Файл: 1. основные этапы в истории древнего египта. Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 711

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

2. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В МЕСОПОТАМИИ. УСИЛЕНИЕ ВАВИЛОНА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВАВИЛОНА. НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО.

3. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ; ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО; УГОЛОВНОЕ ПРАВО; СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

4. ГОСУДАРСТВО В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ. ЗАКОНЫ МАНУ. ВАРНЫ И КАСТЫ.

5. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА. ПУТЬ АФИН ОТ АРИСТОКРАТИИ К ДЕМОКРАТИИ: РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА.

7. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В 5 В. ДО Н. Э. РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА И ПЕРИКЛА. СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. АФИНСКИЕ МОРСКИЕ СОЮЗЫ.

8. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД. РЕФОРМЫ ЦАРЯ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СТРОЯ.

9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ.

10.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПАТА И ЕГО РАЗВИТИЕ. ЭДИКТ КАРАКАЛЛЫ.

11.РИМСКИЙ ДОМИНАТ. РЕФОРМЫ ИМПЕРАТОРОВ ДИОКЛЕТИАНА И КОНСТАНТИНА. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

12.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ КАК ПАМЯТНИК ЦИВИЛЬНОГО ПРАВА. МАНЦИПАЦИЯ. НЕКСУМ.

13.ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ВОЕННАЯ РЕФОРМА КАРЛА МАРТЕЛЛА. ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО. ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР 843 Г.

14.САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА — ПАМЯТНИК РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА; ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

15.ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ. «СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ». ЗОЛОТАЯ БУЛЛА 1356 Г.

16.СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ.

17.АБСОЛЮТИЗМ В ГЕРМАНИИ. ИМПЕРАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ. «КНЯЖЕСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ». «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» В АВСТРИИ И ПРУССИИ.

18.ИСТОЧНИКИ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОБЫЧНОЕ ПРАВО. ЧАСТНЫЕ КОДИФИКАЦИИ. ГОРОДСКОЕ ПРАВО. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА.

19.«КАРОЛИНА» КАК ОБЩЕГЕРМАНСКИЙ СВОД УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.

20.ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: АЛЛОД, БЕНЕФИЦИЙ, ФЕОД. ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВА. ЦЕНЗИВА.

21.ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ВО ФРАНЦИИ. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX.

22.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ, «ВЕЛИКИЙ МАРТОВСКИЙ ОРДОНАНС».

23.ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ. РЕФОРМЫ РИШЕЛЬЕ. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. КОЛЬБЕРТИЗМ.

24.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В АНГЛИИ. АНГЛОСАКСОНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА. АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ. АНГЛОСАКСОНСКИЕ ПРАВДЫ.

25. НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ 1066 Г. РЕФОРМЫ ГЕНРИХА I И ГЕНРИХА II.

26.ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ 1215 Г.

27.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА И РАЗВИТИЕ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ. СТАТУТЫ И БИЛЛИ.

28.ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА. ТЮДОРЫ И СТЮАРТЫ.

29.РАЗВИТИЕ АНГЛИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ И ПРАВА В СРЕДНИЕ ВЕКА. «ОБЩИЕ СУДЫ» И «ОБЩЕЕ ПРАВО». «СУД СПРАВЕДЛИВОСТИ» (КАНЦЛЕРСКИЙ) И «ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ.

30.РЕВОЛЮЦИЯ 1640-1660 ГГ. В АНГЛИИ. ПРОТЕКТОРАТ. «ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ».

31.РЕСТАВРАЦИЯ МОНАРХИИ В АНГЛИИ В 1660 Г. БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. ТОРИ И ВИГИ.

32.ХАБЕАС КОРПУС АКТ.

33.«СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В АНГЛИИ 1688 Г. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1689 Г.

34.«АКТ ОБ УСТРОЕНИИ» 1701 Г.

35.РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ XVIII — НАЧАЛА XIX В. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ. ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.

37.РЕФОРМЫ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ В XX ВЕКЕ 1911-1949 ГГ., 1999 Г. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1918, 1928, 1948 И 1969 ГГ.

38.ОБРАЗОВАНИЕ США. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ. СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ.

39.КОНСТИТУЦИЯ США 1787 Г. ПЕРЕХОД К ФЕДЕРАЦИИ. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1791 Г.

40.ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США. ЗАКОН О ГОМСТЕДАХ. ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОВ. XIII, XIV, XV ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ.

41. «НОВЫЙ КУРС» Ф. Д. РУЗВЕЛЬТА. ЗАКОНЫ 1933-1935 ГГ.

42.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США В XX ВЕКЕ. НОВЫЕ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ.

43. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 Г. ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1791 Г.

44.ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНВЕНТ. ЯКОБИНСКАЯ ДИКТАТУРА. (РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ). ЛИКВИДАЦИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВ.

45.ТЕРМИДОРИАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ 1794 Г. ДИРЕКТОРИЯ. КОНСУЛЬСТВО. ИМПЕРИЯ.

46.ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1848 Г. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ.

47. ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ 1875 Г.

48.УСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1946 Г. ПЕРЕХОД К ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

49.СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГЕРМАНИИ. СЕВЕРОГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ИМПЕРИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1871 Г.

50.НОЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ГЕРМАНИИ 1918 Г. ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1919 Г. СУДЬБА ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

51.ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1804 Г. (КОДЕКС НАПОЛЕОНА). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОДЕКСА, ЕГО СТРУКТУРА (ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА), ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ.

52.ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ПО КОДЕКСУ НАПОЛЕОНА. СТАТЬИ 544, 545, 546, 552. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА ПО ФГК.

53.УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1810 Г. СТРУКТУРА. СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ.

54.ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ 1896 Г., ЕГО РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ. СТРУКТУРА ГГУ (ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА). ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

55.ВЕЩНОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО ПО ГГУ.

56.СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ.

57.ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИЯ КНР 1982 Г.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

Таким образом, хотя с формально-юридической стороны Германию в период абсолютизма можно считать единым государством, на деле она представляла собой конгломерат государств, обладавших почти полным суверенитетом.

«Просвещенный абсолютизм» - комплекс мер, направленных на модернизацию государства и проводимых под воздействием идей европейского Просвещения. Политика опиралась на принятые философами XVIII в. принципы естественного права и общего блага. Выводились задачи просвещенного монарха, «философа на троне», цивилизовать своих подданных, предоставить им возможность получить образование, установить веротерпимость, смягчить уголовные наказания. Предполагалось введение централизованного и унифицированного управления, основанного на разумных началах и законах. При этом ограничений власти монарха не предусматривалось. Напротив, абсолютная власть предоставлена монарху как раз для осуществления реформ во имя общего блага. Политика «просвещенного абсолютизма» не была направлена и на разрушение сословного строя. Монархи исходили из представления о рациональном распределении функций среди разных социальных групп, равенство между ними понималось только в отношении к самому монарху, но не в отношении друг к другу. Поэтому «просвещенный абсолютизм» был ориентирован на сохранение сословного деления общества, но к введению еще большей правовой регламентации жизни сословий и усилению полицейского контроля над ними со стороны государства.

В Пруссии политику «просвещенного абсолютизма» начал проводить Фридрих II Великий (1740–1786). В его понимании монарх являлся абсолютным не по «Божией милости», но в качестве «первого слуги» государства, как его управитель, отвечающий за четкую работу государственного механизма.

Административные реформы были направлены на упорядочение и централизацию управления. В состав Генеральной директории входили министры, которые курировали отраслевое и территориальное управление. Четыре департамента Директории ведали управлением территорий. В начале царствования Фридрих создал пятый департамент, ведавший экономической политикой и развитием торговли и мануфактур. Фактически он превратился в бюро статистики и информации и был не эффективен. В дальнейшем были созданы еще четыре специализированных департамента по отраслям. Особую роль в координации деятельности правительственных служб приобрел сам монарх, который опирался на бюрократию.


Судебные реформы направлены на унификацию и централизацию судебных органов. На смену провинциальным судам пришли суды среднего звена: судебная палата в Берлине, трибунал в Кёнигсберге и др. Был учрежден Высший трибунал для всего королевства. Судебная власть отделилась от административной. Служащие судов получали жалованье, судебные издержки поступали в казну. В 1781 г. были выделены особые члены (ассистенты), которые играли роль адвокатов, но их процессуальные права были ограничены. Изменено судопроизводство: отменены судебные пытки, за исключением важных дел, а в дальнейшем во всех случаях, сокращены сроки судебного разбирательства до 1 года.

За сословиями закреплялись строго определенные функции. Дворяне находились на военной или гражданской службе, не могли заниматься торговлей и ростовщичеством, имели право на родовые земли. Горожане занимались торговлей и предпринимательством. Крестьяне были прикреплены к земле и трудились на своего помещика. В 1763 г. король попытался отменить крепостное право в Померании, что привело к яростному сопротивлению прусских дворян, и монарх вынужден был от этого отказаться. Крестьянам королевского домена предоставлялись права наследственного владения землей.

В религиозной сфере король придерживался политики веротерпимости. В области культуры – передовых взглядов, он фактически ввел всеобщее начальное образование, ограничил цензуру печати, покровительствовал наукам и искусствам.

Австрия в период «просвещенного абсолютизма» была многонациональным государством, которое в XVIII в. переживало сложную ситуацию, связанную с борьбой за престол. После смерти Карла VI единственной наследницей престола являлась его дочь Мария-Терезия (1740-1780), но законы запрещали наследование престола по женской линии. Ей пришлось завоевывать власть в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны Австрийского государства и прежде всего в организации армии, Поэтому Мария-Терезия начала реформы с военной: система комплектования войск была заменена упорядоченным и централизованным набором рекрутов. Воинская
повинность не распространялась на духовенство, дворянство, чиновничество и интеллигенцию, позднее освободились купцы и предприниматели.

Был принят закон о всеобщем подоходном налоге, доходы от которого шли на строительство школ. Отменены внутренние таможенные границы и множество пошлин. Все это повлекло за собой реформу государственного аппарата, усиление бюрократической централизации и упорядочение системы учета и контроля. При Марии-Терезии была проведена первая в Австрии всеобщая перепись земель, которая дала почти достоверные сведения о численности населения. Мария-Терезия издала ряд указов о сокращении барщины с пяти-шести дней до трех дней в неделю и о выкупе крестьянами права на наследственное владение земельными наделами. Она ограничила право помещиков творить суд над крестьянами, были отменены пытки и сведено до минимума применение смертной казни. Чтобы кормить преступников за их счет, тюрьмы стали предприятиями по производству тканей и волокна. Возникли специальные технические заведения по подготовке специалистов для торговли и промышленности.

Иосиф II (сын Марии Терезии) провел более радикальные реформы. Издал «Патент о подданных» - об отмене крепостной зависимости крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции. Позже закон распространился на Штирию, Каринтию, Крайну и Венгрию. Упразднив прикрепление крестьян к земле, закон объявил их подданными императора. Барщина заменилась денежным налогом, не более 17% дохода. Крестьяне стали лично свободными. Иосиф II разбил монархию на 13 областей, во главе с наместниками, назначаемыми из центра. В 1784 г. Иосиф II издал постановление об обязательном употреблении немецкого языка во всех органах администрации, что было направлено на германизацию народов. Декрет о веротерпимости отменял дискриминационные меры в отношении протестантской и греко-православной церкви. Был издан закон об уравнении в правах евреев, запрещались гетто. Важное значение для культуры и просвещения имели изъятие цензуры из рук князей католической церкви, ограничение списков запрещенной литературы, организация библиотек, попытка введения обязательного семилетнего обучения детей 6-12-летнего возраста. Закрытие Иосифом многих монастырей, стремление подчинить католическую церковь государству послужило поводом для вмешательства папы, прибывшего в Вену. Но его визит не изменил убеждения Иосифа о месте церкви в абсолютистском государстве.



18.ИСТОЧНИКИ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОБЫЧНОЕ ПРАВО. ЧАСТНЫЕ КОДИФИКАЦИИ. ГОРОДСКОЕ ПРАВО. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА.


Развитие феодальных отношений привело к тому, что источники права VI–IX вв., в частности «варварские правды», потеряли свою силу. Появляются новые источники:

  1. Законодательство королей, наиболее ярко выражено в Англии.

  2. Рецепция римского права. Наименьшее влияние рецепция оказала на Англию, здесь она отсутствует как самостоятельный источник права.

  3. Каноническое право — регулировали отношения между церковью и светской властью; брачно-семейные отношения; зону церковных порядков.

  4. Городское право. В связи с развитием торговли, растет значение городов, центров ремесла и производства. Возникает городское право, создаются органы городского самоуправления (городское собрание); их юрисдикция распространялась на городских жителей. Также из него возникло торговое право.

Средневековая Франция распалась на две области — север и юг. Юг называли «страной писаного права», а север — «страной обычного права». Старые германские обычаи действовали по всей Германии. На их основе развился феодальный кодекс — смесь обычаев, регулировавших отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальной собственности и пр. Английское обычное право было общим для всей страны. Этому способствовала деятельность высших судов. Важное значение имели королевские «ассизы» — законы.

Обычное право. Главным источником было обычное право и притом местное. Во Франции обычаи назывались кутюмы. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов. В выражении и изложении норм Франция к XIII в. делилась на юг (страна писаного права) и север (страна обычного права). Т.к. южные провинции входили в состав Римской империи, то римское право было там важным источником. Сохранение писаного права на юге также объяснялось существованием там более развитых экономических отношений. В качестве дополнительного источника действовали местные кутюмы. На севере Франции не было создано общих юридических памятников. Господство обычаев там не препятствовало применению в случае их неполноты или противоречия римского права, но самостоятельной роли оно не играло.