л.В. Занкова.
24. Дидактическая концепция, согласно которой
педагог создаёт для учащихся ситуации затруднения и
организует осознание, принятие и преодоление этих
учебных ситуаций.
– Концепция содержательного обучения.
– Концепция поэтапного формирования умственных действий.
– Концепция проблемного обучения.
25. Объекты, используемые в качестве инструмен-
тов деятельности педагога, а также в качестве носите-
лей информации в учебном процессе.
– Средства обучения.
– Системы обучения.
– Формы обучения.
– Виды обучения.
26. В классификации методов обучения по характе-
ру учебно-познавательной деятельности отсутствует…
– практический метод;
– репродуктивный метод;
– метод проблемного изложения;
– исследовательский метод.
27. Формирует умения и навыки.
– Иллюстрация.
– Упражнение.
– Рассказ.
– Беседа.
28.Тип урока, наиболее распространённый в школь-
ной практике.
– Объяснения нового материала.
– Закрепления изученного.

159
– Выработки умений и навыков.
– Контроля.
– Обобщения и систематизации.
– Комбинированный.
29. Принцип наглядности наиболее полно реали-
зуется в методе…
– дидактической игры;
– лекции;
– иллюстрации;
– беседы;
– упражнения.
30. Принципу доступности соответствует следую-
щая характеристика.
– Обучение строится на основе гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни.
– Обучаемым предлагаются для усвоения только проч- но установленные в науке положения.
– Обучение строится на конкретных образцах, непо- средственно воспринятых учащимися через зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
– Обучение строится с учетом возрастных, индивиду- альных и половых особенностей учащихся.
31. Показ предметов, процессов и явлений в их сим-
вольном изображении с помощью плакатов, карт, пор-
третов осуществляется при использовании метода…
– рассказа;
– демонстрации;
– беседы;
– упражнения;
– иллюстрации.
32. К дополнительным формам организации обуче-
ния относится…
– лабораторная работа;
– экскурсия;

160
– комбинированный урок;
– рассказ.
33. Основная форма организации учебного процес-
са, при которой в рамках точно
установленного време-
ни учитель занимается с классом по твердому расписа-
нию, используя разнообразные методы и средства обу-
чения.
– Урок.
– Учебный год.
– Семинар.
– Школа.
34. В формировании у обучающихся нравствен-
ности, эстетических представлений и вкусов, сис темы
взглядов на мир, способности следовать социальным
нормам поведения состоит
_______________ функция обу-
чения:
– образовательная;
– воспитательная;
– обучающая;
– развивающая;
– компенсирующая.
35. Свойство, в котором проявляется отличие
процесса воспитания от учебного процесса.
– Целенаправленность.
– Управляемость.
– Многофакторность.
– Двусторонний характер.
– Единство целей, задач, содержания, форм и ме- тодов.
36. Фундаментальные положения, которые отра-
жают общие требования к организации воспитательно-
го процесса.
– Принципы воспитания.
– Закономерности воспитания.


161
– Содержание воспитания.
– Стандарт воспитания.
– Основные компоненты воспитания.
37. Примеры закономерностей воспитания
– Культуросообразность воспитания, природосоо- бразность воспитания, гуманизация воспитания.
– Зависимость эффективности воспитания от сложив- шихся воспитательных отношений, от активности участ- ников воспитательного процесса.
– Личностный подход, деятельностный подход, логи- ка воспитательного процесса, структура воспитательного процесса.
– Воздействия на ребёнка различных субъектов со- циального воспитания (педагогов, семьи, учреждений до- полнительного образования, средств массовой коммуни- кации и т.д.).
38. Потребность в воспитании полезных членов
общества отражает принцип…
– связи воспитания с жизнью и трудом;
– опоры на положительное;
– общественной направленности воспитания;
– гуманизации воспитания;
– единства воспитательных воздействий.
39. Целенаправленное взаимодействие воспитате-
лей и воспитанников, способствующее выработке спо-
собности воспринимать, правильно понимать, ценить
и создавать прекрасное в жизни и искусстве, составля-
ет суть
____ _________ воспитания:
– нравственного;
– этического;
– эстетического;
– интеллектуального.
40. Выбор методов воспитания НЕ зАВИСИТ от …
– профиля обучения;

162
– цели и задач воспитания;
– времени, отводимого на реализацию цели и задач воспитания;
– возрастных и индивидуальных особенностей воспи- танников.
41. К формам организации воспитания относятся…
– педагогическое требование, общественное мнение;
– анкетирование, наблюдение;
– речь педагога, деятельность воспитанников;
– классный час, коллективное творческое дело.
Индивидуальные задания
1. Разработать систему учебных задач по проектиро- ванию учебного материала урока.
2. Охарактеризовать компоненты педагогической си- стемы.
3. Сделать методическую разработку формы взаимо- действия с родителями.
4. Подобрать игры, творческие задания, способствую- щие развитию сотруднических отношений между педаго- гами, родителями и учащимися.
5. Разработать технологию педагогического сопрово- ждения учащихся.
6. Охарактеризовать особенности семейного воспи- тания.
7. Охарактеризовать формы сотрудничества семьи и школы, представив их в виде классификации.
8. Составить анкету для учащихся с целью выявления уровня взаимодействия педагогов и учащихся.
9. Подобрать примеры здоровьесберегающих техно- логий, использующихся в современных школах.


163 10. Разработать тематику классных часов по програм- ме «Здоровье» для определенной возрастной группы уча- щихся.
11. Изучить опыт одного из образовательных учреждений города по вопросам информационно- технологического сопровождения образовательного про- цесса.
12. Защита мини-проекта «Инновационное образова- тельное учреждение».
Темы рефератов и докладов
Творческий характер педагогической деятель-
1. ности.
Сущность, основные виды и структура педагоги-
2. ческой деятельности.
Особенности труда педагога в сельской школе.
3.
Содержание и структура педагогического образо-
4. вания в РФ.
Самообразование и самосовершенствование пе-
5. дагога.
Аксиологический подход в образовании.
6.
Методологическая культура педагога.
7.
Цикличность процесса обучения.
8.
Факторы, влияющие на процесс обучения.
9.
Мотивация учения.
10.
Образования как способ вхождения человека
11. в мир культуры.
Современное мировое образовательное простран-
12. ство.
Модель построения 12-летней общеобразователь-
13. ной школы.
Технические средства обучения.
14.

164
Обору
15. дование учебного кабинета.
Тестирование достижений учащихся.
16.
Стимулирование учения.
17.
Виды обучения.
18.
Нестандартные уроки.
19.
Домашняя работа учащихся.
20.
Система уроков по теме.
21.
Информатизация и компьютеризация учебного
22. процесса.
Система единых государственных экзаменов
23.
(ЕГЭ).
Прагматическая и неопрагматическая теория вос-
24. питания.
Экзистенциалистская теория воспитания.
25.
Бихевиористская теория воспитания и развития
26. личности.
Неопозитивизм как основа воспитательных си-
27. стем.
Неотомизм в зарубежных воспитательных сис-
28. темах.
Возникновение педагогической профессии.
29.
Своеобразие педагогической профессии.
30.
Учитель как субъект педагогической деятельности.
31.
Профессиональные требования к личности педагога.
Педагогическое творчество.
32.
Общая и профессиональная культура педагога.
33.
Профессиональная компетентность педагога.
34.
Развитие личности педагога в системе педагогиче-
35. ского образования.
Профессиональное самообразование и саморазви-
36. тие личности педагога.
Понятие о педагогике как науке. Объект, предмет,
37. цели, задачи и основные функции педагогики.
Связь педагогики с другими науками, связь педаго-
38. гической науки и практики.

165
Система педагогических наук.
39.
Методология педагогической науки. Методологи-
40. ческая культура педагога.
Методы педагогического исследования.
41.
Организация педагогического исследования.
42.
Образование как общественное явление и педаго-
43. гический процесс.
Развитие личности как педагогическая проблема.
44.
Роль воспитания и обучения в формировании личности.
Становление дидактики как науки.
45.
Предмет и задачи современной дидактики.
46.
Сущность, движущие силы, противоречия и логи-
47. ка процесса обучения. Двусторонний и личностный ха- рактер обучения.
Закономерности процесса обучения.
48.
Принципы обучения.
49.
Функции обучения. Реализация функций обучения
50. на уроке.
Современные дидактические концепции.
51.
Содержание образования как фундамент базовой
52. культуры личности.
Государственный образовательный стандарт.
53.
Нормативные документы, регламентирующие со-
54. держание образования.
Методы и приёмы обучения. Выбор методов обу-
55. чения.
Основные подходы к классификации методов обу-
56. чения.
Характеристика основных методов обучения.
57.
Средства обучения.
58.
Формы и системы организации обучения. Классно-
59. урочная система.
Урок как основная форма обучения.
60.
Типология и структура уроков.
61.