Файл: Курс лекций красноярск 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39
горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, сво- бодно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и жи- вота. Очень важно также держать правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в оп- ределенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела.
Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свобод- ном дыхании, постоянно контролируя его.
Подводя итоги лекции, следует отметить, что здоровье – это личност- ная ценность и от того, как человек реализует свои биологические и социаль- ные функции на протяжении жизни и в каждый период времени, зависит спо- собность к адаптации, что предполагается раскрыть в следующей лекции.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ЛЕКЦИЯ 4 АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФУНКЦИО-
НАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
В ОЦЕНКЕ ИНДИВИДУАЛЬ-
НОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
4.1. Адаптация
4.1.1. Теоретический аспект проблемы адаптации
Конец XX века ознаменовался развитием интереса человека к самому себе, процессам гуманизации общественного сознания, поэтому приоритеты мировой науки, прежде всего, связаны с человеком и его проблемами. Иссле- дователей привлекает проблема социально-биологической сущности челове- ка, от которой зависит уровень его адаптации к абиотической и биотической средам. В нашей стране данная проблема связана с резким изменением, в сторону ухудшения, экологических условий и социально-бытовых факторов
(плохое качество питьевой воды и питания, снижение уровня жизни и др.), в образовательном процессе - с повышением интенсификации умственного труда старшеклассников и студентов, информационных перегрузок на фоне гиподинамии, что приводит к ухудшению здоровья. Особую актуальность в связи с этим приобретают различные подходы к оценке адаптивных возмож- ностей организма человека.
Проблема адаптации человека является одной из актуальных. Наи- большее внимание исследователей уделено проблеме физиологической и со- циально-психологической адаптации человека.
Адаптация (лат. adaptatio – приспособление) строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация имеет большое зна- чение для решения прикладных задач в различных областях науки.
Организм человека адаптируется к разнообразным изменениям окру- жающей среды. Среди них можно выделить: адаптацию к природным усло- виям и воздействию на организм неблагоприятных антропогенных факторов;

40
адаптацию к социальным условиям (межличностные отношения, деятель- ность человека, образ жизни, традиции, ритуалы и т.д.). Человеку приходится работать в неадекватных условиях, либо проводить в них значительную часть времени (командировка, отдых, учебно-спортивный сбор, соревнования и т.д.), что не может не сказываться на функциональном состоянии различных систем организма и его психической сфере.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адапта- ции включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возни- кают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеоста- тического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффектив- ности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку орга- низм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации для поддержания гомеостаза.
Гомеостаз – это свойство организма сохранять постоянство своей внутренней среды.
Гомеостатические константы организма достаточно жестки и боль- шинство из них отличается минимальным диапазоном между оптимумом ак- тивности и предельным отклонением. Однако есть и относительно подвиж- ные, пластичные константы с широкими приспособительными значениями. В то время как первые – жесткие константы – являются необходимым условием сохранения жизни (температура «ядра» тела, осмотическое давление, содер- жание ионов, воды в клетках и др.), вторые – пластичные – обеспечивают поддержание жёстких констант (например, ЧСС, артериальное давление, уровень глюкозы и жирных кислот в крови).
Выше приведённое относится в равной степени и к животным, и к че- ловеку. Однако существенным отличием человека является то, что решаю- щую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «инди- видуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне
«оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию.
Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо вклю- чить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовле- творение актуальных потребностей является, таким образом, важным крите- рием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптациюможно определить как процесс установления оптимального соот- ветствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовле- творять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значи- мые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельно- сти человека, его поведения, требованиям среды.


41
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наря- ду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психическо- го гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и фи- зиологическими характеристиками.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организа- ции микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в се- мейной или производственной сфере, затруднениях в построении нефор- мального общения нарушения механической адаптации отмечались значи- тельно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или ок- ружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекаю- щего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психи- ческой адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окру- жения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из пред- посылок к успешной профессиональной деятельности.
В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуа- ции могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенно- стями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недос- таточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в про- фессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы пси- хического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.
Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее зна- чение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.


42
Существует несколько типов защит, которые используются механиз- мом психической адаптации:
1) препятствие осознанию факторов, вызывающих тревогу;
2) фиксация тревоги на определенных стимулах;
3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потреб- ностей;
4) концептуализация.
Другой очень важный механизм, способствовавший адаптации, заклю- чается в способности клеток выбрасывать в окружающую их среду различ- ные вещества. Эти вещества служат для самых разных целей.
Они могут обладать токсическими для врага свойствами и убивать его при соприкосновении.
Посредством этих же веществ одна клетка может сообщить другой ка- кую-нибудь жизненно важную информацию.
Такой механизм до сих пор действует в нашем организме в виде гумо- рального иммунитета, суть которого в выработке специальных белков – ан- тител, способных связывать (тем самым обезвреживать) чужеродный белок.
Именно за счет этого механизма различные клетки иммунитета коопе- рируют между собой в процессе иммунного ответа.
Этот же механизм лег в основу работы эндокринной системы. Как мы знаем, эндокринная система управляет всеми органами посредством гормо- нов – специальных белков, вырабатываемых клетками эндокринных желез.
Причем связь между центральными эндокринными органами (гипоталамус, гипофиз) и периферическими, как и последних между собой, также осущест- вляют гормоны. Более поздний механизм адаптации, присущий многокле- точным организмам (например, червям) – нервно-рефлекторный. Для его реализации уже нужна не одна клетка, а целая ткань, обладающая опреде- ленными свойствами. Речь идет, конечно же, о нервной ткани.
Для осуществления приспособительной нервно-рефлекторной реакции необходимо:
1) почувствовать опасность и донести сигнал о ней в аналитический центр;
2) проанализировать ситуацию, выработать необходимые команды и переслать их исполнителю (мышце);
3) воплотить в жизнь принятое защитное решение.
Вся эта цепочка получила название рефлекса (от латинского слова ref- lectio – отражение). Понятно, что отражение возникнет так же быстро, как быстро проводится нервный импульс.
У человека есть безусловные рефлексы. Их аналитический центр нахо- дится в спинном мозге. Безусловные рефлексы очень быстрые, так как чело- век не тратит время на обдумывание. Соответственно, адаптация, опосредо- ванная безусловными рефлексами, тоже очень быстрая. Поэтому она часто реализуется в жизненно важных, критических ситуация.
Другое дело – условные рефлексы. Если с безусловными рефлексами человек рождается, то условные рефлексы он приобретает в течение жизни.


43
Они во многом определяют способность человека приспосабливаться к ме- няющимся условиям окружающей среды.
У человека в отличие от животных формирование условных рефлексов нередко лежит в сфере психики. Поэтому эта приспособительная реакция считается самой сложной.
Поскольку повторное воздействие стресс-фактора приводит к адапта- ции, а именно на этом основаны тренировки, то сдвиги в метаболизме РНК и белков биологически целесообразны и способствуют более эффективному развитию физиологических адаптаций. В процессе срочный этап адаптации возникает непосредственно после начала действия раздражителя на организм и может быть реализован лишь на основе ранее сформировавшихся физиоло- гических механизмов. Примерами проявления срочной адаптации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение тепло- отдачи в ответ на тепло, рост легочной вентиляции и минутного объема кро- вообращения в ответ на недостаток кислорода. На этом этапе адаптации функционирование органов и систем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но не обеспечивая наиболее оптимальный адаптивный эффект. Так, бег нетре- нированного человека происходит при близких к максимуму величинах ми- нутного объема сердца и легочной вентиляции, при максимальной мобилиза- ции резерва гликогена в печени. Биохимические процессы организма, их ско- рость, как бы лимитируют эту двигательную реакцию, она не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.
Долговременная адаптация к длительно воздействующему стрессору возникает постепенно, в результате длительного, постоянного или много- кратно повторяющегося действия на организм факторов среды. Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и не- прерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она разви- вается на основе многократной реализации срочной адаптации и характери- зуется тем, что в результате постоянного количественного накопления изме- нений организм приобретает новое качество — из неадаптированного пре- вращается в адаптированный. Такова адаптация к недостижимой ранее ин- тенсивной физической работе (тренировка), развитие устойчивости к значи- тельной высотной гипоксии, которая ранее была несовместима с жизнью, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов. Таков же меха- низм и к качественно более сложным воздействиям происходит без элемен- тов повреждения и истощающих организм энергетических трат. При этом отмечается в первом случае (реакция тренировки) – постепенное, а во втором
(реакция активации) – быстрое повышение резистентности организма. Дол- говременная адаптация не закрепляется в генах.
Механизм адаптации.
Существует три механизма адаптации:
1. пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости;
2. адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне;