Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50
сходстве с обозначаемым (фотографии, рисунки, репродукции). Зна- ки — признаки, не являясь копиями обозначаемых ими явлений, тем не менее, указывают на них. (Дым есть знак, при — знак горения. Тех- ника есть при — знак человека). Наиболее сложные знаки называются символами. Там, где один смысл обозначает другой, мы имеем дело с символами, Обычно символ связан с всеобщим, с многообразием, с синтезом, с реализацией духовных возможностей человека.
В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и события различны между собой, единичны в своём бытии. В «лепке» единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Так, неодинаковость любой пары кленовых ли- стьев обусловливается различиями в освещении, питании, температу- ре, энергетическом микроклимате, что в свою очередь, предопределя- ет различия в их размерах, оттенках цвета, форме, весе и т.п. Природа неистощима в творчестве
индивидуального: она не терпит штампов.
Единичное есть объект, взятый в своём отличии от других объектов, их неповторимой специфике. Единичное — категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им спец- ифическими особенностями, составляющими их неповторимую каче- ственную и количественную определенность.
Однако бесконечное многообразие — это лишь одна сторона бытия.
Другая сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств и отношений. Как нет двух абсолютно
тождественных вещей, так нет и абсолютно
различных. Общее — это единое во многом. Общее есть сходное у ряда единичных предметов. Выделение общего является ре- зультатом сложной мыслительной операции —
обобщения, в результа- те которого приходят к понятиям. Для объективного идеализма харак- терны отрыв общего от единичного, абсолютизация и превращение его в то, что предшествует единичному и творит его (Платон, Гегель).
Взгляд же на действительность как на множество независимых друг от друга единичностей характерен для узкого эмпиризма, считаю- щего единичное исходной категорией, а общее — лишь производной абстракцией. Стремление разделить единичное и общее и противопо- ставить их друг другу лежало в основе средневекового спора номина- листов и реалистов.
В силу дискретности мира общее не существует и не дано нам ина- че, как через единичное. Они не рядоположенные вещи, и диалектика заключается не в том, что одно существует и другое существует и как- то они между собой взаимодействуют, а в том, что нечто существует и проявляет себя как существующее в силу материального единства ми- ра, его энергоинформационных взаимодействий и универсальности основных атрибутов сущего.


51
Общее не существует отдельно, оно содержит в себе закономер- ность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса. Действие закономерности, анонимная власть общего выра- жается только в единичном и через единичное. Как единичное невоз- можно без общего, так и общее невозможно без единичного, кото- рое служит предпосылкой и субстратом общего.
Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении.
Оно мыслится как специфика в реализации общего, характерная для данного объекта. Чтобы понять отдельные явления, необходимо вы- рвать их из общей связи и рассматривать аналитически, понимая при этом, что сама по себе констатация единичных фактов ещё не есть их познание. Теоретический анализ, имея дело с единичными объекта- ми в специфических условиях, направляется знанием общих законов, действующих как тенденция, и учитывает особенности, определяемые конкретными условиями.
Например: врач призван лечить не «человека вообще», а конкретную личность с её неповторимыми индивидуаль- ными чертами, особенностями. Одна и та же болезнь у разных боль- ных требует определённой корректировки в общем способе её лече- ния.
Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, от- носительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие ха- рактеристики.
Явление — это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.
Явление и сущность — диалектически связанные противоположно- сти. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости.
Возможность познания, его движение от внешних, поверхностных наблюдений к раскрытию их причин, закономерностей обеспечены диалектической связью сущности и явления.
Сущность обнаруживает себя в явлениях, а
явление есть проявление сущности.
Понятие сущности не предполагает какого-то жёстко фиксирован- ного уровня реальности или некоторого предела познания. Человече- ское познание движется от явления к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д., основа- тельнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции из- менения, развития тех или иных областей действительности.
Напри-
мер, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остановилось. И сегодня наука, с учетом эволюционной генетики и других исследова- ний, располагает более глубокими знаниями живой природы.


52
В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущно- сти проявляет себя в познании структуры, целостности, причин пред- мета, законов его формирования, функционирования.
Под
содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.
Форма — принцип упорядоченно- сти, способ существования того или иного содержания. Содержание оформлено, а форма содержательна.
Категории
действительности и возможности. В широком смысле под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей её конкретности, вся совокупность налично существующих явлений. В узком смысле под действительно- стью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определённое время, в определённых условиях.
Возможность — это такое состояние
(или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирую- щие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.
Для количественной оценки возможности в науке разработано по- нятие вероятности.
Вероятность — это количественная мера возмож- ности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осу- ществлению, к действительности.
Существуют 3 вида возможностей: формальная, абстрактная и ре- альная.
Формальная возможность — такая, которая может быть осу- ществлена только чисто теоретически и никогда на практике. (Может ли турецкий султан стать Папой Римским — Гегель).
Абстрактная — возможность, которая в принципе тоже может быть осуществлена, только на теоретическом уровне, но которая уже имеет определённые, но еще не развитые предпосылки. (Может ли студент стать академи- ком, министром здравоохранения.)
Реальная возможность связана с действительно существующими предпосылками ее превращения в реальность. (Все студенты нашего университета имеют реальную возможность стать врачами.)
Контрольные вопросы
1. Какое определение можно дать понятию бытия?
2. Что является первичной реальностью?
3. Как решалась проблема бытия в истории философии?
4. Бытие едино или множественно?
5. Как связаны понятия бытия и понятия субстанции?
6. Каково место человека в структуре бытия?
7. Движение и развитие — это одно и то же?
8. Каковы основные формы движения материи?


53 9. Назовите исторические формы диалектики и их особенности.
10. Каковы основные принципы диалектики?
Вопросы проблемного характера
1. Прочитайте отрывки выдающихся ученых и ответьте на вопросы.
В.И. Вернадский: «Лишь благодаря условности цивилизации не- разрывную и кровную связь всего человечества с остальным живым миром забывают. Человек пытается рассмотреть отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки ис- кусственно и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в связи его со всей природой…
…включая человечество в состав живого вещества, мы, несомнен- но, сталкиваемся с новыми, ранее нам неизвестными свойствами живого вещества. Этим до известной степени объясняется проявляю- щееся иногда бессознательно стремление исключить человека из той картины природы, которая охватывает натуралиста во время его на- учной работы.
Будем ли мы рассматривать совокупность всех людей как однород- ное живое вещество, разделим ли мы его на расовые однородные жи- вые вещества — нет сомнений, что вещество, захваченное человеком во время его размножения и жизни, входит как часть в общую геохи- мическую работу животных организмов. К нему применимы все те за- конности и все те правильности, которые найдены для других — рас- тительных или животных — однородных веществ».
К. Лоренц: «Человеческая культура и дух могут и должны изучаться методиками естествознания, с присущими ему четкими постановками вопросов».
• Возможно ли человечеству, уровень техногенного развития ко- торого крайне высок, выжить после экологической катастрофы, связанной с гибелью всей природы?
• В чем Вернадский видит специфическую характеристику чело- веческого бытия?
• Почему наблюдается неразрывная связь между человеческим бытием и природным? Поясните.
• Определите схожесть этих двух высказываний.
2. «Бытие у Гегеля есть бытие старой метафизики: оно есть преди- кат всех вещей без различия, так как с ее точки зрения все вещи объ- единяются тем, что они существуют. Это безразличное бытие, но, есть абстрактная мысль, мысль без реальности. Бытие так же многообраз- но, как существующие вещи…
Понятие бытия, в котором ты опускаешь содержание бытия, боль- ше не оказывается понятием бытия. Насколько различны вещи, на- столько же разнообразно бытие. Бытие составляет единство с суще-

54
ствующей вещью. У кого ты отнимаешь бытие, того ты лишаешь все- го. Бытие нельзя отделить как нечто самостоятельное. Бытие не есть особенное понятие: во всяком случае, для рассудка оно — все.
Я ведь определенно на место бытия ставлю природу, на место мыш- ления — человека». Людвиг Фейербах.

Сводится ли понятие «бытие» к существованию отдельной вещи? Может ли оно существовать без вещи?
• Почему Фейербах критикует понимание бытия Гегеля?
3. Может ли существовать небытие для человека, который мыслит?
Поясните свой ответ, опираясь на высказывание Декарта.
«Отбросив, таким образом, все то, в чем так или иначе мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы допустим, что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела, но мы не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в правдивости всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, несмотря на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, я мыслю, а значит, я существую, истинно».


55
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16