Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
164
научных исследований. Речь идет, прежде всего, о медицинских ис- следованиях, проводимых на людях. Сам размах, который приобрели сегодня такие исследования, делает настоятельной их регламентацию, которая обеспечивала бы минимизацию риска для испытуемых, защи- щала бы их права, здоровье и достоинство и позволила бы исключить излишние страдания и боли.
Во-вторых, объектом этической оценки — с точки зрения возмож- ных последствий для генетики и вообще биологии человека, для сре- ды его обитания — становятся многие биологические исследования не только прикладного, но и фундаментального характера. Следова- тельно, перед обществом объективно встает совершенно новая зада- ча: по мере роста научного знания, который происходит непрестанно, столь же непрестанно, а это значит — на какой-то постоянной основе, контролировать исследовательскую деятельность в области биомеди- цины, поскольку эта деятельность имеет столь серьезную социальную и человеческую значимость, затрагивая основополагающие ценности общества.
Термин «биоэтика» впервые был введен в 1971 г. американским он- кологом Ваном Ренсселером Поттером (Роttег). Вводя данное поня- тие, он подчеркивал, что биоэтика должна стать «новой дисциплиной, соединяющей в себе биологические знания и познание системы чело- веческих ценностей». «Я выбрал, — писал он, — корень
bio для симво- лизации биологического знания, и
ethics для символизации познания системы человеческих ценностей». По сути, Поттер указал на опас- ность выживания всей экосистемы в разрыве, образовавшемся меж- ду двумя областями знания — естественнонаучной и гуманитарной.
Четкое разделение между этическими ценностями и биологическими фактами лежало, по мнению Поттера, в основе того смешанного на- учно-технического процесса, который может угрожать человечеству и самому существованию жизни на Земле. Именно поэтому он назвал биоэтику наукой выживания. Ученый указывал на необходимость раз- вития нового знания призванного содействовать не только познанию естественных феноменов и объяснению их, но и открытию нового метода, с помощью которого можно было бы разумно использовать научно-технические знания, способствующие выживанию человече- ского рода и улучшению жизни будущих поколений. По его мнению, единственное, что может спасти нас от неизбежной катастрофы, — это создание «моста между двумя культурами — научной и нравственно- гуманитарной. Концепция биоэтики Поттера обретает более широкий смысл, чем традиционная медицинская этика.
В те же годы биоэтика получает сильный импульс в работах зна- менитого акушера голландского происхождения Андре Хеллегерса
(Hellegers). Он рассматривает биоэтику как науку способную обрести
165
смысл в процессе диалога и сопоставления ее с медициной, филосо- фией и этикой. Поэтому, по Хеллегерсу, предметом этой новой обла- сти исследования становятся этические аспекты, не рассматриваемые специально в клинической практике. Именно его концепция био- этики стала превалирующей: биоэтика начала рассматриваться боль- шинством ученых как особая дисциплина, способная синтезировать медицинские и этические познания. Таким образом, новый термин
«биоэтика» как бы подменяет собой понятие «врачебная мораль», об- наруживая в то же время и ряд существенных отличий от него.
9.4. БИОЭТИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ
Существует и важное отличие биоэтики от традиционной меди- цинской этики. Медицинская этика в целом была этикой по пре- имуществу профессиональной, если не сказать корпоративной. Пре- обладающее внимание она уделяла правам и обязанностям врача по отношению к пациенту, а также нормативному регулированию взаимоотношений внутри медицинской профессии. Вмешательство непрофессионалов при этом если и допускалось, то сводилось к ми- нимуму, к каким-то исключительным случаям. Предполагалось, что врач обладает всей полнотой не только специальной, но и этической компетенции. Быстрое развитие биоэтики свидетельствует о том, что ныне ситуация радикально и, очевидно, необратимо изменяется — этические вопросы медицины решаются не на корпоративной, а на иной, значительно более широкой основе с полноправным участием тех, кто представляет и выражает интересы пациента и его близких.
Сегодня в понятие «биоэтика» включается и врачебная этика как таковая. Это означает, как отмечает
Элио Сгречча, директор Инсти- тута биоэтики в Риме, что биоэтика, не являясь в действительности дополнением к врачебной этике, сама выступает в качестве этики, связанной с вмешательством в жизненные процесс. Поэтому био- этика должна восприниматься в самом широком значении этого термина, подразумевающем способность влиять на жизнь и здоровье человека.
В ведении биоэтики оказываются следующих четыре области:
1) этические проблемы медицинских профессий;
2) этические проблемы, возникающие в области исследований о человеке, включая и те, которые непосредственно к терапии не от- носятся;
3) социальные проблемы, связанные с политикой в области здраво- охранения (государственной и международной), с трудовой медици- ной, с политикой планирования семьи и демографического контроля;
166 4) социальные проблемы, вызванные вмешательством человека в жизненные процессы других живых существ (растений, микроорга- низмов и животных) и всего того, что относится к поддержанию рав- новесия экосистемы.
В качестве последнего предварительного замечания следует отме- тить, что теперь биоэтика как таковая представлена тремя ее видами:
1)
общей биоэтикой, которая, занимаясь этическими основаниями, изучает изначальные ценности и принципы медицинской этики и до- кументальные источники биоэтики (такие как международное право, профессиональная этика, законодательство);
2)
специальной биоэтикой, анализирующей главные проблемы, рассматриваемые ею всегда в общем ключе как в медицинской, так и в биологической сферах и включающие в себя генную инженерию, аборт, эвтаназию, клиническое экспериментирование, транспланто- логию и т.д. Эти центральные вопросы являются опорными колонна- ми общей биоэтики. Очевидно, решаться они должны в свете тех ос- нов и моделей, которые этическая система принимает как ключевые и обоснованные этическим суждением. Таким образом, специальная биоэтика связывает свои решения с выводами общей биоэтики;
3)
клинической биоэтикой, или биоэтикой решений на основе ана- лиза конкретных случаев врачебной и клинической практики, иссле- дующей ценности с которыми мы сталкиваемся, и те пути, на которых можно найти этически верную линию поведения, не изменяя этим ценностям. Поскольку в каждом отдельном случае оценку ситуации обусловливает выбор биоэтического принципа или критериев, кли- ническая биоэтика неотделима от общей биоэтики, хотя, в каждом конкретном случае всегда возникает множество аспектов, которые не- обходимо учитывать при нахождении этически выверенного решения.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Предмет совре- менной биомедицинской этики безусловно шире, чем те задачи, ко- торые ставились перед медицинской деонтологией в середине ХХ в.
Он включает изучение морально-этических оснований врачебной деятельности, систему отношений между врачом и пациентом в диа- пазоне от традиционной заботы о психическом состоянии больного до соблюдения правила «информированного согласия», этическую и правовую регламентацию научных исследований с участием человека и животных, а также блок социально-этических проблем новейших медицинских технологий. Сегодня биоэтика — это междисциплинар- ная область человеческого знания, в формировании которой участву- ют медики, биологи, юристы, социологи, философы и представители других профессий.
Медицина — это социальное естествознание. Социальная состав- ляющая медицинского знания — это тот стержень, который должен
167
быть положен в основу новой структуры гуманитарной подготовки врача. Одно очевидно уже сегодня: морально-этическое и правовое обеспечение медицинской науки и практики — предмет для специ- ального и самостоятельного преподавания и изучения.
Контрольные вопросы
1. Чем определяется специфика моральных оценок во взаимодей- ствиях врача и пациента?
2. Назовите основные этапы эволюции медицинской этики?
3. Какие причины формирования биоэтики вы можете выделить?
4. В чем состоит существенное отличие биоэтики от профессио- нальной медицинской этики?
5. Какие области человеческой практики оказываются в ведении биоэтики?
6. Как клиническая и специальная биоэтика связаны с общей био- этикой?
7. Какими тремя видами сегодня представлена биоэтика?
8. В каких профессиях можно обойтись без этики?
9. Какова роль медицинских работников в обсуждении проблем биоэтики?
Вопросы проблемного характера
1. Внимательно прочитайте фрагмент текста Гиппократа, ответьте на вопросы.
О враче
1. Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную за- боту о других. Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных. Должно также ему наблюдать все это и в отноше- нии духа; быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в остальной, правильно устроенной жизни. И это наибольше принесет ему помощь для приобретения славы. Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже ес- ли бывают весьма полезны, презираются. Но должно наблюдать, когда можно пользоваться всем этим, ибо одни и те же приемы у одних и тех же (больных) ценятся, когда они редки. Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суро- вым, потому что это показывает гордость и мизантропию. Тот врач, ко- торый изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех
168
обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедли- вости, а у врача с больными — немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с жен- щинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следователь- но, в отношении всего этого врач должен быть воздержанным. Итак, вот этими-то доблестями души и тела он должен отличаться.
О благоприличном поведении
5. Поэтому должно, собравши все сказанное в отдельности, перене- сти мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изоби- лие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жиз- ни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства. В ней заключается знание доходов и употребление всего того, что относится к дружбе, к детям, к имуще- ству. С этим познанием также соединена некоторая мудрость, так как и врач имеет многое из всего этого.
7. Итак, когда все это имеется, врачу следует иметь своим спут- ником некоторую вежливость, ибо суровость в обращении мешает доступности к врачу как для здоровых, так и для больных. Особенно же ему должно наблюдать за самим собой, чтобы не обнажать многих частей тела и чтобы с людьми не заводить разговоров о многих пред- метах, а только о необходимых, ибо это считается некоторым насиль- ственным побуждением к лечению. Ничего не надо делать ни излиш- него, ни для воображения. Смотри, чтобы все у тебя было приготовле- но для удобного действования, как следует; иначе, когда будет нужда, то окажется неприятное затруднение.
Наставления
4. Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, — ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, — то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоя- щий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует забо- титься, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности.
169 8. [...]Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком- либо случае у больного и не видя ясно, по причине своей неопыт- ности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы со- вместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь. В болезни, протекающей медленно, когда зло усиливается, в этот момент, вследствие трудности положения, много вещей ускользает от внимания. Нужно поэтому в данном случае иметь твердую уверенность, ибо я никогда не признаю, что искусство про- изнесло здесь окончательное решение. Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собою и высмеивать друг дру- га. Ибо, я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависти другого; это значило бы показывать свою слабость: соседи по ремеслу на площади склонны делать это. Однако не ложно то, что думают об успехе консультаций, ибо во всяком изо- билии лежит недостаток.
9. Кроме всего этого, очевидным и великим доказательством суще- ствования искусства будет, если кто, устанавливая правильное лече- ние, не перестанет ободрять больных, чтобы они не слишком волно- вались духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления. Ведь мы руководимся всем тем, что нужно для здоровья, и, получая пред- писания, больной не совершит ошибки. Но сами больные, по причине своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью.
Тот же, кому поручена забота о больном, если покажет все открытия искусства, сохраняя природу, а не изменяя ее, устранит горечь насто- ящего положения или мгновенное недоверие.
Ответьте на следующие вопросы:
• Какими нравственными качествами должен обладать врач, по мнению Гиппократа?
• Какие сферы профессиональной деятельности врача регламен- тирует Гиппократ?
• Что говорит автор о социальном статусе врача?
• Какие принципы профессиональной этики врача формулирует
Гиппократ?
2. «Врач может обладать громадным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений, и все это останется бесплодным, если у него нет способностей покорять и под- чинять себе душу больного» (В.В. Вересаев).
«Человек, вступивший на путь врача, должен быть носителем вы- соких морально-этических качеств. Молодому врачу приходится дер- жать в жизни два основных экзамена: испытание успехом и испытание неудачей. Первый грозит самообольщением, второй — капитуляцией духа. Стойкость перед лицом этих испытаний зависит от личности врача, его идейных принципов, убеждений и нравственных идеалов.