ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34
Выделенные И. П.Павловым типы нервной системы не только по коли- честву, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
2. Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;
3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик;
4. Слабый тип – меланхолик.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно за- висят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возни- кающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Асимметрия полушарий головного мозга
Функциональная асимметрия мозга – это совокупность различий в дея- тельности левых и правых парных органов.
Тип функциональной асимметрии мозга (генетически предопределен- ный) характеризуется у человека формированием доминирования правой ру- ки, правого глаза. Доминирование левого полушария при восприятии вер- бальной информации, а правого полушария – в обслуживании рассудочной деятельности и т. д. Управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями равномерно распределено между двумя полушария- ми мозга, при этом левое полушарие контролирует правую сторону тела
(правую руку, правую ногу и так далее), а правое полушарие – левую сторо- ну.
Физическая асимметрия мозга не означает, что правая и левая стороны равноценны во всех отношениях.
Достаточно обратить внимание на действия ваших двух рук, чтобы увидеть начальные признаки функциональной асимметрии. Лишь очень не- многие люди одинаково владеют обеими руками; большинство же имеют ве- дущую руку. Во многих случаях на основании того, какая рука является ве- дущей, можно многое предсказать относительно организации высших психи- ческих функций.
Левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие – база для логического мышления. Преимущественно оно обеспе- чивает речевую деятельность – её понимание и построение, работу со сло- весными символами. Левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении других аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой.
Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и име- ет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в об- ращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию
35
предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом. Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов, глубины в стереоскопических изображениях. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами. Предполагают, что ле- вое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении не- многих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации.
Музыканты-профессионалы, по-видимому, различаются между собой по степени использования способностей правого и левого полушарий, однако асимметрия в восприятии тонов, силы звука, аккордов, темпа и ритма у них, похоже, значительно меньше, чем у обычных людей. Накопленный у людей искусства творческий опыт усиливает структурно-функциональное сходство и взаимодействие их полушарий.
Функциональные особенности работы левого и правого полуша- рий.
Левое полушарие отвечает за работу правой части тела, речь, счет, чтение, память на слова, логическое мышление, анализ. Ведущая роль в пре- обладании положительных эмоций. Отвечает за способность писать, играть в шахматы, получать теоретические сведения, составлять логические цепочки
Правое полушарие отвечает за работу левой части тела. Здесь локали- зуются функции: чувственность, музыкальность, творчество, построение ху- дожественных образов, память на предметы и события, а также картины при- роды. Ведущая роль в ориентации в пространстве, осязании, конкретно об- разного мышления, синтеза. Преобладают эмоции грусть, тоска, печаль.
Людей со смешанным типом регуляции называются амбиверты,. У них скрытая леворукость может проявляться в экстремальных условиях и при за- нятиях спортом. Для гармонизации личности необходимо развивать в равной степени оба полушария, так как левое – оперирует дискретными понятиями, а правое – обеспечивает целостное, систематическое, аналоговое описание ми- ра.
3.5 Психологические аспекты здоровья
3.5.1. Стресс
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение. Канадский ученый
(медик, физиолог, психолог). Концепцию стресса Ганс Селье разработал в первой половине 20-го века и дал определение понятию стресса как неспе- цифической реакции организма на любое предъявленное ему требование.
Биологическая функция стресса – адаптация. Эта реакция предназна- чена для защиты организма от различных физических и психических воздей- ствий. Стресс– это способ достижения устойчивости организма при дейст- вии на него, повреждающего фактора.
36
Стрессовая активация может быть положительной мотивирующей си- лой, улучшающей субъективное «качество жизни». Такой положительный стресс называют «эустрессом», а ослабляющий, чрезмерный стресс – «дист-
рессом».
В 1936 г. Селье разработал основные положения Общего адаптацион- ного синдрома (ОАС).
ОАС – это усилие организма приспособиться к изменившимся услови- ям за счет включения выработанных в процессе эволюции специальных ме- ханизмов защиты.
Основные положения Селье.
Положение 1. Физиологическая реакция на стресс универсальна, она не зависит от причины стресса, а также от вида организма, у которого она возникает. Организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями. Разные задачи требуют одинакового ответа. Стресс есть и у низших животных не имеющих центральную нервную систему и у растений.
Положение 2. Развитие стресса протекает во времени. Селье выделил три стадии реакции стресса:
•
1 стадия – «тревоги», по сути это «стресс – ожидания».На этой ста- дии происходит мобилизация организма, он подготавливается к стрессу.
•
2 стадия – «резенстентности», собственно стресс. На этой стадии происходит нормализация или даже повышение устойчивости, реализация своих возможностей по максимуму.
•
3 стадия – «истощение». Здесь еще в большей степени, чем в ста- дии тревоги наблюдается состояние, когда сохранение жизни достигается це- ной повреждения. В наиболее тяжелых случаях эта стадия может привести к гибели. На рисунке 2 указаны три фазы общего адаптационного синдрома.
Положение 3. Если защитная реакция оказывается продолжительной и сильной, то она переходит в «болезнь адаптации». Адаптационная энергия
организма небеспредельная, у нее есть ограниченный срок.
Физиологические основы стресса.
Наиболее важные реакции организма на стрессовые ситуации включа- ют: учащенное сердцебиение – повышение работоспособности сердца, обес- печивающее снабжение органов дополнительной кровью и высокую энергию в момент опасности; повышение уровня сахара в крови (энергия для мышц); отток крови от пищеварительных органов к скелетным мышцам, что позво- ляет быстрее избежать опасности или оправиться от удара; повышение свер- тываемости крови – уменьшение риска смерти от потери крови при значи- тельных ранениях; расширение зрачков – повышение зрительной активности, зоркости; учащенное дыхание – увеличение притока кислорода к жизненно важным органам.
37
Классификация стрессоров:
1.Физические: климатические изменения (температура, влажность, давление); излучения; звук (выше 70 дБ); цвет (интенсивность).
2. Химические: загрязнение окружающей среды; вредные вещества
(нитраты, канцерогены, соединения металлов в продуктах питания и воде); экологические изменения окружающей среды; лекарственные препараты; употребление стимулирующих веществ (наркотических) или алкоголя.
3. Физиологические (нарушение гомеостаза организма): ги- по/гипертермия; чувство голода; боль; сон; общие проблемы со здоровьем.
4. Эмоциональные: сильные и глубоко переживаемые положительные
(радость, счастье, удовольствие и т. д.) и отрицательные (печаль, испуг, страх и т. д.) эмоции; жизненные личностные кризисы.
5. Социальные (реакции, вызванные различными социальными причи- нами): смерть близкого человека; вступление в брак; изоляция от общества; переезд на новое место жительства; празднование знаменательных событий; чувство неполноценности и одиночества; ссоры в семье; финансовые про- блемы; карьера, работа; командировки.
6. Информационные (недостаток или избыток информации, получае- мой посредством СМИ, печати, телевидения): криминальные сводки; поли- тическая информация; реклама; полное отсутствие информации; информаци- онный шок.
Стрессы вызывают функциональные нарушения (болезни адаптации):
онкологические заболевания, нарушение пищеварения, кожные реакции,
Сердечно - сосудистая система, мочеполовая система, боль в спине, астма, аллергия и др.
3.5.2. Защита и пути преодоления стресса.
Существует много различных методов для борьбы с переутомлением и напряжением, главное не допустить, чтобы стресс перешёл в хроническую форму. При этом, какой бы не была тяжелой ситуация, необходимо помнить, что из любой ситуации можно найти выход.
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Ре- лаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необхо- димо знать, для чего он хочет освоить релаксацию
Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической ус- талости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.
38
Концентрация - упражнения на внимание.
Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом. На- пример, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Каждая из этих трёх функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой данный момент деятель- ности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое «разрывание» на части изо дня в день приводит, в конце концов, к истощению, главным обра- зом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для на- чала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (уче- бу), или вечером, перед сном, или – еще лучше – сразу же после возвращения домой. а) концентрация на счете.
Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала.
Повторяйте счет в течение нескольких минут. б) концентрация на слове.
Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, ко- торое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны при- ятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй – на выдохе.
Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет вашим пер- сональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приво- дит к желаемому побочному результату – релаксации всей мозговой деятель- ности.
Ауторегуляция дыхания
При физическом напряжении или в стрессовой ситуации человеку ста- новится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым. И, наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди не- вольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).
Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием исполь- зовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действен- ным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении, но при условии, что позвоночник должен находиться в строго вертикальном или