Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39
отношение
генетической производительности и временной асимме- трии. Другим видом непричинной обусловленности является так на- зываемая связь состояний. Имеются серьезные основания говорить о существовании так называемой вероятностной детерминации. Су- ществуют также попытки выделять в качестве самостоятельных форм детерминации структурную. Особым видом детерминации является целевая.
В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории
необходимости и случайности. Необходимость — это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, про- цессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе.
Пример — развитие организма человека, прохождение человеком не- скольких последовательных стадий,
случайность — это то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.
В истории философии широко обсуждалась проблема: можно ли случайные явления считать причинно обусловленными? Предлага- лось два варианта: а)
постулировать объективное существование аб- солютной случайности как ни чем не детерминированного события, явления, процесса; б)
случайность объявлялась лишь продуктом на- шего познания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе к лишению категории случайности объективного познавательного значения.
Существует два подхода к объяснению объективной случайности.
Первый путь: материальные предметы, процессы, явления пред- ставляют собой определённые системные образования, относитель- но отграниченные друг от друга. Совокупность внутренних связей, лежащих в основе таких образований, как бы противостоит сово- купности внешних связей, посредством которых одни материальные образования связаны с другими. Внешние связи и выступают в виде условий, в которых реализуются внутренние существенные связи.
Случайность — тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Необ- ходимость — тип связи явлений, определяемый их устойчивой вну- тренней основой и совокупностью условий их возникновения, суще- ствования и развития.
Другой путь обоснования объективного существования случайно- сти был предложен Г.В.Плехановым. Он отмечал, что случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловленных цепей или линий существования раз- личных объектов. Необходимой является и последовательность со-


40
бытий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последовательность образует линию его существо- вания. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает случай- ность.
Случайными в науке считаются также события, которые возни- кают при вариации условий. Случайными являются изменения в на- следственной структуре организмов, ибо они определяются действием многих факторов, непосредственно не связанных с жизнедеятельно- стью. Случайным является выпадение той или иной стороны монеты при бросании, поскольку исходные условия бросания монеты опреде- лённым образом варьируются.
Закономерный характер действительности означает подчинённость всех явлений в своём возникновении и существовании
объективным
законам. Закон определяется, прежде всего, как связь (или отноше- ние). Закон не просто связь, но связь существенная. Она присуща не отдельным предметам, а всем предметам и явлениям определённого рода. Тот факт, что закон есть связь всеобщая, присущая неограни- ченно большому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-времен- ном отношении. Например, закономерное отношение, которое суще- ствует между такими объективными свойствами газа, как давление, объём и температура, и которое в приближенной форме выражается в виде функциональной зависимости Бойля-Мариотта, будет всегда повторяться при наличии соответствующих условий, независимо от пространственного положения или времени. Характерным признаком закона, вытекающим из его определения как существенной связи, яв- ляется и его необходимость.
Понятие «закон природы» тесно связано с понятием
«условие». Не- обходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определённых условий. Связь закона и условий его действия находит своё выражение и в логической (или языковой) форме ут- верждений о законах природы: положения, в которых формулируют- ся законы, имеют вид условных предложений. Закон природы — это связь, которая характеризуется основными признаками существен- ного отношения; всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью, т.о.
закон есть объективная, необходимая, существен- ная, внутренняя, повторяющаяся связь вещей и явлений.
Существует многообразие типов и видов законов. Прежде всего, законы классифицируются по
формам движения. Другой классифика- цией является их подразделение на законы
существования и функцио-
нирования объектов и законы развития. Первые характеризуют пред- меты, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже


41
ставшие и относительно стабильные образования. Вторые раскры- вают предметы с точки зрения их развития, в них формируется связь между различными стадиями развития предметов.
Законы принято делить на динамические и вероятностно-стати- стические.
Динамический закон — это закон, управляющий поведени- ем индивидуального объекта и позволяющий установить однознач- ную связь его состояния.
Вероятностно-статистический — это закон, управляющий поведением больших совокупностей и в отношение индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные заключении о его поведении.
Законы можно подразделить на причинные и непричинные. Не- причинные могут подразделяться на функциональные, структурные, законы корреляции и т.д.
Для философии и науки принципиальное значение имеет деление законов по степени их общности. Законы делятся на частные (спец- ифические), общие и всеобщие.
Частные законы управляют поведени- ем качественно ограниченной сферы объектов.
Общие законы харак- теризуют поведение объектов, принадлежащих к достаточно широкой предметной области. Принято делить мир на три большие сферы: природу, общество и мышление. Общие законы распространяют свое действие на одну из них. Примером общего закона может выступать закон сохранения энергии, действие которого проявляется во всех природных явлениях, изучаемых естественными законами.
Всеобщие
законы — это такие, которые действуют во всех трёх сферах действи- тельности и изучаются философией.
2.5. ДИАЛЕКТИКА — УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ
На протяжении двух с половиной тысячелетий формировалась диалектика как учение о развитии мира и о всеобщей связи явле- ний. Первоначально термин «диалектика» получил распространение в Древней Греции, и он понимался как «искусство вести беседу, рас- суждать». Понимание диалектики как
учения о развитии и всеобщей
связи явлений впервые глубоко и всесторонне разрабатывается Геге- лем, хотя основы его были заложены древнегреческим философом
Гераклитом, о чем неоднократно упоминал Гегель, который, однако сам термин «диалектика» не употреблял. В трудах Гегеля диалектика была разработана на идеалистической основе, развитие у него трак- туется как атрибут абсолютной идеи. Маркс и Энгельс рассматривали развитие как
атрибут материи, они разработали материалистическую диалектику. Можно утверждать, что с середины XIX в. принцип раз- вития стал одним из центральных мировоззренческих оснований.
В самом общем смысле диалектику можно определить как фило- софское учение о законах развития материи и сознания и как о все-


42
общей связи явлений. В теории материалистической диалектики раз- витие трактуется как атрибут материальной субстанции.
Категория развития конкретизирует философское понятие дви- жения, определяя его направленность: всякое развитие есть дви- жение, но не всякое движение есть развитие. Категория движения является более общей, она шире по своему объему, чем категория развития. Однако последняя богаче по содержанию, чем категория движения. При рассмотрении движения абстрагируются,
во-первых, от механизма изменений (как? и почему?), и,
во-вторых, от их на- правленности (куда? и в каком направлении?).
Развитие есть законо- мерное, необратимое, определённо направленное взаимодействие, рождающее новое качество предмета (процесс + механизм + направ- ленность + результат). Развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы, подготовленной её предшеству- ющим состоянием.
Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи»,
«Вселенной в целом». Развитие связано только с конкретными мате- риальными или духовными системами: развивающейся системой мо- жет быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии ма- терии («Вселенной в целом») можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем.
Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Оно пред- ставляет собой взаимодействие элементов, рождающих новое каче- ство, оно дает становление.
Становление — это и отсутствие качества
(наличного бытия) и в то же время существование и формирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества.
С развитием связана проблема прогресса. Можно выделить два ос- новных направлений разработки этой проблемы:
сциентистское (науч- ное) и
аксиологическое (ценностное). В самом общем виде прогресс — это развитие от простого к сложному, от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс — это восходящая ли- ния развития, регресс — нисходящая. Выделяют критерии прогресса для неорганической природы, органической природы и социальной реальности, а также универсальный критерий.
Для неорганической природы достаточным критерием прогрес- са можно считать
степень усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переходы от одних основных уровней системной организации объектов к другим означает расширение возможностей взаимодействия, изменения этих систем. Этот критерий можно назвать
системно-структурным (хотя здесь много спорного).


43
По отношению к системам органической природы необходимо ис- пользовать комплексный критерий. Его отдельными моментами яв- ляются: 1) возможность получения наибольшего количества инфор- мации за наименьший промежуток времени, с наименьшей затратой энергии; 2) возможность выживания вида при наименьшей затрате материи (млекопитающие и бактерии: последние выживают за счёт огромного количества потомства, более 50% которого погибает). Этот критерий можно назвать «
функциональным». Прогресс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени систем- ной организации объекта, которое, позволяет новой системе (изме- ненному объекту) выполнять функции, недоступные старой системе.
В отношении общества также применяется
комплексный крите-
рий. Здесь необходимо учитывать: 1) темпы роста производства, про- изводительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни;
4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития ин- дивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра. Этот крите- рий можно назвать
гуманитарным.
В общий, универсальный критерий прогресса включаются следу- ющие признаки: увеличение степени разнообразия системы, сопря- жённое с интегрированностью её частей; усиление мобильности, эф- фективности и надежности материальных систем; воспроизведение в расширяющихся масштабах основных функций системы; рост ав- тономности системы по отношению к внешним условиям; усиление степени организации, степени целостности системы.
Основные законы диалектики на идеалистической основе были разработаны Гегелем, на материалистической — Марксом и Энгель- сом. Эти законы развития мира раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем (схема 1).
Источник саморазвития определяет
закон единства и борьбы
противоположностей. В соответствии с этим законом всякий пред- мет, явление в своем развитии содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых за- ставляет предмет изменяться определенным образом. Содержание закона выражается через категории
тождества, различия, противо- положности и противоречия. Тождество выражает равенство, одина- ковость предмета, явления с самим собой, выражает одинаковость,
«симметричность», единство взаимоисключающих сторон существо- вания предмета, явления.
Различие показывает неодинаковость, не- похожесть, «асимметрично» разных сторон явления, предмета. До- ведение различий, элементов и тенденции до некоторого предела со- хранения целостности даёт противоположность.