Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 3
СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И СУЩНОСТЬ
3.1. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ
Сознание предстаёт в качестве универсальной способности чело- века приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь, обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, передавать опыт от одного поко- ления к другому.
Сознание — сложное системное образование, сово- купность весьма разнородных идеальных процессов — мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональ- ных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания.
В истории философии проблема сознания рассматривалась по- разному. Для идеалистической линии решение этой проблемы не вы- зывало особых затруднений, ибо признавая духовное первичным по отношению к материальному, идеалисты считали, что духовное начало было всегда; либо обращались к помощи бога, вложившего в человека душу; а значит и сознание. Значительно сложнее было философам ма- териалистам, так как им необходимо было объяснить происхождение сознания без помощи сверхъестественного. В середине ХIХ в. в Гер- мании появились философы, получившие наименование «
вульгарные
материалисты» (Бюхнер, Фогт, Молешотт), которые отождествля- ли сознание и материю. Они рассматривали мысль в качестве веще- ственного выделения мозга. На базе этих рассуждений в конце XIX в. возникает теория так называемого
психофизиологического тождества.
Согласно этой теории физиология полностью поглощает психику и, следовательно, причины психических заболеваний следует искать только в нарушениях тех иных физиологических процессов. Пример- но в это же время возникает теория так называемого
психофизиоло-
гического параллелизма, истоки которой обнаруживаются у Декарта, который признавал существование двух независимых субстанций:
56
материи и сознания. Теория психофизиологического параллелизма предписывала врачам при лечении психических болезней не искать причины в нарушениях физиологических процессов, а искать только в собственно психической сфере жизнедеятельности человека. Ближе всех к современному пониманию происхождения сознания подошел
Б. Спиноза, который считал сознание атрибутом материи, т.е. распро- странял свойство сознания на всю материю, считая его вечным, как и саму материю.
В современных подходах к сознанию можно выделить три вида его значений:
1)
когнитивные (познавательные) значения сознания, раскрываю- щие его инструментально-функциональные возможности в человече- ской жизни; сознание рассматривается, как средство добывания зна- ний, средство осуществления практических действий, средство регу- ляции и оценки, средство общения и передачи опыта;
2)
феноменологические значения сознания, выражающие специфи- ку строения его внутреннего мира — идеальных явлений (феноменов), актов и состояние структур и процессов;
3) значения
направленности сознания, характеризующие его «си- ловые» ресурсы, которые позволяют человеку адресоваться вовне — к внешнему миру его бытия, и вовнутрь — к внутреннему миру созна- ния.
Философско-реалистическое направление в понимании источни- ков сознания выделяет среди множества известных и неизвестных ещё науке факторов, обусловливающих содержание сознания, следующие факторы.
Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, со- циальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкрет- но-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация яв- ляется результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.
Вторым источником сознания является социокультурная среда, об- щие, понятия, этические, эстетические установки, социальные идеа- лы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и сред- ства, способы, формы познавательной деятельности.
Третьим источником сознания выступает весь духовный мир инди- вида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в от- сутствии непосредственных внешних воздействий человек способен, переосмысливать своё прошлое, конструировать своё будущее и т.п.
Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная при- родная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обе- спечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне органи- зации материи осуществление общих функций сознания. Не только
57
условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействует на сознание, его состояние.
Пятым источником сознания, вероятно, выступает космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого являет- ся сознание индивида. В настоящее время всё больше опытных под- тверждений находят гипотезы о волновой квантово-механической природе мозга. Исследователи приходят к выводам, что мозг пред- ставляет собой космическую систему, которая берет для своей рабо- ты энергию непосредственно из Вселенной, тем самым мозг связан со всей Вселенной двумя каналами связей — энергетическим и инфор- мационным. При формировании содержания сознания все выделен- ные источники взаимосвязаны. При этом внешние источники пре- ломляются через внутренний мир человека.
Общий вывод: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у «вульгарных материалистов»); источником сознания явля- ется реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — го- ловного мозга и в системе надличностных форм общественного со- знания.
3.2. ИДЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ СОЗНАНИЯ.
ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО
Важнейшим свойством индивидуального и общественного созна- ния является идеальность, идеальное — характерная черта, главней- ший признак сознания, обусловленный социальной природой че- ловека. Сложность существа и состава идеального, разнообразие его детерминирующих факторов, проявлений, функций в жизни и дея- тельности человека — всё это обусловило трудности его познания.
Один из-подходов состоит в том, что
идеальное есть субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в фор- мах сознания человека. «Идеальное, — писал К. Маркс, — есть ма- териальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Именно здесь и проявляется активность человеческого созна- ния, так как все общие понятия, зафиксированные в речи, все произ- ведения культуры и вообще цивилизации есть воплощение человече- ской активности. Они создаются в процессе практически — предмет- ного преобразования природы общественным человеком, обществом.
Мыслит, т.е. действует в идеальном плане, не мозг, как таковой, а че- ловек, обладающий мозгом, поэтому идеальное есть функция челове- ка, как активного субъекта общественно-трудовой деятельности. Это означает, что попытка объяснить идеальное из анатомо-физиологи-
58
ческих свойств мозга никогда не приведёт к положительному резуль- тату, т.е. раскрыть загадку человеческого сознания оставаясь лишь на позиции физиолога, невозможно.
Идеальное как субъективный образ объективного мира, является отражением материального и затем, воплощаясь в продукт деятель- ности, само становится материальным. Это можно представить в виде такого циклического движения: вещь — дело — слово — дело — вещь.
В процессе жизнедеятельности человека функционирует его идеаль- ное, его субъективная реальность, его внутренний мир — как
идеа-
лизация действительности, природы и общества. Создаётся язык (не- посредственная действительность мысли) как оболочка идеального образа, в котором протекает понятийная, мыслительная деятельность человека.
Другой подход заключается в том, что идеальное, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно свя- заны с деятельностью индивида. Отличие деятельности человека от деятельности животного состоит в том, что ни одна форма этой дея- тельности, ни одна способность не наследуется вместе с анатомиче- ской материальной организацией его тела. Эти формы деятельности передаются здесь только опосредованно — через
формы (образы) пред-
метов, созданных человеком для человека.
Структурные формы и схемы общественного сознания противо- стоят индивидуальному сознанию в качестве особой, внутри себя ор- ганизованной действительности. «
Идеальность» предстаёт как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей чело- века, как объективно-принудительная сила. Общественное сознание выступает как исторически сложившаяся и исторически развивающа- яся система независимых от индивидуального сознания форм и схем
«объективного духа», «коллективного духа», «коллективного разума» человечества. Человек обретает идеальное только и исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам обществен- ной жизнедеятельности.
Связывая идеальное только с человеком, как существом социаль- ным, необходимо ассоциировать идеальное не с любым субъективным в нем, и не только психическим, и не со всяким субъективным обра- зом, а только с таким, который оказывается
соотнесённым с будущим результатом деятельности человека и общества в целом. Идеальным может быть идеал общественного устройства, общий характер жиз- ненного поведения человека, ориентированный на осуществление добра и справедливости, замысел художественного произведения та
59
или иная идея решения научной проблемы и т.д. Диапазон идеального весьма широк — от идеала общества и идеала всей жизни индивида до текущих житейских, «мимолётных» целей и решений.
Как же соотносится материальное и идеальное в сознания? Созна- ние диалектическое
единство материального и идеального. Сознание есть свойство материи и уже потому оно материально. Оно выраста- ет из более общего свойства — свойства отражения, только сознанию присуши свои качества — качества идеального отражения (субъек- тивные образы, субъективная реальность). Сознание материально по своему носителю — соответствующему
нейродинамическому аппарату, по физико-химическим реакциям, протекающим в мозге, как носите- ле сознания. Хотя психическая форма этих процессов является иде- альной. Сознание материально по своим результатам, т.е. идеальное воплощается в создаваемые человечеством предметы, произведения искусства и культуры.
Однако чтобы сделать эти предметы, они должны прежде предстать идеальными. Можно нарисовать схему, иллюстрирующую диалектику материального и идеального в сознании (табл. 1).
Таблица 1
Материальное и идеальное в сознании
Сознание идеальное материальное
В онтологическом плане
(сознание есть свойство материи)
По качеству
По происхождению
В гносеологическом плане созна- ние есть отражение материально- го мира
По форме
По содержанию
В естественнонаучном плане со- знание есть особый процесс
По содержанию
По форме образования
(нейродинамический процесс)
В социальном плане сознание есть отражение общественных процессов
По форме (от- ражение) и содержанию
(психическое)
Материальное по про- исхождению и резуль- тату
Важный аспект проблемы идеального: соотношение «материально- го» и «идеального» в терминах «первичное» и «вторичное». Основной вопрос философии связан с отношением «человек и мир», т.е. с «ма- териальным», поднятым на уровень понятия «природа», и «сознани- ем», понимаемым не как индивидуальное сознание, а как «сознание человечества» (дух вообще). Материализм связан с утверждением
60
примата природы над духом. Что касается идеального, то оно двухпо- люсно опирается на материальное (в этом отношении оно вторично) и устремлено на новое материальное (в этом плане оно первично).
Будучи вторичными, психические образы материальных объектов заключают в себе также возможности для перекомбинаций, для кон- струирования на базе реальных возможностей новых познавательных образов, способных осуществляться в деятельности субъекта, в том числе и его предметно-практической деятельности.
Отношение материального и идеального не сводимо к схеме мате- рия и сознание. В самих по себе образах уже имеющихся природных объектов нет никакого идеального, как нет и проблемы вторичности идеального, вопрос об этом встаёт лишь с включением творческого процесса в структуру -гносеологических образов. Идеальное лишь в известном отношении вторично по отношению к материальным предметам (как к своей предпосылке), но оно первично в плане своего отношения к определенному (или духовному) результату.
Одно из возможных определений: «
Идеальное» — это гносеологи- ческие образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справед- ливость, красота и т.п.), которые могут быть реализованы в деятель- ности человека. Идеальное — это формы культуры, осваиваемые ин- дивидами, это созданные историей человечества образы, с помощью которых мир не только осознаётся, но и преобразуется.
3.3. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ
И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Сознание не исчерпывает всего богатства психической деятельно- сти человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.
Бессознательное — это совокупность пси- хических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы чело- веческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбу- лизма, состояния невменяемости и т.п.
В решении проблемы бессознательного в основном существует два подхода: материалистический и субъективно-идеалистический.
Материалистическая концепция опирается на школу физиологов, созданную И.П. Павловым и на школу психологов, занимающихся проблемой установки. Сознание, утверждал Павлов, связано с нерв- ной деятельностью определенного участка коры больших полушарий, обладающих оптимальной возбудимостью по сравнению с остальны- ми отделами мозга, находящимися в состоянии более или менее по-
61
ниженной возбудимости. «Деятельность этих отделов есть то, что мы субъективно называем бессознательным, автоматической деятельно- стью», — писал Павлов. Подтверждение важности физиологического механизма бессознательного приносят новейшие исследования, вы- ясняющие все с большей точностью связь корковых и подкорковых образований, а также роль так называемой ретикулярной формации в возникновении и развитии психических состояний, обладающих то большей, то меньшей близостью к сознательным и бессознательным процессам.
Однако с точки зрения физиологии нельзя полностью раскрыть проблему бессознательного, так как психическое полностью не сво- дится к физиологическому. По этой причине данная проблема реша- ется и на уровне психологии. Здесь в первую очередь следует отметить работы грузинской школы психологов во главе с Д.Н. Узнадзе. Бес- сознательное они рассматривают как установление определенного
динамического стереотипа действия, как автоматическое выполнение операций, протекающих вне поля сознания. В таком понимании бес- сознательное является очень важным в жизнедеятельности человека, так как помогает ему лучше приспособиться к окружающей среде, более быстро и адекватно реагировать на обстановку. Выработка ди- намических стереотипов происходит в социальной практике каждого отдельного человека. Прежде чем стать автоматически неосознанны- ми, эти действия осознаются в процессе
научения. Даже такие авто- матические действия человека как ходьба, способность думать и т.д. не могут развиться из потенции в действительное, стать стереотипом действия без
научения и осознания.
Совершенно противоположную позицию в решении вопроса о природе бессознательного и его роли в жизнедеятельности человека высказали Зигмунд Фрейд, Карен Хорни, Эрих Фромм и др. Исходя из широко известного факта забывания, Фрейд разработал теоретиче- скую систему, в которой забывание само становится средством пода- вления, Согласно этой теории, всякое заболевание происходит в силу какой-то
мотивированной причины и прямо или косвенно связано с яв- лениями детской сексуальности или инстинктом агрессии (смерти).
Всё «забытое» якобы подвергается цензуре и подавляется как несо- вместимое с сознательней памятью. Предполагается, что подавляемое воспоминание оседает в некоем вместилище, называемом бессозна- тельным. Это вместилище служит якобы также местом сосредоточе- ния сексуальных влечений и инстинктов агрессии. При этом такие влечения передают свою энергию всему, что находится в бессозна- тельном, так что подавляемые воспоминания заряжены психической энергией этих сексуальных инстинктов и инстинктов агрессии. Вос- поминания, заряженные такой энергией, существуют для того, чтобы
СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И СУЩНОСТЬ
3.1. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ
Сознание предстаёт в качестве универсальной способности чело- века приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь, обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, передавать опыт от одного поко- ления к другому.
Сознание — сложное системное образование, сово- купность весьма разнородных идеальных процессов — мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональ- ных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания.
В истории философии проблема сознания рассматривалась по- разному. Для идеалистической линии решение этой проблемы не вы- зывало особых затруднений, ибо признавая духовное первичным по отношению к материальному, идеалисты считали, что духовное начало было всегда; либо обращались к помощи бога, вложившего в человека душу; а значит и сознание. Значительно сложнее было философам ма- териалистам, так как им необходимо было объяснить происхождение сознания без помощи сверхъестественного. В середине ХIХ в. в Гер- мании появились философы, получившие наименование «
вульгарные
материалисты» (Бюхнер, Фогт, Молешотт), которые отождествля- ли сознание и материю. Они рассматривали мысль в качестве веще- ственного выделения мозга. На базе этих рассуждений в конце XIX в. возникает теория так называемого
психофизиологического тождества.
Согласно этой теории физиология полностью поглощает психику и, следовательно, причины психических заболеваний следует искать только в нарушениях тех иных физиологических процессов. Пример- но в это же время возникает теория так называемого
психофизиоло-
гического параллелизма, истоки которой обнаруживаются у Декарта, который признавал существование двух независимых субстанций:
56
материи и сознания. Теория психофизиологического параллелизма предписывала врачам при лечении психических болезней не искать причины в нарушениях физиологических процессов, а искать только в собственно психической сфере жизнедеятельности человека. Ближе всех к современному пониманию происхождения сознания подошел
Б. Спиноза, который считал сознание атрибутом материи, т.е. распро- странял свойство сознания на всю материю, считая его вечным, как и саму материю.
В современных подходах к сознанию можно выделить три вида его значений:
1)
когнитивные (познавательные) значения сознания, раскрываю- щие его инструментально-функциональные возможности в человече- ской жизни; сознание рассматривается, как средство добывания зна- ний, средство осуществления практических действий, средство регу- ляции и оценки, средство общения и передачи опыта;
2)
феноменологические значения сознания, выражающие специфи- ку строения его внутреннего мира — идеальных явлений (феноменов), актов и состояние структур и процессов;
3) значения
направленности сознания, характеризующие его «си- ловые» ресурсы, которые позволяют человеку адресоваться вовне — к внешнему миру его бытия, и вовнутрь — к внутреннему миру созна- ния.
Философско-реалистическое направление в понимании источни- ков сознания выделяет среди множества известных и неизвестных ещё науке факторов, обусловливающих содержание сознания, следующие факторы.
Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, со- циальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкрет- но-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация яв- ляется результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.
Вторым источником сознания является социокультурная среда, об- щие, понятия, этические, эстетические установки, социальные идеа- лы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и сред- ства, способы, формы познавательной деятельности.
Третьим источником сознания выступает весь духовный мир инди- вида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в от- сутствии непосредственных внешних воздействий человек способен, переосмысливать своё прошлое, конструировать своё будущее и т.п.
Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная при- родная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обе- спечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне органи- зации материи осуществление общих функций сознания. Не только
57
условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействует на сознание, его состояние.
Пятым источником сознания, вероятно, выступает космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого являет- ся сознание индивида. В настоящее время всё больше опытных под- тверждений находят гипотезы о волновой квантово-механической природе мозга. Исследователи приходят к выводам, что мозг пред- ставляет собой космическую систему, которая берет для своей рабо- ты энергию непосредственно из Вселенной, тем самым мозг связан со всей Вселенной двумя каналами связей — энергетическим и инфор- мационным. При формировании содержания сознания все выделен- ные источники взаимосвязаны. При этом внешние источники пре- ломляются через внутренний мир человека.
Общий вывод: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у «вульгарных материалистов»); источником сознания явля- ется реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — го- ловного мозга и в системе надличностных форм общественного со- знания.
3.2. ИДЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ СОЗНАНИЯ.
ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО
Важнейшим свойством индивидуального и общественного созна- ния является идеальность, идеальное — характерная черта, главней- ший признак сознания, обусловленный социальной природой че- ловека. Сложность существа и состава идеального, разнообразие его детерминирующих факторов, проявлений, функций в жизни и дея- тельности человека — всё это обусловило трудности его познания.
Один из-подходов состоит в том, что
идеальное есть субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в фор- мах сознания человека. «Идеальное, — писал К. Маркс, — есть ма- териальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Именно здесь и проявляется активность человеческого созна- ния, так как все общие понятия, зафиксированные в речи, все произ- ведения культуры и вообще цивилизации есть воплощение человече- ской активности. Они создаются в процессе практически — предмет- ного преобразования природы общественным человеком, обществом.
Мыслит, т.е. действует в идеальном плане, не мозг, как таковой, а че- ловек, обладающий мозгом, поэтому идеальное есть функция челове- ка, как активного субъекта общественно-трудовой деятельности. Это означает, что попытка объяснить идеальное из анатомо-физиологи-
58
ческих свойств мозга никогда не приведёт к положительному резуль- тату, т.е. раскрыть загадку человеческого сознания оставаясь лишь на позиции физиолога, невозможно.
Идеальное как субъективный образ объективного мира, является отражением материального и затем, воплощаясь в продукт деятель- ности, само становится материальным. Это можно представить в виде такого циклического движения: вещь — дело — слово — дело — вещь.
В процессе жизнедеятельности человека функционирует его идеаль- ное, его субъективная реальность, его внутренний мир — как
идеа-
лизация действительности, природы и общества. Создаётся язык (не- посредственная действительность мысли) как оболочка идеального образа, в котором протекает понятийная, мыслительная деятельность человека.
Другой подход заключается в том, что идеальное, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно свя- заны с деятельностью индивида. Отличие деятельности человека от деятельности животного состоит в том, что ни одна форма этой дея- тельности, ни одна способность не наследуется вместе с анатомиче- ской материальной организацией его тела. Эти формы деятельности передаются здесь только опосредованно — через
формы (образы) пред-
метов, созданных человеком для человека.
Структурные формы и схемы общественного сознания противо- стоят индивидуальному сознанию в качестве особой, внутри себя ор- ганизованной действительности. «
Идеальность» предстаёт как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей чело- века, как объективно-принудительная сила. Общественное сознание выступает как исторически сложившаяся и исторически развивающа- яся система независимых от индивидуального сознания форм и схем
«объективного духа», «коллективного духа», «коллективного разума» человечества. Человек обретает идеальное только и исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам обществен- ной жизнедеятельности.
Связывая идеальное только с человеком, как существом социаль- ным, необходимо ассоциировать идеальное не с любым субъективным в нем, и не только психическим, и не со всяким субъективным обра- зом, а только с таким, который оказывается
соотнесённым с будущим результатом деятельности человека и общества в целом. Идеальным может быть идеал общественного устройства, общий характер жиз- ненного поведения человека, ориентированный на осуществление добра и справедливости, замысел художественного произведения та
59
или иная идея решения научной проблемы и т.д. Диапазон идеального весьма широк — от идеала общества и идеала всей жизни индивида до текущих житейских, «мимолётных» целей и решений.
Как же соотносится материальное и идеальное в сознания? Созна- ние диалектическое
единство материального и идеального. Сознание есть свойство материи и уже потому оно материально. Оно выраста- ет из более общего свойства — свойства отражения, только сознанию присуши свои качества — качества идеального отражения (субъек- тивные образы, субъективная реальность). Сознание материально по своему носителю — соответствующему
нейродинамическому аппарату, по физико-химическим реакциям, протекающим в мозге, как носите- ле сознания. Хотя психическая форма этих процессов является иде- альной. Сознание материально по своим результатам, т.е. идеальное воплощается в создаваемые человечеством предметы, произведения искусства и культуры.
Однако чтобы сделать эти предметы, они должны прежде предстать идеальными. Можно нарисовать схему, иллюстрирующую диалектику материального и идеального в сознании (табл. 1).
Таблица 1
Материальное и идеальное в сознании
Сознание идеальное материальное
В онтологическом плане
(сознание есть свойство материи)
По качеству
По происхождению
В гносеологическом плане созна- ние есть отражение материально- го мира
По форме
По содержанию
В естественнонаучном плане со- знание есть особый процесс
По содержанию
По форме образования
(нейродинамический процесс)
В социальном плане сознание есть отражение общественных процессов
По форме (от- ражение) и содержанию
(психическое)
Материальное по про- исхождению и резуль- тату
Важный аспект проблемы идеального: соотношение «материально- го» и «идеального» в терминах «первичное» и «вторичное». Основной вопрос философии связан с отношением «человек и мир», т.е. с «ма- териальным», поднятым на уровень понятия «природа», и «сознани- ем», понимаемым не как индивидуальное сознание, а как «сознание человечества» (дух вообще). Материализм связан с утверждением
60
примата природы над духом. Что касается идеального, то оно двухпо- люсно опирается на материальное (в этом отношении оно вторично) и устремлено на новое материальное (в этом плане оно первично).
Будучи вторичными, психические образы материальных объектов заключают в себе также возможности для перекомбинаций, для кон- струирования на базе реальных возможностей новых познавательных образов, способных осуществляться в деятельности субъекта, в том числе и его предметно-практической деятельности.
Отношение материального и идеального не сводимо к схеме мате- рия и сознание. В самих по себе образах уже имеющихся природных объектов нет никакого идеального, как нет и проблемы вторичности идеального, вопрос об этом встаёт лишь с включением творческого процесса в структуру -гносеологических образов. Идеальное лишь в известном отношении вторично по отношению к материальным предметам (как к своей предпосылке), но оно первично в плане своего отношения к определенному (или духовному) результату.
Одно из возможных определений: «
Идеальное» — это гносеологи- ческие образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справед- ливость, красота и т.п.), которые могут быть реализованы в деятель- ности человека. Идеальное — это формы культуры, осваиваемые ин- дивидами, это созданные историей человечества образы, с помощью которых мир не только осознаётся, но и преобразуется.
3.3. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ
И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Сознание не исчерпывает всего богатства психической деятельно- сти человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.
Бессознательное — это совокупность пси- хических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы чело- веческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбу- лизма, состояния невменяемости и т.п.
В решении проблемы бессознательного в основном существует два подхода: материалистический и субъективно-идеалистический.
Материалистическая концепция опирается на школу физиологов, созданную И.П. Павловым и на школу психологов, занимающихся проблемой установки. Сознание, утверждал Павлов, связано с нерв- ной деятельностью определенного участка коры больших полушарий, обладающих оптимальной возбудимостью по сравнению с остальны- ми отделами мозга, находящимися в состоянии более или менее по-
61
ниженной возбудимости. «Деятельность этих отделов есть то, что мы субъективно называем бессознательным, автоматической деятельно- стью», — писал Павлов. Подтверждение важности физиологического механизма бессознательного приносят новейшие исследования, вы- ясняющие все с большей точностью связь корковых и подкорковых образований, а также роль так называемой ретикулярной формации в возникновении и развитии психических состояний, обладающих то большей, то меньшей близостью к сознательным и бессознательным процессам.
Однако с точки зрения физиологии нельзя полностью раскрыть проблему бессознательного, так как психическое полностью не сво- дится к физиологическому. По этой причине данная проблема реша- ется и на уровне психологии. Здесь в первую очередь следует отметить работы грузинской школы психологов во главе с Д.Н. Узнадзе. Бес- сознательное они рассматривают как установление определенного
динамического стереотипа действия, как автоматическое выполнение операций, протекающих вне поля сознания. В таком понимании бес- сознательное является очень важным в жизнедеятельности человека, так как помогает ему лучше приспособиться к окружающей среде, более быстро и адекватно реагировать на обстановку. Выработка ди- намических стереотипов происходит в социальной практике каждого отдельного человека. Прежде чем стать автоматически неосознанны- ми, эти действия осознаются в процессе
научения. Даже такие авто- матические действия человека как ходьба, способность думать и т.д. не могут развиться из потенции в действительное, стать стереотипом действия без
научения и осознания.
Совершенно противоположную позицию в решении вопроса о природе бессознательного и его роли в жизнедеятельности человека высказали Зигмунд Фрейд, Карен Хорни, Эрих Фромм и др. Исходя из широко известного факта забывания, Фрейд разработал теоретиче- скую систему, в которой забывание само становится средством пода- вления, Согласно этой теории, всякое заболевание происходит в силу какой-то
мотивированной причины и прямо или косвенно связано с яв- лениями детской сексуальности или инстинктом агрессии (смерти).
Всё «забытое» якобы подвергается цензуре и подавляется как несо- вместимое с сознательней памятью. Предполагается, что подавляемое воспоминание оседает в некоем вместилище, называемом бессозна- тельным. Это вместилище служит якобы также местом сосредоточе- ния сексуальных влечений и инстинктов агрессии. При этом такие влечения передают свою энергию всему, что находится в бессозна- тельном, так что подавляемые воспоминания заряжены психической энергией этих сексуальных инстинктов и инстинктов агрессии. Вос- поминания, заряженные такой энергией, существуют для того, чтобы