Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Цель:развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаго­лам, писать безударные личные окончания глаголов.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зави­симости от конкретных условий; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматически­ми и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемо­го содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Чем похожи глаголы с пропущенными окончаниями? (Это глаголы 2-го лица единственном числа.)

— Какие окончания вы вставили? Почему?

— Какие ещё орфограммы встретились в тексте?

— Назовите части слова листочки.

III. Актуализация знаний

Работа по карточкам

— Вставьте пропущенные буквы.

Ты, в.лна м..я, в.лна!

Ты гульлива и в..льна;

Плещ.. ты, куда захоч..,

Ты м..рские камни точ..,

Топ.. бер..гты з..мли,

Польша., корабли...

А. Пушкин

IV. Самоопределение к деятельности

— В каких глаголах в безударных окончаниях пишется буква и?

— В каких глаголах в безударных окончаниях пишется буква е?

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правопи­сании безударных личных окончаний глаголов.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 207(с. 101).

— Прочитайте задание.

— Какие глаголы относятся к I спряжению?

— Какие глаголы относятся ко II спряжению?

— Назовите глаголы-исключения II спряжения.

— Выполните задание.

(Проверка. Один ученик читает глаголы, остальные прове­ряют. Если глагол назван неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши. Самооценка.)


VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 208 (с. 101).

— Прочитайте.

— Вставьте в пословицы пропущенные глаголы.

— Прочитайте получившиеся пословицы. Объясните, как вы их понимаете.

— Назовите слова-антонимы.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка, самооценка. Один ученик выполняет

на доске разбор слова вымочит как части речи.)

Упр. 209 (с. 101).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимо­оценка.)

VIII. Рефлексия Тестовая работа

1. Спряжение — это:

1) изменение глаголов по родам и числам

2) изменение глаголов по лицам и числам

3) изменение глаголов по числам и временам

4) изменение глаголов по временам и лицам

2. Признаками I спряжения глаголов являются:

1) буквы е (ё), у (ю) в окончаниях

2) буквы и, а, я в окончаниях

3) буквы е (ё), а (я) в окончаниях

4) буквы и, у (ю) в окончаниях

3. Глаголом-исключением является:

1) видишь 3) носить

2) писать 4) сидеть

4. Глаголом II спряжения является:

1) приплывает 3) промокнешь

2) поют 4) долбишь

5. Буква и пишется в окончании глагола:

1)стел..шь 3)терп..шь

2)скач..т 4)се..т

6. Укажите вариант, в котором в обоих словах пропущена бук­ва е.

1)вяж..шь, ноете 3) ее..м, пол..те

2) брос.м, дремл..шь 4) стро..шь, обид..т

(Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы закрепляли сегодня на уроке?

— Кто сегодня справился со всеми заданиями?

— Кому было трудно?

Домашнее задание

Упр. 206 (с. 100).

___________________________

Тема: Возвратные глаголы(общее представление).

Цели: познакомить с понятием возвратные глаголы; развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученны­ми орфограммами.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделениенеобходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение спо­соба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке объясняют написание слов с пропу­щенными буквами. Один ученик выполняет на доске разбор слова понюхаешь как части речи.)

III. Актуализация знаний

— Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)

— Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён сущест­вительных.

Дружил с Игор.., написать на забор.., сгорели в печ.., гнездо на бе­рёз.., сел у ел.., в белой шапочк.., пошёл по алле.., прочитал в книг.., ехал по кочк..м, от гвоздик., к фиалк... (Проверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте глаголы и сравните их.

умывает — умывается одевает — одевается моет — моется

— Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (Первые глаголы в каждой паре по­казывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а вторые что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой.)

— Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавля­ется -ся.)

— Как могут называться такие глаголы? (Ответы детей.)

— Прочитайте, как они называются, на с. 102 учебника.

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенно­стями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 210 (с. 102).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какие глаголы называются возвратными? Назовите пока­затель возвратных глаголов. (Суффикс -ся.)

— Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? (Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть.)

Упр. 211 (с. 102).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Какие глаголы вы выписали?

Упр. 212 (с. 102-103).

— Прочитайте текст.

— О ком в нём говорится?

— Что вы узнали о пуме из текста?

— Какие буквы вы напишете на месте пропусков? Объясните свой выбор.

— Спишите текст.

— Найдите возвратный глагол в неопределённой форме. (По-забавляться.)

— Выделите суффикс неопределённой формы -ть и возврат­ный суффикс -ся.


— Выполните грамматические разборы, указанные в упраж­нении.

(Два ученика работают у доски.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 214 (с. 103).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Сделайте вывод: изменяются ли возвратные глаголы на­стоящего и будущего времени по лицам и числам?

2. Упражнение в правописании возвратных глаголов

— Замените словосочетания одним словом, запишите. Выде­лите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак.

Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настой­чиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испы­тывать волнение, тревогу (волноваться).

(Проверка по образцу, самооценка.)

VIII. Рефлексия Выборочный диктант

— Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся.

1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь катать­ся — люби и саночки возить. 3) Станешь лениться — будешь с сумой во­лочиться.

(Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какие глаголы называются возвратными?

Домашнее задание

Упр. 213 (с. 103).

Записать в словарик слово командир, составить с ним пред­ложение.

_______________________

Тема: Правописание возвратных глаголов.

Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом пра­вописания -тся и -ться в возвратных глаголах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необхо­димой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматически­ми и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания, которые вы записали.

— От каких глаголов можно образовать три формы времени? Назовите их.

— От каких глаголов можно образовать две формы времени? Назовите их.

— Какое слово из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этом слове.

— Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом.

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

1) (Не)бравшись за топор, избы (не)срубить. 2) (Не)надевай хомут с хвоста, (не)начинай дело с конца. 3) (Не)сиди сложа руки, так (не)будет и скуки. 4) Своя ноша (не)тянет.

— Спишите, раскройте скобки. Какое правило нужно для это­го вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно.)

(Взаимопроверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Учиться — всегда пригодится.

— Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.)

— Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а при­годится — без мягкого знака.)

— Как это можно объяснить? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 215 (с. 103).

— Прочитайте задание.

— Определите формы глаголов продаётся и ложиться. (Про­даётся — настоящее время, 3-е лицо, единственное число; ложиться — неопределённая форма.)

— Назовите все знакомые орфограммы в стихотворении.

— Расскажите стихотворные строки друг другу.

(Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимо­оценка.)

Упр. 216 (с. 104).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— По каким двум признакам можно определить, какое букво­сочетание нужно писать в глаголе?

Упр. 217 (с. 104).

— Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)

— Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.

— Найдите имя существительное с выделенным буквосочета­нием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)

— Какой можно сделать вывод? (Правописание