Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Цель:развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Чем похожи глаголы с пропущенными окончаниями? (Это глаголы 2-го лица единственном числа.)
— Какие окончания вы вставили? Почему?
— Какие ещё орфограммы встретились в тексте?
— Назовите части слова листочки.
III. Актуализация знаний
Работа по карточкам
— Вставьте пропущенные буквы.
Ты, в.лна м..я, в.лна!
Ты гульлива и в..льна;
Плещ.. ты, куда захоч..,
Ты м..рские камни точ..,
Топ.. бер..гты з..мли,
Польша., корабли...
А. Пушкин
IV. Самоопределение к деятельности
— В каких глаголах в безударных окончаниях пишется буква и?
— В каких глаголах в безударных окончаниях пишется буква е?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 207(с. 101).
— Прочитайте задание.
— Какие глаголы относятся к I спряжению?
— Какие глаголы относятся ко II спряжению?
— Назовите глаголы-исключения II спряжения.
— Выполните задание.
(Проверка. Один ученик читает глаголы, остальные проверяют. Если глагол назван неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши. Самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 101).
— Прочитайте.
— Вставьте в пословицы пропущенные глаголы.
— Прочитайте получившиеся пословицы. Объясните, как вы их понимаете.
— Назовите слова-антонимы.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка, самооценка. Один ученик выполняет
на доске разбор слова вымочит как части речи.)
Упр. 209 (с. 101).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия Тестовая работа
1. Спряжение — это:
1) изменение глаголов по родам и числам
2) изменение глаголов по лицам и числам
3) изменение глаголов по числам и временам
4) изменение глаголов по временам и лицам
2. Признаками I спряжения глаголов являются:
1) буквы е (ё), у (ю) в окончаниях
2) буквы и, а, я в окончаниях
3) буквы е (ё), а (я) в окончаниях
4) буквы и, у (ю) в окончаниях
3. Глаголом-исключением является:
1) видишь 3) носить
2) писать 4) сидеть
4. Глаголом II спряжения является:
1) приплывает 3) промокнешь
2) поют 4) долбишь
5. Буква и пишется в окончании глагола:
1)стел..шь 3)терп..шь
2)скач..т 4)се..т
6. Укажите вариант, в котором в обоих словах пропущена буква е.
1)вяж..шь, ноете 3) ее..м, пол..те
2) брос.м, дремл..шь 4) стро..шь, обид..т
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы закрепляли сегодня на уроке?
— Кто сегодня справился со всеми заданиями?
— Кому было трудно?
Домашнее задание
Упр. 206 (с. 100).
___________________________
Тема: Возвратные глаголы(общее представление).
Цели: познакомить с понятием возвратные глаголы; развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделениенеобходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке объясняют написание слов с пропущенными буквами. Один ученик выполняет на доске разбор слова понюхаешь как части речи.)
III. Актуализация знаний
— Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)
— Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных.
Дружил с Игор.., написать на забор.., сгорели в печ.., гнездо на берёз.., сел у ел.., в белой шапочк.., пошёл по алле.., прочитал в книг.., ехал по кочк..м, от гвоздик., к фиалк... (Проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте глаголы и сравните их.
умывает — умывается одевает — одевается моет — моется
— Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а вторые — что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой.)
— Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавляется -ся.)
— Как могут называться такие глаголы? (Ответы детей.)
— Прочитайте, как они называются, на с. 102 учебника.
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 210 (с. 102).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов. (Суффикс -ся.)
— Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? (Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть.)
Упр. 211 (с. 102).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какие глаголы вы выписали?
Упр. 212 (с. 102-103).
— Прочитайте текст.
— О ком в нём говорится?
— Что вы узнали о пуме из текста?
— Какие буквы вы напишете на месте пропусков? Объясните свой выбор.
— Спишите текст.
— Найдите возвратный глагол в неопределённой форме. (По-забавляться.)
— Выделите суффикс неопределённой формы -ть и возвратный суффикс -ся.
— Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.
(Два ученика работают у доски.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Упр. 214 (с. 103).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам?
2. Упражнение в правописании возвратных глаголов
— Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак.
Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).
(Проверка по образцу, самооценка.)
VIII. Рефлексия Выборочный диктант
— Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся.
1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься — люби и саночки возить. 3) Станешь лениться — будешь с сумой волочиться.
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие глаголы называются возвратными?
Домашнее задание
Упр. 213 (с. 103).
Записать в словарик слово командир, составить с ним предложение.
_______________________
Тема: Правописание возвратных глаголов.
Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы записали.
— От каких глаголов можно образовать три формы времени? Назовите их.
— От каких глаголов можно образовать две формы времени? Назовите их.
— Какое слово из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этом слове.
— Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
1) (Не)бравшись за топор, избы (не)срубить. 2) (Не)надевай хомут с хвоста, (не)начинай дело с конца. 3) (Не)сиди сложа руки, так (не)будет и скуки. 4) Своя ноша (не)тянет.
— Спишите, раскройте скобки. Какое правило нужно для этого вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно.)
(Взаимопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Учиться — всегда пригодится.
— Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.)
— Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а пригодится — без мягкого знака.)
— Как это можно объяснить? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 215 (с. 103).
— Прочитайте задание.
— Определите формы глаголов продаётся и ложиться. (Продаётся — настоящее время, 3-е лицо, единственное число; ложиться — неопределённая форма.)
— Назовите все знакомые орфограммы в стихотворении.
— Расскажите стихотворные строки друг другу.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимооценка.)
Упр. 216 (с. 104).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе?
Упр. 217 (с. 104).
— Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)
— Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.
— Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)
— Какой можно сделать вывод? (Правописание
Цель:развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Чем похожи глаголы с пропущенными окончаниями? (Это глаголы 2-го лица единственном числа.)
— Какие окончания вы вставили? Почему?
— Какие ещё орфограммы встретились в тексте?
— Назовите части слова листочки.
III. Актуализация знаний
Работа по карточкам
— Вставьте пропущенные буквы.
Ты, в.лна м..я, в.лна!
Ты гульлива и в..льна;
Плещ.. ты, куда захоч..,
Ты м..рские камни точ..,
Топ.. бер..гты з..мли,
Польша., корабли...
А. Пушкин
IV. Самоопределение к деятельности
— В каких глаголах в безударных окончаниях пишется буква и?
— В каких глаголах в безударных окончаниях пишется буква е?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 207(с. 101).
— Прочитайте задание.
— Какие глаголы относятся к I спряжению?
— Какие глаголы относятся ко II спряжению?
— Назовите глаголы-исключения II спряжения.
— Выполните задание.
(Проверка. Один ученик читает глаголы, остальные проверяют. Если глагол назван неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши. Самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 101).
— Прочитайте.
— Вставьте в пословицы пропущенные глаголы.
— Прочитайте получившиеся пословицы. Объясните, как вы их понимаете.
— Назовите слова-антонимы.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка, самооценка. Один ученик выполняет
на доске разбор слова вымочит как части речи.)
Упр. 209 (с. 101).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия Тестовая работа
1. Спряжение — это:
1) изменение глаголов по родам и числам
2) изменение глаголов по лицам и числам
3) изменение глаголов по числам и временам
4) изменение глаголов по временам и лицам
2. Признаками I спряжения глаголов являются:
1) буквы е (ё), у (ю) в окончаниях
2) буквы и, а, я в окончаниях
3) буквы е (ё), а (я) в окончаниях
4) буквы и, у (ю) в окончаниях
3. Глаголом-исключением является:
1) видишь 3) носить
2) писать 4) сидеть
4. Глаголом II спряжения является:
1) приплывает 3) промокнешь
2) поют 4) долбишь
5. Буква и пишется в окончании глагола:
1)стел..шь 3)терп..шь
2)скач..т 4)се..т
6. Укажите вариант, в котором в обоих словах пропущена буква е.
1)вяж..шь, ноете 3) ее..м, пол..те
2) брос.м, дремл..шь 4) стро..шь, обид..т
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы закрепляли сегодня на уроке?
— Кто сегодня справился со всеми заданиями?
— Кому было трудно?
Домашнее задание
Упр. 206 (с. 100).
___________________________
Тема: Возвратные глаголы(общее представление).
Цели: познакомить с понятием возвратные глаголы; развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделениенеобходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке объясняют написание слов с пропущенными буквами. Один ученик выполняет на доске разбор слова понюхаешь как части речи.)
III. Актуализация знаний
— Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)
— Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных.
Дружил с Игор.., написать на забор.., сгорели в печ.., гнездо на берёз.., сел у ел.., в белой шапочк.., пошёл по алле.., прочитал в книг.., ехал по кочк..м, от гвоздик., к фиалк... (Проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте глаголы и сравните их.
умывает — умывается одевает — одевается моет — моется
— Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а вторые — что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой.)
— Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавляется -ся.)
— Как могут называться такие глаголы? (Ответы детей.)
— Прочитайте, как они называются, на с. 102 учебника.
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 210 (с. 102).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов. (Суффикс -ся.)
— Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? (Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть.)
Упр. 211 (с. 102).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какие глаголы вы выписали?
Упр. 212 (с. 102-103).
— Прочитайте текст.
— О ком в нём говорится?
— Что вы узнали о пуме из текста?
— Какие буквы вы напишете на месте пропусков? Объясните свой выбор.
— Спишите текст.
— Найдите возвратный глагол в неопределённой форме. (По-забавляться.)
— Выделите суффикс неопределённой формы -ть и возвратный суффикс -ся.
— Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.
(Два ученика работают у доски.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 214 (с. 103).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам?
2. Упражнение в правописании возвратных глаголов
— Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак.
Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).
(Проверка по образцу, самооценка.)
VIII. Рефлексия Выборочный диктант
— Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся.
1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься — люби и саночки возить. 3) Станешь лениться — будешь с сумой волочиться.
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие глаголы называются возвратными?
Домашнее задание
Упр. 213 (с. 103).
Записать в словарик слово командир, составить с ним предложение.
_______________________
Тема: Правописание возвратных глаголов.
Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы записали.
— От каких глаголов можно образовать три формы времени? Назовите их.
— От каких глаголов можно образовать две формы времени? Назовите их.
— Какое слово из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этом слове.
— Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
1) (Не)бравшись за топор, избы (не)срубить. 2) (Не)надевай хомут с хвоста, (не)начинай дело с конца. 3) (Не)сиди сложа руки, так (не)будет и скуки. 4) Своя ноша (не)тянет.
— Спишите, раскройте скобки. Какое правило нужно для этого вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно.)
(Взаимопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Учиться — всегда пригодится.
— Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.)
— Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а пригодится — без мягкого знака.)
— Как это можно объяснить? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 215 (с. 103).
— Прочитайте задание.
— Определите формы глаголов продаётся и ложиться. (Продаётся — настоящее время, 3-е лицо, единственное число; ложиться — неопределённая форма.)
— Назовите все знакомые орфограммы в стихотворении.
— Расскажите стихотворные строки друг другу.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимооценка.)
Упр. 216 (с. 104).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе?
Упр. 217 (с. 104).
— Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)
— Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.
— Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)
— Какой можно сделать вывод? (Правописание