Файл: Тема 18. Чикагская школа город Чикаго стал во второй половине xix века крупнейшим промышленным городом в сша, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примером другого «социального лифта» является церковь. Для молодых людей, выходцев из бедных семей, церковь становилась лестницей, ведущей их к вершинам церковной и нередко одновременно общественной власти, либо просто к богатству и какому-то общественному авторитету. Например, среди римских пап, правивших в прошлом веке, Пий X был сыном почтальона и портнихи, Иоанн XXIII – крестьянина, Иоанн Павел I – бедного рабочего.

Среди людей, добившихся успеха в профессии и карьере отчасти потому, что создали семьи с детьми влиятельных особ, можно назвать бывшего главу «Аэрофлота» Окулова (женат на дочери Б.Ельцина), бывшего губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера (не только выдающийся артист, но и женат на женщине из клана Кеннеди). Путь наверх облегчает и высокое общественное положение родственников, особенно родителей. Среди нынешних президентов правители Сирии (Асад), Азербайджана (Алиев), Конго (Заира) (Кабила) являются детьми людей, бывших ранее президентами этих стран. В прошлом веке немонархические династии правили в Индии (отец, дочь, внук), Гаити (отец и сын), Шри-Ланке (мать и дочь), Индонезии (отец и дочь) и других странах.

Лифтом, как мобильности восходящей, так и нисходящей является и политическая партия. Члены КПРФ имеют в современной России намного меньше шансов стать руководителями региона, чем члены «Единой России».

Изучение стратификации и мобильности часто оценивается как наиболее важное достижение Сорокина. Р.Мертон отметил, что «Социальная мобильность» представляла собой изумительный синтез эмпирического и практического материала, а также первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации». Мертон утверждал, что «Социальная мобильность» и «Современные социологические теории» долгое время использовались повсеместно в США как учебники. Ч.Х.Кули отозвался о «Социальной мобильности» так: «Уверен, что эта работа вносит серьезный вклад в большую науку, представляет собой исследование фундаментального характера и является лучшей работой, написанной на эту тему в нашей стране и за ее пределами». Современный американский социолог Дж. Ритцер подчеркнул, что «Социальная мобильность» и «Современные социологические теории» принесли Сорокину известность по всей стране.
Социальная и культурная динамика. Интегральная социология
Главный труд жизни Сорокина-ученого – многотомная «Социальная и культурная динамика» (1937 – 1941). О появлении этой работы сам автор писал так. Первая мировая война и революция 1917 года разбили вдребезги позитивистские взгляды Сорокина на мир, философию утилитаризма и прогресса. Впечатления от событий в России и в мире оказались очень сложными, изменившими устойчивые воззрения ученого. К концу 20-х годов процесс перестройки системы взглядов завершился. Его результатом стало появление интегральной системы философии, социологии, психологии, этики и личностных ценностей. По словам автора, его работа посвящена исследованию природы и изменения, или динамики интегрированной культуры: ее типов, процессов, тенденций, флуктуаций, ритмов и темпов. «Динамика» представляла собой труд в области социологии изменения культур.


«Социальная и культурная динамика» состоит из четырех томов. В первом Сорокин формулирует проблему интегрированной культуры и рассматривает флуктуации в области искусства. Второй том посвящен флуктуациям в науке, философии и религии, этике и юриспруденции. В первой части третьего тома автор рассматривает типы и флуктуации социальных отношений, фундаментальные связи в социально-политической и экономической сферах. Вторая часть третьего тома посвящена флуктуации войн, третья – флуктуации внутренних волнений. В четвертой части Сорокин анализирует взаимоотношения между культурной ментальностью и поведением. Все три тома представляют собой единое целое. Четвертый том «Динамики», посвященный обобщающей теории социокультурного изменения, завершается трактатом о правилах социологического метода.

Изучение культурных изменений осуществлялось Сорокиным с помощью двух методов - логико-смыслового и причинно-функционального. Сущность логико-смыслового метода познания состоит в нахождении основного принципа, который пронизывает все компоненты, придает смысл и значение каждому из них и тем самым из хаоса разрозненных элементов создает космос. Зная одну переменную культуры, мы можем сконструировать широкую сеть ее связей со многими другими переменными, свести многообразие ее черт и частей, связанных причинно или функционально, в единую и всеобъемлющую систему. Любая внутренне интегрированная система является автономным саморегулирующимся, самоуправляемым, или «сбалансированным» единством.

Мыслительные и смысловые элементы, лежащие в основе любой логически интегрированной системы культуры, можно рассматривать с двух сторон: внутренней и внешней. Первая – сфера внутреннего опыта - культура, сфера разума, ценности, смысла, или ментальность культуры. Вторая – область внешних феноменов, предметов, объектов, в которых проявляется и овеществляется сама культура, ее внутренний опыт.

Как можно постичь внутреннюю сторону культуры? Для социолога более важен социально-феноменологический способ понимания. Его составляющие:

1) причинно-функциональный способ интерпретации духовной основы явлений культуры: поиски причинных связей между культурными переменными: между плотностью населения и преступностью, религией и числом разводов, коммерческими циклами и уровнем смертности и т.д.

2) вторая форма – логическое понимание. Если исследователь верно уловил специфические посылки культуры, его следующая задача – показать, в какой степени данная культура интегрирована с точки зрения этих посылок, исходя из непререкаемых канонов логической достоверности.



Сорокин выделяет два глубоко различных типа интегрированной культуры – идеациональную и чувственную, а также культуру, совмещающую оба чистых типа, - идеалистическую. Каждая из этих культур обладает собственной ментальностью, системой истины и знания, философией, особым типом религии, своими представлениями о правильном и неправильном, особыми формами искусства и литературы, нравов, законов, правил поведения, собственной экономической и политической организацией, специфическим типом личности с особым складом ума и манерами поведения.

Под именем флуктуаций в работе Сорокина фигурируют процессы, время от времени повторяющиеся в социальной и культурной жизни и в истории. Процесс рассматривается им как преобразование данного логического субъекта во времени и в пространстве, модификации его количественных и качественных аспектов. Процессы, характерные единообразным порядком последовательности качественных состояний, являются линейными. Особым типом повторяющихся процессов являются циклические процессы: относительные (траектория нового цикла не совпадает полностью с траекторией циклов предыдущих) и абсолютные. Вариантно или творчески повторяющийся образец процесса является самым широким из этих концепций. Поскольку нет непрерывной линейной тенденции и поскольку направления изменяются, исторические и социальные процессы постоянно претерпевают вечно новые вариации старых тем. В этом смысле история в целом никогда не повторяется, и совокупный исторический процесс имеет уникальный исторический аспект в каждом своем моменте. Хотя многие процессы в течение какого-то времени происходят без заметного изменения их направления, рано или поздно тенденция достигает своего предела, после чего процесс уклоняется в сторону по новому пути. Если единица интегрирована, то изменение в направлении процесса обусловлено не столько вмешательством внешних сил, сколько внутренними силами процесса и характером единицы.

Как происходит изменение? Любая социокультурная система, пока она существует и функционирует, беспрерывно изменяется благодаря своей активности; постоянное ее функционирование содержит и в себе причину своего изменения. Никакие внешние условия не могут заставить систему проявить то, что в ней потенциально не заложено, не могут сокрушить систему, но не могут в корне изменить характер и качество каждой стадии развития.

Объяснить, почему социокультурные системы переживают периодические и неодинаковые по ритму повторы, можно с помощью принципа ограничений. Для подавляющего большинства социокультурных систем, находящихся в процессе развития, число фундаментальных возможностей в отношении всегда новых радикальных поворотов, которые может принимать система, - ограниченно, имеет пределы. Если бы система обладала практически безграничными возможностями изменения, она могла бы измениться столь радикально, что утратила бы все свои существенные черты и перестала бы идентифицироваться. Такое изменение, приводящее к утрате идентификации и самоидентификации, означало бы прекращение существования системы. Пока система (социокультурная, биологическая или другая) живет, она имеет ограничения в своих изменениях.


Обращаясь к изменениям процессов, происходящих в рамках одной и той же сферы общества и культуры, мы сталкиваемся с узким пределом качественных типов каждого процесса. Формы политической организации, типы экономической организации, формы семьи, религиозные формы, стили в искусстве, типы философий, типы общества – все они ограничены по количеству возможных форм. Подавляющее большинство социокультурных систем и процессов имеют ограниченный предел возможностей для изменения и создания новых фундаментальных форм. В подобных условиях повторение форм становится неизбежным. И чем меньше число имманентных возможностей изменения системы, тем ярче выражен ритмический характер претерпеваемого ею процесса.

В «Динамике» Сорокин разработал циклическую теорию изменений социокультурных систем. Эти системы по своим масштабам, по времени исторического существования и по составу напоминают цивилизации. Системы Сорокина обладают определенным интегральным принципом направления своего развития. Этот принцип есть своеобразный дух, поддерживающий жизнь системы, единство всех ее элементов. Его также можно сравнить с ядром. Когда жизненная сила принципа-ядра истощается, вся система элементов перестраивается, и она получает новую форму, новые идеалы, новые законы, новое ядро. Повторим, что число таких изменений-флуктуаций ограничено у Сорокина тремя типами:

  1. Идеациональная социокультурная система

  2. Чувственная социокультурная система

  3. Идеалистическая социокультурная система

Идеациональная культура основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности объектов, имеющих ценность. Она описывается Сорокиным как «не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие». Ее цели и потребности в основном духовные, степень их удовлетворения – максимальная, способ их удовлетворения – добровольная минимизация большинства физических потребностей вплоть до полного отказа от них.

В чувственной культуре объективная реальность и ее смысл зависят от нашей чувственной системы осязания и осмысления. Она мыслится как становление, процесс, прогресс. Потребности и стремления носителя чувственной ментальности – в основном физические. По своим большим посылкам чувственная культура противоположна идеациональной.

Идеалистическая культура совмещает в себе принципы идеациональной и чувственной культур и является переходным типом.

Последовательность циклического развития по Сорокину такова. Идеациональная культура сменяется идеалистической, а та, в свою очередь, чувственной. В образной форме Сорокин сравнил три культуры с горой (идеациональная), плато (идеалистическая) и равниной (чувственная). Подобно тому, как человек не может спуститься с вершины горы на равнину, не перейдя через плато, культура идеациональная не может превратиться в свою полную противоположность, не пройдя через стадию адаптации.


Смена господства этих форм в указанном следовании ярче всего просматривается в греко-римской и западной культурах.