Файл: 1. основные этапы в истории древнего египта. Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 667

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

2. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В МЕСОПОТАМИИ. УСИЛЕНИЕ ВАВИЛОНА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВАВИЛОНА. НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО.

3. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ; ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО; УГОЛОВНОЕ ПРАВО; СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

4. ГОСУДАРСТВО В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ. ЗАКОНЫ МАНУ. ВАРНЫ И КАСТЫ.

5. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА. ПУТЬ АФИН ОТ АРИСТОКРАТИИ К ДЕМОКРАТИИ: РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА.

7. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В 5 В. ДО Н. Э. РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА И ПЕРИКЛА. СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. АФИНСКИЕ МОРСКИЕ СОЮЗЫ.

8. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД. РЕФОРМЫ ЦАРЯ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СТРОЯ.

9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ.

10.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПАТА И ЕГО РАЗВИТИЕ. ЭДИКТ КАРАКАЛЛЫ.

11.РИМСКИЙ ДОМИНАТ. РЕФОРМЫ ИМПЕРАТОРОВ ДИОКЛЕТИАНА И КОНСТАНТИНА. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

12.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ КАК ПАМЯТНИК ЦИВИЛЬНОГО ПРАВА. МАНЦИПАЦИЯ. НЕКСУМ.

13.ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ВОЕННАЯ РЕФОРМА КАРЛА МАРТЕЛЛА. ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО. ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР 843 Г.

14.САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА — ПАМЯТНИК РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА; ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

15.ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ. «СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ». ЗОЛОТАЯ БУЛЛА 1356 Г.

16.СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ.

17.АБСОЛЮТИЗМ В ГЕРМАНИИ. ИМПЕРАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ. «КНЯЖЕСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ». «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» В АВСТРИИ И ПРУССИИ.

18.ИСТОЧНИКИ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОБЫЧНОЕ ПРАВО. ЧАСТНЫЕ КОДИФИКАЦИИ. ГОРОДСКОЕ ПРАВО. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА.

19.«КАРОЛИНА» КАК ОБЩЕГЕРМАНСКИЙ СВОД УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.

20.ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: АЛЛОД, БЕНЕФИЦИЙ, ФЕОД. ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВА. ЦЕНЗИВА.

21.ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ВО ФРАНЦИИ. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX.

22.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ, «ВЕЛИКИЙ МАРТОВСКИЙ ОРДОНАНС».

23.ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ. РЕФОРМЫ РИШЕЛЬЕ. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. КОЛЬБЕРТИЗМ.

24.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В АНГЛИИ. АНГЛОСАКСОНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА. АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ. АНГЛОСАКСОНСКИЕ ПРАВДЫ.

25. НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ 1066 Г. РЕФОРМЫ ГЕНРИХА I И ГЕНРИХА II.

26.ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ 1215 Г.

27.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА И РАЗВИТИЕ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ. СТАТУТЫ И БИЛЛИ.

28.ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА. ТЮДОРЫ И СТЮАРТЫ.

29.РАЗВИТИЕ АНГЛИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ И ПРАВА В СРЕДНИЕ ВЕКА. «ОБЩИЕ СУДЫ» И «ОБЩЕЕ ПРАВО». «СУД СПРАВЕДЛИВОСТИ» (КАНЦЛЕРСКИЙ) И «ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ.

30.РЕВОЛЮЦИЯ 1640-1660 ГГ. В АНГЛИИ. ПРОТЕКТОРАТ. «ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ».

31.РЕСТАВРАЦИЯ МОНАРХИИ В АНГЛИИ В 1660 Г. БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. ТОРИ И ВИГИ.

32.ХАБЕАС КОРПУС АКТ.

33.«СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В АНГЛИИ 1688 Г. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1689 Г.

34.«АКТ ОБ УСТРОЕНИИ» 1701 Г.

35.РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ XVIII — НАЧАЛА XIX В. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ. ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.

37.РЕФОРМЫ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ В XX ВЕКЕ 1911-1949 ГГ., 1999 Г. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1918, 1928, 1948 И 1969 ГГ.

38.ОБРАЗОВАНИЕ США. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ. СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ.

39.КОНСТИТУЦИЯ США 1787 Г. ПЕРЕХОД К ФЕДЕРАЦИИ. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1791 Г.

40.ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США. ЗАКОН О ГОМСТЕДАХ. ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОВ. XIII, XIV, XV ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ.

41. «НОВЫЙ КУРС» Ф. Д. РУЗВЕЛЬТА. ЗАКОНЫ 1933-1935 ГГ.

42.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США В XX ВЕКЕ. НОВЫЕ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ.

43. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 Г. ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1791 Г.

44.ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНВЕНТ. ЯКОБИНСКАЯ ДИКТАТУРА. (РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ). ЛИКВИДАЦИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВ.

45.ТЕРМИДОРИАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ 1794 Г. ДИРЕКТОРИЯ. КОНСУЛЬСТВО. ИМПЕРИЯ.

46.ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1848 Г. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ.

47. ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ 1875 Г.

48.УСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1946 Г. ПЕРЕХОД К ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

49.СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГЕРМАНИИ. СЕВЕРОГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ИМПЕРИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1871 Г.

50.НОЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ГЕРМАНИИ 1918 Г. ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1919 Г. СУДЬБА ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

51.ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1804 Г. (КОДЕКС НАПОЛЕОНА). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОДЕКСА, ЕГО СТРУКТУРА (ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА), ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ.

52.ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ПО КОДЕКСУ НАПОЛЕОНА. СТАТЬИ 544, 545, 546, 552. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА ПО ФГК.

53.УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1810 Г. СТРУКТУРА. СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ.

54.ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ 1896 Г., ЕГО РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ. СТРУКТУРА ГГУ (ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА). ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

55.ВЕЩНОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО ПО ГГУ.

56.СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ.

57.ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИЯ КНР 1982 Г.

династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. В эпоху Маурьев были заложены основы государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание индийских варн: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — неравноправные члены общества. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн. Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков. Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты. Это было связано с падением роли свободных общинников и превращением их в неполноправных крестьян. Теперь линия раздела проходила главным образом между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняли собой классы. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

Главой государства считался радж. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Из-за частых заговоров особое внимание уделялось охране царя. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой. Сабха — широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки.


Вывод: Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни страны. Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за исключением крайнего юга) вошла в состав объединенного государства. Однако «даже в периоды относительной централизации правители Индии не располагали неограниченной властью; большое значение имели совещательные органы: царское собрание, совет сановников (состояли из родственников царя и знати), у брахманов была особенная власть (каждому нормативному акту придавали религиозное значение), поэтому власть нельзя назвать деспотической», - отмечает ученый-историк Бонгард-Левин Григорий Максимович.
Законы Ману. Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Право собственности. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Особенность этого
договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст. Упоминается в законах Ману договор дарения. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого.

Уголовное право и процесс. Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление.; членовредительские наказания; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась. Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого… Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей применялись ордалии различных видов — испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.


Вывод: Законы Ману являются сборником древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Содержание законов Ману выходит за пределы права, т.к. в них имеются положения, относящиеся к политике, морали, религиозным предписаниям. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой Закона Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П. В. Кане и К. П. Джаясвалы, отстаивающих самостоятельный характер возникновения Закона Ману. Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена.


5. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.


Выделяется четыре периода в развитии страны, каждый из которых связан с правлением определенной династии:

- период Шан (Инь) (XVIII—XII вв. до н.э.),

- период Чжоу (XII—III вв. до н.э.). Делится на западную Чжоу 12-8 вв. до н.э. и восточную Чжоу 8-3 вв. до н.э. (период весны и осени – чунь-цю 8-5 века; период сражающихся царств – джань-го 5-3 века)

- период Цинь (III в до н.э. – 221-227гг. до н.э.)

- период Хань ( до III в. н.э.)

По китайской легенде, в ХVII в. до н.э. Чэн Тан основал государство, под названием Шан (по названию господствовавшего на его территории племени). Особенности развития древнекитайского общества связана: во-первых, с традиционной крестьянской общины, которая, с одной стороны, всячески поддерживала своих членов, а с другой — жестко контролировала их мысли и поступки, во-вторых, с предельно развитой бюрократической иерархией, выражавшейся в системе социальных рангов.

Высшее положение занимал верховный правитель, его родственники и приближенные, местные правители, главы родовых объединений. Далее шла знать покоренных племен. Основную часть населения занимали свободные общинники. Рабы были бесправны, занимали положение скота. Делились на частновладельческих и государственных. Рабами становились военнопленные, проданные за долги, обращенные в рабство за совершение некоторых преступлений, полученные в качестве дани и др. со временем появляется чиновничество.

Период Шан (Инь). Создание государства Шан стало итогом процессов разделения труда и выделения классов, также было обусловлено необходимостью объединения людей для строительства оросительных сооружений, защиты территории от врагов и стихийных бедствий. Вождь племени превращается в главу государства – вана, личность которого обожествляется, а родовая аристократия – в административный аппарат. Власть вана передается по наследству старшему сыну, чиновники наследуют свои должности. Органы государства существуют за счет систему «общественных (колодезных) полей» (1/9 часть земель общины). В 1076 году племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало.