Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Противоречие — единство, одновременно проявляющееся в тож- дестве и различии противоположностей. Смысл закона: взаимовлия- ющие стороны как
взаимоотрицают, так и взаимополагают друг друга.
Взаимополагание сохраняет единство взаимовлияющих сторон, един- ство целого. Взаимоотрицание сторон целого приводит к изменению и, наконец, к разрушению былого единства. Закон фиксирует источ- ник неизменности и изменчивости вещей. Этот источник — взаимов- лияющие, внешняя активность частей, составляющих мира.
Методологическое значение данного закона состоит,
во-первых, он ориентирует на поиск источника самодвижения объекта;
во-вторых, указывает на преходящий характер изучаемого объекта, явления;
в-третьих, направляет процесс познания на ступени объяснения объ- екта;
в-четвёртых, фиксируется внутренняя сторона существования объекта, т.е. его сущность.
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противопо- ложностей
Закон взаимоперехо- да количественных и качественных изменений
Закон отрицания отрицания
Диалектические противоположности
Мера — единство количества и качества
Отрицание
Диалектическое противоречие
Количественные изменения
Отрицание отрицания
Источник развития
Скачкообразный переход к новому качеству на границе меры
Спиралевидная траектория как единство поступатель- ности и повторяемости
Схема 1. Законы диалектики

45
Живым системам свойственны следующие особенности противо- речий: 1) для биологических систем присуше переплетение внешних и внутренних противоречий, при этом роль и значение этих проти- воречий постоянно меняется; 2) многоуровневый характер строения живых систем вызывает разный характер смены основных и не основ- ных противоречий на этих уровнях; 3) интенсивность и многонаправ- ленность развития систем живой природы обусловливают быструю и гибкую смену главных противоречий на каждом данном этапе; 4) раз- решение противоречия в живых системах происходит не всяким, а со- вершенно определённым способом; смена форм жизнедеятельности всегда происходит путём частичного сохранения старого (переболев- ший организм не возвращается к исходному состоянию, выздоровле- ние — не менее противоречивый процесс, чем заболевание).
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда из- менение количественных характеристик этого предмета достигает определённого предела.
Качество — это система важнейших, необходимых свойств предме- та. Это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предмета, теряя которую предмет перестаёт быть тем, что он есть.
Количество — это такая определённость предмета, благодаря которой её можно разделить на однородные части и собрать эти части воеди- но. Количество отражает определённость существования предмета, его тождество с другими. Качество — это неизменяющаяся, а коли- чество — изменяющаяся определённость существующего предмета.
Качество и количество, являясь сторонами определённости предмета, образуют единство, которое выражается категорией
меры, т.е. количе- ство всегда качественно и наоборот.
Если количественное изменение переходит ту или иную границу, происходит нарушение меры и предмет переходит в принципиально новое качество. Устойчивость сменяется неустойчивостью, проис- ходит
скачок непрерывности движения данного предмета. При этом качественно изменяются определенные свойства объекта, другие же меняются лишь количественно.
Закон имеет большое методологическое значение.
Во-первых, он ориентирует познающего субъекта на описание объекта.
Во-вторых, само описание подчиняется последовательности: качество — количе- ство — мера.
В-третьих, эта последовательность описания приводит к фиксации внешней стороны существования объекта, то есть явле- ния. Изменение, не сопровождающееся качественным преобразова- нием, называется
эволюцией. При наличии качественного преобразо- вания говорят о развитии.


46
Болезнь представляет собой яркое проявление объективной диа- лектики количественных и качественных изменений, превращение количественных изменений в качественные. Когда силы чрезвычай- ного раздражителя превышают приспособительные и защитные силы, тогда-то и происходит «поломка» и возникает новое качественное со- стояние — болезнь.
Закон отрицания отрицания определяет направленность и преем- ственность в процессе развития куда, в каком направлении происхо- дит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходи- мые положительные моменты последней.
Категория отрицания выражает процесс превращения исходного состояния (фазы) предмета в свою противоположность, т.е. в последу- ющее состояние (фазу). Отрицание отрицания, как категория диалек- тики, отображает процесс перехода полученной противоположности, т.е. отрицания исходной фазы предмета, теперь уже в свою противо- положность. При этом происходит
не полное отрицание (уничтожение) предыдущего состояния и тем самым возрождение исходного состо- яния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в ка- честве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии. Эта черта закона выражается категорией сня- тие.
Снятие есть разрешение противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния и его отрицанием путём перехода в третье состояние, синтезирующее в себе необходимые и существен- ные стороны первых двух. Происходит повторение на высшей ступе- ни развития известных сторон низших, своеобразный возврат якобы к старому, но на более высоком уровне. Повторяемость, преемствен- ность, будучи необходимыми атрибутами процесса развития, опреде- ляют спиралевидную форму его реализации. Эту особенность закона отображает
образ спирали.
В то же время необходимо отметить: данные науки свидетельству- ют, необязательно развитие идёт по спирали. Отрицание отрицания характерно только для прогрессивной линии развития, и то при ус- ловии наличия цикличности. Но наряду с прогрессом есть регресс, а наряду с цикличностью ее поступательность.
Методологическое значение закона отрицание отрицания состоит в том, что,
во-первых, он указывает на определённую направленность предмета;
во-вторых, ориентирует на раскрытие его структуры и фор- мы самого движения;
в-третьих, он определяет прогностическую ком- поненту познания,
в-четвёртых, фиксируется конкретное единство сущности и явления как противоположных сторон существования предмета.


47
Можно назвать, по меньшей мере, две сферы приложения этого закона к биологическим и медицинским исследованиям. Во-первых, это сами объективные процессы развития в живой природе. Пре- емственность в развитии — одна самых ярких и существенных черт функционирования живых систем Она наблюдается и в природе ин- дивидуального развития, и в филогенезе вида. В XIX в. И. Мюллером и Э. Геккелем был сформулирован биогенетический закон, согласно которому любой живой организм несёт в себе не только собственно индивидуальные черты, но и черты своих предков. Эти черты приоб- ретены в процессе длительного исторического развития вида. Онтоге- нез живой системы кратко, в сжатом виде повторяет её филогенез. По- этому процесс размножения можно и нужно рассматривать не только как воссоздание нового организма, но и как сохранение элементов старого в новом. Во-вторых, это процесс смены научных теорий в ме- дицине. Прослеживается следующая закономерность движения на- учной мысли. Господствующий на протяжении почти всего XIX в.
органо-морфологический подход сменился на рубеже XIX и XX вв.
функционально-физиологическим подходом. А в последние два десяти- летия в связи с успехами молекулярной биологии и расшифровкой ге- нетического кода отмечается оживление морфологического подхода, но только в более глубоком субмикроскопическом уровне.
В последние годы бурно развивается наука под названием
синерге-
тика. Буквально греческое слово синергия означает совместное дей- ствие, сотрудничество. Основоположниками синергетики считаются
Г. Хакен и И. Пригожин. Как отмечает Г. Хакен, принципы самоорга- низации, изучаемые этой наукой, распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флат- тера крыла самолета, от молекулярной физики до космических мас- штабов эволюции звёзд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций».
Производимые синергетикой мировоззренческие сдвиги можно выразить следующим образом: а) процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной по меньшей мере
равновозмож-
ны; б) процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченно- сти) имеют
единый алгоритм независимо от природы систем, в которых они осуществляются. Синергетика претендует на открытие некоего универсального механизма, с помощью которого осуществляется
са-
моорганизация как в живой, так и неживой природе. Под самооргани- зацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравно- весной системы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации.
Центральной проблемой синергетики является взаимоотношение
порядка и хаоса. Все процессы, протекающие в различных материаль-


48
ных системах, могут быть подразделены на два типа.
Во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установ- лению равновесного состояния, которое при определённых условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса.
Во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в ко- торых при определённых условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремле- ние к самоорганизации. Основными характеристиками первого типа процессов является
равновесность и линейность, главными характери- стиками второго типа процессов, в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, явля- ется
неравновесность и нелинейность. Природные процессы принци- пиально неравновесны и нелинейны. Традиционная наука в изучении мира делала акцент на замкнутых системах, обращая особое внимание на устойчивость, порядок, однородность. Синергетический подход акцентирует внимание на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях
2.6. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ МЕДИЦИНЫ
Философское мышление открывает всеобщие черты, отношения присущие не каким-то отдельным видам явлений и процессов, а все- му бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления — категориях.
Категории философии — это предельно общие понятия, отражающие самые существенные свой- ства, универсальные связи и отношения реальности. Истоки учения о категориях уходят в далёкое прошлое. Большая заслуга в их разра- ботке принадлежит Аристотелю. Для него проблема категорий вы- ступала как проблема соотнесения содержаний высказываний о не- котором сущем с самим этим сущим. По его мнению, в высказывани- ях связываются понятия, выражающее общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Для Канта категории — это
всеобщие формы, в которых мы мыслим всё воспринимаемое, априорные формы рассудка, упорядо- чивания нашего опыта. Гегель понимал категории как развивающиеся
способы полагания. Абсолютным духом своего предмета, общие фор- мы его саморазвития и самоопределения.
Для диалектики характерно формирование парных категорий, от- ражающих «полярные» стороны целостных явлений и процессов. Ди- алектический характер отношений «причина — следствие», «случай- ность — необходимость», «возможность — действительность» и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях,


49
их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочетании,
взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать живую подвижность, переходы, противоречия бытия.
В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о со- ответствующей форме связи явлений и форме мысли — познаватель- ный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществлять- ся их реальное открытие, истолкование.
Среди бесконечного многообразия связей реального мира фило- софское познание исторически выделяло различные
типы всеобщих
связей. «Единичное — общее», «многое — единое», «сходство — раз- личие», «качество — количество», «простое — сложное», «часть — целое», «конечное — бесконечное», «форма — содержание» и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу катего- рий, выражающих «устройство», «организованность» бытия. В исто- рии познания прослеживается также другой категориальный ряд;
«явление — сущность», «причина — следствие», «случайность — необ- ходимость», «возможность — действительность» и др. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать «
горизонталь-
ным», второй — «вертикальным».
Универсальные связи отражают
разделенность и единство мира.
Уже древние философы для понимания разделенности и единства ми- ра использовали представление о части и целом. Если нечто поддается раздроблению, то оно обладает частями, а само является целым. Если же нечто неделимо, то оно называется атомом, что означает букваль- но «неделимый». Но наукой XX в. установлено, что супермонолитное, неизменное не существует. В этой связи, а также по ряду других ос- нований был развит
системный подход. Дополняя понятия целого и части, стали использовать понятия системы и элемента. Система — это такое соединение элементов, которое приводит к возникновению свойств, не присущих предметам в их разобщенности. Связь компо- нентов системы называют структурой Элемент — это такая часть си- стемы, которая после своего раздробления на части уже не обладает характеристиками системы.
Проблематика части и целого, элемента и системы показывает, что раздробленность мира философии не имеет
абсолютного характера, многие фрагменты мира связаны между собой. Та или иная часть це- лого свидетельствует о других частях целого.
Знак — это свидетельство о другом. Разновидностями знаков являются
иконические знаки (зна- ки — копии),
знаки — признаки (индикаторы или симптомы), символы.
Характерная особенность некоторых знаков состоит в их известном