Файл: Тема 18. Чикагская школа город Чикаго стал во второй половине xix века крупнейшим промышленным городом в сша, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1-й большой цикл:
Идеациональная (8-5 века до н.э. – ярчайшие представители - Гомер, Гесиод)
Идеалистическая (4 век до н.э. – 1 век н.э. – Пиндар, Гораций)
Чувственная (до 4 века н.э. – Катулл)
2-й большой цикл:
Идеациональная – 5 – 12 века
Идеалистическая – 13 – 14 века
Чувственная – 15 – 20 века
При работе над «Динамикой» Сорокин и его помощники выполнили огромный объем работы, изучили всю историю человеческой культуры, историю права, войн, религий с целью составления реального содержания сорокинской модели. Его книга полна таблиц и схем, которые подтверждают, что все теоретические рассуждения автора не голословны.
Например, рассуждая о содержании социально-гуманитарных наук, Сорокин подчеркивает, что науки такого типа, характерные для идеационального или идеалистического периода принципиально отличаются от тех же самых наук периода материалистической ментальности. «Человек, социокультурный мир и мир ценностей понимаются в такие времена преимущественно «материалистически», «физиологически», «экономически», «бихевиористски». Социальные науки абсолютно безразличны ко всему тому, что в человеке и социокультурном мире можно назвать проявлением «святости», «идеализма», «нематериальных ценностей» и т.п. Напротив, они сосредоточиваются на материальных и «полуживотных» аспектах рода человеческого и окружающего его мира. Они стремятся все истолковать с помощью таких факторов, причин и движущих сил, как инстинкты, рефлексы, генетические склонности, секс, голод, экономические условия, «остатки» и прочие чувственно-телесные обстоятельства. С этой точки зрения исследуются и плотность населения, и интенсивность интеракции, и экологическая ситуация, наследственность, и борьба за существование, и т. п. Более высокие, менее материальные и не столь осязаемые движущие силы, аспекты и факторы игнорируются, высмеиваются как измышления невежд. Мир социокультурных ценностей целиком низведен до уровня рефлексов и физиологии. Объекты, так же как и ценности, «опримитивливаются».
«В идеациональные периоды объектами социальных и гуманитарных наук являются боги, святые, ангелы и другие неземные создания. Объекты идеалистических социальных наук — благородные, великие люди и полубоги. В преимущественно чув
ственный период объектами становятся «обычные люди», «трудящиеся классы» и особенно отрицательные типы: преступники, проститутки, умственно ненормальные и прочие отбросы общества. Здесь мы имеем точную копию того, с чем уже встречались в сфере искусства, особенно в области портрета и жанра. Мы видели там, что с прогрессом чувственной ментальности «героями» живописи, скульптуры и литературы все чаще становятся «обыкновенные люди», посредственности, трудящиеся классы и особенно социально-патологические типы.
Так обстоит дело и в социальных науках, социологии и антропологии. Они изучают «культуру и цивилизацию» не по трудам и произведениям Гомера, Платона, Аристотеля, Фидия, Данте, Ньютона, Августина, Баха, Бетховена, Канта. Они отдают предпочтение зулусам, жителям Тробриан и другим первобытным племенам, обитателям трущоб и бандитам. Автобиографии знаменитых преступников стали популярными трактатами по социологии, криминологии, психологии, антропологии. Настоящие герои из социальной литературы чувственного периода начинают исчезать.
Аналитическое исследование такого же типа было выполнено Сорокиным по отношению к искусству, философии, религии, этике и праву.
В конце своей работы Сорокин эмоционально описал закат чувственной культуры и перспективы ее смены культурой нового типа. Неуклонно стирается граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным. Атомизация ценностей приводит к исчезновению авторитетного «общественного мнения» и «мирового сознания». Единственными атрибутами всех межличностных и межгрупповых отношений станут грубая сила и циничный обман, договоры и соглашения утратят остатки своей обязывающей власти. Продолжится распад семьи как священного союза мужа и жены, родителей и детей, которые станут отдаляться от родителей все раньше и раньше. Семья превратится «в случайное сожительство самца и самки, а дом – в место, куда можно «припарковаться» на ночь, в основном для сексуальных контактов». Продолжится увядание творческого потенциала культуры. Место Данте, Рембрандта, Гегеля, Бетховена займут псевдомыслители, ремесленники от науки, от музыки, от художественной литературы, шоумейкеры. Мышление заменится «поиском информации». Уменьшится безопасность жизни и имущества, станут редкостью покой и счастье в душе. Вырастут еще больше самоубийства,
психические расстройства, преступления.
Сорокин приходит к выводу, что «на этом пути неминуемы банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека». Но человечество не погибнет. «На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей. Чувственные ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических. Главную предпосылку чувственной культуры и чувственную суперсистему вытеснят интегралистская или идеалистическая предпосылка и суперсистема».
«Динамика» вызвала множество откликов во всем научном мире, и не только американском, - от самых восторженных до уничтожающих. Сейчас интерес к ней на Западе невысок, как и в целом интерес к творчеству и наследию Сорокина. Чем это объяснить не знают сами американцы (Ритцер).
Исследования в области «созидательного альтруизма»
В последние годы жизни Сорокин занимался исследованиям в области «созидательного альтруизма», изучая природу, способы проявления и возможности бескорыстной, созидательной любви. Он считал эту работу логическим результатом теоретических положений «Динамики» о характере современного кризиса и путях его преодоления. Основная гипотеза Сорокина состоит в том, что бескорыстная созидательная взаимная любовь есть особая энергия, которую можно разбудить и чрезвычайно усилить. Одно из достижений Сорокина на этом пути – книга «Восстановление гуманности» (1948). Автор изучил и систематизировал способы предотвращения войн и вражды, выделил дефекты существующих социальных институтов и типов личности, культур и ценностей. Затем он описал план необходимых изменений в мире и в отношениях между людьми.
Также Сорокин изучал любовь в разных аспектах – физическом, религиозном, биологическом, социологическом и других. Выделил 5 измерений любви: интенсивность, экстенсивность, продолжительность, частоту и адекватность. Среди методов изучения любви и альтруизма были использованы:
В самые последние годы Сорокин работал в области, определенной им как «социология нравственных явлений и ценностей». К сожалению, «поздние работы Сорокина не вызвали столь пристального внимания со стороны научного мира, как его предыдущее творчество. На него смотрели как на чудака, охваченного мессианскими идеями. Рецензии на его новые книги были краткими и, как правило, критичными…Исследования феномена альтруистической любви, которыми и занимался в это время Сорокин, явно не укладывались в научный контекст эпохи». По поводу изучения Сорокиным альтруизма П.Кросби и С.Олинер, авторы статьи «Сорокинская концепция альтруистической любви как моста к человеческому согласию» отметили, что эту концепцию «очень трудно определить и подвергнуть анализу научными методами. Современные социобиологи, которые находят источник альтруистической любви в генетическом программировании, упускают суть предмета, поскольку альтруистическая любовь – это «не автоматическая любовь трутня к матке. Сорокинская любовь порождается внутри и исходит изнутри. Это самое высокое достижение человека, а не самая естественная из его природных склонностей».
Тема 22. Т.ПАРСОНС: ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Личность Парсонса
Научные интересы Толкотта Парсонса (1902 – 1979) были сначала сосредоточены в биомедицинской области и в экономики. Первая крупная работа по социологии – «Структура социального действия» (1937) была исследованием идей Дюркгейма, Вебера, Парето и экономиста А.Маршалла о современном социально-экономическом порядке и одновременно анализом теоретической конструкции, на базе которой эти идеи формировались. «Структура социального действия» помогла Парсонсу определить новое направление его научных исследований. По его признанию, вследствие «пропитанности» веберовскими и дюркгеймовскими идеями, он уже не хотел связывать свою научную карьеру с экономической наукой. В 1944 году Парсонс возглавил социологическое отделение Гарвардского университета вместо П.А.Сорокина. В 1951 году выходят его монография «Социальная система» и труд «К общей теории действия», выполненный вместе с Э.Шилзом. Обе работы Парсонс рассматривал как финальное слово в завершении определенного этапа своего теоретического строительства. В «Социальной системе» Парсонс предпринял попытку прояснить отношения между социальными системами
, с одной стороны, и личностной и культурной системами – с другой. Также в книге «было обдумано систематическое использование схемы переменных образцов в качестве главного теоретического каркаса для анализа социальных систем». В еще одной совместной работе с Шилзом и Р.Бейлзом «Рабочие тетради по теории действия» (1953) появилась знаменитая «четырехфункциональная парадигма» (AGIL). Постепенно Парсонс становится самым признанным американским социологом-теоретиком как в США, так, вероятно, и в мире. Р.Мертон оценил его смерть как конец эпохи в социологии и предрек, что новая эпоха «будет опираться на огромную традицию социологической мысли, которую он нам оставил».
«Вопрос Гоббса»
По-видимому, самой важной темой в социологии Парсонса было изучение интегративных форм организации и сохранения социально-общественного порядка. Часто указывают, что Парсонса очень интересовал вопрос, приписываемый Т.Гоббсу: «Почему и как возможен социальный порядок у людей, руководствующихся своекорыстными интересами?» Классическая постановка этой проблемы содержалась в гоббсовской концепции «естественного состояния» и в вопросе, почему общества, несмотря на всевозможные катаклизмы, все-таки не становились, тем не менее, государствами «войны всех против всех». Соображения Парсонса по этому поводу согласовывались с идеями Гоббса в том смысле, что даже такой порядок, каким общества пользовались до сих пор, следует рассматривать как проблематичный и не полагать его самоочевидным. Одним из наиболее важных оснований для решения Парсонса идейно связать Вебера, Дюркгейма и Парето было понимание того, что этих учёных объединяет убежденность в том, что, решающее значение в человеческом действии имеют нормативные факторы, аналитически не зависимые ни от экономических интересов, ни от интересов политической власти. Дюркгеймовские прозрения относительно нормативных элементов в структуре и регуляции систем договорных отношений оказались решающими в оформлении концепции Парсонса. В работе «Точка зрения автора» Парсонс дает разъяснение относительно места, отводимого им «вопросу Гоббса»: «Именно из-за того, что на вопрос Гоббса не нашлось никакого удовлетворительного ответа в рамках утилитарной традиции, пришлось прибегнуть к интеллектуальным возможностям идеалистическо-коллективистских традиций, особенно к тем из них, которые были разработаны Дюркгеймом и Вебером. Я считаю, что из
Идеациональная (8-5 века до н.э. – ярчайшие представители - Гомер, Гесиод)
Идеалистическая (4 век до н.э. – 1 век н.э. – Пиндар, Гораций)
Чувственная (до 4 века н.э. – Катулл)
2-й большой цикл:
Идеациональная – 5 – 12 века
Идеалистическая – 13 – 14 века
Чувственная – 15 – 20 века
При работе над «Динамикой» Сорокин и его помощники выполнили огромный объем работы, изучили всю историю человеческой культуры, историю права, войн, религий с целью составления реального содержания сорокинской модели. Его книга полна таблиц и схем, которые подтверждают, что все теоретические рассуждения автора не голословны.
Например, рассуждая о содержании социально-гуманитарных наук, Сорокин подчеркивает, что науки такого типа, характерные для идеационального или идеалистического периода принципиально отличаются от тех же самых наук периода материалистической ментальности. «Человек, социокультурный мир и мир ценностей понимаются в такие времена преимущественно «материалистически», «физиологически», «экономически», «бихевиористски». Социальные науки абсолютно безразличны ко всему тому, что в человеке и социокультурном мире можно назвать проявлением «святости», «идеализма», «нематериальных ценностей» и т.п. Напротив, они сосредоточиваются на материальных и «полуживотных» аспектах рода человеческого и окружающего его мира. Они стремятся все истолковать с помощью таких факторов, причин и движущих сил, как инстинкты, рефлексы, генетические склонности, секс, голод, экономические условия, «остатки» и прочие чувственно-телесные обстоятельства. С этой точки зрения исследуются и плотность населения, и интенсивность интеракции, и экологическая ситуация, наследственность, и борьба за существование, и т. п. Более высокие, менее материальные и не столь осязаемые движущие силы, аспекты и факторы игнорируются, высмеиваются как измышления невежд. Мир социокультурных ценностей целиком низведен до уровня рефлексов и физиологии. Объекты, так же как и ценности, «опримитивливаются».
«В идеациональные периоды объектами социальных и гуманитарных наук являются боги, святые, ангелы и другие неземные создания. Объекты идеалистических социальных наук — благородные, великие люди и полубоги. В преимущественно чув
ственный период объектами становятся «обычные люди», «трудящиеся классы» и особенно отрицательные типы: преступники, проститутки, умственно ненормальные и прочие отбросы общества. Здесь мы имеем точную копию того, с чем уже встречались в сфере искусства, особенно в области портрета и жанра. Мы видели там, что с прогрессом чувственной ментальности «героями» живописи, скульптуры и литературы все чаще становятся «обыкновенные люди», посредственности, трудящиеся классы и особенно социально-патологические типы.
Так обстоит дело и в социальных науках, социологии и антропологии. Они изучают «культуру и цивилизацию» не по трудам и произведениям Гомера, Платона, Аристотеля, Фидия, Данте, Ньютона, Августина, Баха, Бетховена, Канта. Они отдают предпочтение зулусам, жителям Тробриан и другим первобытным племенам, обитателям трущоб и бандитам. Автобиографии знаменитых преступников стали популярными трактатами по социологии, криминологии, психологии, антропологии. Настоящие герои из социальной литературы чувственного периода начинают исчезать.
Аналитическое исследование такого же типа было выполнено Сорокиным по отношению к искусству, философии, религии, этике и праву.
В конце своей работы Сорокин эмоционально описал закат чувственной культуры и перспективы ее смены культурой нового типа. Неуклонно стирается граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным. Атомизация ценностей приводит к исчезновению авторитетного «общественного мнения» и «мирового сознания». Единственными атрибутами всех межличностных и межгрупповых отношений станут грубая сила и циничный обман, договоры и соглашения утратят остатки своей обязывающей власти. Продолжится распад семьи как священного союза мужа и жены, родителей и детей, которые станут отдаляться от родителей все раньше и раньше. Семья превратится «в случайное сожительство самца и самки, а дом – в место, куда можно «припарковаться» на ночь, в основном для сексуальных контактов». Продолжится увядание творческого потенциала культуры. Место Данте, Рембрандта, Гегеля, Бетховена займут псевдомыслители, ремесленники от науки, от музыки, от художественной литературы, шоумейкеры. Мышление заменится «поиском информации». Уменьшится безопасность жизни и имущества, станут редкостью покой и счастье в душе. Вырастут еще больше самоубийства,
психические расстройства, преступления.
Сорокин приходит к выводу, что «на этом пути неминуемы банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека». Но человечество не погибнет. «На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей. Чувственные ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических. Главную предпосылку чувственной культуры и чувственную суперсистему вытеснят интегралистская или идеалистическая предпосылка и суперсистема».
«Динамика» вызвала множество откликов во всем научном мире, и не только американском, - от самых восторженных до уничтожающих. Сейчас интерес к ней на Западе невысок, как и в целом интерес к творчеству и наследию Сорокина. Чем это объяснить не знают сами американцы (Ритцер).
Исследования в области «созидательного альтруизма»
В последние годы жизни Сорокин занимался исследованиям в области «созидательного альтруизма», изучая природу, способы проявления и возможности бескорыстной, созидательной любви. Он считал эту работу логическим результатом теоретических положений «Динамики» о характере современного кризиса и путях его преодоления. Основная гипотеза Сорокина состоит в том, что бескорыстная созидательная взаимная любовь есть особая энергия, которую можно разбудить и чрезвычайно усилить. Одно из достижений Сорокина на этом пути – книга «Восстановление гуманности» (1948). Автор изучил и систематизировал способы предотвращения войн и вражды, выделил дефекты существующих социальных институтов и типов личности, культур и ценностей. Затем он описал план необходимых изменений в мире и в отношениях между людьми.
Также Сорокин изучал любовь в разных аспектах – физическом, религиозном, биологическом, социологическом и других. Выделил 5 измерений любви: интенсивность, экстенсивность, продолжительность, частоту и адекватность. Среди методов изучения любви и альтруизма были использованы:
-
Использование жизнеописаний 4600 христианских святых: половой и возрастной состав, происхождение и т.д., живших с 1 по 20 века. Удалось установить, что святые в среднем жили больше, чем их обычные современники. -
Эксперименты. Участники – люди, относящихся друг к другу без теплых чувств. В одном из них участвовали 6 студентов, не терпевших друг друга. За три месяца удалось изменить неприязненные отношения на дружеские в двух парах и на нейтральные – в одной паре с помощью метода «добрых дел». -
Были исследованы и методы воспитания альтруизма в различных духовных практиках – йоге, буддизме, суфизме, в христианских монашеских орденах и общинах (квакеры). -
Также проводилось исследование сверхсознательного в человеке и гениальности. Сорокин предположил, что все группы, членом которых является индивид, приводят к появлению у него особого «эго» (идея мозаичного «я» из «Системы социологии»): «эго» его семьи, «эго» профессиональной группы, «эго» его политической партии. «Эго» различных групп, частью которых является индивид, должны быть интегрированы, то есть «диктовать» ему гармоничные идеи, убеждения, вкусы и ценности. Но это бывает очень редко. В такой среде вырастают многие прирожденные альтруисты.
В самые последние годы Сорокин работал в области, определенной им как «социология нравственных явлений и ценностей». К сожалению, «поздние работы Сорокина не вызвали столь пристального внимания со стороны научного мира, как его предыдущее творчество. На него смотрели как на чудака, охваченного мессианскими идеями. Рецензии на его новые книги были краткими и, как правило, критичными…Исследования феномена альтруистической любви, которыми и занимался в это время Сорокин, явно не укладывались в научный контекст эпохи». По поводу изучения Сорокиным альтруизма П.Кросби и С.Олинер, авторы статьи «Сорокинская концепция альтруистической любви как моста к человеческому согласию» отметили, что эту концепцию «очень трудно определить и подвергнуть анализу научными методами. Современные социобиологи, которые находят источник альтруистической любви в генетическом программировании, упускают суть предмета, поскольку альтруистическая любовь – это «не автоматическая любовь трутня к матке. Сорокинская любовь порождается внутри и исходит изнутри. Это самое высокое достижение человека, а не самая естественная из его природных склонностей».
Тема 22. Т.ПАРСОНС: ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Личность Парсонса
Научные интересы Толкотта Парсонса (1902 – 1979) были сначала сосредоточены в биомедицинской области и в экономики. Первая крупная работа по социологии – «Структура социального действия» (1937) была исследованием идей Дюркгейма, Вебера, Парето и экономиста А.Маршалла о современном социально-экономическом порядке и одновременно анализом теоретической конструкции, на базе которой эти идеи формировались. «Структура социального действия» помогла Парсонсу определить новое направление его научных исследований. По его признанию, вследствие «пропитанности» веберовскими и дюркгеймовскими идеями, он уже не хотел связывать свою научную карьеру с экономической наукой. В 1944 году Парсонс возглавил социологическое отделение Гарвардского университета вместо П.А.Сорокина. В 1951 году выходят его монография «Социальная система» и труд «К общей теории действия», выполненный вместе с Э.Шилзом. Обе работы Парсонс рассматривал как финальное слово в завершении определенного этапа своего теоретического строительства. В «Социальной системе» Парсонс предпринял попытку прояснить отношения между социальными системами
, с одной стороны, и личностной и культурной системами – с другой. Также в книге «было обдумано систематическое использование схемы переменных образцов в качестве главного теоретического каркаса для анализа социальных систем». В еще одной совместной работе с Шилзом и Р.Бейлзом «Рабочие тетради по теории действия» (1953) появилась знаменитая «четырехфункциональная парадигма» (AGIL). Постепенно Парсонс становится самым признанным американским социологом-теоретиком как в США, так, вероятно, и в мире. Р.Мертон оценил его смерть как конец эпохи в социологии и предрек, что новая эпоха «будет опираться на огромную традицию социологической мысли, которую он нам оставил».
«Вопрос Гоббса»
По-видимому, самой важной темой в социологии Парсонса было изучение интегративных форм организации и сохранения социально-общественного порядка. Часто указывают, что Парсонса очень интересовал вопрос, приписываемый Т.Гоббсу: «Почему и как возможен социальный порядок у людей, руководствующихся своекорыстными интересами?» Классическая постановка этой проблемы содержалась в гоббсовской концепции «естественного состояния» и в вопросе, почему общества, несмотря на всевозможные катаклизмы, все-таки не становились, тем не менее, государствами «войны всех против всех». Соображения Парсонса по этому поводу согласовывались с идеями Гоббса в том смысле, что даже такой порядок, каким общества пользовались до сих пор, следует рассматривать как проблематичный и не полагать его самоочевидным. Одним из наиболее важных оснований для решения Парсонса идейно связать Вебера, Дюркгейма и Парето было понимание того, что этих учёных объединяет убежденность в том, что, решающее значение в человеческом действии имеют нормативные факторы, аналитически не зависимые ни от экономических интересов, ни от интересов политической власти. Дюркгеймовские прозрения относительно нормативных элементов в структуре и регуляции систем договорных отношений оказались решающими в оформлении концепции Парсонса. В работе «Точка зрения автора» Парсонс дает разъяснение относительно места, отводимого им «вопросу Гоббса»: «Именно из-за того, что на вопрос Гоббса не нашлось никакого удовлетворительного ответа в рамках утилитарной традиции, пришлось прибегнуть к интеллектуальным возможностям идеалистическо-коллективистских традиций, особенно к тем из них, которые были разработаны Дюркгеймом и Вебером. Я считаю, что из