Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

153
И в эстетике, и в медицине важно понятие «соучастие». Врач «со- участвует» больному. Существует сходство между игрой актера и пове- дением лечащего врача. Об этом написано много произведений меди- ков. В основе смысла такого лечения лежит феномен самовнушения больных, разновидность гипноза. Врач внушает больному, что он дол- жен делать, чтобы выздороветь, и это убеждение помогает больному в его борьбе с недугом. Искусство способствует и духовному развитию врача, формированию важных общекультурных компетенций и цен- ностных ориентаций.
Эстетическая медицина — это комплекс методов, направленных на устранение эстетических недостатков организма (фигуры, лица, зубов и т.п.). В медицине широко применяется проектная художе- ственно-техническая деятельность в качестве дизайна. Современные технологии предлагают электролиполиз, лимфатический дренаж, электростимуляцию, цвето– и свето-терапию. Это способы лечения целлюлита, избавления от морщин и отеков, формирование симме- тричной фигуры. Курс процедур проводят после предварительного обследования.
Н.И. Пирогов высказал мысль о том, что врач, не интересую- щийся литературными произведениями, не врач, а ремесленник.
Эстетическая познавательная деятельность помогает проявляться творческой интуиции врача, осуществляющего диагностику, а так- же изучить опыт прошлых эпох. Так, О. Кайл в книге «Медицинская мысль Шекспира» пишет, что в своих пьесах Шекспир описывает все болезни и лекарства, которые были известны в то время. Доволь- но точно рассказывается, как раньше лечили чуму, малярию, про- казу, подагру и другие болезни. Изучая законы красоты и искусства, медицинская эстетика применяет их в профилактической и восста- новительной практике.
Эстетическое в медицине основано на категориях прекрасно- го, возвышенного, героического, трагического и комического, ко- торые в совокупности вызывают эффект исцеления. Эстетическое связано с феноменами гигиены и санитарии. Искусство оказывает воздействие на чувства и сознание больного человека. Восприятие художественного произведения само по себе является творческим процессом «очищения» или катарсиса — эмоционального пережи- вания, своеобразной разрядки. Искусство позволяет сублимировать, то есть перенаправлять активную энергию человека с развитым об- разным мышлением на высокий уровень. Сублимация выступает механизмом, снимающем напряжение от неудовлетворенности, му- чительности нереализованных желаний. На человеческий организм благотворно воздействует эстетическое наслаждение, получаемое от восприятия произведений искусства. Признанные художественные


154
произведения содержат импульс, необходимый для борьбы с неду- гом. Искусство призвано вызывать оздоравливающие эмоции. Таков его механизм психофизиологического воздействия на организм че- ловека.
Медицинская эстетика ориентирует врача на овладение разными методами арт–терапии: музыкотерапии, кинезиотерапии (движения под музыку), библиотерапии, театротерапии. Возможно использо- вание комплексных методов. Для этого создаются специальные ка- бинеты психоэнергосуггестологии. Психотерапевтическое действие музыки, танцев и песен было известно уже в древности. Существует сказание о том, как афиняне прислали Спарте во время войны под- крепление, хромого воина. Спартанцы посчитали это за насмешку и хотели убить воина, но он достал из-под плаща лиру и начал петь.
Спартанцы воодушевились пением и в конце концов смогли побе- дить. Влияние музыки на организм исследуют от античности и до на- ших дней. В.М. Бехтерев, разрабатывая науку о поведении, описывает эстетическое влияние на психику. В статье «Значение музыки в вос- питании ребенка» он написал, что музыка владеет нашими чувства- ми и врач может регулировать с её помощью уровень тревожности, переводить больного в хорошее настроение и таким образом воздей- ствовать на дыхание, кровообращение, ритм сердечных сокращений.
В терапевтических целях обычно предпочитают классическую и на- циональную музыку. Например, музыке славянских народов прису- ща напевность, мелодичность. Музыка некоторых народов изобилует взрывными барабанными ритмами, вызывающих страх и агрессив- ность. Инфразвуковые биения считаются пагубными для здоровья, поп–музыка мешает человеку сосредоточиться. Терапия музыкой применяется в ортопедии, зубоврачебной практике, при производ- ственном утомлении, психиатрии и психологии.
В 1923 г. психофизиолог С.В. Кравков доказал, что лечить нерв- ные болезни можно, применяя спектры цвета. Он экспериментально подтвердил, что зеленый, желтый и белый оказывают благоприятное влияние на зрение и нервную систему человека. Результатом исследо- ваний стало цветовое оформление производственных и лечебных по- мещений. В 1997 г. в Санкт-Петербурге стартовало издание медицин- ского журнала по арттерапии — «Исцеляющее искусство». Воздей- ствие искусства для лечебных целей требует знаний специалистов для отбора таких произведений, которые оказывают положительное вли- яние. Можно отметить, что в лечебных учреждениях на стенах висят пейзажные картины, а авангардистские или модернистские работы отсутствуют из-за дисгармонии бессознательного в психике авторов.
Фронтон Военно-медицинской академии украшает скульптура антич- ной богини Гигиеи, символизирующую здоровье и женскую красоту.


155
В медицинских музеях, как в остальных сферах искусства тоже рабо- тают законы красоты, что свидетельствует о взаимосвязях медицины и искусства. Искусство применяется в медицине в виде рисунков, ат- ласов, например анатомических.
На стыке медицины и библиотечного дела существует такой вид терапии, как библиотерапия. Этот вид творчества связан с увлечени- ем человека к чтению книг для удовлетворения его духовных потреб- ностей. Выбор литературы чаще всего определяется возрастом боль- ного. Это связано с эффектом от прочтения книг, необходимостью их последующего обсуждения, например, в контексте смысла жизни.
Чтение отвлекает больных от грустных мыслей, самокопания, страхов перед будущим.
Терапевтический эффект оказывает юмор, смех лечит. Юмор вклю- чает сатиру, шутки, насмешки, карикатуру, анекдот, комедию, всё что предполагает смех. Смех оказывает стимулирующее действие на дея- тельность мозга, сердца, другие органы и системы организма в каче- стве духовного облегчения. Больной в состоянии депрессии на юмор может отреагировать неадекватно, поэтому врачу следует напоминать пациентам, что юмор способствует выздоравлению. В условиях физи- ческого и нервного напряжения смех является профилактикой, помо- гающей медикам передавать оптимизм пациентам.
В XIX веке было опубликовано руководство Энгля «Аномалии ок- клюзии зубов», с которой можно вести начало эры эстетики зубов.
На сегодня определено множество параметров пропорционального соотношения частей лица с элементами зубочелюстной системы (см.
Переверзев В.А. «Красота лица и как ее измерить»). Сегодня суще- ствуют точные пропорции красоты в области лица и зубов. В сто- матологии свои «золотые пропорции». В улыбке наиболее важными считаются центральные резцы верхней челюсти. Их идеальная про- порция определяется правилом «1 к 16», а также соотнесение с кос- метическим центром, с боковыми резцами и относительно верхней губы.
1) Идеал высоты центральных резцов составляет 1/16 от расстояния между прямой линией, соединяющей зрачки и основание подбородка.
2) Идеал ширины составляет 1/16 расстояния между косметиче- ским центром лица и выступом скуловой кости.
Идеальную улыбку невозможно представить без белизны зубов!
Психология общения учит, что наше мнение о других составляется в первую минуту зрительного контакта. Если человек нам приятно улыбается, мы легче идем на контакт. Поэтому спрос на услуги эстети- ческой стоматологии всегда стабильно высок. Профессионализм вра- ча-стоматолога заключается в том, чтобы добиваться максимального эстетического результата.


156
Контрольные вопросы
1. Что изучает эстетика?
2. Кто впервые ввел в науку термин «эстетика»?
3. Какие эстетические категории вы знаете?
4. Дайте определение прекрасного.
5. Перечислите эстетические понятия.
6. Назовите имена древнегреческих философов, исследовавших проблематику красоты.
7. Дайте определение творчеству.
8. Поясните сущность эстетических категорий «трагическое»,
«коми ческое».
Вопросы проблемного характера
1. Проинтерпретируйте понятие «красота», используя следующую литературу: Бальмонт К. «Красота», Бодлер Ш. «Гимн красоте», За- болоцкий Н. «О красоте человеческих лиц», Самойлов Д. «Красота»,
Элюар П. «Прекрасное», Платон «Гиппий Больший», Эко У. «Исто- рия красоты».
2. Раскройте понятие «возвышенное», используя следующую лите- ратуру: Берк Э. «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», Борев Ю. «Природа возвышен- ного», Кант И. «Критика способности суждения», Татаркевич В. «Воз- вышенное».
3. Определите понятие «комическое», используя следующую лите- ратуру: Бахтин М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», Бергсон А. «Смех», Борев Ю. «Чувство юмора и остроумие».
4. Определите понятие «трагическое», используя следующую лите- ратуру: Аристотель «Поэтика», Борев Ю. «Трагическое в истории эсте- тики», Камю А. «Абсурдный человек», «Миф о Сизифе», Лосев А.Ф.
«Трагическое мироощущение», Унамуно де М. «О трагическом чувстве жизни».

157
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16

ГЛАВА 9
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
МЕДИЦИНСКОЙ БИОЭТИКИ
9.1. ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
(ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА, МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА, МЕДИЦИНСКАЯ
ДЕОНТОЛОГИЯ)
Медицинская этика — это разновидность профессиональной эти- ки. Исторически профессиональная этика, прежде всего, сложилась в медицинской, юридической; педагогической и им подобных про- фессиях, в которых нейтральное место занимает помощь конкретно- му человеку и, следовательно, взаимодействие с ним, то как с паци- ентом, то как с клиентом, то как с учеником (студентом). Специфика моральных оценок, нравственного регулирования в этих сферах опре- деляется тем, что в такого рода взаимодействиях непосредственно за- трагиваются такие наиболее значимые ценности, как жизнь и здоро- вье человека, его фундаментальные свободы, права и т.д.
В процессе освоения принципов и норм профессиональной этики медики одновременно постигают миссию своей профессии в обще- стве. Полноценное профессиональное мышление врача, медицин- ской сестры, фармацевта всегда включает этическую составляющую.
В то же время профессиональная медицинская этика, органически входящая в практику, призвана обеспечить профилактику ущерба, который может быть нанесён личности или обществу, а также авто- ритету самой медицинской профессии в результате некомпетентных, неосторожных или предосудительных действий какого-либо ее пред- ставителя.
Доступная нам в памятниках письменности история врачебной этики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в 1500 г. до н.э.
Для европейской медицины непреходящее значение и по сей день имеет этика древнегреческого врача
Гиппократа (около 460–около 370 г. до н.э.), в особенности его знаменитая «Клятва».

158
Этические воззрения, требования и запреты великого медика из- ложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О вра- че», «О благоприличном поведении», «Наставления», «Об искусстве»,
«Афоризмы» и др.
Этика Гиппократа — это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания, опреде- ляющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим вра- чам, а также к своей профессии в целом и отношение врача к обще- ству. Основным ее принципом является принцип «прежде всего не навреди» (primum non nocere). Она оказала огромное влияние на мо- ральное сознание медиков Древней Греции и Рима.
Своеобразным мостом между античной и современной медици- ной стало наследие великих арабских врачей. «Клятва» Гиппократа была известна средневековым мусульманским ученым и, более того, использовалась ими с теми лишь изменениями, что вместо греческих богов в ней фигурировали Аллах и его пророки. Из этих ученых, пре- жде всего, следует назвать
Авиценну(Ибн-Сина, 980–1037), который перенес в Европу высокую культуру Востока. «Канон врачебной на- уки» Авиценны до конца XVII в. использовался в Европе в качестве учебника.
Другой известнейший врач средневековой эпохи —
Маймонид
(1135–1204) в своем труде «Учитель заблудших» уделял большое вни- мание врачебной этике. Знаменитая «Молитва врача» Маймонида — это способ обретения врачом той душевной крепости, той моральной силы, без которой невозможно выполнение им его благородной мис- сии.
В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач. Споры шли вокруг того, достигаются ли качества, необходимые хорошему врачу, в процессе академического обучения, либо они даются путем озарения, через интуицию и опыт, приходят, что называется, от Бога.
Последней точки зрения придерживался, величайший, врач эпо- хи Возрождения
Парацельс (1493–1541). Знаменитый практический врач-целитель, смелый реформатор господствующих подходов к ле- чению (отвергший изнуряющие больных массивные кровопускания и слабительные), основоположник ятрохимии (он первым объяснял жизнедеятельность как, в сущности, химические процессы), непри- миримый враг профессионального чванства врачебной элиты своего времени. Его иногда называют «Лютером медицины» — в 1526 г. в Ба- зеле он публично сжег «Канон» Авиценны, протестуя против засилья схоластического комментаторства в медицине (имея в виду языческие и исламские корни университетской медицины), недооценки клини- ческого опыта и косного догматизма врачебного мышления того вре- мени.