Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 402

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

143
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17

Рис.22. Структура воспитательной системы

144
• развивает самостоятельность, инициативу, твор- чество, ответственность;
• формирует навыки коллективного взаимодей- ствия: лидерства, поиска согласия в группе, выработки коллективных целей и путей их достижения, чёткого выполнения своей части общего дела, анализа и само- анализа;
• способствует формированию гуманных отноше- ний, терпимости к чужому мнению, адекватной само- оценки и оценки окружающих;
• учит бережному отношению к общественному до- стоянию;
• создаёт условия для приобретения опыта обще- ственно полезной деятельности.
К основным функциям управления воспитательной системой относятся:
• диагностика воспитательного процесса и деятель- ности его участников;
• обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов );
• организация совместной развивающей, творче- ской деятельности участников учебно-воспитательного процесса;
• организация сотрудничества школы, семьи и об- щественности;
• гуманизация отношений между взрослыми и детьми .
Содержание воспитательной системы
включает два аспекта:
• совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и других компонентов, входя- щих в содержание воспитания;
• различная деятельность по усвоению содержания воспитания, приобретению опыта, развитию личности.

145
Организация воспитательной системы
– это упо- рядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Имен- но благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, струк- тура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.
Упорядочение воспитательной системы может про- исходить при воздействии на систему извне или изну- три. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые струк- туры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руково- дящих указаний может сформироваться активная и ра- ботоспособная творческая группа, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию). Способность к самоорганизации воспитательная система приобре- тает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной дея- тельности по реализации этих ценностей.
Общение как обязательный компонент воспита-
тельной системы
представляет собой единство трёх элементов: информационного (обмен информацией), перцептивного (адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание) и интерактивного (взаимодействие людей, включённых в воспитательную систему, их вза- имное влияние друг на друга).
Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она по- стоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что одной из её глобальных целей является всестороннее развитие личности воспи-


146
танников. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, однако три первых этапа выделяются достаточно чётко в любой из них (рис. 23).
Первый этап – становление системы. Его главная цель – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На этом этапе происходит разработка концепции будущей воспитательной системы, осуществляется педагогиче- ский поиск, зарождаются традиции, апробируются и корректируются инновационные идеи, нарабатывают- ся педагогические технологии. Формируется большин- ство элементов системы, однако они работают ещё не слаженно, связи между ними недостаточно прочны.
Взаимодействие с внешней средой чаще всего имеет стихийный характер. Одним из главных условий успе- ха на этом этапе является достаточно быстрое систе- мообразование, позволяющее добиться первых пози- тивных результатов, пусть небольших, но очевидных.
Второй этап – отработка системы. Происходит раз- витие коллектива, органов самоуправления. Закрепля- ются традиции, определяются приоритетные направ- ления работы и основные (системообразующие) виды деятельности. Субъектами деятельности в воспитатель- ной системе выступают педагоги, учащиеся, их родите- ли, а также первичные коллективы. Благодаря систе- мообразующей деятельности реализуются интересы и потребности воспитанников в их сотрудничестве друг с другом, со взрослыми. Примеры системообразующей деятельности: труд, игра, коллективная творческая дея- тельность. Отсеиваются малоэффективные способы де- ятельности, совершенствуются наиболее эффективные педагогические технологии. Формируются прочные связи с внешней средой. Важным условием успеха это-

147
Рис. 23. Этапы развития воспитательной системы

148
го этапа является согласование темпов развития учени- ческого и педагогического коллективов (в идеале они должны развиваться в одном темпе, постепенно транс- формируясь в единый коллектив).
Третий этап – окончательное оформление системы.
Коллектив представляет собой содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. На этом этапе воспитательная система эффективно решает за- дачи формирования свободной, гуманной, духовной, творческой и практичной личности.
Третий этап по отношению к двум предыдущим можно рассматривать как этап наивысшего развития системы. Однако он не может продолжаться бесконеч- но, поскольку в системе происходят изменения, обу- словленные тем, что периодически обновляется кон- тингент воспитанников, накапливается усталость от старых, отработанных форм и видов деятельности, пре- кращается развитие отношений в коллективе и т.д. Эти изменения могут привести систему к кризису, который обычно проявляется в прекращении развития системы.
Поэтому на последующих этапах возможна пере- стройка воспитательной системы, профилактика кризи- сов и выход из кризисных состояний. Выходом из кри- зисного состояния может быть обновление системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и спосо- бов взаимодействия, новых отношений, расширение или, наоборот, локализация системы, смена лидеров и т.д.
Воспитательные системы, создаваемые в практи- ке образования, чрезвычайно разнообразны по своей структуре, направлениям деятельности, особенностям функционирования и взаимодействия с внешней сре- дой. Их классификация затруднена множественностью


149
свойств воспитательных систем. Например, их можно разделить по количественному признаку (количество участников и уровней управления) на воспитательные системы первичных коллективов, объединений и ор- ганизаций.
Воспитательные системы первичных коллективов складываются в малых группах, имеют одноуровневую структуру самоуправления (лидеры управляют коллек- тивом напрямую, ввиду малочисленности группы не требуется промежуточные уровни). К ним относятся воспитательные системы класса, детского творческого коллектива, отряда в детском оздоровительном лагере.
Системообразующие виды деятельности в таких вос- питательных системах обычно локализованы в одном- двух направлениях работы (например, для класса – это учебно-познавательная деятельность; для коллектива детей, посещающих кружок рисования, – изобразитель- ное искусство; для отряда в детском оздоровительном лагере – досуговая деятельность).
Воспитательные системы детских и юношеских объединений отличаются более сложной структурой самоуправления, большим количеством участников и большим разнообразием направлений работы. Внутри общей структуры таких воспитательных систем могут существовать малые группы, имеющие своих лидеров.
Однако в структуре самоуправления не всегда можно чётко выделить иерархические уровни (например, ма- лая группа сформировалась в составе объединения как временный творческий коллектив, после выполнения своих задач формально она прекратила существова- ние, однако у её членов сложились особые дружеские отношения, отличающие их от всего коллектива). Вме- сте с тем структура объединения часто интегрирована в структуру организации (пример, детское творческое

150
объединение функционирует на базе общеобразова- тельной школы, а его состав его участников сформиро- вался преимущественно их учеников и педагогов этой же школы). В зарубежной педагогике примером таких воспитательных систем могут служить «справедливые сообщества» (Л. Колберг), в отечественной – воспита- тельная система общей заботы (И.П. Иванов).
Воспитательные системы организаций не толь- ко включают в себя большое количество участников и имеют многоуровневую иерархическую структуру.
Структура этих воспитательных систем, в отличие от объединения, формализована в соответствии с дей- ствующими правовыми актами (устав организации, различные положения и т.д.). Среди них наиболее ши- роко представлены воспитательные системы образо- вательных учреждений (школ). В структуре внутриш- кольного управления традиционно существуют уров- ни стратегического, тактического и оперативного управления, а также уровень ученического самоуправ- ления. В отечественном опыте общего образования выделяются воспитательные системы:
• общеобразовательной школы (обоснована и опи- сана в работах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л.
Селивановой);
• школы как центра воспитательной работы в ми- кросоциуме: в селе, в микрорайоне города;
• школы-комплекса, которая формируется при взаимодействии общеобразовательной школы с уч- реж дениями культуры, спорта, образования , произ- водства;
• различных авторских школ.
В зарубежном педагогическом опыте известна сво- ей уникальностью воспитательная система вальдорф- ских школ (Р. Штейнер).


151
История образования знает ряд оригинальных авторских систем воспитания, оказавших влияние на массовую практику воспитания, открывших новые возможности организации воспитательного процес- са. К ним можно отнести воспитательные системы
А.С. Макаренко, Я. Корчака, С. Френе, В.А. Сухом- линского и др.
Вопросы для самопроверки
1. Как соотносятся понятия метод, приём и средство воспитания?
2. Какие методы применяются для формирования сознания личности?
3. С помощью каких методов формируется опыт поведения ?
4. Какие методы позволяют создавать мотивацию дея- тельности и поведения?
5. Приведите примеры взаимосвязи методов, приё- мов и средств воспитания.
6. По каким признакам классифицируются формы воспитания?
7. Какую роль в воспитании играет ученический кол- лектив?
8. Обоснуйте необходимость развития детского кол- лектива в воспитательном процессе.
9. Назовите основные компоненты воспитательной системы.
10. Каковы основные этапы развития воспитательной системы?
11. Какие воспитательные системы вам известны?

152
Практические задания
Задание 1. Подготовить информационный портфолио по теме «Формы сотрудничества образовательных организа- ций с семьей».
Задание 2. Разработать внеклассное мероприятие для лю- бой возрастной группы с указанием направленности, цели и задач воспитания.
Задание 3. Подобрать в художественной литературе
примеры использования методов воспитания. Представить
анализ использования методов воспитания, с указанием названия, характеристики метода и целесообразности ис- пользования.
Типовые задания и иные материалы
для текущего контроля по разделу
1. Примерный Тест. Типовые вопросы.
Педагогика – это

– наука об особенностях развития личности;
– наука о работе с детьми;
– деятельность педагога, направленная на формиро- вание личности ребёнка;
– наука о воспитании и обучении человека;
– взаимодействие взрослых и детей в педагогическом процессе.
2. Основоположник научной педагогики.
– Аристотель;
– Фрэнсис Бэкон;
– Ян Коменский;
– Эразм Роттердамский;
– Джон Локк;
– Иоганн Песталоцци.

153
3. Категории педагогики – это

– базовые понятия педагогической науки;
– совокупность закономерностей педагогического процесса;
– система педагогических принципов;
– объект и предмет педагогики;
– основные разделы, отрасли педагогической науки;
– взаимосвязь основных функций и задач педагогики.
4. Функция педагогики, обоснованное предви де-
ние развития педагогической реальности.
– Прогностическая.
– Объяснительная.
– Преобразующая.
– Общетеоретическая.
5. Раздел общей педагогики.
– Дефектология.
– Этнопедагогика.
– Дошкольная педагогика.
– Андрогогика.
– Теория обучения.
6. Раздел специальной педагогики.
– Социальная педагогика.
– Сурдопедагогика.
– Школоведение.
– Геронтогогика.
– Преддошкольная педагогика.
7. Категориально-понятийный аппарат педагоги че-
ской науки.
– Все понятия, рассматриваемые в педагогических науках.
– Совокупность категорий педагогики.
– Инструмент исследования.
– Способ определения и классификации педагогиче- ских понятий.