Файл: Тема 18. Чикагская школа город Чикаго стал во второй половине xix века крупнейшим промышленным городом в сша, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
брачного союза этих двух традиций и родилась современная социологическая теория».
Определение социологии
В «Структуре социального действия» Парсонс определил социологию как науку, «которая пытается разработать аналитическую теорию систем социального действия в той мере, в какой эти системы могут быть поняты в терминах свойства интеграции на основе общих ценностей». Эмпирическим предметом работы «является действие человека в обществе». Основой исследования Парсонс определял схему действия, «в рамках которой индивиды будут рассматриваться как приспосабливающие средства к целям». Основную проблему своего исследования Парсонс понимал как проблему «соотношения анализа действий отдельного индивида (актора) в конкретном, частично социальном окружении с анализом целостной системы действия, включающей множество акторов». Парсонс надеялся, что его работа покажет путь к завершению спора о том, что первично – личность или общество.
Исходным пунктом рассуждений Парсонса является концепция внутренней рациональности действия. Главными элементами этой концепции являются понятия цели, средства и условий рационального действия. Базой, на которой сформулированы эти элементы, является отношение между целью и средством. Если обратиться к таким объектам как социальные системы, указанное отношение должно, согласно Парсонсу, рассматриваться как норма связи, внутренне присущая системе. Поэтому любые процессы изменений во всех социальных системах как системах действий могут произойти «лишь в направлении приближения к реализации рациональных норм, рассматриваемых как обязательные для акторов, функционирующих в этой системе». Парсонс не игнорировал аспекта социальной динамики, или изменения, как утверждают его критики. Он был убежден в том, что изменение может быть рассмотрено и понято только тогда, когда нечто определено как «социальный порядок» (система или структура). Состояние должно предшествовать изменению.
В более поздних определениях социологии основа видения Парсонсом её сущности сохраняется, хотя и появляются дополнения или уточнения. Так в работе «Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии» (1940) утверждалось, что социологию надо считать одной из наук об институтах, об институциональной структуре и подчеркивалось, что социология должна изучать не только статические состояния структур, но и структурные изменения. Признавая важность изучения изменений состояния системы, Парсонс указывает, что речь должна или может идти об изменениях в границах системного порядка или организации, то есть об изменениях структурных. В «Очерке социальной системы» (1961) Парсонс напомнил, что, по его мнению, является главным объектом интересов социологической теории: «мы утверждаем, что проблемы, концентрирующиеся вокруг интегративных функций социальных систем, составляют то центральное ядро, на которое направлены интересы социологической теории».
Основные понятия, или система координат
в социологии Парсонса
Социальное действие и социальная система – вот два главных понятия социологии Парсонса. Социальное действие Парсонс рассматривал как основное аналитическое понятие. Его основу составляет единичное действие – акт (act), совершаемое актором (actor), или действователем. Действие включает в себя актора, или субъекта действия, цель действия, ситуацию (условия или средства), способ взаимодействия этих элементов. Интерес теории действия направлен на организацию ориентаций актора по отношению к ситуации (действие имеет ориентацию, когда руководится смыслом, приписываемым ему индивидом с его целями и интересами).
Акторы взаимодействуют друг с другом. Единый и целостный характер интер-активных отношений между акторами Парсонс определял с помощью понятия «социальная система». Фундаментальное свойство системы – это взаимозависимость ее частей, понимаемая как порядок в отношениях между ними, обладающий тенденцией к самосохранению (для этого система должна пребывать в равновесии). Но это равновесие может быть подвижным организованным процессом изменения, протекающим по определенной модели. Для теории действия особое значение имеет свойство систем поддерживать равновесие в определенных границах благодаря свойствам некоторых переменных, действующих внутри системы. Самосохранение подразумевает контроль тенденций к изменению этого отличного от среды состояния, идущего изнутри системы.
Стандартизированная система социальных взаимодействий между акторами определяется Парсонсом как социальная структура. Структура социальной системы описывалась Парсонсом как кумулятивная и итоговая результирующая большого числа выборов, совершаемых многими индивидами, которая стабилизуется и поддерживается институционализацией ценностных эталонов, узаконивающих совершение выбора в определенных направлениях и мобилизующих санкции для поддержки результирующих ориентаций.
В социальных системах акторы взаимодействуют друг с другом обычно не как целостные личности, а как их дифференцированные секторы или фрагменты. Так появляется понятие «социальная роль». Роль определялась Парсонсом как «структурированное (т.е. нормативно регулируемое участие некоего лица в конкретном процессе взаимодействия с конкретными партнерами по роли»). С помощью понятия роли Парсонс определял социальную структуру как систему стандартизированных отношений акторов, выполняющих роли относительно друг друга. Роли акторов определяются нормативными ожиданиями групп, членами которых они являются. Группы оценивают ролевое поведение актора как соответствующее роли или нет. «Поскольку с точки зрения актора его роль определена нормативным ожиданием членов группы, сформированным ее традициями, важнейшим аспектом социальной структуры является система стандартизированных ожиданий, которая определяет правильное поведение личности, исполняющей некоторые роли, основанные на ее собственных позитивных мотивах конформности и на санкциях других».
Такие стандартизированные системы нормативных ожиданий и одновременно факторы, контролирующие действия человека в обществе, а также и следствия этих действий, Парсонс именовал институтами. В качестве системы институты связаны как с функциональными потребностями индивидов, так и с социальными системами, которые они образуют. Парсонс назвал несколько групп институтов. К «ситуационным» институтам, или организации ролей в ситуациях акторов и социальных систем, он относил родственные и политические институты. Примерами инструментальных (целевых) институтов являются роли врача или священника. Стратификация понимается как вид институтов интегрирующих, нацеленных на регуляцию отношений индивидов с целью позитивной кооперации. Существование институтов доказывает, что основным структурным принципом социальных систем является функциональная дифференциация.
Роли, выполняемые акторами в институтах, являются институционализированными ролями. «Каждая роль, поскольку она институционализирована, содержит в себе стандарт – обязанность вести себя стандартно. Признание этого стандарта и есть, в конечном счете, принадлежность к коллективу». Коллектив есть система такого взаимодействия множества исполнителей ролей, нормативно отрегулированная на основе общепринятых ценностей и норм, санкционированных этими ценностями. Без такого единства невозможно общество. В анализе роли, которую в социальных системах играют институционализированные стандарты нормативной культуры, и состоит, по мнению Парсонса, социологический подход к изучению проблемы порядка. «Институционализация здесь есть нечто большее, чем власть гоббсовского монарха; под ней подразумевается, насколько это касается власти, законность в веберовском смысле и целый ряд механизмов, включающих в себя поддержание и действие ценностей и норм во всех сферах социальной жизни».
Любое взаимодействие одного человека («эго» - у Парсонса) с «другим» представляет собой элементарную форму социальной системы. Мотивации участников взаимодействия, «эго» и «другого», интегрируются нормативными эталонами в ходе взаимодействия. Ожидания одного человека, предъявляемые другому, - это ожидания, связанные с ролями «эго» и «другого». Поэтому такие ожидания следует называть «ролевыми ожиданиями». Если один человек нарушает ролевое поведение, ожидаемое от него другим применительно к данной ситуации, он рискует санкциями со стороны «другого». Санкции со стороны общества от простого непонимания до полного отторжения личности усиливают мотивацию «эго» к конформности с ролевыми ожиданиями.
Система институциональных взаимодействий между акторами становится интегрированной, если в ее основе лежит принятие большинством акторов общих нормативных компонентов – ценностей. Это понятие использовалось Парсонсом для обозначения общепринятого нормативного компонента. Термин «дифференцированная норма» и близкий к нему по смыслу «институционализированная роль» использовался Парсонсом для обозначения компонента, специфичного по отношению к данной роли, или для обозначения роли, выполняемой актором как членом различных коллективов. Таких, например, как семья, церковь, фирма, правительственные органы, университеты.
Парсонс отмечал, что «социальные системы, с которыми имеет дело социолог, представляют собой сложные переплетения множества различных типов ролей и коллективов на самых различных уровнях организации». В таких системах, особенно в обществе некоторые лица и агентства должны обладать властью и контролем над поведением людей. Этот контроль должен быть институционально упорядочен и представлять собой систему ролей законной власти.
Решение вопроса власти и других проблем предполагает их отнесенность к факту интеграции индивидов по отношению к общей системе ценностей как источнику легитимности институциональных норм, общих конечных целей действия и др. Все эти феномены можно отнести к единому эмерджентному свойству систем социального действия – интеграции вокруг общих ценностей. Рассматривая проблему социального порядка, Парсонс приходит к выводу о том, что поскольку любое социальное действие нормативно интегрировано и что ценностные ориентации, воплощенные в нормах, должны до известной степени быть общими для акторов в институционально интегрированной системе взаимодействия, главной осью анализа социальных систем становится проблема конформности и девиантности.
Стремление Парсонса обосновать ценность интегративного начала социальной системы, которой служит и функциональная дифференциация её элементов, проявилось и в его концепции социального изменения. Для сохранения системой своей целостности предусмотрены механизмы внутренних ограничений на совместимость элементов системы. В случае сосуществования «несовместимостей» в системе начинается процесс восстановления согласия и равновесия путем уменьшения несовместимостей либо приспособления их к формирующемуся единству. Поэтому даже когда система изменяется, она
стремится изменяться в направлении, определяемом самой системой, интересами ее самосохранения. Особую роль в этом изменении играют социальные институты, процесс их отбора или институционализация. С помощью этого слова Парсонс характеризует и процесс и механизмы отбора таких возможностей поведения людей (социализации) и таких возможностей реального становления социального института, которые наиболее удовлетворяют потребности общества в данном институте, и которые находят со стороны общества максимум мотивационной поддержки.
Исследование функциональных взаимоотношений в системах. Принцип AGIL
Любая система стремится к воспроизводству своей целостности и своей структурной организации. Воспроизводство системой структуры отношений между своими элементами есть процесс, который можно описывать с помощью понятия «функция». Функция элемента структуры или процесса есть роль, которую он играет в сохранении и поддержании системы в целом как чего-то отличного и обособленного от внешнего окружения. Функция позволяет понять систему как «работающую систему». С другой стороны, никакая структура социальных систем не может быть выведена непосредственно из рамок отношения актор-ситуация. Она требует функционального анализа сложных взаимодействий, которые возникают благодаря взаимодействию множества акторов.
По мнению Парсонса «базисная функциональная классификация, лежащая в основе схемы как целого, предполагает различение четырех первичных категорий», выполняющих роль контрольных механизмов: 1) поддержания, или сохранения образца (структуры); 2) интеграции; 3) целедостижения; 4) адаптации. Первые буквы этих слов, взятых в обратном порядке, и в английском варианта, и образуют известную аббревиатуру AGIL (adaptation, goal-attainment, integration, latency).
В обществе, рассматриваемом как социальная система, каждую из этих функций системной упорядоченности выполняет одна из подсистем общества. В небольшой таблице Парсонс показал, как связаны у него подсистемы общества, их структурные компоненты, функции и аспекты процесса развития.
Общество (или более обобщенно – социальная система)
Определение социологии
В «Структуре социального действия» Парсонс определил социологию как науку, «которая пытается разработать аналитическую теорию систем социального действия в той мере, в какой эти системы могут быть поняты в терминах свойства интеграции на основе общих ценностей». Эмпирическим предметом работы «является действие человека в обществе». Основой исследования Парсонс определял схему действия, «в рамках которой индивиды будут рассматриваться как приспосабливающие средства к целям». Основную проблему своего исследования Парсонс понимал как проблему «соотношения анализа действий отдельного индивида (актора) в конкретном, частично социальном окружении с анализом целостной системы действия, включающей множество акторов». Парсонс надеялся, что его работа покажет путь к завершению спора о том, что первично – личность или общество.
Исходным пунктом рассуждений Парсонса является концепция внутренней рациональности действия. Главными элементами этой концепции являются понятия цели, средства и условий рационального действия. Базой, на которой сформулированы эти элементы, является отношение между целью и средством. Если обратиться к таким объектам как социальные системы, указанное отношение должно, согласно Парсонсу, рассматриваться как норма связи, внутренне присущая системе. Поэтому любые процессы изменений во всех социальных системах как системах действий могут произойти «лишь в направлении приближения к реализации рациональных норм, рассматриваемых как обязательные для акторов, функционирующих в этой системе». Парсонс не игнорировал аспекта социальной динамики, или изменения, как утверждают его критики. Он был убежден в том, что изменение может быть рассмотрено и понято только тогда, когда нечто определено как «социальный порядок» (система или структура). Состояние должно предшествовать изменению.
В более поздних определениях социологии основа видения Парсонсом её сущности сохраняется, хотя и появляются дополнения или уточнения. Так в работе «Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии» (1940) утверждалось, что социологию надо считать одной из наук об институтах, об институциональной структуре и подчеркивалось, что социология должна изучать не только статические состояния структур, но и структурные изменения. Признавая важность изучения изменений состояния системы, Парсонс указывает, что речь должна или может идти об изменениях в границах системного порядка или организации, то есть об изменениях структурных. В «Очерке социальной системы» (1961) Парсонс напомнил, что, по его мнению, является главным объектом интересов социологической теории: «мы утверждаем, что проблемы, концентрирующиеся вокруг интегративных функций социальных систем, составляют то центральное ядро, на которое направлены интересы социологической теории».
Основные понятия, или система координат
в социологии Парсонса
Социальное действие и социальная система – вот два главных понятия социологии Парсонса. Социальное действие Парсонс рассматривал как основное аналитическое понятие. Его основу составляет единичное действие – акт (act), совершаемое актором (actor), или действователем. Действие включает в себя актора, или субъекта действия, цель действия, ситуацию (условия или средства), способ взаимодействия этих элементов. Интерес теории действия направлен на организацию ориентаций актора по отношению к ситуации (действие имеет ориентацию, когда руководится смыслом, приписываемым ему индивидом с его целями и интересами).
Акторы взаимодействуют друг с другом. Единый и целостный характер интер-активных отношений между акторами Парсонс определял с помощью понятия «социальная система». Фундаментальное свойство системы – это взаимозависимость ее частей, понимаемая как порядок в отношениях между ними, обладающий тенденцией к самосохранению (для этого система должна пребывать в равновесии). Но это равновесие может быть подвижным организованным процессом изменения, протекающим по определенной модели. Для теории действия особое значение имеет свойство систем поддерживать равновесие в определенных границах благодаря свойствам некоторых переменных, действующих внутри системы. Самосохранение подразумевает контроль тенденций к изменению этого отличного от среды состояния, идущего изнутри системы.
Стандартизированная система социальных взаимодействий между акторами определяется Парсонсом как социальная структура. Структура социальной системы описывалась Парсонсом как кумулятивная и итоговая результирующая большого числа выборов, совершаемых многими индивидами, которая стабилизуется и поддерживается институционализацией ценностных эталонов, узаконивающих совершение выбора в определенных направлениях и мобилизующих санкции для поддержки результирующих ориентаций.
В социальных системах акторы взаимодействуют друг с другом обычно не как целостные личности, а как их дифференцированные секторы или фрагменты. Так появляется понятие «социальная роль». Роль определялась Парсонсом как «структурированное (т.е. нормативно регулируемое участие некоего лица в конкретном процессе взаимодействия с конкретными партнерами по роли»). С помощью понятия роли Парсонс определял социальную структуру как систему стандартизированных отношений акторов, выполняющих роли относительно друг друга. Роли акторов определяются нормативными ожиданиями групп, членами которых они являются. Группы оценивают ролевое поведение актора как соответствующее роли или нет. «Поскольку с точки зрения актора его роль определена нормативным ожиданием членов группы, сформированным ее традициями, важнейшим аспектом социальной структуры является система стандартизированных ожиданий, которая определяет правильное поведение личности, исполняющей некоторые роли, основанные на ее собственных позитивных мотивах конформности и на санкциях других».
Такие стандартизированные системы нормативных ожиданий и одновременно факторы, контролирующие действия человека в обществе, а также и следствия этих действий, Парсонс именовал институтами. В качестве системы институты связаны как с функциональными потребностями индивидов, так и с социальными системами, которые они образуют. Парсонс назвал несколько групп институтов. К «ситуационным» институтам, или организации ролей в ситуациях акторов и социальных систем, он относил родственные и политические институты. Примерами инструментальных (целевых) институтов являются роли врача или священника. Стратификация понимается как вид институтов интегрирующих, нацеленных на регуляцию отношений индивидов с целью позитивной кооперации. Существование институтов доказывает, что основным структурным принципом социальных систем является функциональная дифференциация.
Роли, выполняемые акторами в институтах, являются институционализированными ролями. «Каждая роль, поскольку она институционализирована, содержит в себе стандарт – обязанность вести себя стандартно. Признание этого стандарта и есть, в конечном счете, принадлежность к коллективу». Коллектив есть система такого взаимодействия множества исполнителей ролей, нормативно отрегулированная на основе общепринятых ценностей и норм, санкционированных этими ценностями. Без такого единства невозможно общество. В анализе роли, которую в социальных системах играют институционализированные стандарты нормативной культуры, и состоит, по мнению Парсонса, социологический подход к изучению проблемы порядка. «Институционализация здесь есть нечто большее, чем власть гоббсовского монарха; под ней подразумевается, насколько это касается власти, законность в веберовском смысле и целый ряд механизмов, включающих в себя поддержание и действие ценностей и норм во всех сферах социальной жизни».
Любое взаимодействие одного человека («эго» - у Парсонса) с «другим» представляет собой элементарную форму социальной системы. Мотивации участников взаимодействия, «эго» и «другого», интегрируются нормативными эталонами в ходе взаимодействия. Ожидания одного человека, предъявляемые другому, - это ожидания, связанные с ролями «эго» и «другого». Поэтому такие ожидания следует называть «ролевыми ожиданиями». Если один человек нарушает ролевое поведение, ожидаемое от него другим применительно к данной ситуации, он рискует санкциями со стороны «другого». Санкции со стороны общества от простого непонимания до полного отторжения личности усиливают мотивацию «эго» к конформности с ролевыми ожиданиями.
Система институциональных взаимодействий между акторами становится интегрированной, если в ее основе лежит принятие большинством акторов общих нормативных компонентов – ценностей. Это понятие использовалось Парсонсом для обозначения общепринятого нормативного компонента. Термин «дифференцированная норма» и близкий к нему по смыслу «институционализированная роль» использовался Парсонсом для обозначения компонента, специфичного по отношению к данной роли, или для обозначения роли, выполняемой актором как членом различных коллективов. Таких, например, как семья, церковь, фирма, правительственные органы, университеты.
Парсонс отмечал, что «социальные системы, с которыми имеет дело социолог, представляют собой сложные переплетения множества различных типов ролей и коллективов на самых различных уровнях организации». В таких системах, особенно в обществе некоторые лица и агентства должны обладать властью и контролем над поведением людей. Этот контроль должен быть институционально упорядочен и представлять собой систему ролей законной власти.
Решение вопроса власти и других проблем предполагает их отнесенность к факту интеграции индивидов по отношению к общей системе ценностей как источнику легитимности институциональных норм, общих конечных целей действия и др. Все эти феномены можно отнести к единому эмерджентному свойству систем социального действия – интеграции вокруг общих ценностей. Рассматривая проблему социального порядка, Парсонс приходит к выводу о том, что поскольку любое социальное действие нормативно интегрировано и что ценностные ориентации, воплощенные в нормах, должны до известной степени быть общими для акторов в институционально интегрированной системе взаимодействия, главной осью анализа социальных систем становится проблема конформности и девиантности.
Стремление Парсонса обосновать ценность интегративного начала социальной системы, которой служит и функциональная дифференциация её элементов, проявилось и в его концепции социального изменения. Для сохранения системой своей целостности предусмотрены механизмы внутренних ограничений на совместимость элементов системы. В случае сосуществования «несовместимостей» в системе начинается процесс восстановления согласия и равновесия путем уменьшения несовместимостей либо приспособления их к формирующемуся единству. Поэтому даже когда система изменяется, она
стремится изменяться в направлении, определяемом самой системой, интересами ее самосохранения. Особую роль в этом изменении играют социальные институты, процесс их отбора или институционализация. С помощью этого слова Парсонс характеризует и процесс и механизмы отбора таких возможностей поведения людей (социализации) и таких возможностей реального становления социального института, которые наиболее удовлетворяют потребности общества в данном институте, и которые находят со стороны общества максимум мотивационной поддержки.
Исследование функциональных взаимоотношений в системах. Принцип AGIL
Любая система стремится к воспроизводству своей целостности и своей структурной организации. Воспроизводство системой структуры отношений между своими элементами есть процесс, который можно описывать с помощью понятия «функция». Функция элемента структуры или процесса есть роль, которую он играет в сохранении и поддержании системы в целом как чего-то отличного и обособленного от внешнего окружения. Функция позволяет понять систему как «работающую систему». С другой стороны, никакая структура социальных систем не может быть выведена непосредственно из рамок отношения актор-ситуация. Она требует функционального анализа сложных взаимодействий, которые возникают благодаря взаимодействию множества акторов.
По мнению Парсонса «базисная функциональная классификация, лежащая в основе схемы как целого, предполагает различение четырех первичных категорий», выполняющих роль контрольных механизмов: 1) поддержания, или сохранения образца (структуры); 2) интеграции; 3) целедостижения; 4) адаптации. Первые буквы этих слов, взятых в обратном порядке, и в английском варианта, и образуют известную аббревиатуру AGIL (adaptation, goal-attainment, integration, latency).
В обществе, рассматриваемом как социальная система, каждую из этих функций системной упорядоченности выполняет одна из подсистем общества. В небольшой таблице Парсонс показал, как связаны у него подсистемы общества, их структурные компоненты, функции и аспекты процесса развития.
Общество (или более обобщенно – социальная система)
Подсистемы | Структурные компоненты | Аспекты процесса развития | Основная функция |
Экономика Политика Социетальное сообщество Фидуциарная подсистема | Роли Коллективы Нормы Ценности | Повышение адаптивного потенциала Дифференциация Включение Генерализация ценностей | Адаптация Целедостижение Интеграция Воспроизводство образца |