Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34
(панлогизм) и полагая эту субстанцию вечной, он сближает свою абсолютную идею с понятием Бога. Наука логики для Гегеля — это изображение Бога.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

2.3. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
КАК ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ
Важнейшими формами бытия являются пространство и время. По- нятие
пространство характеризует некий общий порядок расположе- ния объектов относительно друг друга, оно выражает протяжённость тел, их сосуществование.
Время означает смену состояний, порядок следования одних явлений за другими, длительность происходящих с ними процессов.
Одни философы считали пространство и время объективными ха- рактеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени. Так, Беркли, Юм, Мах по- лагали, что время есть форма индивидуального сознания. Кант трак- товал время как априорную форму чувственного созерцания, Гегель понимал время как категорию Абсолютного духа.
Признание существования объективной реальности обязательно при- ведет к признанию и объективности пространства и времени, т.е. суще- ствует реальное пространство и время не зависимое от сознания субъекта.
Существуют две точки зрения на отношение пространства и вре- мени.
Субстанциальная концепция. В ней пространство и время трактуют- ся как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между простран- ством, временем и материей представляется как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это ведёт к независимо- сти свойств пространства и времени от характера протекающих в них процессов. Основы концепции были заложены Демокритом. Класси- ческое своё выражение она получила в работах Ньютона. По Ньютону, время и пространство не зависят ни от массы вещества, ни от скорости движения тел. Пространство есть гигантских размеров пустое вмести- лище, в котором независимо друг от друга с не изменяющимися раз- мерами движутся многочисленные тела. Пространству и времени он приписал характер абсолютных.
Реляционная концепция. Её сторонники понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы пространство и время не существуют. Допускается и за-

35
висимость пространства и времени от характера взаимодействия ма- териальных систем. Впервые такой подход встречается у Аристотеля, классическое свое выражение он получил у Лейбница. В настоящее время эта концепция связана с теорией относительности, созданной
А.Эйнштейном. Из теории относительности следовали два важных вывода: при скоростях, близких к скорости света, длины тел сокраща- ются примерно в 2 раза; темп течения временных процессов замедля- ется при скорости, близкой к световой. Философское значение тео- рии относительности:
а) она исключила из науки понятие абсолютного пространства и времени; б) она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем; в) она нанесла удар субъективистким, априористским трактов- кам пространства и времени.
Свойства пространства и времени. Характерным свойством про- странства является его трехмерность. Положение любого объекта мо- жет быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени до- статочно одной величины. К специфическим свойства пространства относятся однородность и изотропность. Однородность означает от- сутствие в нём каких-либо выделенных точек, а изотропность — рав- ноправность всех возможных направлений. Время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов. Специфическим свойством времени является его необра- тимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое.
Под
концептуальным пространством и временем подразумевают математические пространственно-временные структуры и матема- тические пространства, где допускается многомерность, обрати- мость и т.д.
В каждой форме движения материи пространство и время специфи- цировано. Специфично проявление времени и пространства в микро- мире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое, со- циальное пространство-время и другие виды времени и пространства.
Психологическое (перцептуальное) время связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то «бежит», то «замед- ляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций: в детстве нам кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте — что оно ускорило свой бег.
Три основные сферы материального мира характеризуются спец- ифическими пространственно-временными структурами.


36
Неживая природа. Существуют особенности пространства и време- ни в мега-, макро– и микромире. Так, в локальных областях макро- мира, когда можно абстрагироваться от искривления пространства и времени вблизи больших тяготеющих масс, пространство-время ха- рактеризуется евклидовой геометрией. В масштабах Мегагалактики существенную роль начинает играть кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс.
Живая природа. Особенности биологических пространственно- временных структур проявляются на разных уровнях организации жи- вого. Пространственную организацию живых молекул характеризует асимметрия «левого» и «правого» в группировках атомов. Молекулы в живых системах имеют только «левосторонние» формы. Запуск и от- ключение в организме цепей и химических реакций связано с биоло- гическими часами.
Общество. Социальное пространство — это область, в которой скрещиваются и переплетаются социальные интересы, симпатии и антипатии индивидов, групп, классов. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов.
2.4. ПРИРОДА И ЕЕ ЗАКОНЫ
Важное место в диалектике занимает
принцип всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отра- жают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как прояв- ление
всемирно-универсальной связи объектов, «всего во всём». Через всеобщую связь явлений проявляется единство мира, обусловлен- ность одного явления другими. Благодаря этой связи мир представля- ет собой не хаотическое нагромождение предметов, а закономерный процесс движения и развития материи. Связи между предметами и явлениями могут быть непосредственными и косвенными, явными и временными, существенными и несущественными, случайными и не- обходимыми, функциональными и т.д.
Важнейшим принципом философского учения о бытии является принцип
детерминизма. Термин «детерминация» первоначально обо- значал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. В современной философии он обозначает
обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями.
Детерми-
низм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.
В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимос- вязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанционального единства мира и способом его реализации, а с дру- гой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.


37
Основанием детерминизма является учение о
причинной обуслов- ленности всех явлений. Причинную связь или отношение причине- ния можно определить как такую генетическую связь между явлени- ями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определённых условий с необходимостью порождает, вызывает к жиз- ни другое явление, называемое следствием. Причина есть взаимодей- ствие. Возможны
два типа взаимодействия: 1) ведущие к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах (воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболе- вание человека и биохимические изменения самих вирусов); 2) по- рождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины (взаимодействие электрона и позитрона, порождающие два фотона). Причина есть взаимодействие, следствие — результат взаи- модействия.
Признаки причинно-следственной связи: а) Наличие между явлениями отношения производства или порож- дения. Причина порождает, вызывает к жизни следствие, генетически обусловливает его появление и существование. Перенос вещества, энергии или информации в процессах причинения связан с преобра- зованием формы движения и структурных моментов в соответствии со специфическим содержанием объектов, являющихся причиной и следствием;
б) Причинное отношение характеризуется
однонаправленностью или временной асимметрией. Формирование причины всегда пред- шествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс причи- нения имеет определённую направленность во времени от того, что есть, к тому, что возникает, появляется. Последовательность во вре- мени является необходимым, но недостаточным условием.
в) Необходимость, однозначность причинного отношения. Если причина возникает в строго определённых фиксированных внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает опреде- лённое следствие;
г) Пространственная и временная непрерывность. Пространствен- ная непрерывность означает, что когда два явления — причина и след- ствие разделены пространственным интервалом, то этот интервал должен быть заполнен непрерывной цепью необходимо связанных причинных событий. Временная непрерывность — два события (при- чина и следствие) имеют место в одной точке пространства, но разде- лены конечным временным интервалом.
Причинно-следственные связи могут формировать различные по сложности так называемые
цепи причинения. Однолинейные цепи при- чинения: в них одно и то же явление выступает и причиной и след- ствием, причиной в одном отношении и следствием в другом. Цепи


38
причинения с
обратной связью (перенос вещества, энергия и инфор- мации от следствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы в целом).
Разветвляющие цепи причине- ния. Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может давать сеть причинения.
Причинная сеть — это такое отношение между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них многократно выступает и причиной, и след- ствием.
Условия — это совокупность различных факторов, от наличия ко- торых зависит возникновение, существование и исчезновение вещей, но которые сами по себе ничего не производят. Взятые отдельно усло- вия не могут породить следствие.
Поводы — это явления, которые са- ми по себе не вызывают того или иного последствия, но срабатывают как «пусковой механизм», толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Причина с необходимостью порождает следствие только при наличии определённых условий. Так, попавшая инфекция в организм является причиной его заболевания, но сам факт заболевания зависит также от внутреннего состояния организма, состояния иммунной системы, особой предрасположенности к тому или иному заболеванию. Представители «
кондиционализма» абсолю- тизируют роль условий в возникновении явлений. Кондиционалисты фактически растворяют причину в условиях. Другой крайностью явля- ется
монокаузализм, фактически отрицающий роль условий. Диалек- тическая философия отвергает обе крайности и исходит из того, что действие причины всегда зависимо от условий. При лечении болезни врач в первую очередь стремится выяснить и устранить причину, а не просто ликвидировать условия, способствующие заболеванию.
В настоящее время всё чаще в философии используется понятие полная причина.
Полная причина — это совокупность всех обстоя- тельств, факторов, при которых данное следствие наступает с необ- ходимостью. Состав полной причины: специфицирующая причина, кондициональные причины, реализаторная (пусковая) причина. По- нятие полной причины «снимает», с одной стороны, монокаузализм как общую установку, с другой стороны, «снимает» кондиционализм с его положением о равнозначности всех детерминирующих факто- ров.
Индетерминизм — это методологическая позиция, в которой отри- цается как объективность причинных связей, так и ценность причин- ных объяснений в науке. Философский детерминизм не исключает существование непричинных видов обусловливания. Непричинные отношения между явлениями можно определить как такие отноше- ния, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, вза- имообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное